Русские писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. А. Прокофьев. Фото
 
Портрет Д. Б. Кедрина. 1937
Кедрин Д. Б.
Алёнушка

("Литература")
 
 
 
 
 
 
 
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ XX ВЕКА
О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ


3 ЧАСА

 
Картина В. М. Васнецова «Аленушка»,
стихотворения «Аленушка»
А. А. Прокофьева и Д. Б. Кедрина

Уроки литературы в 5 классе[1]



Урок 93. Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...»

Урок 94. Картина В. М. Васнецова «Аленушка», А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»), Д. Б. Кедрин. «Aлeнyшкa» («Стойбище осеннего тумана...»)

Урок 95. Н. М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»


УРОК 94
Картина В. М. Васнецова «Аленушка»,
А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»),
Д. Б. Кедрин. «Aлeнyшкa» («Стойбище осеннего тумана...»)


Уроку, посвященному сопоставлению двух стихотворений с одинаковым названием «Аленушка», надо уделить особое внимание.

Сопоставление произведений — вообще задача сложная для пятиклассников. В данном случае мы сталкиваемся как бы с тройным сопоставлением: каждого стихотворения с картиной Виктора Михайловича Васнецова и затем двух стихотворений друг с другом.

Надо четко понимать и объяснить детям, что цель этой работы — не выяснение того, кто из художников точнее описал картину Васнецова, а понимание, что один и тот же факт жизни, например живописное произведение, по-разному воплощается и переосмысливается в творчестве различных людей.

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения И. А. Бунина.

II. Картина В. М. Васнецова «Аленушка»
Литература и изобразительное искусство


Желательно, чтобы учитель повесил в классе большую репродукцию картины (см. репродукцию ниже). Если ее нет, откроем учебник (с. 157).

Беседу по картине учитель начнет с вопроса:

     — Что мы видим на картине Васнецова? Опишите картину.

Пятиклассники к концу учебного года уже обладают навыками работы над сочинениями-описаниями по картине. Дадим им возможность подготовиться и устно описать картину.

     — Каков колорит картины?

     — Какое настроение у вас вызывает эта картина?

     — В какой русской народной сказке героиня носит имя Аленушка? Вспомните эту сказку.

     — Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Вот как рассказывает о картине искусствовед Лидия Иовлева:

«В сказках о сиротке Аленушке нет описания тоскующей у лесного омута девочки, как это изобразил художник. Выбор сюжета определялся здесь не столько ситуациями сказочного повествования, сколько задачей с наибольшей полнотой раскрыть смысл и эмоциональный характер фольклорного образа.

Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платьице, сидя на холодном камне, выплакивает свое сиротское горе. Густая лесная чаща скрыла ее от недоброго чужого взора. Весь облик Аленушки — воплощение печали и страдания. Природа словно вторит ее грустным причитаниям. Участливо склонились над ее головой ветви тоненьких осинок, в едином ритме со сгорбившейся фигуркой поникли листья камыша (рогоза. — О. Е.) и осоки, в сумрак погружены настороженные молодые ели, тревожной тайны полна тихая гладь омута, трепещут и падают в реку осенние листья, притихли птицы. Реально и конкретно состояние природы: художник особо подчеркивает в нем то, что совпадает с фольклорными поэтическими акцентами, — таинственную настороженность и одновременно мягкую лирическую задушевность. Органически связан с замыслом живописный строй картины. Васнецов избегает цветовых контрастов или больших, определенно очерченных цветовых плоскостей и пятен, хотя краски звучат и насыщенно, и интенсивно, особенно в изображении самой Аленушки, заметно выделяя ее на фоне пейзажа. Главным для художника является стремление объединить фигурку девочки с пейзажем, слить их в едином эмоциональном состоянии».

Внимательно рассматривая картину, отметим несколько важных моментов. Искусствовед Лидия Иовлева пишет о девочке, тогда как на картине не девочка, а скорее девушка. Она без обычной для девушек одной косы (женщины заплетали две косы) и без традиционного для девушек головного убора — расшитой повязки или платка. Девушку с непокрытой головой и распущенными волосами презрительно назвали бы «распустехой» и относились бы к ней в селе без всякого уважения. Обитатели Абрамцева, где писал Васнецов «Аленушку», специально занимались изучением народных традиций; исключено также, что Васнецов, проживший свое детство в деревне, не знал об этом народном обычае.

Расплетали волосы только в знак горя или тогда, когда женщина собиралась заниматься ворожбой, колдовством.

Зачем пришла васнецовская Аленушка на глухое лесное озеро? Может быть, выплакать свое неизбывное горе, может быть, позвать на помощь силы природы... На картине (на подлиннике или на очень качественной репродукции) видно, какие у нее остановившиеся, зачарованные глаза, словно она увидела что-то тайное, неведомое в своей душе; она всматривается не в озеро, а в глубь собственного мира, слушает свое сердце. Рот ее слегка приоткрыт, будто слова только что слетели с ее губ. С кем, какой разговор она ведет? Может быть, она только что проговорила слова какого-то древнего заклинания?

Отметим некоторые детали, которые помогут детям вжиться в картину, слиться с ней. У девушки босые загорелые ноги, которые вместе с камнем отражаются в воде озера. На картине видно, что темная, с красноватыми цветами юбка тоже отражается в воде. На поверхности черного зеркала лежат опавшие листья осины: осень только началась, алых и золотых листьев еще мало. На стебле рогоза (который многие путают с тростником или камышом), что растет на переднем плане, виден коричневый султан. Чуть правее Аленушки из воды торчит хвощ. Еще правее, под склонившимися ветками, на воде видны пузырьки, которые возникают либо от капель, либо тогда, когда со дна поднимается воздух.

Над головой Аленушки, на ветке ели, сидят сороки. Сорока в народной традиции сравнивается с бесом, например в такой загадке: «Бел как снег, зелен как лук, черен как жук, повертка в лес, а поет как бес» (В. И. Даль). Считается, что сорока своим стрекотанием предсказывает гостей и приносит вести: «Сорока сокочет, гостей пророчит», «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока даром не сокочет (либо к гостям, либо к вестям)». Какие вести принесли сороки Аленушке? Хочется верить, что добрые.

Справа вверху, за деревьями, небо прочертила полоска вечерней зари. На картине эта полоска желто-розовая, она выглядит не тревожно, а как добрый знак надежды и словно перекликается с золотыми листьями осинок слева от Аленушки. Небо светло-молочное, какое бывает коротким северным летом.

Разглядывание картины поможет проникнуть в мир Васнецова и создаст почву для сопоставления ее со стихотворениями.


III. А. А. Прокофьев. «Аленушка»
(«Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»).
Д. Б. Кедрин. «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана...»)
Сравнительный анализ произведений


Начнем работу с чтения стихотворения А. А. Прокофьева.

Читает учитель, передавая простоту и лиричность, задушевность произведения.

     — Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
«Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: «пруд заглохший» (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения), «тростник качается» (рогоз), «мертва вода» (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды).

В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки:

Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. . . . . . . .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.

     — Итак, что перед нами: описание картины или самостоятельное произведение?

Поработаем с эпитетами, с глаголами, с цветовой гаммой стихотворения.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.

     — Похожа ли цветовая гамма картины Васнецова на цветовую гамму стихотворения Прокофьева?

     — Что добавляет к пониманию этого стихотворения факт, что Прокофьев родился в семье ладожского крестьянина-рыбака и много произведений посвятил описанию северной природы?

Ученики работают над выразительным чтением этого стихотворения.

Учитель читает стихотворение Д. Б. Кедрина.

     — Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?

     — Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»?
Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.

При работе с этими метафорами интересно показать детям, как фраза из трех слов может разворачиваться в сознании в целую картину, словно в плоской стене открывается окошко, ты выглядываешь в него, а там, впереди, — целый мир, особый, тобою еще не познанный.

«Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.

Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.

     — Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?

     — Почему Родина названа неяркой?

     — Как вы понимаете, что такое лихая сила?
Лихая сила — разбойники.
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес. Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.

     — Что значит выражение нетленная краса?
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.

     — Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения?

     — Как во время войны люди воспринимали следующие строки?

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

     — Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова?

Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная), одинаковый ритм (хорей).

Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений: «Аленушки» Д. Б. Кедрина или «Аленушки» А. А. Прокофьева.

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы».

Следующие уроки: Н. М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» >>>



1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
В. М. Васнецов. Алёнушка. 1881
Холст, масло. 173 × 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
вернуться к уроку
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика