Контрольная работа за II четверть. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
 Портреты А. С. Пушкина
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 Портреты М. Ю. Лермонтова
 
 
 Эпизод из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Последнее объяснение Татьяны и Онегина» (гл. VIII, стр. XLII—XLVII)
 
 Сцена дуэли из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (гл. VI, стр. XXVII—XXXI)
 
 Сцена дуэли Гринёва и Швабрина из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка
 
 Пушкин А. С. Бесы
 
 Монолог Алёны Дмитриевны
из «Песни про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова
 
 Лермонтов М.Ю. Родина
 
 Лермонтов М.Ю. И скучно и грустно
 
 Блок А.А. Россия
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА II ЧЕТВЕРТЬ

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 50
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА II ЧЕТВЕРТЬ
УРОК КОНТРОЛЯ


Основное содержание урока
Письменные ответы на вопросы и тестирование по произведениям, включённым в Кодификатор элементов содержания для составления КИМ ГИА для выпускников IX и XI классов: лирика А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова; роман в стихах «Евгений Онегин».

Основные виды деятельности.
Выполнение открытых и закрытых тестов, создание текстов в формате заданий КИМ ГИА и КИМ ЕГЭ по литературе.

Письменные ответы на вопросы и тестирование

ВАРИАНТ 1

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями.
Ответы запишите в виде нужного порядка цифр.

1. Двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.
2. Созданный Пушкиным лиро-эпический жанр, в котором помимо эпических средств изображения действительности используются лирические.
3. Пьеса, в которой изображаются острые, неразрешимые жизненные противоречия, непримиримый конфликт сильной личности с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. Герой пьесы, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу, что должно вызвать в зрителях потрясение, породить в них скорбь и сострадание.
4. Череда событий в эпическом или драматическом произведении, выстроенная хронологически и положенная в основу сюжета.

Роман в стихах (1), трагедия (2), фабула (3), хорей (4).
Ответы: 4; 1; 2; 3.

II. Установите соответствие между героями романа «Евгений Онегин» и деталями их портретов.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

Установите соответствие между героями романа «Евгений Онегин» и деталями их портретов
Герои
Детали портретов
А) Онегин
1) «кудри чёрные до плеч»
Б) Татьяна
2) «широкий боливар»
В) Ленский
3) «улыбка, локоны льняные»
4) «изнеженные пальцы»


Ответы: А—2; Б—4; В—1.

III. Прочитайте строфу из стихотворения А. С. Пушкина:

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

Как называется это стихотворение?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этой строфе:

1) анафора;
2) параллелизм;
3) метафора;
4) эпитет;
5) сравнение.

Ответы:"Пророк". 1; 3; 4.

IV. Проанализируйте эпизод из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Последнее объяснение Татьяны и Онегина» (гл. VIII, стр. XLII—XLVII), выполнив следующие задания
(объём ответа на вопросы 1—3 — это 3—4 предложения, а на вопрос 4 — 5—6 предложений):

1. Какими способами автор показывает душевное состояние Татьяны?

2. Как вы понимаете слова автора, предшествующие данному эпизоду?

Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.

3. В чём данный эпизод является «зеркальным» отражением первого объяснения Татьяны и Онегина?

4. Сравните монолог Татьяны с монологом Алёны Дмитриевны из «Песни про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова (со слов «Государь ты мой, красно солнышко…» до слов «Дитя малое, неразумное...»).
Что сближает и различает героинь этих произведений?

V. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» и выполните следующие задания
(объём ответа на вопросы 1—4 — это 3—5 предложений):

1. Почему поэт называет свою любовь к Родине странной?

2. С какой целью поэт изменяет ритмический рисунок и длину стиха во второй половине стихотворения?

3. Какой хочет видеть поэт свою Родину в будущем?

4. Сравните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» со стихотворением А. А. Блока «Россия».
В чём общность и различия мироощущений лирического я каждого стихотворения?

Из заданий IV и V выполняется одно по выбору учащихся.

ВАРИАНТ 2

I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями.
Ответы запишите в виде нужного порядка цифр.

1. Трёхсложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.
2. Совокупность событий в эпических и драматических произведениях, порядок и развитие которых позволяют писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.
3. Поэтический жанр, представляющий собой стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п.
4. Большое эпическое произведение, всесторонне изображающее жизнь людей в определённый период времени или в течение целой человеческой жизни и характеризующееся многолинейностью сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличием системы равнозначных персонажей; охватом большого круга жизненных явлений, постановкой общественно значимых проблем; значительной временной протяжённостью действия.

Роман (1), послание (2), амфибрахий (3), сюжет (4).
Ответы: 3; 4; 2; 1.

II. Установите соответствие между героями романа «Евгений Онегин» и их высказываниями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца:

Установите соответствие между героями романа «Евгений Онегин» и их высказываниями
Герои
Их высказывания
А) Онегин
1) «Судьбу мою / Отныне я тебе вручаю»
Б) Татьяна
2) «Примите исповедь мою: / Себя на суд вам отдаю»
В) Ленский
3) «Зачем вечор так рано скрылись?»
4) «Что день грядущий мне готовит?»


Ответы: А—2; Б—1; В—4.

III. Прочитайте фрагмент стихотворения М. Ю. Лермонтова:

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.

Как называется это стихотворение?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте:

1) сравнение;
2) анафора;
3) олицетворение;
4) эпитет;
5) гротеск.

Ответы: "Поэт". 1; 3; 4.

IV. Проанализируйте сцену дуэли из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (гл. VI, стр. XXVII—XXXI),
выполнив следующие задания (объём ответа на вопросы 1—4 — это 3—5 предложений):

1. Почему Онегин и Ленский не смогли помириться и «разойтиться полюбовно»?

2. Почему в сцене дуэли автор многократно повторяет слово «враги»?

3. Почему изменилось внутреннее состояние Онегина после убийства Ленского?

4. Сравните сцену дуэли из романа «Евгений Онегин» со сценой дуэли Гринёва и Швабрина из романа «Капитанская дочка» со слов «Я дожидался недолго…» до слов «Я упал и лишился чувств».
В чём сходство и различия двух изображённых дуэлей?

V. Проанализируйте стихотворение А. С. Пушкина «Бесы», ответив на следующие вопросы:

1. О чём размышляет поэт в стихотворении «Бесы»?

2. Почему его лирический герой испытывает тревогу и смятение?

3. Какой смысл придаёт стихотворению многократное повторение первого стиха?

4. Сравните стихотворение А. С. Пушкина «Бесы» со стихотворением М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно».
Чем близки и чем различаются душевные состояния каждого лирического я?

Из заданий IV и V выполняется одно по выбору учащихся.

Домашнее задание

Дать полный развёрнутый ответ в объёме не менее 200 слов на один из четырёх проблемных вопросов:

1. Каковы взгляды на миссию поэта в лирике А. С. Пушкина?
2. Каковы идеальный и реальный образы Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова?
3. В чём композиционная роль образов Ленского и Ольги в романе «Евгений Онегин»?
4. Какие приметы жизни и быта пушкинской эпохи помогают в понимании романа «Евгений Онегин»?

Прочитать роман «Герой нашего времени» и подготовиться к проверочной работе на знание содержания романа.

Индивидуальные задания.

Подготовить устное сообщение об истории создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Прочитать комментарии Н. Г. Долининой к предисловию романа «Герой нашего времени» (см.: Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — Л., 1975. — С. 14—16).

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.


«Последнее объяснение Татьяны и Онегина»
(гл. VIII из романа «Евгений Онегин»)
А. С. Пушкин


XLII

Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей...
О чем теперь ее мечтанье?
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.

XLIII

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь... Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно.
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой...

XLIV

Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась... Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,[2]
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

XLV

Я плачу... если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам...
А нынче! — что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

XLVI

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...

XLVII

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».



Источник: Пушкин А. С. Евгений Онегин. Роман в стихах.
(вернуться к уроку)

Монолог Алёны Дмитриевны
из «Песни про царя Ивана Васильевича…»
М. Ю. Лермонтов


   «Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня, или выслушай!
Твои речи — будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости.

   От вечерни домой шла я нонече
Вдоль по улице одинешенька.
И послышалось мне, будто снег хрустит;
Оглянулася — человек бежит.
Мои ноженьки подкосилися,
Шелковой фатой я закрылася.
И он сильно схватил меня за руки
И сказал мне так тихим шепотом:
„Что пужаешься, красная красавица?
Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем,
А из славной семьи из Малютиной...”
Испугалась я пуще прежнего;
Закружилась моя бедная головушка.
И он стал меня цаловать-ласкать
И, цалуя, все приговаривал:
„Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать,
Лишь не дай мне умереть смертью грешною:
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание!”

   И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные...
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали...

   Как из рук его я рванулася
И домой стремглав бежать бросилась;
И остались в руках у разбойника
Мой узорный платок, твой подарочек,
И фата моя бухарская.
Опозорил он, осрамил меня,
Меня честную, непорочную, —
И что скажут злые соседушки,
И кому на глаза покажусь теперь?

   Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!
На кого, кроме тебя, мне надеяться?
У кого просить стану помощи?
На белом свете я сиротинушка:
Родной батюшка уж в сырой земле,
Рядом с ним лежит моя матушка,
А мой старший брат, сам ты ведаешь,
На чужой сторонушке пропал без вести,
А меньшой мой брат — дитя малое,
Дитя малое, неразумное...»


Источник: Лермонтов М. Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
(вернуться к уроку)

РОДИНА
М. Ю. Лермонтов
[3]

Люблю отчизну я, но странною любовью!
      Не победит ее рассудок мой.
      Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

      Но я люблю – за что, не знаю сам –
      Ее степей холодное молчанье,
      Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
         Люблю дымок спаленной жнивы[4],
         В степи ночующий обоз[5],
         И на холме средь желтой нивы[6]
         Чету белеющих берез.
         С отрадой, многим незнакомой,
         Я вижу полное гумно[7],
         Избу, покрытую соломой,
         С резными ставнями окно;
         И в праздник, вечером росистым,
         Смотреть до полночи готов
         На пляску с топаньем и свистом
         Под говор пьяных мужичков.
1841

Источник: Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. — 2-е, испр. и доп.. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. — Т. 1. Стихотворения, 1828—1841. — С. 460.
(вернуться к уроку)

РОССИЯ
А. А. Блок
[8]

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
18 октября 1908
Источник: Блок А.А. Стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1969.
(вернуться к уроку)

Сцена дуэли из романа «Евгений Онегин»
А. С. Пушкин


„Мой секундант? сказал Евгений:
Вот он: мой друг, monsieur Guillot.
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный“.[9]
Зарецкий губу закусил.
Онегин Ленского спросил:
„Что ж, начинать?“ – Начнем, пожалуй, –
Сказал Владимир. И пошли
За мельницу. Пока вдали
Зарецкий наш и честный малой
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.

XXVIII.

Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно...
Не засмеяться ль им,
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

XXIX.

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.[10]
В граненый ствол уходят пули
И щелкнул в первый раз курок.[11]
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень[12]
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерял с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

XXX.

„Теперь сходитесь“.
                            Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить – но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет, молча, пистолет,

XXXI.

На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
Источник: Пушкин А. С. Евгений Онегин. Роман в стихах.
(вернуться к уроку)

Сцена дуэли Гринёва и Швабрина
из романа А. С. Пушкина
«Капитанская дочка


Я дожидался не долго. На другой день, когда сидел я за элегией[13] и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать? — сказал мне Швабрин,— за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились молча. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.
Источник: Пушкин А. С. Капитанская дочка // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 6. Художественная проза. — 1978. — С. 258—370.
(вернуться к уроку)


БЕСЫ
А. С. Пушкин
[14]

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

"Эй, пошёл, ямщик!.."–"Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон – теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... "Что там в поле?" –
"Кто их знает? пень иль волк?"

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
1830

Источник: А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10 т., том 2. – М., 1956–1962, стр. 297 – 298.
(вернуться к уроку)

И СКУЧНО И ГРУСТНО
М. Ю. Лермонтов
[15]

И скучно и грустно, и некому руку подать
      В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
      А годы проходят – все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время – не стоит труда,
      А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
      И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
      Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
      Такая пустая и глупая шутка...
1840
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

2. Что муж в сраженьях изувечен... – муж Татьяны вполне мог быть нестарым человеком. Онегину, который родился в 1795 г. или около этого, весной 1825 г. могло быть неполных 30 лет. Князь N – его родня и приятель, с которым Онегин на мог быть лет на пять старше.
Например, в 28 лет сделался гвардии полковником (что равнялось армейскому генералу) Катенин.
Изувечен – не означает «изуродован» или «сделался инвалидом», а лишь указывает на многократные ранения, что было обычно для поколения людей войны 1812 г. (вернуться)

3. "Родина" – датируется началом 1841 года по времени появления в печати.
В. Г. Белинский 13 марта 1841 года писал В. П. Боткину: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его Родина — то, аллах керим, — что за вещь — пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских» (В. Г. Белинский. Письма, т. 2. СПб., 1914, стр. 227).
H. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858) отмечал, что «Лермонтов... обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение „Родина“, в котором он... понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» (Добролюбов, т. 1, 1934, стр. 238). (вернуться)

4. Жнива – солома, оставшаяся на поле после жатвы; поле, с которого снят хлеб. (вернуться)

5. Обоз – вереница подвод или повозок, перевозящих какие-либо грузы. (вернуться)

6. Нива – засеянное поле; пашня. (вернуться)

7. Гумно́ – огороженный участок земли (или сарай) в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зёрен хлеба. (вернуться)

8. "Россия" – стихотворение из цикла А. А. Блока "Родина" (1907 — 1916).
В стихотворении «Россия» Блок выразил любовь к нищей России, к её народу. Вслед за Гоголем и Некрасовым поэт обращается со словами любви к нищей России и её народу. Тайная красота России обнаруживает себя и в «разбойной красе», и блеске мгновенного взора из-под платка, и в глухой песне ямщика. Обобщённый образ России – «лес да поле, да плат узорный до бровей» сияет древней красотой и вселяет веру в то, что не пропадёт она ( «и невозможное возможно…»). (вернуться)

9. Хоть человек он неизвестный / Но уж конечно малый честный. – Онегин оскорбляет Зарецкого не только тем, что приводит в качестве своего секунданта наемного лакея, но и этим обращением.
Известный – здесь имеет ироническую окраску, близкую к той, которую придавал Гоголь слову «исторический» применительно к Ноздреву. Упоминание о том, что Гильо «малый честный», было прямым оскорблением Зарецкому, поскольку подразумевало противопоставление в этом отношении одного секунданта другому. Именно поэтому «Зарецкий гу́бу закусил» (6, XXVII, 7). (вернуться)

10. Гремит о шомпол молоток... – стволы лепажевских пистолетов снаружи имели вид шестигранников. Внутри оружие было гладкоствольным. В ствол через дуло насыпали порох, заколачивая его пыжом. После этого при помощи молотка и шомпола забивалась пуля. Пистолет был кремневым: кремень, удерживаемый специальным винтом, взводился, на полку — стальной выступ около отверстия в казенной части – насыпался мелкий порох, воспламенявшийся при ударе и зажигавший заряд пороха внутри ствола, что и было причиной выстрела. Заряжал пистолеты один из секундантов под наблюдением другого.
Детальность операций по заряжанию и тщательность их описания в строфе XXIX соответствуют отстраненной автоматизированности взгляда наблюдающего Онегина. (вернуться)

11. Щелкнул в первый раз курок... – когда заряжали пистолет, курок взводился (при этом раздавался щелчок), но оставался все еще на предохранительном взводе, не допуская случайного выстрела. Перевод на боевой взвод, сопровождавшийся вторым щелчком, производился при выходе на боевой рубеж. (вернуться)

12. Зубчатый, / Надежно ввинченный кремень... – имеется в виду кремень, по форме похожий на зуб. (вернуться)

13. Эле́гия – стихотворение, в котором выражены философские размышления, грустные раздумия, печаль, скорбь, меланхолическое чувство. (вернуться)

14. "Бесы" – напечатано в "Северных цветах" на 1832 год. Написано 7 сентября 1830 года в Болдине.
В "Бесах" можно отметить черты романтической баллады в народном стиле:
а) событийный план стихотворения: заблудившийся ночью путник, ставший жертвой нечистой силы;
б) фольклорные образы: "бес", "чистое поле";
в) искусно нагнетаемая атмосфера тревоги и страха:
  ряд литературных приемов (прямые повторы и параллельные синтаксические конструкции "Мчатся тучи, вьются тучи", "Мутно небо, ночь мутна", "Еду, еду в чистом поле", "Страшно, страшно поневоле" создают напряженный ритм, напоминающий заклинание или заговор;
  композиция создает ощущение изнурительного бессмысленного движения в замкнутом круге: трижды повторяется четверостишие
     Мчатся тучи, вьются тучи;
     Невидимкою луна
     Освещает снег летучий;
     Мутно небо, ночь мутна.

В монографии О.А.Проскурина "Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест" дан многосторонний анализ сюжетных, интонационно-лексических связей "Бесов" со стихотворением К.Н.Батюшкова "Привидение", с романтическими балладами П.А.Катенина, В.А.Жуковского и многими другими текстами.
В народных суевериях во время метели вступает в свои права нечистая сила, враждебная и неподвластная человеку. У Пушкина именно в метель с героями происходят события, определяющие их дальнейшую судьбу. Описание метели в "Бесах" во многих деталях перекликается с описаниями метели в "Капитанской дочке" (во время метели Гринев знакомится с Пугачевым), "Метели" (во время метели Владимир теряет свою невесту), "Зимнем вечере".

Пушкину пришлось провести в Болдино три месяца, вот отрывки из его писем:
...тёща моя отлагала свадьбу… Я бесился! Тёща начинала меня дурно принимать и заводить со мною глупые ссоры; и это бесило меня. Хандра схватила, и чёрные мысли мной овладели… Баратынский говорит, что в женихах счастлив только дурак; а человек мыслящий беспокоен и волнуем будущим. (Пушкин – П.А.Плетнёву, 29 сент. 1830 г., из Болдина в Петербург.)
...Я совершенно пал духом. Мне объявили, что устроено пять карантинов отсюда до Москвы... Будь проклят тот час, когда я решился оставить вас и пуститься в эту прелестную страну грязи, чумы и пожаров... Я бешусь. Но свадьба, по-видимому, всё убегает от меня, и эта чума, с её карантинами, – разве это не самая дрянная шутка, какую судьба могла придумать? (Пушкин – Н.Н.Гончаровой, 30 сент. 1830., Болдино в Москву.)
Въезд в Москву запрещён, и вот я заперт в Болдине. Я совсем потерял мужество, и не знаю в самом деле, что делать?.. Мы окружены карантинами… Погода ужасная. Я провожу моё время в том, что мараю бумагу и злюсь. (Пушкин – Н.Н.Гончаровой, 11 октября 1830 г., из Болдина в Москву.)
...Я получаю от вас маленькую записку, из которой узнаю, что вы вовсе и не думали выезжать. Я беру почтовых лошадей, приезжаю в Лукоянов; мне отказывают в выдаче паспорта под тем предлогом, что я выбран для надзора за карантинами моего округа. Я решился продолжать мой путь, послав жалобу в Нижний. (Пушкин – Н.Н.Гончаровой, 26 ноября 1830 г., из Болдина в Москву.)
Вдруг получаю известие, что холера в Москве. Я попался в западню, как-то мне будет вырваться на волю. Страх меня пронял: в Москве!.. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 вёрст, ямщик мой останавливается; застава! Несколько мужиков с дубинами охраняли переправу через какую-то речку… Я доказывал им, что вероятно где-нибудь да учреждён карантин, что не сегодня, так завтра на него наеду, и в доказательство предложил им серебряный рубль. Мужики со мной согласились, перевезли меня и пожелали многие лета. (Пушкин. Холера, 1831 г.)
См. также статью из Пушкинской энциклопедии на странице "А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения". (вернуться)

15. "И скучно и грустно" – впервые напечатано в «Лит. газете» (1840, № 6, стлб. 133). Датируется январем 1840 года, так как 20 января стихотворение уже появилось в «Лит. газете». В «Стихотворениях» отнесено к 1840 году.
Одно из наиболее характерных для мироощущения Лермонтова стихотворений. Раскрывая общественный смысл этого стихотворения, Белинский писал: «„И скучно и грустно“ из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою» (Белинский, т. 6, 1903, стр. 45).
Стихотворение положили на музыку: А. С. Даргомыжский, А. Л. Гурилев, И. И. Билибин, В. Г. Кастриото-Скандербек, Н. П. Макаров, А. А. Оленин, В. М. Иванов-Корсунский и др. (вернуться)

 
 
Иллюстрации С.В.Герасимова к повести "Капитанская дочка"
Глава 4. «Поединок». «Швабрин был искуснее меня, но я
сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом,
дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался.»

 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика