Пушкин А. С. Роман "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Моды 1826 года. Гравюры К. Афанасьева из журнала "Московский телеграф", 1826.
Моды 20-х годов XIX века (сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

9 класс[1]


Урок 37. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение

Урок 38. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

Урок 39. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа

Урок 40. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

Урок 41. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора

Урок 42. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

Урок 43. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики

Урок 44. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Урок развития речи 4


УРОК 42
А. С. ПУШКИН.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
КАК ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ

Основное содержание урока

Реализм романа. Развитие понятия о реализме литературы. Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические личности как герои романа.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение наизусть. Устные монологи на литературоведческую тему. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие реализм.

I. Реализм романа

Актуализация имеющихся знаний о реализме литературы:


— Вспомните определение термина реализм.

Вопрос 12 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).

— Назовите главные черты реалистических произведений (см. урок 37).

— Какие известные вам произведения можно отнести к реалистическим?

II. Развитие понятия о реализме литературы

Основные положения сообщения учителя о реализме романа:


Реализм романа проявился в новаторском характере изображения человека и действительности, демократизации литературного языка.
А. С. Пушкин в романе ставит своей художественной задачей показать тип современного человека, героя своего времени. Историческая эпоха выражается в конкретной истории каждого героя и вымышленном сюжете романа. Автор рисует панораму эпохи, быт и культуру своего времени.
Герои действуют не в исключительных ситуациях (как в романтизме), а в привычном для них окружении (Петербург, Москва, деревня).
Действительность и герои романа показаны в динамике; их характеры изменяются под влиянием жизненных ситуаций, в которые они попадают.
Типическое для людей пушкинской среды проявляется через их специфические, индивидуальные черты.
Характеры героев сложны и многогранны, они построены не по литературным схемам и нормам, а по законам реальной жизни.
Автор не судит героев, а анализирует характеры и поступки как очевидец, человек той же эпохи, что усиливает правдивость повествования.
Эмоциональная окраска картин жизни и внутреннего мира людей, пафос автора отражают мировоззрение передового человека эпохи А. С. Пушкина.
Лиро-эпический характер нового жанра — романа в стихах — побуждает А. С. Пушкина разнообразить традиционный четырёхстопный ямб и создать новую строфическую форму — онегинскую строфу.
Автор стремится сблизить книжный язык с общеупотребительным, разговорным.


III. Россия и пушкинская эпоха в романе.
Реальные исторические личности как герои романа

Отчёты о домашней групповой подготовке к семинарскому занятию:

Группа 1.

Типические черты пушкинской эпохи в характерах главных героев.

Группа 2.
Характерные черты русского человека в образе автора.

Группа 3.
Приметы жизни и быта пушкинской эпохи и их роль в романе.
(Три слоя русского дворянства, жизнь провинциальных городов и крепостного крестьянства; балы, обеды, театр, круг чтения героев.)

Группа 4.
Картины русской природы и их композиционная роль в романе.

*Группа 5.
Роль лирических отступлений в создании облика эпохи.

*Группа 6.
Реальные исторические личности как персонажи романа Пушкина: историко-культурный комментарий.

Обобщающая беседа:

Докажите, что в романе переплетается мир отношений Татьяны и Онегина и мир автора, рассказывающего историю их любви.

Какие черты людей пушкинского круга отразились в образах героев?

*Согласны ли вы, что Онегин — герой времени, а Татьяна — вечный образ, воплотивший идеальные черты русской женщины? Обоснуйте свой ответ.

Приведите примеры, где автор проявляется как «автопортрет» самого А. С. Пушкина.
(Автор-повествователь соседствует с читателями, часто обращаясь к ним. Автор-персонаж общается с вымышленными героями и с реальными историческими лицами, людьми из близкого Пушкину круга. Лирический герой создаёт эмоциональный фон повествования, связывает читателя с героями книг, которые читают его современники.)

Вопросы 6 и 11 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи учебника «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).

С. М. Бонди в работе «А. С. Пушкин. „Евгений Онегин“» пишет: «…Став художником-реалистом, он [Пушкин] стремится не столько говорить о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько внимательно наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность».
Подтвердите примерами мнение пушкиниста.

Что такое энциклопедия? Прав ли В. Г. Белинский, назвавший роман «энциклопедией русской жизни»? Обоснуйте свой ответ.

Итоговые вопросы:

Какой показана пушкинская Россия в романе «Евгений Онегин»?

Какие черты реалистического произведения присущи роману?

Домашнее задание

Подобрать примеры, иллюстрирующие положения рассказа учителя о реализме романа.

Составить тезисный план статьи учебника «Своеобразие романа».

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Групповые задания.

Прочитать статьи учебника «„Евгений Онегин“ в критике» и «В творческой лаборатории А. С. Пушкина».

Подготовиться к обсуждению критических откликов: В. Г. Белинского, Д. И. Писарева, Ф. М. Достоевского, С. М. Бонди, Ю. М. Лотмана (см. следующий урок).

Индивидуальные задания.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…»: раздел «Евгений Онегин» (по выбору учителя).

Подготовить сообщение об иллюстраторах романа и об опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», используя книгу «100 опер»




УРОК 43
А. С. ПУШКИН.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ

Основное содержание урока

Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, С. М. Бонди, Ю. М. Лотман, философская критика начала ХХ века; писательские оценки. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение фрагментов литературно-критических статей. Конспектирование литературно-критической статьи. Выводы об особенностях художественного мира романа, его сюжета, проблематики и тематики в оценках русской критики. Сопоставление романа А. С. Пушкина и одноимённой оперы П. И. Чайковского. Обсуждение театральных или кинематографических версий романа в стихах.

I. Литературная критика о романе:
В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, С. М. Бонди, Ю. М. Лотман,
философская критика начала ХХ века; писательские оценки

Групповая работа.
Отчёты групп о самостоятельной домашней работе.

Группа 1.


В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статьи 8 и 9.

Группа 2.
Ф. М. Достоевский. Речь о Пушкине.

Группа 3.
Д. И. Писарев. Пушкин и Белинский (фрагменты).

Группа 4.
С. М. Бонди. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (фрагменты).

*Группа 5.
Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова (фрагменты главы о творчестве Пушкина).

Общий план выступления групп:

1. Сообщение о критике и времени написания критической работы.

2. Главные герои и автор романа в оценке критика.

3. Оценка критиком фактов русской жизни, отражённых в романе.

II. Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Герои, автор, русская жизнь в романе: оценки русской критики».


Составление цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Герои, автор, русская жизнь в романе "Евгений Онегин": оценки русской критики»
Группы
Герои
Автор
Русская жизнь
Выводы
Группа 1. В. Г. Белинский[2]
Онегин — «лишний человек», «страдающий эгоист»; сущность Татьяны — «жажда любви», но брак без любви — «профанация чувства и чистоты женственности»
В романе «с такою полнотою, светло и ясно... отразилась личность Пушкина; здесь вся его жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы»
«„Онегина“ можно назвать „энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением“»
      
Группа 2. Ф. М. Достоевский[3]
Татьяна «глубже Онегина и… умнее его. <…> Это положительный тип… это апофеоза русской женщины»
«Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто... Он… отметил… тип русского скитальца и тип положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины»
«Он [Пушкин]... самым прозорливым образом отметил глубь нашей сути, нашего верхнего над народом стоящего общества»
      
Группа 3. Д. И. Писарев[4]
«Онегин не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причёсанный по столичной моде 20-х годов…» «Татьяна до конца романа остаётся… рыцарем печального образа, каким мы видели её в письме к Онегину…» «Она ничего не любит… ни о чём не думает, а просто живёт со дня на день, подчиняясь заведённому порядку»
«Отношения Пушкина к… явлениям жизни до такой степени пристрастны, его понятия о потребностях и о нравственных обязанностях человека… до такой степени смутны и неправильны, что „любимое дитя“ пушкинской музы должно было действовать на читателей, как усыпительное питьё, по милости которого человек забывает о том, что ему необходимо помнить постоянно, и примиряется с тем, против чего он должен бороться неутомимо»
«Все картины этого романа нарисованы такими светлыми красками, вся грязь действительной жизни так старательно отодвинута в сторону… <…> самому поэту живётся так весело и дышится так легко, — что впечатлительный читатель… должен вообразить себя счастливым обитателем какой-то Аркадии»
      
Группа 4. С. М. Бонди[5]
В образе Онегина Пушкин «обобщил черты, типичные для целого слоя тогдашних молодых людей». В Татьяне показан тип «провинциальной барышни, лишённой… романтических необычных… черт, но… удивительно привлекательной и поэтичной»
«Став художником-реалистом, он [Пушкин] стремится не столько говорить о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько внимательно наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность»
«…Неправильно… устроена та жизнь, которую… развернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только… обыватели, посредственности… Люди же… с высокими требованиями… тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны…»
      
Группа 5. Ю. М. Лотман[6]
«Жизнь Татьяны — результат развития личности, её постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути»
«Поэт в своей 8-й главе похож на Татьяну сам… везде заметно чувство, которым Пушкин переполнен»
«Отрывая шедевры от их реального исторического контекста, мы убиваем их. Забывая литературный „фон“ начала XIX века, мы убиваем Пушкина»
      

Сформулируйте выводы об оценках романа в критике, используя материал статьи учебника «„Евгений Онегин“ в критике».
(Заполнение таблицы может быть завершено дома.)

Обобщающая беседа:

В. А. Кожевников в работе «Вся жизнь, вся душа, вся любовь...» так написал о романе «Евгений Онегин»:
«И всё же сама по себе „энциклопедичность“ не в широте охвата изображаемого мира в его материальном выражении, но в глубинных, сущностных духовных процессах и основах бытия, которые и составляют суть высшего значения философского произведения, каковым и является „Евгений Онегин“».
Совпадает ли эта оценка с мнением В. Г. Белинского? Обоснуйте свой ответ.

Найдите в статье учебника «В творческой лаборатории А. С. Пушкина» отзывы о романе «Евгений Онегин», данные
Д. В. Веневитиновым, И. В. Киреевским, А. И. Герценом, И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым, М. Горьким.

Что общего в их оценках романа?

Кто из критиков наиболее резко отозвался о романе «Евгений Онегин»?

В чём причины его отрицательных оценок:

• в непонимании сущности героев;

• в стремлении к отрицанию авторитетов;

• в обусловленности взглядов критика другим историческим временем;

• в другой причине? Обоснуйте свой ответ.

Вопрос 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи учебника «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).

*Сопоставьте оценки романа С. М. Бонди и В. С. Непомнящим (см. раздел учебника «Опыт литературоведческого исследования»).

Чьё мнение кажется вам более убедительным? Почему?

*Сравните мнения В. Г. Белинского и Д. И. Писарева, данные в «Рабочей книге…» В. В. Голубкова (см. раздел учебника «Опыт литературоведческого исследования»).

Какое мнение критика вы поддерживаете? Почему?

Задание 10 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи учебника «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).

III. Герои романа в оценке В. Г. Белинского (пример выполнения задания 10):

ТАБЛИЦА
Герои романа в оценке В. Г. Белинского
Онегин
Как объясняет В. Г. Белинский причины разочарования Онегина? В чём сложность его характера?
«Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его...» «Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек... Онегин — страдающий эгоист... В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!..» «Письмо Онегина к Татьяне горит страстью... Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания?..»
Татьяна
В чём глубина и сила характера Татьяны? Как критик объясняет её изменения в VIII главе?
«В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают сложные натуры... Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило в её душе; ум её спал...» «Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожирающий её внутренний огонь, что её ум ничем не был занят...» «Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению деревенской девочки в светскую даму...»
Ленский
Почему Белинский считает Ленского «чуждым действительности» и уверен, что герой пошёл бы по второму пути, указанному автором?
«Ленский был романтик и по натуре, и по духу времени... Это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная...» «Вечно толкуя о жизни, никогда не знал её... его радости и печали были созданием его фантазии». «В нём было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это — повторяем — был романтик, и больше ничего»
Ольга
Совпадают ли оценки Ольги Пушкиным и Белинским? Почему Белинский пишет о ней с иронией?
«Существо доброе, милое, весёлое, Ольга была очаровательна, как и все „барышни“, пока они ещё не сделались „барынями“». «…Существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чём не рассуждало, ни о чём не спрашивало и… которое всё зависело от привычки. Она очень плакала о смерти Ленского, но скоро утешилась, вышла за улана и из грациозной и милой девочки сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время»

Работа с таблицей может быть завершена дома.

IV. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского

Сообщение об опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

Музыковедческий комментарий о характере музыки и отражении в ней настроений романа, составленный на основе книги «100 опер».

V. Прослушивание и обсуждение фрагментов из оперы («Письмо Татьяны», ария Ленского перед дуэлью, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»):

— Почему П. И. Чайковский назвал свою оперу лирическими сценами?
(Чайковский не «инсценировал» пушкинское повествование, а создал новое произведение, взяв из романа то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев.)

— *В чём сходство и различия романа и оперы?
(Роман начинается с размышлений Онегина о больном дяде и рассказа о происхождении, воспитании и образе жизни героя, а опера — с картин усадьбы Лариных, дуэта Татьяны и Ольги на слова из стихотворения А. С. Пушкина «Слыхали ль вы за рощей глас ночной…».
Авторские строки из главы VIII «Ужель та самая Татьяна…» звучат в опере в арии Онегина.
Строки «Погибнешь, милая, но прежде…» (гл. III, стр. XV), предшествующие в романе письму Татьяны, звучат в опере дважды в несколько изменённом виде: и в сцене письма Татьяны, и в заключительном ариозо Онегина.
Слова арии князя Гремина «Среди лукавых, малодушных…», который в романе не имеет имени, взяты Чайковским из черновых набросков романа.)

VI. Просмотр и обсуждение иллюстраций к роману «Евгений Онегин».

Итоговые вопросы:


Почему споры о романе «Евгений Онегин» начались ещё при жизни А. С. Пушкина и не прекратились в XXI веке?

Чем обусловлено неоднозначное толкование романа в критике?
(Историзмом восприятия романа читателями разных эпох, что подтверждает его непреходящее значение для русской культуры.)

Домашнее задание

Завершить составление цитатных таблиц и выполнение сопоставительных заданий.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Выполнить одно из «Творческих заданий» учебника.

Индивидуальные задания.

Выявить оценки языка и стиля романа «Евгений Онегин» несколькими критиками.

Написать отзыв на иллюстрации или на театральную (кинематографическую) версию романа в стихах.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Электронный аудиовидеоальбом «„Евгений Онегин“: роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского».

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Урок развития речи 4 >>>



СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»


«Евгений Онегин» — необычный роман, потому что у него нет начала и нет конца. Начинается роман с середины, с отъезда героя в деревню. Пушкин, изображая героев, постоянно отталкивается от литературных шаблонов и романных клише. Характеризуя Ольгу, он иронизирует над портретной манерой романистов:

...любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Он не удовлетворен и обычными изображениями романных героев:

Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя
Как совершенства образец...

В пушкинском романе герой не образец совершенства и далек от восторженности. Восторженный персонаж — Ленский, но жертвенность его напрасна, самопожертвования от него никто не требует. Нет и счастливого конца. Роман оборван на драматической сцене. Как известно, герой в конце романа должен либо погибнуть, либо обрести полное счастье. Этого читатели и ждали от Пушкина, который, по их мнению, должен был ранить Ленского или Онегина, а затем все устроилось бы ко взаимному удовольствию. Другие читатели настаивали на смерти или на продолжении романа по той причине, что Онегин жив и, стало быть, роман не завершен.

Пушкин же, ведя с читателями ироническую игру, сознательно отказался и от завязок, и от развязок, которых требовало искусство классицизма. Перед завершающей, восьмой главой, когда роман клонился к окончанию, поэт вдруг заявил, что все написанное ранее только вступление:

Я классицизму отдал честь:
Хоть поздно, а вступленье есть.

И вместе с тем на протяжении всего текста он приоткрывал двери в «творческую лабораторию».

Пушкин отказался от привычных романных штампов и шаблонов, он убедил читателей в правдивости рассказанной им истории. Роман выглядит выхваченным из живой жизни, а не задуманным и созданным автором.

На самом деле это, конечно, не так. «Евгений Онегин» — искусное творение. Только гениальный мастер способен вселить в читателя иллюзию, будто роман не вымышлен им, а прямо из жизни фотографически перенесен па бумагу.

Необычно построена и композиция романа, в которой переплетены рассказ, отступления от него, воспоминания и размышления автора. В этом собрании «пестрых глав» есть стройность, симметрия, движение сюжета, о котором автор ни на минуту не забывает. Заканчивая характеристику юного Онегина, Пушкин замечает:

...и вдруг
Добиться тайного свиданья...
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!

В четвертой главе Онегин дает «урок» Татьяне, которая вспомнит о его проповеди в восьмой главе:

Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.

Все это свидетельства высокого искусства Пушкина, роман которого стал фактом культурной жизни России.

Если романтики разделяли идеал и действительность на две несовместимые сферы, то Пушкин нашел идеал в той действительности, которая подлежала критике и суду.

«Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом. Герои мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характерами. Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное.

Одно из самых удивительных качеств реализма — саморазвитие характеров, литературных типов. Созданный автором образ как бы живет самостоятельной жизнью. Пушкин, например, в начале романа не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо. Однако логика развития этих характеров оказалась такова, что Пушкин был «вынужден» отдать Татьяну замуж и написать письмо Онегина к Татьяне. Созданные Пушкиным литературные типы отделились от автора и стали поступать так, как подсказывает им логика их характеров. Автор, чтобы сохранить психологическую правду характера, должен был следовать за душевными движениями героев и не мешать им обнаруживать свои свойства.

Реализм романа отчетливо выразился в стиле, в языке пушкинского произведения. Каждое слово автора точно характеризует национально-исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их.

Роман «Евгений Онегин» — особый роман. В нем два пространства. Одно из них реальное. В нем живет автор, который связан с личностью человека и поэта Пушкина, причем таким образом, что Пушкин выступает прототипом автора, т. е., по сути, себя самого, своего художественного образа. Автор в романе довольно последовательно рассказывает о себе, о своей музе, о собственной творческой судьбе, о том, как он духовно рос и как менялся под воздействием обстоятельств или сопротивлялся им. Этот, назовем его «реальный», роман («роман жизни», по выражению Пушкина) насквозь лиричен, потому что в нем главное лицо поэт. Внутри этого лирического «реального» романа помещен «условный» роман с эпическим сюжетом. В нем развернута любовная история героев, известная автору, который придумал способ рассказа о ней. Поскольку автор — посредник между «реальным» романом и «условным» романом, между реальным пространством, где живет читатель, и условным, где обитают герои, то автор может вводить героев в реальное пространство и возвращать их в условное. Автор постоянно вторгается в повествование, общается с читателями, создает иллюзию естественного, как сама жизнь, течения романных событий. При этом «условный» роман, где в основном живут герои, лишь эпизод из «реального» романа, отчетливо соотнесенного с ходом жизни, точнее, с романом, который творится самой жизнью.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
В КРИТИКЕ


Постепенно автор утрачивает близость к Онегину и все более сближается с Татьяной. И эта перемена глубоко знаменательна.

Критики увидели ее, но оценили по-разному. В. Г. Белинский, воздав должное Татьяне, способной встать выше предрассудков, не мог ей простить брак без любви, считал, что такие отношения «составляют профанацию чувства и чистоты женственности». Он полагал, что Татьяна должна была оставить своего мужа, развестись с ним и выйти замуж за Онегина. Что касается Онегина, то, отметив его трагическую зависимость от среды, Белинский понял пушкинского героя как тип эпохи и назвал его «эгоистом поневоле», «лишним человеком».

Д. И. Писарев не согласился ни с Пушкиным, ни с Белинским и нашел, что образ жизни Пушкина и образ жизни Онегина одинаковы и что никакого общезначимого интереса роман и его герои не несут и нести не могут. Взгляды автора и героев никчемны. Тип Онегина мелок, совершенно бесполезен в русской жизни и потому не нужен. Этот антиисторический и грубо утилитарный вывод вызвал отпор критиков и писателей.

Ф. М. Достоевский осмыслил Онегина чуждым русскому национальному сознанию, европейским «гордецом» и противопоставил ему «русскую душою» смиренную Татьяну, увидев в ней воплощение духовного идеала — соборности и православия, гармоническое сочетание нравственной силы и христианского смирения.

Каждая из этих оценок романа углубляла понимание «Евгения Онегина», но суживала его смысл и содержание. Например, Татьяна соотносилась исключительно с русским миром, а Онегин — с европейским. Из рассуждений критиков вытекало, что духовность России всецело зависит от Татьяны, нравственный тип которой есть спасение от чуждых русскому духу Онегиных. Нетрудно, однако, заметить, что для Пушкина и Татьяна, и Онегин одинаково русские люди, способные наследовать национальные традиции и сочетать их с блеском русской дворянской, просвещенной западной и общечеловеческой культуры.

«Евгений Онегин» запечатлел духовную красоту Пушкина и живую красоту русской народной жизни, которая была открыта автором гениального романа.

Столь же велики, как и в лирике, и в лирическом эпосе, достижения Пушкина в прозе и драматургии, открывшие новый этап в творчестве писателя.

Это интересно

Познакомьтесь с книгой «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» под редакцией Б. И. Коровина.

В этом словаре Вы найдете ответы на любые вопросы, касающиеся жизни и творчества великого русского поэта.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
А. С. ПУШКИНА


Вслушаемся в отзывы о романе «Евгений Онегин»:

В. Белинский: «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

М. Горький: «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства».

Д. Веневитинов: «О новом романе г. Пушкина, — что он есть новый прелестный цветок на ноле нашей словесности, что в нем нет описания, в котором бы не видна была искусная кисть, управляемая живым, резвым воображением; почти нет стиха, который бы не носил отпечатка или игривого остроумия, или очаровательного таланта в красоте выражения».

И. Киреевский: «Характер Татьяны есть одно из лучших созданий нашего поэта; мы не будем говорить об нем, ибо он сам себя выказывает вполне».

А. Герцен: «Каждая глава «Онегина», которая появлялась после 1825 года, отличалась все большей и большей глубиной».

И. Гончаров: «Пушкин... был наш учитель — и я воспитывался, так сказать, его поэзиею... Я узнал его с «Онегина», который выходил тогда периодически, отдельными главами: Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг — и какие правды — и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, хлынули из этого источника и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры!..»

Л. Толстой: «Я сегодня все время читал... «Евгения Онегина»! И всем советую его перечесть. Удивительное мастерство двумя-тремя штрихами обрисовать особенности быта того времени. Не говорю уже о таких шедеврах, как письмо Татьяны...»

Ф. Достоевский: «...В «Онегине», в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто...»

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об истории создания романа «Евгений Онегин».

2. Расскажите об «онегинской строфе»: о количестве стихов в ней, способах рифмовки, строфических переносах. Как Вы понимаете эпиграф к роману и вступление к первой главе?

3. Какое начало — лирическое или эпическое — преобладает в романе? Как построен роман? Как первая и последняя встречи Татьяны и Онегина определяют характеры героев?

4. Как изменяется автор в романе? Как построен его день? Каковы его идеалы?

5. Как изменяется Онегин? Почему Татьяна — любимый идеал Пушкина? Почему счастье Татьяны и Онегина оказалось невозможным?

6. Что Вы можете сказать о языке романа?

7. К романтическому или реалистическому стилю тяготеет роман «Евгений Онегин»? Обоснуйте свое мнение.

8. Подготовьте развернутые ответы на вопросы: в чем странность Онегина с точки зрения высшего общества? О каких взглядах героев свидетельствуют письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне (на выбор)?

9. Подготовьте сообщение на одну из тем: «История Онегина — это история возрождения героя», «Цельность характера Татьяны», «Многогранность и сложность характеров в романе «Евгений Онегин*.

10. Пушкин писал, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Можно ли эти слова отнести и к роману «Евгений Онегин»?
В то же время Достоевский назвал роман «Евгений Онегин» поэмой «осязательно реальной», в которой «воплощена настоящая русская жизнь с такой творческой силой и с такой законченностью, какой и но бывало до Пушкина, да и после него пожалуй».
В. Белинский считал, что «Онегина» можно назвать «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
Как Вы понимаете эти высказывания? Постройте диалог, отвечая на этот вопрос, опираясь на суждения критиков и свое понимание романа «Евгений Онегин».

11. Кто назвал роман «цветком на поле нашей словесности», «энциклопедией русской жизни»? Кто считал его бессмертной и недосягаемой поэмой, а Пушкина «великим народным писателем, как до него никогда и никто»? Как Вы понимаете эти и другие высказывания? Подготовьте ответ-рассуждение.

12. Что в тексте романа показалось Вам особенно современным? Чем интересна жизнь и судьба Онегина? В чем его поведение обычно и в чем оригинально, отлично от других его соседей-помещиков? Какую характеристику дает своему герою автор? Как бы Вы охарактеризовали главного героя?

13. Что можно сказать о дружбе Онегина и Ленского, о сходстве и различиях сестер Лариных? Каково отношение автора к каждому из героев? Белинский говорит о Ленском, что он «был романтик, и больше ничего». Герцен считал, что Пушкин в лице Владимира Ленского «представил отрадное явление», но «расстрелял его, и за дело. Что ему оставалось делать, как не умереть, чтобы остаться благородным, прекрасным явлением?». Как Вы оцениваете характер Ленского?

14. Прочитайте статьи Белинского «Сочинения Александра Пушкина». Сопоставьте высказывания о героях. Подготовьте характеристику Татьяны или Ольги, Ленского или Онегина — на выбор.

15. Чем интересны описания природы в романе? Каковы их роль и значение? Что заинтересовало Вас в авторских отступлениях?

16. Можно ли назвать роман «Евгений Онегин» реалистическим? Что такое реализм? Найдите определение в учебнике и в различных словарях.

17. Найдите и рассмотрите иллюстрации разных художников к роману (самого А. С. Пушкина, М. Микешина, Н. Кузьмина, М. Добужинского, А. Нотбека, В. Канашевича и др.). Какие иллюстрации, по Вашему мнению, ярче передают настроение героев?

18. Иллюстрации каких художников к произведениям А. С. Пушкина Вам известны?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


ОПЫТ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Известный пушкинист С. Бонди в книге «А. С. Пушкин. «Евгении Онегин» рассказывает:

«Пушкин писал «Евгения Онегина» больше восьми лет (1823—1831). За это время многое изменилось и в жизни Пушкина, и в характере его творчества. Самое главное было то, что он (приблизительно с 1825 года) из поэта-романтика превратился в поэта-реалиста...

Если раньше он, как всякий романтик, в своих стихах, поэмах ставил главной задачей излить свою душу, отразить в сюжетах и образах поэм свои собственные чувства, переживания, страдания, причиненные ему жизнью, то, став художником-реалистом, он стремится не столько говорить о себе, сколько о самой жизни, не столько изливать свои чувства, сколько внимательно наблюдать, изучать, художественно обобщать окружающую действительность.

...Роман «Евгений Онегин» сделался первым подлинно реалистическим русским романом. В... 1833 году Пушкин выпустил в свет весь роман полностью в таком виде, в каком мы его сейчас и читаем...

Много интересного и важного говорит Пушкин в лирических отступлениях «Евгения Онегина» о литературе вообще, об особенностях своего поэтического творчества, о значении поэзии, о связи поэзии с жизнью...

В «Евгении Онегине» он хотел создать образ, характер молодого человека того времени, во многом вовсе не похожего на автора романа. Он боялся, чтобы критики не приняли Онегина за автопортрет Пушкина:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной...

Пушкин пользовался в своих лирических стихах, иногда в поэмах строфами разного типа, уже известными в практике европейских поэтов. Но для «Евгения Онегина» он изобрел особую строфу, которую так и называют — «онегинской строфой».

«Онегинская строфа» состоит из четырнадцати стихов (строк) четырехстопного ямба. Эти четырнадцать стихов делятся на четыре группы: три четверостишия и одно двустишие (заключительное)...

В четверостишии стихи могут рифмоваться трояким способом — перекрестные рифмы, смежные, опоясывающие:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог...

Его пример другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство...

Заканчивается строфа парой рифмующихся строк:

Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

Таким сложным чередованием стихов написан весь роман!

Пушкин сознательно старался сближать и народный язык, и народную поэзию с языком и литературой образованных классов. Письмо Татьяны к Онегину — одно из самых тонких, нежных, трогательно-поэтических лирических стихотворений Пушкина...

...Главное действующее лицо романа — молодой помещик Евгений Онегин показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить даже, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их...

Приведя в восьмой главе (строфа VIII) резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя...

...Характер Онегина не остается неизменным. Под влиянием событий, рассказанных Пушкиным в романе, в нем происходит значительная эволюция, и в восьмой, в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, каким мы его видели в первых шести главах...

...Воспитание, полученное Онегиным, было самое губительное. Он рос без матери; отец, легкомысленный петербургский барин-чиновник, видимо, не обращал на него никакого внимания, поручив его наемным «убогим» гувернерам и гувернанткам («мадам» и «мосье»)...

Хорошие задатки его души благодаря воспитанию и жизненной обстановке оставались под спудом, не получали развития...

...Характер Онегина не выдуман Пушкиным. Он в этом образе обобщил черты, типичные для целого слоя тогдашних молодых людей...

...Образ Татьяны, созданный Пушкиным в «Евгении Онегине», имеет не меньшее значение, чем образ Онегина. Здесь главной задачей Пушкина было показать тип простой, казалось бы, обыкновенной русской девушки, провинциальной «барышни», лишенной по внешности каких бы то ни было романтических, необычных, из ряда вон выходящих черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной.

Пушкин все время подчеркивает отсутствие в Татьяне черт, которыми постоянно одаряли своих героинь авторы классических, сентиментальных и романтических произведений...».

Предваряя текст «Евгения Онегина» предисловием, С. Бонди задает читателям вопрос: «Какова же главная мысль, главная идея «Евгения Онегина»?» «Читая «Евгения Онегина», кажется сначала,— пишет он,— что автор ничего не хотел им доказать, никакой ясной, конкретной идеи в свой роман не вкладывал... Но если внимательно всмотреться в ту жизнь, которую рисует Пушкин в романе, вдуматься в ту правду, которую он нам показывает, то поневоле читатель должен прийти к определенным выводам: неправильно, нехорошо устроена та жизнь, которую так широко и богато развернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только самодовольные пошляки, обыватели, посредственности, люди, стоящие на невысоком моральном и умственном уровне, вроде деревенских соседей Онегина или отца Татьяны и Ольги... Люди же благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны... Или они гибнут, как Ленский... или продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье, как Онегин и Татьяна...»

Таков ход размышлений известного пушкиниста С. Бонди. Согласны ли Вы с этим суждением? Выскажите свою точку зрения, подтвердите ее текстом.

Сопоставьте эти размышления с мнением пушкиниста В. Непомнящего.

В статье В. Непомнящего «„Евгений Онегин“ — про что это?» читаем:
«...Несовпадение личности и ее образа жизни и есть основа романа»; «...роман написан не для человека по имени Евгений Онегин и даже не про этого человека он написан о русском мыслящем человеке послепетровского времени, и написан он для всех. И главная проблема романа — это проблема человека, поставленная Пушкиным в конечном счете как проблема религиозная и раскрываемая им в глубоко христианском духе; об этом ярче всего говорит любовь Татьяны, раскрывающаяся как христианская любовь...»

Согласны ли Вы с этой оценкой литературоведа-пушкиниста? Подготовьте свой ответ в форме рассуждения.

В «Рабочей книге...» В. В. Голубкова (Голубков В. В. Рабочая книга по литературе для II ступени. VIII группа.— М.; Л., 1928.) сравниваются два взгляда на характер и личность Онегина:

Два взгляда на характер и личность Онегина
Взгляд Белинского
Взгляд Писарева
1. Онегин выдающаяся, недюжинная натура:
1. Онегин — обыкновенный пустой светский человек, дюжинная натура:
а) он способен к чувствительности, к сочувствию людям, к дружбе, любви и поэзии;
а) он не способен ни к каким чувствам...
б) у него есть «преданность мечтам» (правда, неясным) о другой, лучшей жизни;
б) мечтает он не о лучшей жизни, а о женской красоте;
в) «он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность, пошлость жизни душат его»;
в)скучает в свете... его скука — «простое физиологическое последствие его беспорядочной жизни...»;
г) он очень требователен к себе и людям; оттого — недоволен собой и разочарован в жизни; его тоска — «страдание истинное, без фраз и драпировки»;
г) разочарованность в жизни — напускная...
д) он — умный, понимающий других и себя человек.
д) умственные способности его очень не блистательны...
2. То, в чем обвиняют Онегина некоторые критики, говорит не о черствости и эгоизме его, а лишь о том, что он не герой:
2. То, в чем Белинский оправдывает Онегина, не может быть оправдано...
а) он испытывает к Татьяне «сильную и глубокую страсть»...
а) Онегин, объясняясь в любви Татьяне, «добивается только интрижки...»;
б) Онегин виноват в убийстве Ленского, он испугался «общественного» мнения, но ведь «деспотизм предрассудков требует для борьбы с собой героев»;
б) согласившись на дуэль с Ленским, он проявил «бесхарактерность» ...
в) притворство с больным дядей объясняется не черствостью Онегина, а его светской деликатностью.
в) притворство пред больным дядей доказывает способность Онегина «подличать из выгод...».
3. Онегин не занимается плодотворной деятельностью не потому, что не способен к ней, а оттого, что такая деятельность в русском обществе его времени невозможна. Сама судьба осудила его на личную жизнь и скуку. Он — «эгоист поневоле, эгоист страдающий».
3. Онегин — эгоист по природе — светский тунеядец.

Какие взгляды критиков Вы разделяете? Обоснуйте свои суждения.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский (30 мая [11 июня] 1811 — 26 мая [7 июня] 1848) — русский литературный критик.
Его статьи-монографии о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова содержали ряд принципиальных для революционных демократов эстетических принципов и положений: народность, соответствие действительности, верность характеру героя, современность. Художественная точка зрения всегда сочеталась у него с исторической и социальной.
В полной мере синтез эстетических и исторических воззрений В. Г. Белинского на творчество воплотился в цикле из 11 статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи публиковались в «Отечественных записках» с 1843 по 1846 год. Они появились как своеобразный ответ на посмертное издание собрания сочинений Александра Пушкина. (вернуться)

3. Фёдор Миха́йлович Достое́вский (30 октября [11 ноября] 1821 — 28 января [9 февраля] 1881) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист.
Знал наизусть почти все произведения Пушкина.
Ре́чь Достое́вского о Пу́шкине — речь, посвящённая открытию памятника Пушкину в Москве, была произнесёна Ф. М. Достоевским 8 (20) июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности и опубликована 1 августа в «Дневнике писателя».
Поиск ответов Ф. М. Достоевским на острые вопросы политической, социальной и духовной жизни России был продолжен в речи о Пушкине 1880 года.
И. С. Аксаков: «Я считаю речь Фёдора Михайловича Достоевского событием в нашей литературе. Вчера ещё можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин, или нет; сегодня этот вопрос упразднён; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» (вернуться)

4. Дми́трий Ива́нович Пи́сарев (2 [14] октября 1840 — 4 [16] июля 1868) — русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ. Считается третьим, после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником.
Отрицал значение творчества Пушкина: Пушкин, Лермонтов и Гоголь были для Писарева пройденной ступенью.
В 1865 году Писарев опубликовал две статьи, объединенные под общим названием: "Пушкин и Белинский". Эти две статьи Писарева дают резко полемическую, предвзятую оценку творчества поэта. Появление их в "Русском слове" не было неожиданностью. Для литературной критики "Русского слова" характерно в эти годы стремление подвергнуть радикальной переоценке творчество Пушкина и Лермонтова.
Статьи были задуманы как наиболее сильный выпад против "эстетики", то есть "чистого искусства", как один из актов пропаганды "реального направления". Писарев взглянул на Пушкина как на "кумир предшествующих поколений". Свергнуть этот "кумир" означало для Писарева - ослабить влияние "чистой поэзии" на молодежь и привлечь ее на путь "реализма". (вернуться)

5. Сергей Михайлович Бонди (13 (25) июня 1891 — 29 августа 1983) — советский литературовед, текстолог, пушкинист, доктор филологических наук, профессор МГУ, автор множества книг и статей о творчестве А. С. Пушкина.
Первые работы, посвящённые исследованию творчества Пушкина, были написаны им ещё в студенческие годы. Начал печататься в 1918 году. С 1921 года стал публиковать научные статьи о Пушкине. По сценарию Бонди (в соавторстве с С. И. Владимирским) был снят документальный фильм «Рукописи Пушкина» (1937).
Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах / Ред. текста, примеч. и объясн. статьи С. Бонди; Автолит. худ. К. Рудакова. — М.; Л.: Детиздат, 1936. (вернуться)

6. Ю́рий Миха́йлович Ло́тман (28 февраля 1922 — 28 октября 1993) — советский и российский литературовед, культуролог и семиотик.
В 1993 году Ю. М. Лотман стал лауреатом академической премии им. А. С. Пушкина с формулировкой: за работы: «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя» и «Роман А. С. Пушкина „Евгений Онегин“. Комментарий».
Книга Ю. М. Лотмана "В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Книга для учителя" предназначена учителю-словеснику и знакомит с методами анализа литературного текста, показывая образцы применения этих методов к изучению произведений Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Литературоведческий анализ дается на материале как включенных в школьную программу произведений, так и непрограммных. (вернуться)

 
 
"В тоске безумных сожалений к ее ногам упал Евгений..."
Иллюстрации Е.П.Самокиш-Судковской к роману "Евгений Онегин"
(на сайте "К уроку литературы")
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика