Главная |
|
|
Н.М.Рубцов. Фото |
|
|
|
|
Дон-Аминадо. Фото |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ
3 ЧАСА
|
|
Уроки литературы в 5 классе[1]
|
Урок 93. Стихотворения И. А. Бунина. «Помню — долгий зимний вечер...»
Урок 94. Картина В. М. Васнецова «Аленушка», А. А. Прокофьев. «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске...»),
Д. Б. Кедрин. «Aлeнyшкa» («Стойбище осеннего тумана...»)
Урок 95. Н. М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»
УРОК 95
Н. М. Рубцов. «Родная деревня».
Дон-Аминадо. «Города и годы»
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворений наизусть, обсуждаем, коллективно оцениваем чтение.
II. Н. М. Рубцов. «Родная деревня».
Дон-Аминадо. «Города и годы»
Ученики, которые выполняли дома индивидуальное задание, прочитают выразительно два названных стихотворения.
Учитель может заранее подобрать репродукции картин, показать их детям и спросить, каким стихотворениям соответствуют эти картины.
Вариант подбора репродукций картин
Н. М. Рубцов. «Родная деревня» — А. Попов. «Утро в деревне» (см. репродукцию ниже).
Дон-Аминадо. «Города и годы» — И. Э. Грабарь. «Мартовский снег»
(см. репродукцию ниже); И. И. Левитан. «Март».
В 5 классе, на наш взгляд, следует очень осторожно привлекать к работе над стихотворениями внетекстовой материал, нет необходимости
рассказывать много о жизни и творчестве авторов.
Однако главная мысль стихотворения Дон-Аминадо «Города и годы» останется непонятной читателю, если не объяснить, что Дон-Аминадо не принял
Октябрьской революции и в 1920 г. эмигрировал во Францию. Как и большинство эмигрантов, Дон-Аминадо очень переживал расставание с Родиной,
и эта боль нашла отражение в его стихах.
Предпоследней строфой своего стихотворения «Города и годы» Дон-Аминадо хочет сказать читателю, что один запах остается для него самым важным,
самым главным в мире — «русский запах снега». Он видел много прекрасных городов и стран, но запах Родины остался для него самым дорогим и самым любимым.
После прослушивания стихотворений и работы с иллюстрациями мы можем на доступном для пятиклассников уровне проанализировать одно из стихотворений.
План анализа
1. Какое впечатление производит стихотворение? Какое настроение вызывает?
2. Какие картины рисует поэт?
3. Какие изобразительные средства использует поэт?
(Дети назовут: эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, звукопись; возможно, метафоры.)
4. Как можно охарактеризовать ритм в стихотворении? Какой способ рифмовки использует автор?
5. Выразительное чтение стихотворения.
|
Подводя итоги работе над стихотворениями,
спросим:
— Как вы думаете, какова главная мысль, которую хотят передать нам поэты, рассказывая о красоте родной природы?
Рассказывая о Родине и родной природе, поэты хотят передать нам такую мысль: чем больше человек узнает о жизни и о мире,
тем больше он понимает ценность и красоту родной земли.
Эта мысль особенно отчетливо выражена в строках стихотворений Кедрина и Рубцова:
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
(Д. Б. Кедрин. «Аленушка»)
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...
(Н. М. Рубцов. «Родная деревня»)
Домашнее задание
Прочитать рассказы Саши Черного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
Повторить стихотворения, которые учили наизусть (для тех, кто еще не отвечал).
Следующие уроки: Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» >>>
|
|
|
|
|
А. П. Попов. Утро в деревне. 1861
Холст, масло, 49 × 71 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
вернуться к уроку |
|
|
И. Э. Грабарь. Мартовский снег. 1904
Государственная Третьяковская галерея, Москва
вернуться к уроку |
|
|
|
|
|
|
|