УРОК 5
«Царевна-лягушка».
Народная мораль в характере и поступках героев.
I. Артикуляционная разминка
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
II. «Царевна-лягушка».
Народная мораль в характере и поступках героев.
Образ невесты-волшебницы.
Ритмичность сказочного повествования
Беседа
— Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но
зачин и концовка традиционны.
Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу (с. 12—13).
— Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника, с. 26.)
Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным
отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
— Как царь предложил своим детям искать себе невест?
После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы,
со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе.
Продолжим беседу.
— Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
— Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15). Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
— Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
— Как утешала Ивана-царевича лягушка?
— Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...». Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
— Что особенного в этом описании?
Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению
о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать
эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
— Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.
Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.
— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» — до слов: «Сказала,
обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 18—20 учебника).
Литература
и изобразительное искусство
— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с
иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев,
выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток.
Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение
Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует
Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
— Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?
III. Самостоятельная работа
— Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1—2 примера в столбик, как стихотворение.
Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
Примеры
Отрывок о клубочке можно записать так:
Катится клубочек по высоким горам,
катится по темным лесам,
катится по зеленым лугам,
катится по топким болотам,
катится по глухим местам...
Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:
Обрадовался царевич,
разбил яйцо,
достал иглу
и отломил у нее кончик.
Домашнее задание
Подготовить ответы на 5—6-й вопросы учебника (с. 26).
УРОК 6
«Царевна-лягушка».
Иван-царевич — победитель житейских невзгод.
Животные-помощники.
I. Артикуляционная разминка
Записываем на доске и в тетради новую скороговорку, добиваемся четкости, хорошей артикуляции при ее произнесении.
II. Иван-царевич — победитель житейских невзгод.
Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги,
Кощея Бессмертного. Победа добра над злом
Беседа
— За что разгневался Кощей на Василису Премудрую и приказал ей три года лягушкой быть?
— Как снарядился Иван-царевич на поиски жены? Что он взял с собою, что надел?
— Кто помогал Ивану-царевичу?
— Рассмотрим иллюстрации И. Билибина в учебнике (с. 22, 23; см. иллюстрации ниже).
Какие встречи изобразил художник?
— Старый старичок, его клубочек и животные — это волшебные помощники.
В каких сказках вы еще встречали волшебных помощников? Какие они бывают?
Выразительное чтение
Предложим ученикам прочитать по ролям рассказ о трудном пути Ивана-царевича (от слов: «Катится клубочек по высоким горам...» — до конца сказки, с. 21—25).
Распределим роли. Скажем, что кому-то достанется прочитать всего одну-две фразы, но их надо суметь прочитать так, чтобы они не выпали из общего ритма сказки.
Мы тренируем умение следить за чтением товарищей и вовремя вступить, поддержав ритм и интонацию предыдущего чтеца.
Затем продолжим беседу.
— Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича?
Возможен такой ответ: царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень
досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение,
он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе,
но и об окружающих, жалеть и понимать их.
— Чему научила Ивана-царевича встреча с Бабой-ягой? Как удалось ему победить Кощея Бессмертного?
— Как народ в сказках выражает свои сокровенные желания? Почему в сказках добро торжествует над злом?
Литература
и изобразительное искусство
— Рассмотрите рисунок к сказке палехского художника А. Куркина (форзац учебника). Нравится ли он вам? В чем особенность этого рисунка?
Какие сцены изображены на нем?
Палехский промысел возник в старину, когда в стране было много церквей, народ верил в Бога и в каждом доме обязательно были иконы.
Жители Палеха занимались иконописью и фресковой живописью, они выработали самобытный стиль и прославили свой городок на всю страну.
После Октябрьской революции 1917 г. правительство большевиков активно вмешалось в религиозную жизнь, были разрушены многие церкви, насаждался атеизм,
т. е. неверие в Бога. Тогда художники Палеха, желая сохранить творческие достижения своих отцов и дедов, организовали артель по производству лаковой
миниатюры, которая завоевала своей красотой и оригинальностью любовь во всем мире. Изделия из папье-маше они стали покрывать черным фоном, на нем тончайшими
кистями рисовать картины яркими, чистыми, солнечными красками, сохраняя и творчески переосмысливая традиции русской иконописи. На смену религиозным сюжетам
пришли сюжеты из народной жизни, из произведений фольклора и русской литературы.
На рисунке палехского художника А. Куркина мы видим изображение сцены пира, когда Василиса Премудрая пляшет с Иваном-царевичем. Композиция снизу
ограничена изображением плывущих по волнам прекрасных лебедей, справа и слева — разноцветными вереями (столбиками), к которым прислонились сидящие на
стульях братья Ивана-царевича. Сверху мы видим синие узорчатые маковки терема, украшенные кокошниками, в этом тереме проходит пир. Над маковками поднимаются
кроны деревьев; это деревья условные: глядя на них, мы не можем сказать, что это за растения, но живописец этого и не добивается. Ему важно подчеркнуть
сказочность изображения.
На русских иконах часто бывает, что в центре изображен святой, а по сторонам, сверху и снизу мы видим житие, т. е. мелко написанные сцены из жития
святого, показывающие главные этапы его пути к Богу на земле.
В миниатюре «Царевна-лягушка» вверху, над маковками, мы видим три сцены из сказки: Иван-царевич возле избушки на курьих ножках — слева; на белом
коне с мечом — справа; в центре — Иван-царевич с Василисой Премудрой возвращаются домой на ковре-самолете.
Композиция миниатюры исключительно выразительна. На ней мы видим восемнадцать человеческих фигур, каждая из которых тщательно выписана.
Наиболее крупно изображены Иван-царевич и Василиса Премудрая: взявшись за руки, они торжествуют и радостно пляшут. В позах сидящих братьев видны
удивление и восхищение чудесным танцем. Справа и слева от танцующей пары — склонившие головы жены братьев, которые завидуют Василисе Премудрой.
Слева три более мелких фигуры — музыканты с балалайкой, рожком и гуслями. Справа — сцена на пиру. В середине, за столом, на котором стоят блюда и
кубки, на троне сидит царь, его охраняют два стражника в ярко-синих кафтанах. Царь, приподнявшись из-за стола, изумленно глядит на танец.
Главная особенность всех изображенных фигур в том, что они не существуют сами по себе, а подчинены одной идее — танцу, они все словно бы притягиваются
к главным фигурам — Ивану-царевичу и Василисе Премудрой.
Навсегда запоминается колорит палехских миниатюр. Такие же чистые цвета использовал в своих фресках великий живописец XV века Дионисий,
расписывая русские храмы. На черном фоне краски выглядят ярче, они словно светятся и дарят зрителям тепло и радость.
III. Поэтика волшебной сказки.
Постоянные эпитеты, повторы.
Изобразительный характер формул волшебной сказки
Практическая работа
— При чтении сказки мы замечали, что некоторые явления и события повторяются три раза. Число три в древности считали волшебным,
магическим числом, поэтому в сказках часто бывает три брата, события повторяются трижды и т. д.
— Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Царевна-лягушка»?
Ученики с удовольствием назовут повторения.
— Вы уже заметили, что сказочное повествование — особенное. Мы c вами видели ритмичность сказки. Еще одна особенность
сказочной речи — это повторы (не путать с повторениями!): если мы читаем жили, значит, следующее слово будет были; если в сказке есть путь, то это
обязательно путь-дорожка. Давайте поищем в сказке примеры таких повторов.
Повторы:
жил-был; лягушка-квакушка; подумал-подумал; царство-государство; костями-огрызками (осыпали); искала, искала; хитрей-мудрей; шел-шел; лежит-издыхает;
щука-рыба; найти-разыскать.
Выясним, знаком ли ученикам по начальной школе термин эпитет. Если нет, скажем, что эпитет — это художественное определение предмета.
Для нас актуально будет определение постоянного эпитета (с. 12 учебника). Прочитаем его и предложим вспомнить:
— Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках?
Ученики назовут несколько наиболее частотных постоянных эпитетов: серый волк, чистое поле, дремучий лес.
— Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна-лягушка».
Постоянные эпитеты:
тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди,
высокие горы, дремучие леса, темные леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец, красное солнце.
Формулы волшебных сказок.
В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке
сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте
поищем с вами такие выражения. Это будет наше домашнее задание.
Домашнее задание
Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка».
Индивидуальное задание
В зависимости от уровня литературного развития класса дадим двум-трем ученикам задание прочитать другой вариант сказки «Царевна-лягушка», например
в обработке А. Н. Толстого (см. на сайте "Литература"), и сравнить его
с текстом сказки в пересказе М. А. Булатова, данным в учебнике-хрестоматии.
Следующие уроки: Изобразительный характер формул волшебной сказки. Урок развития речи >>>
|