Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
Литература для школьников
 
 Главная
 
Иллюстрация Е. Рачёва
к сказке «Журавль и цапля»
 
 
 
 
 
 
 
 
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
 
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

8 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 3. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки

Уроки 4–6. Сказка «Царевна-лягушка»

Урок 7. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Урок развития речи

Уроки 8–9. «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Урок 10. Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Урок внеклассного чтения


УРОК 10
Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
Сказочники. Русские народные сказки
Урок внеклассного чтения


I. Сказки «Журавль и цапля»,
«Солдатская шинель»

Артикуляционная разминка, выразительное чтение


Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения:
три и два человека, которые выходят на 5—7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок.

Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля», 2 человека читают «Солдатскую шинель»: один читает текст от автора, другой — реплики персонажей.

Внимание второй группы акцентируем на орфоэпической норме при произнесении слова шинель — [н’э], так как в наше время под влиянием многочисленных заимствований дети часто произносят [нэ].

Пока они готовятся, оставшиеся в классе дети проводят с учителем артикуляционную разминку.

Время позволит прочитать и даже выучить две-три небылицы-перевертыша (см. Приложение).

После выступления первой творческой группы обсудим сказку «Журавль и цапля» с помощью вопросов и заданий учебника (с. 40; см. вопросы и задания ниже).

«Журавль и цапля» — сказка о животных.

Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».

В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж...»

Постоянных эпитетов в сказке нет.

Народные выражения, т. е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».

В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
См. также комментарий к сказкам о животных из книги "Народные русские сказки А. Н. Афанасьева"

«Солдатская шинель» — бытовая сказка.

Вторая творческая группа читает сказку «Солдатская шинель».

Обсуждаем сказку с помощью вопросов и заданий (с. 42).

Эту сказку мы называем бытовой, потому что в ней обычные для такого типа сказки персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Мы радуемся смекалке солдата и смеемся над растяпой-барином.

II. Сказочники

Читаем и обсуждаем статью учебника
«Из рассказов о сказочниках»
(с. 42—43; см. статью ниже).

    — Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?

В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных — как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.

    — Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?

    — Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?

При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

III. Русские народные сказки

Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок


Учитель может заранее распределить сказки между учениками. Хорошо, если на уроке прозвучат разные виды сказок. Возможно, некоторые из них будут прочитаны по ролям. Постараемся, чтобы дети при чтении и пересказе сказок учли прочитанную на уроке статью о сказочниках. Чтение и пересказы школьники проиллюстрируют своими рисунками.

Урок завершим обсуждением вопроса:

    — Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.

В качестве внеклассного мероприятия по теме «Устное народное творчество» можно подготовить урок-праздник «Серебряное донце, золотое веретенце» (сценарий урока предлагается в Приложении).

Домашнее задание

Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках:
волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

Следующие уроки: Из древнерусской литературы >>>



РАЗМЫШЛЯЕМ
О СВОЕОБРАЗИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ


1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?

2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.

3. Прочитайте сказку по ролям, подчеркнув смешные стороны поведения героев.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)

ИЗ РАССКАЗОВ
О СКАЗОЧНИКАХ


Реальными создателями сказок были, конечно же, их исполнители — многие и многие безымянные сказочники. Вспомним, что народная сказка в отличие от литературной всегда рассказывалась, а не читалась...

Талантливые сказочники — это прежде всего знатоки сказок: от каждого из них собиратели, как правило, записывали большое количество сказок — иногда более ста! Сказочники в то же время и настоящие актёры.

Неспешно ведёт сказочник повествование о волшебных приключениях Ивана-царевича и серого волка; жесты скупы, голос ровный, речь течет неторопливо — кажется, ничто не волнует его, а мы взволнованны. Но вот сказочник начал сказку о животных, и манера исполнения изменилась. Голос его как бы исчез, но вместо его голоса появилось несколько новых и очень запоминающихся: «толстый» — это говорит медведь, хозяин лесов; слащавый, с хитринкой — это лиса, Лиса Патрикеевна, лисица — масляна погубица, кумушка лиса. Тоненьким голосочком ведёт разговоры зайчик — заюшка-побегаюшка.

Много талантливых сказочников! К сожалению, не обо всех мы располагаем данными, раскрывающими их творческий облик и жизненный путь. Однако о некоторых у нас есть сведения, хотя порой и скудные. Искусной сказочницей была няня А. С. Пушкина Арина Родионовна: её исполнение очаровывало великого поэта. С теплотой вспоминал свою няню Евгению М. Горький.

Сказочники были окружены вниманием, уважением, любовью. Часто их освобождали от тяжёлой физической работы, только бы они рассказывали. Известный сибирский сказочник И. Е. Сороковиков-Магай в 1930-е годы вспоминал: «Приезжаешь на мельницу — даже принимают мешки мне-ка помогать. „Он сёдне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь: „Смелем тебе, только говори сказки нам!" Но и на промыслу (на охоте) с товарищами приходилось говорить много. Ночь длинная, осеновская. Делать нечего. Начинаешь сказки говорить, и у них настроение повышается».
По Ю. Г. Круглову

Известный учёный, исследователь русского фольклора Марк Константинович Азадовский оставил интересные характеристики наиболее талантливых сказочников.

Замечательный сказочник Д. С. Асламов каждый раз готовился к сеансу, повторяя про себя сказки, и потом тщательно заботился, чтобы «всё было на месте и к месту».

Енисейский сказочник Ф. И. Зыков утверждает, что самое трудное в сказке — «разговор» (то есть диалог). «Тут одно слово неладно — и ничего не получится. Тут надо всё быстро делать».

А. К. Новопольцев вносит в волшебную сказку разнообразные «потешные элементы», рифмовку.

Форма особого балагурного стиля представлена и сказительницей А. К. Барышниковой. Она использует в сказках зачины, концовки, повторы, подробности, вводит ритм, рифму. Каждый раз она творит сказку.

Н. О. Винокурова сопровождает свои сказывания сказок жестами, мимикой героев, вводит в текст песни, пейзаж.

Известны и другие сказочники. Прочитайте книгу «Фольклор и литература» (М., 1996). Подготовьте к сказыванию для вечера сказок любимую сказку, подумайте, какие «краски» будете использовать при этом.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы и даже насекомые, они разговаривают друг с другом, ссорятся, мирятся и женятся. Однако в этих сказках почти нет чудес, их герои – вполне реальные обитатели лесов.

Человек издавна был частицей природы, постоянно борясь с нею, он в то же время искал у нее защиты, что отразилось в народном фольклоре. Изображая животных, народ придавал этим персонажам человеческие черты, в то же время сохраняя их реальные повадки и «образ жизни». Впоследствии во многие сказки о животных был привнесен басенный, притчевый смысл.

Сказок о животных сравнительно немного: они занимают десятую часть сказочного эпоса. Главные действующие лица: лиса, волк, медведь, заяц, коза, лошадь, ворон, петух. Наиболее часто встречающимися героями сказок о животных являются лиса и волк, которым присущи постоянные признаки: лиса хитра и коварна, а волк зол, жаден и глуп. У других персонажей-животных характеристики не так резко очерчены, они варьируются от сказки к сказке.

В животном эпосе нашла отражение человеческая жизнь со всеми ее страстями, равно как и реалистическое изображение человеческого, в частности, крестьянского быта. Большинство сказок о животных отличаются незатейливым сюжетом и лаконичностью, но при этом сами сюжеты необычайно разнообразны. Сказки о животных обязательно содержат мораль, которая, как правило, не высказывается прямо, а вытекает из содержания.

Источник: Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в 5 томах. Том 2. — М.: Терра, 2008 г. (вернуться)

 
Иллюстрация В.Кузьмина
к сказке «Журавль и цапля». 1956 г.

Источник: Серия открыток с иллюстрациям к русским сказкам.
Издательство «Изогиз». 1955-1956 год.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика