Жизненный путь Иосифа Бродского. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
И.А.Бродский. Фото
 
И.А.Бродский.
Фото 1956 г. на балконе дома.
Ленинград, Литейный пр., 24/Пестеля ул., 27
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА
 
ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ БРОДСКИЙ
(1940 – 1996)


Уроки литературы в 11 классе[1]
 

А. С. Шелухина
Урок 1. «БРОДячий русСКИЙ». Жизненный путь Иосифа Бродского

Урок 2. «Молчанье и непрерывный свет». Анализ поэтического текста стихотворения И. Бродского «Сретенье»

Урок 3. «Речи дар в глухонемой Вселенной». Поэт и творчество в произведениях И. Бродского

Л. В. Сыроватко.
Урок 1. Урок без названия


Урок 2. Парка и Муза


УРОК 1
«БРОДячий русСКИЙ».
Жизненный путь Иосифа Бродского

Цель урока:

познакомиться с биографией И. Бродского, пробудить интерес к его личности; первое прочтение его стихотворений.

Информация для учителя.
Первый урок о Бродском должен включать по возможности широкое знакомство с его стихотворениями разных лет. Они прозвучат в исполнении заранее подготовленных учеников.

Первая учебная ситуация урока: стихи И. Бродского.

В то же время сложность произведений требует самостоятельного чтения текстов каждым учеником, для этого мы организовали работу по карточке № 1.

Вторая учебная ситуация посвящена осмыслению жизненного пути поэта.

Ученики работают с биографической справкой, которая может быть оформлена на доске. Совместное медленное чтение справки сопровождается краткими комментариями учителя.

Третья учебная ситуация связана с попыткой общего осмысления наследия поэта.

Мы предлагаем сделать обзор по самому полному на сегодняшний день сборнику «Сочинения Иосифа Бродского» в пяти томах, подготовленному «Пушкинским фондом» (1992—1995). Годы и названия произведений можно написать заранее на доске; высказывания исследователей — на карточке.

Четвертая учебная ситуация: друзья о поэте, поэт о себе.

Учитель.
Мы начинаем знакомство с жизнью и творчеством поэта XX века, нашего современника, Иосифа Александровича Бродского.

Имя его официально появилось в русской литературе двенадцать лет назад, его наследие только начали изучать, поэтому перед нами очень трудная, но интересная задача — открыть для себя великого поэта. А для начала, на первом нашем уроке, постараемся в общих чертах представить жизненный и творческий путь Иосифа Бродского.

Первая учебная ситуация
Знакомство со стихами


Какое впечатление производят стихи Бродского при первом знакомстве с ними?

Попытайтесь сформулировать в двух-трех словах свои впечатления, ассоциации по каждому стихотворению.

Карточка №1

Задание.
Прочитайте стихотворения Бродского разных лет: «Стансы», «Часть речи», «Одиссей Телемаку», «Бабочка», «Я входил вместо дикого зверя в клетку...».
Определите, как в них отразились мысли и чувства поэта о своем жизненном пути.

«Творчество Бродского представляется мне ровной восходящей прямой.
Построив график, где по горизонтали отложатся годы, а по вертикали — глубина, тонкость, виртуозность, такую получим линию: без срывов, спадов, всплесков — уверенно вверх.
С каждым годом Бродский — хоть часто казалось, что выше некуда — брал нотой выше»[2](П. Вайль).

В какой мере высказывание П. Вайля может быть отнесено к этим стихотворениям?
Запишите в тетрадь его главную мысль.

В результате работы по карточке № 1 записи в тетради могут иметь следующий вид:

Записи в тетради
(по карточке № 1)
Названия стихов
Впечатления о стихах
Грустное, нежное, пророческое, воспоминания о будущем, туман.
Краски приглушены, попытка создать модель своего внутреннего мира, одиночество, экстравагантность.
Тоска по Родине, одиночество; чувства, которые отец хочет передать сыну.
Неуловимое, хрупкое, на грани материального и иного мира, взволнованное.
Страдания, приводящие к просветлению; одиночество, богатый духовный опыт.




Какое стихотворение вам показалось самым близким, понятным и почему?

Вторая учебная ситуация
Годы и факты

«Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной?»

Учитель.

Мы прикоснулись к стихотворениям И. Бродского, мы определили для себя то, что внутри нас нашло отзвук.

Наша следующая задача — узнать, что за путь прошел поэт, как складывалась его судьба, его личность, что помогло поэту достичь высот в мировой литературе. Познакомимся с хронологией жизни поэта.

Карточка №2

Какое событие из жизни поэта поразило (удивило, запомнилось) больше всего?
Какую закономерность в судьбе Бродского вы заметили?

Годы и факты

24 мая 1940 г.
— родился в Ленинграде;
1949 г. — семья получила «полторы комнаты»;
с 1955 г. — работал фрезеровщиком на заводе, в больнице, в морге, был кочегаром, лаборантом, лесником, участником геологических экспедиций;
1957 г. — написаны первые стихи;
1960 г. — публикуется в самиздатовском журнале «Синтаксис»;
1961 г. — знакомство с А. Ахматовой (см. подробнее ниже);
29 ноября 1963 г. — после публикации фельетона «Окололитературный трутень» начинается преследование;
13 февраля 1964 г. — арест, приговорен к 5 годам принудительных работ на Севере за тунеядство;
сентябрь 1965 г. — досрочно освобожден в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры;
4 июня 1972 г. — вынужденный переезд в Вену;
с 1972 г. — становится преподавателем в Мичиганском, Колумбийском, Нью-Йоркском университетах;
1980 г. — становится гражданином США;
1981 г. — получает стипендию «гениев фонда „MacArthur“»;
1987 г. — присуждается Нобелевская премия по литературе;
с 1988 г. — стихи возвращаются на Родину;
1991 г. — занимает пост поэта-лауреата США;
1 сентября 1990 г. — в Стокгольме состоялось бракосочетание с Марией Содзани;
9 июня 1993 г. — родилась дочь;
28 января 1996 г. — умер от сердечного приступа.

Комментарий учителя[3].

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.

В 1949 году семья получила «полторы комнаты» в знаменитом доме на улице Пестеля, где с 1889 по 1913 год находился салон Мережковских, снимал квартиру А. Блок, а в 1920 году собирались участники «Цеха поэтов».

В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, «свободный поступок» — уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против «ада серости и убогого материализма». Самообразование заменило официальные дипломы. Любовь к польской и английской поэзии заставила самостоятельно овладевать языками. С 15 лет поэт перепробовал множество работ.

Первые стихи написаны в 1957 году в геологической экспедиции. За несколько лет Бродский проделывает огромный путь, осваивая опыт самых различных поэтов.

Весной 1960-го Бродский, окончательно закрывая себе путь в официальную литературу, публикуется в самиздатовском журнале «Синтаксис» Александра Гинзбурга.

В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахматовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.

29 ноября 1963 года в газете «Вечерний Ленинград» появился фельетон «Окололитературный трутень», с этого времени начинаются преследования и травля поэта. Арестовали Бродского 13 февраля 1964 года, а 18 февраля состоялся суд, который приговорил поэта к 5 годам принудительных работ на Севере за тунеядство.

На процессе поэт, по свидетельству очевидцев, держался с «замечательным достоинством и мужеством». Его ответ на вопрос судьи: «Кто причислил вас к поэтам?» — «Я полагаю, что это от Бога», — цитировался чаще, чем любая из его стихотворных строк.

В сентябре 1965 года в результате вмешательства видных деятелей европейской культуры, вызванного публикацией на Западе записи судебного процесса, сделанной Фридой Вигдоровой, Бродский был досрочно освобожден. 18 месяцев, проведенных поэтом в ссылке, принесли ему мировую известность.

4 июня 1972 года самолет с изгнанным поэтом на борту приземлился в Вене. Накануне отъезда из СССР Бродский написал открытое письмо Брежневу, проникнутое уверенностью в возвращении на Родину. «Перемена Империи» стала для поэта трагедией: сначала невозможность увидеть мать и отца, а позже невозможность для них быть похороненными руками сына — за это поэт расплатился инфарктами, операциями на сердце.

С 1972 года Бродский двадцать четыре года преподавал в различных американских университетах: Мичиганском, Колумбийском, Нью-Йоркском.

В 1980 году поэт становится гражданином США, а в 1981 году получает стипендию «гениев фонда „МасArthur“». В 1987 году ему присуждается Нобелевская премия по литературе.

Начиная с 1988 года стихи Бродского возвращаются на Родину.

В последние годы судьба была более милостива к поэту. 1 сентября 1990 года в Стокгольме состоялось его бракосочетание с Марией Содзани, а 9 июня 1993 года родилась их дочь, маленькая Анна Мария Александра, названная так в честь Анны Ахматовой и родителей: Марии Моисеевны и Александра Ивановича Бродских.

Иосиф Бродский умер от сердечного приступа 28 января 1996 года.

Среди самых запомнившихся событий жизни поэта можно назвать знакомство с Анной Ахматовой, арест за тунеядство, эмиграцию, необыкновенно быстрый профессиональный рост и преподавание в лучших американских университетах, Нобелевскую премию, поздний брак, раннюю смерть.

Без труда можно заметить, что жизнь И. Бродского делится на две части: Россия и эмиграция, причем первая из них связана с мрачными, страшными событиями, вторая же — с успехом, развитием творчества.

Следующие эпизоды урока помогут более глубоко и полно ответить на вопрос: почему Бродский нашел свое место в Америке? Но уже здесь важно сказать о колоссальной работоспособности поэта, о терпении и трудолюбии, которые помогли развить творческий потенциал.

Бродский прожил жизнь на переломе эпох в нашей стране. Перед нами полная трагических испытаний жизнь великого поэта, поэтому голос его особенно значим для нас, его современников.

Третья учебная ситуация
Наследие поэта.
Обзор произведений, циклов,
сборников


1961 — поэма «Петербургский роман», цикл «Июльское интермеццо», поэма-мистерия «Шествие».
1963 — цикл «Песни счастливой зимы», «Большая элегия Джону Донну», поэма «Исаак и Авраам», поэма-эпопея «Столетняя война».
1966 — роман в стихах «Горбунов и Горчаков».
1972 — «Бабочка», «Сретенье».
1973 — первый английский сборник «Second Poems».
1975 — «Осенний крик ястреба».
1976 — цикл «Часть речи».
1980 — том переводов английской и американской поэзии.
1981 — «Римские элегии».
1983 — книга любовной лирики «Новые стансы к Августе».
1986 — том эссе «Меньше единицы».
1987 — сборник «Урания».
1990 — сборник «Назидание».
1992 — двухтомное собрание сочинений «Форма времени».
1992/95 — подготовленные «Пушкинским фондом» «Сочинения Иосифа Бродского» в пяти томах.

О чем говорит обзор произведений И. Бродского?

Какие жанры были использованы Бродским, о чем говорят названия циклов, книг, сборников?

Карточка №3

Проанализируйте высказывания исследователей. Какие особенности поэзии Бродского они отмечают?
Выделите главные мысли и выпишите их в тетрадь.

1. Томас Венцлова:
«У него была поразительная судьба — возможно, наиболее поразительная в русской литературе.
Иосиф Бродский сумел построить огромное поэтическое здание. В этом ему, несомненно, помог родной Петербург.
Он принял как свои Венецию, Рим и Нью-Йорк, и эти города приняли его как своего достойного гражданина, но он до конца остался петербуржцем. Иосиф Бродский обладал той артистической и эстетической свободой, за которую приходится платить одиночеством...
Он твердо знал, что империя культуры и языка несравненно более могущественна, чем любые исторические империи. Поэтому он оказался несовместимым с той империей, в которой ему пришлось родиться. Это кончилось изгнанием, где он написал свои главные вещи.
Он был окружен друзьями, в последние годы судьба дала ему и личное счастье. Одиночество все же сопровождало его. Он постоянно уходил — от литературных клише, от своей прежней манеры, от многих читателей и почитателей — и наконец ушел из мира. Не ушел он только от русского языка».[4]

2. Владимир Уфлянд:
«Бродский создал свой мир. По своему образу и подобию. Тем труднее читателю проникнуть в этот мир. Он должен отождествить себя с Бродским. А Бродский — далеко не обычный гражданин России или любой другой страны Земли.
Бродский смотрел на Землю не с земной плоскости, а из других сфер. Как ястреб, с которым чувствовал родство душ.
Бродский создал почти всемогущую страну Бродского, Бродленд, Бродсковию, или страну БРОДячих русСКИХ, людей, бродящих в поисках смысла жизни по всему пространству Вселенной».[5]

Четвертая учебная ситуация
Друзья о поэте, поэт о себе


Познакомьтесь с отрывками из воспоминаний современников, из интервью с Бродским, выпишите то, что кажется главным.
Образ какого человека создается?

1. П. Вайль:
«Я не встречал в жизни человека такой щедрости, тонкости, заботливой внимательности. Не говоря о том, что беседа с Бродским — даже простая болтовня, хотя бы и о футболе, обмен каламбурами и анекдотами — всегда была наслаждением. Совместный поход в китайский ресторан в Нью-Йорке или на базар в Лукке превращался в праздник».[6]

2. Иосиф Бродский:
«Любимое время года? Зима. Если хотите знать, то за этим стоит на самом деле профессионализм. Зима — это черно-белое время года. То есть страница с буквами. Поэтому черно-белое кино так нравится».[7]

3. Сильвана Давидович:
«Его рассказы были полны метафор, за ним было довольно трудно следить, как будто ты бежишь за ним по рытвинам и ухабам — и вдруг раз — все опять исчезает. Тот же тон его голоса — то выше, то ниже, говорит быстро, глотает слова, переспросить неудобно, даже не помнишь, о чем он говорит.
Когда он читал стихи, даже человек, не понимающий по-русски, испытывал ясное ощущение, что присутствует при некоем священнодействии. Голос пробирает до самой глубины, ты получаешь необычный эмоциональный толчок».[8]

4. Андрей Битов:
«Смерть поэта — это не личная смерть. Поэты не умирают... Я позвонил Иосифу накануне. Мы говорили о болезнях, об операциях, об энергии, о том, чем и как писать... Он мечтал быть футболистом или летчиком. Сердце не позволило ему, боясь такой работы. Он стал поэтом...
28 января умер Петр I. 28 января умирал Пушкин. 28 января умер Достоевский. 28 января Блок заканчивает „Двенадцать“, перегорая в них. У поэта не смерть, а сердце. И не сердце, а метафора. Она остановилась и не выдержала... И нет больше величайшего русского тунеядца. Скончался великий спортсмен и путешественник. Петербург потерял своего поэта. 28-е. С этой датой он вернулся на Васильевский остров в Петербурге».[9]

В результате работы с высказываниями определяется характер, выявляются черты личности Иосифа Бродского:
• щедрый,
• заботливый, внимательный,
• прекрасный собеседник, компаньон,
• глубокий, тонкий, виртуозный,
• целеустремленный,
• профессионал,
• талантливый рассказчик,
• обладал артистической и этической свободой,
• одиночество,
• спортсмен и путешественник,
• создатель своего Мира...
• БРОДячий русСКИЙ.

Завершает урок небольшая письменная работа: «Как я понимаю смысл названия урока „БРОДячий русСКИЙ“».

Следующий урок: «Молчанье и непрерывный свет». Анализ поэтического текста стихотворения И. Бродского «Сретенье» >>>


1. Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс / Сост. Т. Ю. Угроватова; под ред. В. Г. Маранцмана. Серия: Библиотека учителя. — М.: Просвещение, 2007. (вернуться)

2. Вайль П. Рифма Бродского // Иосиф Бродский: труды и дни / Сост. П. Вайль, Л. Лосев. — М.: Независимая газета. — 1998. — С. 8. (вернуться)

3. Комментарий к карточке составлен по статье Куллэ В. Иосиф Бродский: Новая Одиссея // Сочинения Иосифа Бродского. — СПб.: «Пушкинский фонд», 1998. — Т. I. — С. 283. (вернуться)

4. Венцлова Т. «Он умер в январе, в начале года...» // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 232. (вернуться)

5. Уфлянд В. Традиция и новаторство в поэзии Иосифа Бродского // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 158. (вернуться)

6. Вайль П. Рифма Бродского // Иосиф Бродский: труды и дни. [Сб.] / Сост. П. Вайль, Л. Лосев. — М.: Изд-во «Независимая газета», 1998. — С. 10. (вернуться)

7. Болотова Л. Интервью с Бродским // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 100. (вернуться)

8. Давидович С. Две встречи с Бродским // Общая газета. — 1996. — № 4. — С. 16. (вернуться)

9. Битов А. «Смерть поэта...» // Звезда. — 1997. — № 1. — С. 230.
И. Бродский умер 28 января 1996 года (не дожив 4 месяца до своего 56-летия) в г. Бруклин, Нью-Йорк, США; похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции.
Желание быть похороненным на Сан-Микеле встречается в шуточном послании Бродского 1974 года Андрею Сергееву:
Хотя бесчувственному телу
равно повсюду истлевать,
лишённое родимой глины, оно в аллювии долины
ломбардской гнить не прочь. Понеже
свой континент и черви те же.
Стравинский спит на Сан-Микеле…
"На Васильевский остров я приду умирать..." — цитата из стихотворения И. Бродского "Ни страны, ни погоста..." 1962 года. (вернуться)

ЗНАКОМСТВО С А. АХМАТОВОЙ
Глава из книги:
Лев Лосев. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии.
– М.: Молодая гвардия. 2008

Именно Рейн познакомил Бродского с Ахматовой[10]. Это произошло 7 августа 1961 года. Бродскому был двадцать один год, Евгению Рейну, который привез младшего товарища в ахматовскую «будку» в Комарове, – двадцать пять. Ахматовой такие посещения были привычны. Даже в последние сталинские годы, когда общение с ней грозило серьезными неприятностями, ее разыскивали бесстрашные почитатели, а в хрущевские времена неожиданное появление у дверей молодого мужчины или женщины с букетом цветов и тетрадкой стихов стало делом довольно обычным. Бродский, однако, попал к ней более или менее случайно. Он тогда мало знал стихи Ахматовой, а к тому, что знал, был равнодушен. Он в это время жил под впечатлением первого знакомства с поэзией Цветаевой. В тот августовский день он просто согласился прокатиться с другом за город. Визит оказался интереснее, чем он ожидал, он съездил в Комарово еще раз или два и, как он говорит, «в один прекрасный день, возвращаясь от Ахматовой в набитой битком электричке, я вдруг понял – знаете, вдруг как бы спадает завеса — с кем или, вернее, с чем я имею дело»[11].

Мы имеем не так уж много документированных высказываний Ахматовой об отдельных стихах Бродского[12]. Мы знаем, что она выделила написанное ей на день рождения в 1962 году. «Закричат и захлопочут петухи...» как вещь более глубокую, чем ожидается от поздравительного жанра, и взяла оттуда эпиграф – «Вы напишете о нас наискосок...»– для стихотворения «Последняя роза». Знаем, что с большим вниманием она отнеслась к поэме «Исаак и Авраам» и из нее строки о звуке А: «По существу же это страшный крик / младенческий, прискорбный и смертельный...»[13] – взяла эпиграфом к четверостишию «Имя» (в первоначальном варианте). Фраза Ахматовой «Вы сами не понимаете, что вы написали!» (приводится Бродским и мемуаристами в слегка отличающихся друг от друга вариантах) после чтения «Большой элегии Джону Донну» вошла в персональный миф Бродского как момент инициации[14].

При всем том у Бродского в это время уже формировался индивидуальный стиль не только не похожий, но во многом полярно противоположный основному вектору ахматовского творчества – суггестивности, поэтике недосказанного, намеренной скромности поэтического языка. Бродский это вполне сознавал и позднее объяснял: «Мы не за похвалой к ней шли, не за литературным признанием или там за одобрением наших опусов. <...> Мы шли к ней, потому что она наши души приводила в движение, потому что в ее присутствии ты как бы отказывался от себя, от того душевного, духовного – да не знаю уж как это там называется – уровня, на котором находился, – от „языка“, которым ты говорил с действительностью, в пользу „языка“, которым пользовалась она. Конечно же мы толковали о литературе, конечно же мы сплетничали, конечно же мы бегали за водкой, слушали Моцарта и смеялись над правительством. Но, оглядываясь назад, я слышу и вижу не это; в моем сознании всплывает одна строчка из того самого „Шиповника“: „Ты не знаешь, что тебе простили...“ Она, эта строчка, не столько вырывается „из“, сколько отрывается „от“ контекста, потому что это сказано именно голосом души – ибо прощающий всегда больше самой обиды и того, кто обиду причиняет. Ибо строка эта, адресованная человеку, на самом деле адресована всему миру, она – ответ души на существование.

Примерно этому – а не навыкам стихосложения – мы у нее и учились»[15].

Ахматова тепло относилась к окружавшей ее поэтической молодежи – это были Наталья Горбаневская, Дмитрий Бобышев, Михаил Мейлах и ее секретарь Анатолий Найман, – но к Иосифу Бродскому ее отношение было совершенно особенным и как к человеку, и как к поэту. Несомненно, что она первая поняла потенциальный, тогда еще далеко не реализованный размах поэтического таланта Бродского и масштаб его личности. «Бродский ведь ее открытие, ее гордость», – записывала Чуковская в дневнике[16]. Ахматова обращалась к Бродскому как к равному: «Иосиф, мы с вами знаем все рифмы русского языка...»[17] Ей и Н. Я. Мандельштам молодой поэт, «младший Ося»[18], внешне, манерой поведения напоминал своего великого тезку. Очевидно, что для Ахматовой сходство было не только внешним. В дневниковой записи 1963 года читаем: «Что-то в отношении ко мне другого Иосифа напоминает мне Мандельштама»[19]. Это и определило неожиданное при полувековой разнице в возрасте отношение Ахматовой к Бродскому как к равному, чьи высказывания производят на нее порой глубокое впечатление. Так, в дневнике и письмах она неоднократно возвращается к мысли Бродского о том, что главное в поэзии – это величие замысла. «И снова всплыли спасительные слова: „Главное – это величие замысла“»; «Постоянно думаю [о величии замысла] о нашей последней встрече и благодарю Вас»; «И в силе остаются Ваши прошлогодние слова: „Главное – это величие замысла“»[20]. Однажды Ахматова записывает: «Взять эпиграф к „Листкам из дневника“ из письма И. Б[родского]: <...Из чего же он (Человек) состоит: из Времени, Пространства, Духа? Писатель, надо думать, и должен, стремясь воссоздать Человека, писать Время, Пространство, Дух...>»[21] Или в состоянии глубокого сомнения: «А где спасительное „величие замысла“, спасшее Иосифа?»[22] Надо отметить, что у мысли Бродского о «величии замысла» литературное происхождение – знаменитое место в сто четвертой главе «Моби Дика» о «возвеличивающей силе богатой и обширной темы». «Мы сами разрастаемся до ее размеров, – пишет Мелвилл. – Для того, чтобы создать великую книгу, надо выбрать великую тему»[23].

На годы близости с Ахматовой пришлись самые трудные испытания в жизни Бродского – любовная драма, попытка самоубийства, сумасшедший дом и тюрьма, кошмарный суд, предательство друга. Все происходившее с ним трогало Ахматову самым интимным образом. 11 сентября 1965 года она записывает в своем дневнике: «Освобожден Иосиф по решению Верховного Суда. Это большая и светлая радость. Я видела его за несколько часов до этой вести. Он был страшен – казался на краю самоубийства. Его (по-моему) спас Адмони, встретив его в электричке, когда этот безумец возвращался от меня. Мне он прочел „Гимн Народу“. Или я ничего не понимаю, или это гениально как стихи, а в смысле пути нравственного это то, о чем говорит Достоевский в „Мертвом доме“: ни тени озлобления или высокомерия, бояться которых велит Ф[едор] М[ихайлович]. На этом погиб мой сын. Он стал презирать и ненавидеть людей и сам перестал быть человеком. Да просветит его Господь! Бедный мой Левушка»[24]. В этой записи, сделанной уже после испытаний, выпавших на долю Бродского в 1964–1965 годах, показательно сравнение Бродского с сыном, причем не в пользу последнего. Ахматова высоко оценивает не только стихи как таковые, но и моральную чистоту, стойкость, сделавшие стихи возможными. Бродский, со своей стороны, считал, что лишь пытается по мере сил следовать примеру Ахматовой: «Сколько всего было в ее жизни, и тем не менее в ней никогда не было ненависти, она никого не упрекала, ни с кем не сводила счеты. Она просто могла многому научить. Смирению, например. Я думаю – может быть, это самообман, – но я думаю, что во многом именно ей я обязан лучшими своими человеческими качествами. Если бы не она, потребовалось бы больше времени для их развития, если б они вообще появились»[25].

Урок Ахматовой, усвоенный Бродским, касался не только личной нравственности, но и нравственного аспекта поэзии как призвания. Будучи убежденным индивидуалистом, принципиально «частным» лицом, он понимал, что при серьезном отношении к своему призванию поэт не может не быть выразителем опыта народа, на языке которого пишет. Советская идеология требовала от писателей «народности», причем народность понималась как сочетание политкорректности с эстетическим примитивизмом. В результате у интеллигенции выработалась стойкая аллергия на саму проблему «поэта и народа», и салонные парадоксы предыдущего века на темы «чистого искусства» и «башни из слоновой кости» многими принимались всерьез. Ахматова не удостаивала агитпроп таким вниманием. Центральный мотив ее позднего творчества, в первую очередь «Requiem'a», – это мотив поэтического представительства: она осознает свою миссию – ее голосом «кричит стомильонный народ». Именно это утверждает и Бродский в стихотворении «На столетие Анны Ахматовой» – ее голосом говорит родная земля, благодаря ей обретшая «речи дар в глухонемой вселенной». (вернуться)


10. Евге́ний Бори́сович Рейн (29 декабря 1935, Ленинград) — советский поэт и прозаик, сценарист.
В 1960-е годы входил в круг так называемых «ахматовских сирот» (вместе с Иосифом Бродским, Дмитрием Бобышевым, Анатолием Найманом).
В кн.: Рейн Е. Б. Мой экземпляр «Урании». В кн.: Рейн Е. Б. Мне скучно без Довлатова. СПб.: Лимбус Пресс, 1997. С. 73. (вернуться)

11. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М.: Независимая газета, 1998. С. 224. (вернуться)

12. См. Лосев Л. В. О любви Ахматовой к «Народу» // Звезда. 2002. № 1. (вернуться)

13. Записные книжки Анны Ахматовой (1958–1966). Москва; Torino: Giulio Einaudi editore, 1996. С. 234, 390. (вернуться)

14. См., например, Интервью 2000 – Бродский И. А. Большая книга интервью / Сост. В. Полухиной. М.: Захаров, 2000. С. 174. (вернуться)

15. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М.: Независимая газета, 1998. С. 256. (вернуться)

16. Чуковская. Т. 3. С. 208. (вернуться)

17. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М.: Независимая газета, 1998. С. 256. (вернуться)

18. Мандельштам Н. Я. Воспоминания. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1970. С. 205. (вернуться)

19. Записные книжки Анны Ахматовой (1958–1966). Москва; Torino: Giulio Einaudi editore, 1996. С. 523. (вернуться)

20. Записные книжки Анны Ахматовой (1958–1966). Москва; Torino: Giulio Einaudi editore, 1996. С. 588, 601, 637. (вернуться)

21. Там же. С. 724. (вернуться)

22. Там же. С. 679. (вернуться)

23. «Моби Дик» на русском языке впервые вышел в переводе И. Бернштейн (в нашей цитате исправлены допущенные переводчиком неточности) в 1961 г. Как мне рассказывал Г. И. Гинзбург-Восков, Бродский тогда же с большим энтузиазмом рекомендовал ему эту книгу.
Реминисценции из «Моби Дика» есть в «Письме в бутылке» (ОВП), «Новом Жюль Берне» и «Ты, гитарообразная вещь со спутанной паутиной...» (У). (вернуться)

24. Записные книжки Анны Ахматовой (1958–1966). Москва; Torino: Giulio Einaudi editore, 1996. С. 667.
Об отношении Ахматовой к стихотворению «Гимн народу» см. Лосев Л. В. О любви Ахматовой к «Народу» // Звезда. 2002. № 1. (вернуться)

25. Интервью 2000 – Бродский И. А. Большая книга интервью / Сост. В. Полухиной. М.: Захаров, 2000. С. 174. (вернуться)

 
Иocиф Бpoдcкий в Вeнeции. 1974 гoд. Фото Дианы Майерс.
Диана Майерс (англ. Diana Myers, 1937 — 2012) — британский филолог российского происхождения.
Со времён своей работы в Ленинграде Диана Майерс была дружна с Иосифом Бродским. Ей (единолично или вместе с мужем) посвящён ряд стихотворений Бродского, в том числе цикл «В Англии» (1977).
В личном архиве Майерс хранилось значительное количество важных материалов, связанных с Бродским.
 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
 
Яндекс.Метрика