Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего вресмени". Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 Портреты М. Ю. Лермонтова
 
Смерть М.Ю.Лермонтова. Из воспоминаний А.П.Шан-Гирея
 
Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова (презентация)
 
Лермонтов в Петербурге. Из путеводителя "По лермонтовским местам" (на сайте "К уроку литературы")
 
 История создания романа "Герой нашего времени"
 
 Долинина Н. Г. Печорин и наше время
 
 Статья учебника «Жанр романа и традиции романтической повести»
 
 Статья учебника «О романе „Герой нашего времени“»
 
 Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени
 
 Иллюстрации П.Павлинова к роману "Герой нашего времени"
 
 Хронологическая таблица жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
 
Уроки по лирике М. Ю. Лермонтова в 9 классе
 
Уроки по творчеству М. Ю. Лермонтова в 7 классе
 
 
Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")
 
А. А. Бильдерлинг в 1883 г. для экспозиции нового Лермонтовского музея сделал портрет «Лермонтов в юнкерской форме» (бумага, сепия, белила; ИРЛИ).
Лермонтов в Петербурге. Из книги ''По лермонтовским местам'' (на сайте "К уроку литературы")
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 51. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа

Урок 52. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла", "Максим Максимыч"): загадки образа Печорина

Урок 53. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань", "Княжна Мери"). "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера

Урок 54. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (глава "Фаталист"): философско-композиционное значение новеллы

Урок 55. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": дружба в жизни Печорина

Урок 56. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина

Урок 57. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков

Урок 58. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Контрольная работа: письменный ответ на проблемный вопрос. Урок развития речи 6


УРОК 51
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА


Основное содержание урока
«Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания романа. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Сообщение об истории создания романа. Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия композиция, психологический роман. Выявление системы образов и особенностей композиции романа. Сопоставление сюжета и фабулы романа.

I. «Герой нашего времени» — первый психологический роман
в русской литературе, роман о незаурядной личности

Вступительная беседа:


— Кратко перескажите причины двух ссылок М. Ю. Лермонтова на Кавказ.

— Какие факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина?

II. Выразительное чтение одной из кульминационных сцен романа,
например «Ранение Бэлы», «Объяснение с Мери», «Захват пьяного казака».

Что в них захватывает читателя?

III. Основные положения лекции учителя:

1. Основной период творчества М. Ю. Лермонтова связан с эпохой 1830-х годов, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональная характеристика этой эпохи дана в стихотворении «Дума». Черты современников, указанные в «Думе», являются характерными и для Печорина. Поэтому «Герой нашего времени» — это человек 1830-х годов.

2. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.

3. Противостояние Печорина и общества выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, изображения состояний его души, хотя события основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» — первый русский социально-психологический роман.

4. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого соединились незаурядность личности, стоящей выше окружающего её общества, сила и одарённость его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе. Смелость и честность его сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой не удовлетворён современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за своё поведение.

5. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых оттеняет различные грани характера героя.

IV. Чтение вслух и обсуждение предисловия к роману:

Абзац 1.

Каково мнение автора о читателях и публике?

Почему автор обвиняет читателя, только что открывшего книгу, «в дурном воспитании»?

Абзац 2.
Как автор относится к читательским оценкам Героя нашего Времени?

Каков пафос авторского рассуждения?

Абзац 3.
Как М. Ю. Лермонтов объясняет особенности портрета Героя нашего Времени?

Какого героя он хотел показать читателю?

Абзац 4.
Какую цель написания романа автор считает главной?

Как он намерен создавать портрет своего героя?

V. Сопоставление впечатлений от предисловия, высказанных учениками, с мнением Н. Г. Долининой о романе. (Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — Л., 1975. — С. 14—16.)
Чтение и обсуждение фрагментов (по абзацам) её комментариев к предисловию.

VI. Обзор содержания романа


Краткий пересказ сюжета каждой новеллы и наиболее запомнившихся фрагментов романа (по группам).

VII. Чтение статьи учебника «Жанр романа и традиции романтической повести»
и обсуждение особенностей жанра каждой новеллы:
(см. текст статьи ниже)

«Бэла» — романтическая новелла о любви европейца к дикарке. (Ср. с поэмой А. С. Пушкина «Цыганы».)

«Максим Максимыч» — реалистическое повествование странствующего офицера о герое, которого он раньше знал по чужим рассказам.

«Тамань» — романтическая повесть о мимолётном увлечении героя девушкой, которая готовит ему гибель.

«Княжна Мери» — светская повесть с «любовным треугольником», которая заканчивается поединком соперников.

«Фаталист» — фантастическая повесть, которой присуща загадочность и вмешательство высших сил.

Согласны ли вы с такой трактовкой жанровых особенностей новелл?

Прокомментируйте и уточните жанр каждой новеллы.

VIII. Практическая работа.
Письменная работа на знание текста романа:

1. Прослушайте фрагменты из глав романа «Герой нашего времени».


Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте своё мнение.

а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуёю».
(«Бэла», так как речь идёт о Койшаурской долине.)

б) «Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке».
(«Максим Максимыч». «Множество низеньких домиков», Терек и Казбек указывают, что действие происходит во Владикавказе.)

в) «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить».
(«Тамань», так как упоминаются море и корабли.)

г) «Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…».
(«Княжна Мери», так как Бешту и Машук находятся вблизи Пятигорска и Кисловодска, где происходит действие.)

д) «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..».
(«Фаталист», так как действие происходит в станице и в отрывке явно заметны философские рассуждения автора об отношениях человека и «светил небесных».)

2. Кто и где поёт эти песни?

а) Как по вольной волюшке
— По зелёну морю
Ходят все кораблики
Белопарусники.
(Девушка-ундина на крыше хаты. «Тамань».)

б) Много красавиц в аулах у нас,
Звёзды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
(Казбич у плетня рядом с домом Азамата. «Бэла».)

в) Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нём золотые. Он как тополь между ними; только не расти, не цвести ему в нашем саду.
(Бэла на свадьбе сестры из одноимённой повести.)

3. Соотнесите героев и предметы их одежды:

а) «офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка» (Максим Максимыч);

б) «бешмет… изорванный… а оружие в серебре» (Казбич);

в) «полосатое платье» (девушка-ундина);

г) «чёрный шёлковый бешмет» (Бэла);

д) «пыльный бархатный сюртучок», «запачканные перчатки» (Печорин);

е) «платье gris de perles», «ботинки couleur puce» (княжна Мери);

ж) «сюртук, галстук и жилет чёрного цвета» (Вернер);

з) «соломенная шляпка», «чёрная шаль» (Вера);

и) «эполеты неимоверной величины» (Грушницкий).

4. Определите важные особенности композиции романа:

— *Где начинается и где заканчивается в романе рассказ о Печорине? (В крепости за Тереком.)

— *Сколько в романе рассказчиков? (Три. Максим Максимыч, странствующий офицер, Печорин.)

— *Каково хронологическое расположение новелл? («Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина»).

Лишь мысленно переставив повести, можно восстановить хронологическую последовательность фактов жизни Печорина:

1) по пути из Петербурга на Кавказ Печорин останавливается в Тамани („Тамань“);

2) после участия в военной экспедиции Печорин едет на воды и живёт в Пятигорске и Кисловодске, где убивает на дуэли Грушницкого („Княжна Мери“);

3) за это Печорина высылают в крепость под начальство Максима Максимыча („Бэла“);

4) из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где встречается с Вуличем („Фаталист“);

5) через пять лет после этого Печорин, уже вышедший в отставку и поживший в Петербурге, едет в Персию и по дороге, во Владикавказе, встречается с Максимом Максимычем и автором („Максим Максимыч“);

6) на обратном пути из Персии Печорин умирает („Предисловие“ к „Журналу Печорина“).

IX. Чтение и обсуждение статьи учебника «О романе „Герой нашего времени“» с начала до слов «…сюжет и композицию романтической поэмы»:

— Чем отличаются сюжет и фабула?

Как располагаются части романа «Герой нашего времени» в соответствии с сюжетом и фабулой?

— Какие цели преследовал М. Ю. Лермонтов, располагая новеллы в соответствии со своим замыслом? Запишите эти цели.

(1. Снять напряжение с внешних событий и переключить его на внутреннюю жизнь героя.
2. Привлечь события и происшествия жизни Печорина в той степени, в какой они помогают постичь его душу.
3. Сначала сообщить читателю о последствиях случившихся событий, а затем об их причинах.
4. Каждое событие подвергнуть анализу со стороны героя и самоанализу, то есть размышлению героя о мотивах своего поведения.
5. Раскрыть одну из граней печоринской души в описании каждого из происшествий романа.)

X. Чтение и обсуждение статьи учебника «О романе „Герой нашего времени“» со слов «Печорин — это демон…» до конца статьи.

— В чём сходство романа «Герой нашего времени» и романтической поэмы?
(1. Наличие в романе «вершинной композиции».
2. Герой романа — статичная фигура, его характер и внутренний мир не развиваются.
3. Характер героя раскрывается в ярких эпизодах и обладает беспредельной глубиной.
4. Душа героя бездонна, и сам он наделён способностью к критическому анализу, устремлён в глубь своей души.
5. Внутренняя жизнь героя не раскрыта до конца.)

— Какую роль в романе выполняет «вершинная композиция» романтической поэмы?
(1. «Вершинная композиция» служит тому, чтобы герой был одним и тем же лицом с одним и тем же характером.
2. Характер героя всегда даётся в авторском освещении.
3. Разные эпизоды раскрывают одни и те же черты характера героя.
4. О герое рассказывают разные персонажи.
5. Читатель видит характер героя с разных точек зрения, даже с точки зрения его самого.)

— Почему автор выдвигает на первый план нравственные и философские вопросы?
(Возрастает смысловая нагрузка событий, разрозненные эпизоды превращаются в важные этапы жизненного пути героя.)

— Какую роль играет в романе кольцевая композиция?
(Показывает безысходность героя, бесполезность его исканий. Сообщение о смерти Печорина в середине романа позволяет освободить героя от хронологических рамок рождения и смерти.)

Итоговые вопросы:

Почему автор главное внимание уделяет не событиям и приключениям героя, а истории его характера и типу личности?

Какие черты «Героя нашего времени» указывают на жанровые особенности социально-психологического романа?

Домашнее задание

Перечитать главы «Бэла» и «Максим Максимыч».

Повторить алгоритм анализа эпизода.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока, используя материалы статей учебника «Изображение характера», «Тип личности», «Через романтизм к реализму».

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения по главе «Бэла»:
1) Роль пейзажа в главе. 2) Роль деталей психологического портрета Максима Максимыча в раскрытии его характера. 3) Горские обычаи и их нравственная сущность (по выбору учащихся).

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла", "Максим Максимыч"): загадки образа Печорина >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.


ЖАНР РОМАНА
И ТРАДИЦИИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ
(о романе «Герой нашего времени»)


Любовные истории и дружеские связи Печорина оживляют в романе иные по сравнению с романтической поэмой традиции. В «Герое нашего времени» и вообще в прозе Лермонтов идет, как и в лирике, по пути совмещения жанровых форм. В «Княжне Мери» очевидно влияние жанра современной Лермонтову светской повести. Ее сюжет часто основан на соперничестве двух молодых людей, которое заканчивается поединком.

В повести «Фаталист» легко угадать признаки фантастической прозы с ее загадочностью и необъяснимым вмешательством высших сил.

В повести «Бэла» путевой очерк сращивается с романтической новеллой о любви европейца к дикарке. Любовная игра часто создает для Печорина опасность, угрожающую его жизни. Она перерастает в игру с жизнью и смертью. Так происходит в «Бэле», где Печорин может ждать нападения и от Азамата, и от Казбича.

В «Тамани» «ундина» чуть не утопила героя, а в «Княжне Мери» Печорин стрелялся с Грушницким. В повести «Фаталист» Печорин проверяет свою способность к деятельности и бесстрашно обезвреживает пьяного казака, который только что зарубил Вулича. Печорин не может пожертвовать своей свободой ради чужого счастья. Ему куда проще пожертвовать жизнью, причем так, что его жертва оказывается необязательной, но совершенной ради удовлетворения гордости, честолюбия. Лермонтов всюду дает почувствовать, что Печорин не дорожит жизнью, не прочь умереть, чтобы избавиться от противоречий сознания, приносящих ему лишь мучения и страдания. В его душе живет тайная надежда, что только смерть для него единственный выход. Печорин тешит себя опасной игрой, он приносит мучения и даже смерть другим людям, но, главное,— он убивает себя. Его жизнь издерживается ни на что, уходит в пустоту. Он истрачивает жизнь понапрасну, ничего не достигая.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


О РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


В «Герое нашего времени» композиция организует, выстраивает сюжет, не фабулу. Здесь нужно уточнить понятия фабулы и сюжета.

Фа́булой называют совокупность событий и происшествий в их взаимной внутренней связи, развивающихся в хронологической последовательности.

Сюже́т — та же совокупность событий, происшествий, а также мотивов и стимулов поведения в их композиционной последовательности.

Если иметь в виду хронологию событий в «Герое нашего времени», т. е. фабулу, то она должна выглядеть так: приключение Печорина с «ундиной» в Тамани («Тамань»); история Мери с Грушницким, дуэль («Княжна Мери»); эпизод с Вуличем («Фаталист»); похищение Бэлы и путешествие странствующего офицера-рассказчика с Максимом Максимычем («Бэла»); встреча с Максимом Максимычем во Владикавказе («Максим Максимыч»); известие о смерти Печорина («Предисловие к «Журналу Печорина»). Расположение частей согласно хронологии (фабуле) романа, следовательно, таково:

«Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист». «Бэла». «Максим Максимыч». «Предисловие к «Журналу Печорина».

Однако в романе хронология нарушена. Там иное расположение повестей:

«Бэла». «Максим Максимыч». «Предисловие к «Журналу Печорина». «Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист».

Из сравнения хронологической последовательности с последовательностью повестей в романе можно заключить, что их несовпадение означает несовпадение между фабулой и сюжетом. Фабула отражает порядок событий в художественном произведении в их хронологической последовательности, сюжет — распределение событий в художественном произведении, выстроенное автором в нужных ему целях.

Допустим, что писатель задумал художественное произведение. Он вымышляет события и эпизоды, в которых участвует его герой. Затем выстраивает эти события и эпизоды в цепь происшествий, но подчиняет порядок не хронологии, а каким-то другим важным для него целям. Получается, что события сначала следуют хронологически, как в жизни, потом выстраиваются по воле автора, т. е. в соответствии с особым художественным заданием.

Какую же цель преследовал Лермонтов композицией романа (порядок расположения частей, событий, эпизодов в избранной автором последовательности)?

Одна из таких целей состояла в том, чтобы снять напряжение с происшествий и приключений, т. е. с внешних событий, и переключить его на внутреннюю жизнь героя, усилив внимание читателя к ней. Например, дуэль Печорина с Грушницким, если следовать хронологии, происходит раньше того как читатель получает известие о смерти Печорина. Интерес читателя будет направлен тогда к самой дуэли, и напряжение будет поддерживаться вопросом: что станется с Печориным, убьет его Грушницкий или герой останется жив? Внимание читателя в этом случае сосредоточено на самом событии. В романе Лермонтов снимает напряжение тем, что до дуэли уже сообщает (в «Предисловии к «Журналу Печорина») о смерти Печорина, возвращавшегося из Персии. Читатель заранее оповещен, что Печорин останется жить, и напряжение к этому важному в жизни героя эпизоду снижено. Но зато повышено напряжение к событиям внутренней жизни Печорина, к его размышлениям, к анализу собственных переживаний.В «Предисловии к «Журналу Печорина» автор прямо пишет о своей цели: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она... следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

Прочитав это признание, читатель вправе предположить, что интерес автора сосредоточен на герое, обладающем зрелым умом, на его душе, а не на событиях и приключениях, случившихся с ним. События и происшествия жизни Печорина привлекаются в той степени, в какой они помогают постичь его душу.

Сюжет и композиция служат выявлению, раскрытию души Печорина. Сначала читатель узнает о последствиях случившихся событий, затем об их причинах, причем каждое событие подвергается анализу со стороны героя и самоанализу, т. е. размышлению Печорина о мотивах своего поведения. Читатель в продолжении романа движется от одного происшествия к другому, и каждый раз раскрывается новая грань печоринской души. Такое построение сюжета, такая композиция больше напоминают сюжет и композицию романтической поэмы.

Печорин — это демон, сошедший с надзвездных миров и спустившийся на землю. Душевные миры Печорина и демона очень сходны.

Романтическая поэма, как известно, отличалась «вершинностью» композиции. Это означало, что в ней не было связного и последовательного повествования от начала до конца. Например, история романтического героя не описывалась со дня его рождения до зрелости или старости. Поэт выделял отдельные, самые яркие эпизоды из жизни романтического героя, художественно эффектные моменты наивысшего драматического напряжения, оставляя без внимания промежутки между событиями. Такие эпизоды назвали «вершинами» повествования, само построение получило название «вершинной композиции». В «Герое нашего времени» сохранена «вершинная композиция» романтической поэмы. Читатель видит Печорина в напряженно-драматические моменты его жизни, промежутки между ними ничем не заполнены. Яркие, запоминающиеся эпизоды и происшествия свидетельствуют о даровитой личности героя, с которым как в романе, так и в поэме непременно происходит что-то необыкновенное.

Сходство с романтической поэмой сказывается и в том, что герой статичная фигура. Характер Печорина не меняется от эпизода к эпизоду. Он сложился раз и навсегда. Внутренний мир Печорина одинаков от первой до последней повести. Он не развивается. Но зато он раскрывается в эпизодах, как в романтической поэме. Не развиваясь, характер обладает глубиной, и эта глубина беспредельна. Печорин получает возможность само-углубляться, изучать и анализировать себя. Так как душа героя бездонна вследствие ее большой одаренности и так как Печорин рано духовно созрел и наделен значительной способностью к критическому и мудрому анализу, то он всегда устремлен в глубь своей души. Того же самого автор романа ждет от читателей: взамен отсутствующего развития характера героя автор предлагает читателю путь погружения в глубины иечоринской души. Внутренняя жизнь Печорина не может быть раскрыта до конца, и не нужно ждать исчерпанности от ее описания в романе.

Однако «вершинная композиция» в романе по сравнению с романтической поэмой выполняет и другую, тоже очень важную, но противоположную роль. «Вершинная композиция» в романтической поэме служит тому, чтобы герой всегда представал одним и тем же лицом, одним и тем же характером. Он дается в одном — авторском — освещении и в совокупности разных эпизодов, которые раскрывают один характер.

«Вершинная композиция» в романе «Герой нашего времени» имеет другую цель, несет иное художественное задание. О Печорине рассказывают разные персонажи. Лермонтову необходимо подключить для изображения героя исторический, социальный и культурный опыт всех вовлеченных в сюжет лиц. Характер Печорина читатель видит с разных точек зрения, в том числе и с точки зрения героя, которому дано слово. Смена углов зрения нужна не для того, чтобы наблюдать за развитием характера, а с целью погружения во внутренний мир героя.

Сначала читатель смотрит на Печорина глазами Максима Максимыча, человека совсем другого сознания, чем Печорин. При этом точка зрения штабс-капитана передана другим лицом, странствующим офицером. Иначе говоря, о герое становится известно издалека и через посредство чужих оценок. Затем повествователь встречается с ним и непосредственно передает свои наблюдения. Наконец, читатель знакомится с «Журналом Печорина», где герой описывает свои приключения и анализирует их. Читатель смотрит на Печорина его глазами и узнает о нем из его слов. Внутренний мир Печорина приближается к читателю, который получает возможность войти и погрузиться в него.

Интерес к внутреннему миру предполагает особое внимание к нравственным стимулам поведения. Событие, происшествие и в этом случае отодвигаются на второй план. На передний план выступают нравственные и философские вопросы: принимать или не принимать мир, если человек не может достичь в нем счастья? Какой выбор следует сделать: в пользу ли слепой веры в предопределение или в пользу разумного, свободного отношения к бытию?

Вследствие того что нравственные и философские проблемы стали в романе главными, события необычайно возвысились в своем значении: их смысловая нагрузка возросла и из разрозненных эгшзодов они превратились в очень важные этапы жизненного пути Печорина.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки. Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 
Рис. М.А.Зичи. Скала в окрестностях Кисловодска. Место дуэли.
Иллюстрации М.А.Зичи к роману Лермонтова "Герой нашего времени"
(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика