Главная |
|
|
И. А. Бродский. Фото |
|
|
И. А. Бродский. Фото 1956 г. на балконе дома.
Ленинград, Литейный пр., 24/Пестеля ул., 27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ БРОДСКИЙ
(1940 – 1996)
1 ЧАС
Уроки литературы в 11 классе[1] |
|
УРОК № 89
Тема.
И. А. Бродский. Судьба, личность, творчество.
Основные темы и мотивы лирики
Цель: ввести учащихся в поэтический мир И. А. Бродского; раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; помочь оценить глубочайшую
искренность поэта и осознать важность твёрдой жизненной поэзии в судьбе человека; развивать умение работать с поэтическим текстом,
анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: тексты стихотворений И. А. Бродского, портрет поэта, иллюстративный и музыкальный материал по теме урока,
раздаточный материал для работы в группах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве И. А. Бродского; выразительно читают и комментируют стихотворения,
раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в беседе, в аналитической работе в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Иосиф Александрович Бродский — один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы (удостоен в 47 лет). Его творчество в течение четверти века
пользуется широкой известностью. Он являлся не только признанным лидером русскоязычных поэтов, но и одной из самых значительных фигур в современной мировой поэзии,
его произведения переводили на все основные языки мира.
Жизнь Бродского богата драматическими событиями, неожиданными поворотами, мучительными поисками своего места. Поэт родился и вырос в Ленинграде. С городом
на Неве связаны первые шаги в поэзии. На рубеже 1950–1960-х гг. в Ленинграде вокруг А. А. Ахматовой сложился кружок молодых поэтов. Евгений Рейн привёл в этот,
по словам А. А. Ахматовой, «волшебный хор» и Иосифа Бродского. В начале 1960-х гг. Анна Ахматова назвала Бродского своим литературным преемником. И в дальнейшем
именно с ним связывала надежды на новый расцвет русской поэзии, сравнивая его по масштабу дарования с Мандельштамом.
Известность к молодому поэту на родине пришла, увы, не с его поэзией, а с тем, что на Бродского обратили внимание власти и начали кампанию травли с использованием
привычных шаблонов. И правда, Бродского нельзя было предсказать. В последние десятилетия XX в., в период кризиса скомпрометированных идеологий, когда само
существование вечных нравственных и эстетических ценностей было взято под сомнение, Бродский писал о борьбе Добра и Зла,
Правды и Лжи, Красоты и Безобразия.
ІV. Работа над темой урока
1. Погружение в тему урока:
аналитическая работа с текстами стихотворений
«Я входил вместо дикого зверя в клетку…»,
«На столетие Анны Ахматовой»,
«Назидание» (XI)
(см. домашнее задание предыдущего урока)
А) Выразительное чтение стихотворений наизусть
заранее подготовленными учащимися
Б) Аналитическая беседа
• Какое впечатление на вас произвели эти стихи? Какие чувства вызвало каждое из стихотворений?
• Чем они отличаются от слышанного вами ранее?
• Как вы думаете, какие из известных вам поэтов могли бы так написать?
• Что объединяет три услышанных вами стихотворения?
• Что бы вы могли сказать об их авторе?
|
2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве И. А. Бродского
(см. домашнее задание предыдущего урока)
Учащиеся составляют тезисные записи.
Комментарий.
С творчеством Иосифа Бродского учащиеся до 11-го класса, как правило, не встречаются. Именно поэтому учителю нужно детально познакомить учащихся с жизнью и
творчеством этого поэта — нобелевского лауреата. В связи с этим в данном плане-конспекте урока предлагается полная предполагаемая тезисная запись жизни
и творчества И. А. Бродского. Итак, восприятие с чистого листа.
Предполагаемая запись
1940, 24 мая — в Ленинграде, в клинике профессора Тура на Выборгской стороне родился Иосиф Александрович Бродский.
1955 — в неполные 16 лет, окончив 7 классов и начав 8-й, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». В течение 5 лет
после ухода из школы работал истопником в котельной, матросом на маяке, рабочим в пяти геологических экспедициях. В то же время он очень много, но хаотично
читал — в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки.
1959 — знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой.
1960, 14 февраля — состоялось первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им. Горького с участием
А. С. Кушнера, Г. Я. Горбовского. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал.
1961 — в Комарово Евгений Рейн знакомит Бродского с Анной Ахматовой. Иосиф становится одним из «ахматовских сирот».
1962 — во время поездки в Псков он знакомится с Н. Я. Мандельштам, а в 1963 году у Ахматовой — с Л. К. Чуковской.
1962 — Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову. Первые стихи с посвящением «М. Б.» — «Я обнял эти плечи и взглянул…»,
«Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются тем же годом.
1963, 9 ноября — в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень», подписанная Я. Лернером, М. Медведевым и
А. Иониным. В статье Бродского клеймили за «паразитический образ жизни».
1964, 13 марта — на втором заседании суда Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о тунеядстве наказанию — пяти годам
принудительного труда в отдалённой местности. Он был сослан в Архангельскую область и поселился в деревне Норенская. В интервью С. М. Волкову Бродский
назвал это время самым счастливым в своей жизни. В ссылке Бродский изучал английскую поэзию.
1965 — Бродский по рекомендации К. И. Чуковского и Б. Б. Вахтина был принят в профгруппу писателей при Ленинградском отделении Союза писателей
СССР, что позволило в дальнейшем избежать обвинения в тунеядстве.
1965 — большая подборка стихов Бродского и стенограмма суда были опубликованы в альманахе «Воздушные пути-IV» (Нью-Йорк).
1972, 12 мая — Бродского вызвали в ОВИР ленинградской милиции и поставили перед выбором: эмиграция или «горячие денёчки», то есть тюрьмы
и психбольницы. Поэт выбрал эмиграцию. 4 июня Бродский вылетел из Ленинграда в Вену.
1981 — переехал в Нью-Йорк. Не окончивший даже школы, Бродский работал в общей сложности в шести американских и британских университетах,
в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском.
1986 — написанный по-английски сборник эссе Бродского Less Than One («Меньше единицы») был признан лучшей литературно-критической книгой
года в США.
1987 — Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему за «всеобъемлющее творчество, насыщенное чистотой
мысли и яркостью поэзии». Часть Нобелевской премии Иосиф Александрович выделил на создание ресторана «Русский самовар», ставшего одним из центров
русской культуры в Нью-Йорке. Бродский являлся также лауреатом стипендии Макартура, Национальной книжной премии и был избран Библиотекой Конгресса
поэтом-лауреатом США.
1990-е — в СССР начали печатать книги поэта.
1995 — Бродскому было присвоено звание Почётного гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения вернуться на родину. Бродский откладывал
приезд: его смущали публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы сопровождался его визит. Одним из последних аргументов
было: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи». Мотив возвращения и невозвращения присутствует в его стихах 1990-х гг.: в стихотворениях «Письмо в оазис»
(1991), «Итака» (1993), «Мы жили в городе цвета окаменевшей водки…» (1994), причём в последних двух — так, как будто возвращение действительно случилось.
1990 — Бродский женился на русско-итальянской переводчице Марии Соццани. С их общей дочерью он говорил по-английски.
1996, 28 января — Бродский умер от инфаркта в Нью-Йорке. Похоронен в одном из любимейших городов — Венеции — на кладбище острова Сан-Микеле.
3. Аналитическая работа с текстом стихотворения
«Рождественский романс»
(см. домашнее задание предыдущего урока)
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Аналитическая беседа
• Первая строфа «Рождественского романса» Бродского — это развёрнутая метафора, говорящая о луне. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите
или опровергните его.
• Какие метафоры вы встретили в стихотворении? Какая из них показалась вам особенно выразительной?
• Какие эпитеты кажутся вам неожиданными, необычными?
• Перечитайте первую октаву. Можно ли сказать, что она написана в романтическом ключе?
• Можно ли сказать, что всё стихотворение — одна большая метафора?
• Прочитайте стихотворение ещё раз, выразительно, передавая с помощью ритма и интонации свои впечатления от текста.
|
4. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Ниоткуда с любовью…»
А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Аналитическая беседа
• Какое впечатление вызвало у вас это стихотворение? Что показалось вам особенно непривычным в построении строф?
• Как его надо читать вслух, чтобы смысл его стал понятен? Как расставлять смысловые ударения?
• На сколько частей можно разделить это стихотворение? Где проходит линия раздела?
• Прочитайте первую часть вслух.
• Как вы понимаете приветствие? К кому оно относится?
• Перечитайте стихотворение «Я входил вместо дикого зверя в клетку…». С какой его строкой можно соотнести стихотворение «Ниоткуда с любовью…»?
5. «Практикум начинающего литературоведа»:
самостоятельная исследовательская работа с текстом
стихотворения И. Бродского «Пилигримы» (в группах)
• В каком возрасте поэт написал стихотворение «Пилигримы»? Что даёт этот факт для понимания стихотворения?
• Что означает слово «пилигримы»? Как они описаны в стихотворении?
• Каковы тема и идея стихотворения?
• Лирический герой стихотворения — один из пилигримов или сторонний наблюдатель? Как это доказать?
• Почему пилигримы изображены в постоянном движении? Какими языковыми средствами передано это движение? Что символизирует это движение?
• Какими средствами создаётся образ мира? Почему возникает этот образ в стихотворении?
• Почему в стихотворении дважды подчёркнуто, что «мир останется прежним»? В каком смысле мир останется «всё-таки бесконечным»?
• Каково значение антитезы в заключительных строках стихотворения?
Презентация результатов работы
6. «Под сенью дружных муз…»:
сообщение учителя
(Сопровождается показом фотопрезентаций.)
— Жизнь и творчество Иосифа Бродского, трагические и счастливые моменты его судьбы, интервью с ним и его собственные воспоминания стали основой
литературно-музыкального представления «Ниоткуда с любовью…», созданного режиссёрами Михаилом Козаковым и Владимиром Качаном (московский
театр «Школа современной пьесы»).
В спектакле представлены кинохроника, фотографии, рисунки поэта. Со сцены звучат не только прекрасные поэтические
строки Иосифа Бродского, но и песни, романсы, баллады, написанные композиторами на его стихи. Место действия — Ленинград, где поэт родился и прожил
тридцать два года до изгнания, затем Нью-Йорк и далее везде, где он жил, творил, путешествовал.
Бродский писал: «У каждой эпохи, у каждой культуры есть своя версия прошлого». Можно предположить, что спектакль «Ниоткуда с любовью…» —
это своеобразная версия жизни поэта.
Иосиф Бродский, русский поэт, лишённый родины, американский профессор и нобелевский лауреат, обретший покой на острове мёртвых — венецианском
кладбище Сан-Микеле. Надгробие сделал хороший знакомый Бродского ещё по Нью-Йорку, художник Владимир Радунский, они жили по соседству, их
дети играли вместе (сейчас Радунский живёт в Риме). Получилось скромное, изящное, в античном стиле надгробие с короткой надписью на лицевой стороне на
русском и английском: «Иосиф Бродский Joseph Brodsky 24 мая 1940 г.— 28 января 1996 г.». Правда, на оборотной стороне есть ещё одна надпись на латыни —
цитата из его любимого Проперция: «Letum non omnia fi nit — со смертью не всё кончается».
Люди оставляют здесь камешки, письма, стихи, карандаши, фотографии, сигареты Camel (Бродский много курил) и виски. Вы хотели бы встретиться
с Бродским? Извольте. Он здесь. Сделайте только шаг.
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. Обобщающее слово учителя
— На стихи И. А. Бродского писали песни Евгений Клячкин, Александр Мирзаян, Александр Васильев, Светлана Сурганова, Диана Арбенина, Пётр
Мамонов и другие авторы.
По эмоциям и силе выражения чувств лирического героя стихи Бродского сильнее звучат в исполнении Дианы Арбениной, ведь музыка способна досказать всё,
дополнить ощущения, дорисовать образ, созданный поэтом. Хотя, честно говоря, мне очень нравятся эти стихи в исполнении самого Бродского, благо сейчас есть
возможность услышать их.
2. Прослушивание аудиозаписи песни Дианы Арбениной
на стихи И. А. Бродского «Я сижу у окна…»
VI. Домашнее задание
1. Ознакомиться с поэзией Б. Ш. Окуджавы и В. С. Высоцкого.
2. Опережающие задания (4 учащихся).
Подготовить сообщения на тему «Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950–1990-х гг.»,
«Поэзия Б. Ш. Окуджавы»,
«Поэзия В. С. Высоцкого».
Следующие уроки: Урок № 90. Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950–1990-х гг. >>>
|
|
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016.
( вернуться)
|
|
|
|
Иocиф Бpoдcкий в Вeнeции. 1974 гoд. Фото Дианы Майерс.
Диана Майерс (англ. Diana Myers, 1937 – 2012) – британский филолог российского происхождения.
«И я поклялся, что если смогу выбраться из родной империи,… то первым делом поеду в Венецию, сниму комнату на первом этaже кaкого-нибудь пaлaццо,
чтобы волны от проходящих лодок плескaли в окно, нaпишу пaру элегий, тушa сигaреты о сырой кaменный пол, буду кaшлять и пить, а нa исходе денег
вместо билетa нa поезд куплю мaленький брaунинг и не сходя с местa вышибу себе мозги, не сумев умереть в Венеции от естественных причин».
(Иосиф Бродский «Набережная неисцелимых»)
|
|
|
Страница из издания «Amacademy» за 1981 год
с фоторепродукцией «Поэт на кампусе, Иосиф Бродский, в действии».
В 1981 году Иосиф Бродский провел несколько месяцев в Американской академии в Риме в качестве приглашенного стипендиата.
Фотографу посчастливилось выхватить динамический момент игры, когда взоры игроков участников обеих команд и зрителей прикованы к траектории
невидимого нами летящего мяча, находящегося где-то за пределами левого верхнего угла композиции. И только один центральный персонаж этого
сюжета смотрит прямо в камеру – это Иосиф Бродский. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|