Далекое прошлое человечества. Курдюмова Т. Ф. 6 класс
Литература для школьников
 
 Главная
 
 
Портрет А. Н. Островского
работы В. Г. Перова. 1871 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
ДАЛЁКОЕ ПРОШЛОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ

Уроки литературы в 6 классе[1]


История человечества в произведениях литературы

«На заставе богатырской»

А. Н. Островский. «Снегурочка»

Герой художественного произведения

 


ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ

Этот раздел учебника не раз переделывался. В первых вариантах герой-ровесник представал на страницах произведений о далеком прошлом. Однако многие произведения, которые повествуют о далекой жизни ушедших эпох, уже знакомы ученикам по рекомендациям учителя истории.

Поэтому, оставив на попечении уроков истории чтение «Борьбы за огонь» Рони-старшего, «Приключений доисторического мальчика» д’Эрвильи и многих других книжек этой тематики, мы предлагаем провести уроки по былине «На заставе богатырской» и «весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка».


 

«НА ЗАСТАВЕ БОГАТЫРСКОЙ»

Былина «На заставе богатырской» возвращает учеников в далекое прошлое родных земель. При чтении былин других, как правило, ученикам запоминается Илья Муромец, герой многих былин. Им ясен патриотический пафос былин, и они замечают многие художественные особенности народного эпоса, а также представляют себе манеру его исполнения. Речитатив, которым пользовались его исполнители, был чем-то средним между чтением и напевом.

Былины «сказывались», поэтому их исполнители назывались «сказителями». В середине XIX в. на улицах еще звучали напевы былин, а в Москве был популярен гусляр Северский, который «сказывал» их с большим успехом. Мы же обычно просто читаем их, как любой другой текст.

Сюжет былины «На заставе богатырской» даст возможность не только познакомиться с героями, но и воочию увидеть процесс жизни былины: воинских чинов «атаман», «есаул» в древности не могло быть, значит, они вошли в текст при исполнении былин в более поздние времена.

Вопросы и задания учебника
помогут организовать беседу не только о героях, но и обо всей былинной Руси, которая требовала защиты.

Затем можно обратиться к «Святогору-богатырю», которого Лев Толстой включил в свою «Первую русскую книгу для чтения», созданную для детей Яснополянской школы. Очень важно настроить класс на то, чтобы услышать особенности звучания былинного стиха. Сказители обычно располагали для исполнения былин одним—тремя напевами. Едва ли учитель сможет воспроизвести напев, но нужно помнить, что былина читалась нараспев, причем окончание стиха произносилось особенно протяжно.

Ученики обычно замечают, что сюжет близок народным сказкам, которые им памятны. Используя четкость сюжета былины, можно практиковать и ее прозаический пересказ и рассуждения-размышления о том, что продиктовало героям их решения и поступки.

В сильном классе можно попробовать подготовить рассказ об истории жизни Ильи Муромца от того момента, когда после тридцати и трех лет сидения на печи он при помощи калик перехожих обрел и здоровье и мощь. Можно описать некоторые из его подвигов, завершив связный рассказ о герое описанием событий во время последних трех поездок.

Былина дает возможность обратиться к любимым числам фольклора. Ученики с дошкольного детства помнят о трех богатырях, которых увековечил на своей картине В. М. Васнецов. В сказке «Царевна-лягушка» перед ними три брата, три задания царя, три попытки спасти жену... В былине перед ними опять это число три — три года богатыри стоят на заставе.

Не стоит думать, что это число привлекало только создателей фольклора. Даже сейчас есть исследования, которые стремятся объяснить особую роль этого числа в жизни человека и даже в природе. Так, в очень объемной монографии А. Степанова «Число и культура» (М., 2004) перечисляются все тройственные структуры, знакомые человеку. Конечно, мы не будем говорить об этом ученикам, но все же учтем, что к таким структурам исследователь относит множество явлений. В его перечне названы:

«Москва — третий Рим»;
идеализм — материализм — дуализм;
наука — искусство — философия;
истина — добро — красота...

И таких структур автор приводит десятки. Чуть меньшую роль в нашей жизни, по его мнению, играют тетрады (от числа четыре):

земля — вода — воздух — огонь;
рабовладение — феодализм — капитализм — коммунизм...

Обращение к любимой тройке и история этого обращения в восприятии окружающего мира не будет заметной вехой на уроке, но учителю может быть интересно обратить внимание учеников на это любимое нашим фольклором число.

Былина, главный герой которой знаком ученикам, дает возможность использовать сопоставление того, как изображен этот герой в разных былинах, а также активно включать в уроки обращение к живописи и музыке. Обозначить эти связи тем более целесообразно, что уже следующее произведение программы блестяще демонстрирует тесную связь искусств: театра, музыки, живописи с искусством слова.

Оcoбoe внимание стоит обратить на то, как связаны между собой герой и сюжет. В былинах героический характер защитников Родины реализуется в их поступках и решениях. Описания сражений и побед прочно запоминаются как свидетельства былого.

Полезно фиксировать внимание учеников на отношении безымянных рассказчиков к событиям и героям — на их историческом оптимизме.


 

А. Н. ОСТРОВСКИЙ
«СНЕГУРОЧКА»

Изучение сцен из «Снегурочки» А. Н. Островского — одна из увлекательных и сложных задач курса 6 класса. Для нас А. Н. Островский — создатель русского национального театра. Однако пьеса «Снегурочка» стоит в его творчестве особняком. Она, по определению автора, — «весенняя сказка». С самого начала знакомства с ней мы отмечаем близость «весенней сказки» к фольклору. Однако вдохновивший Островского фольклор только дал толчок творческой фантазии драматурга.

В его пьесе читатель и зритель попадают в царство берендеев, и в этом идеальном царстве с героями происходит множество событий, которые предопределены не только привычным течением их жизни, но и могучим ритмом мира природы и необычностью характера и судьбы юной героини — Снегурочки.

Нужно также учесть, что это — пьеса-сказка в стихах.

Началом работы с текстом сказки,
очевидно, будет чтение и комментирование списка действующих лиц (афиши), работа, при которой учитель всегда помогает ученикам подумать о героях пьесы.

Беседа по поводу афиши дает возможность создать свои собственные «замечания для будущих «господ актеров», которые подобны гоголевским указаниям в «Ревизоре». Именно сопровождая знакомство с афишей комментариями, которыми неизбежно насыщается беседа о каждом из действующих лиц пьесы, мы решаем три задачи: отмечаем специфику оформления драматического произведения, знакомимся с героями и начинаем подготовку к исполнению конкретных ролей.

Поскольку пьеса представлена в программе и в учебнике в отдельных сценах, перед нами стоит и еще одна методическая задача — обеспечить целостность ее восприятия. Поэтому должны быть четко спланированы этапы работы, в которую включается монтаж чтения с листа, исполнение отдельных подготовленных сцен (конечно, тоже с листа) и пересказы разных типов. Все эти элементы органически сочетаются с беседой, которую во многом определяют вопросы и задания, предложенные в учебнике.

Можно использовать и обращение к живописи.

Как картина «Богатыри» В. М. Васнецова была навеяна автору былинами, так и оформление пьесы «Снегурочка» на сцене театра (оно принадлежит тому же художнику) так же вдохновлено миром русского фольклора. Включение одного-двух эскизов, рисующих сцены пьесы-сказки, поможет ученикам представить себе ее атмосферу и укрепит представление о связи искусств с фольклором.

Некоторые эпизоды можно читать по ролям, что при уровне подготовки, которым располагают ученики 6 класса, требует предварительной работы. Не будем упрощать содержания сложного произведения и не станем заставлять учеников воспроизводить вполне «взрослые» эпизоды, а остановимся лишь на том, как сказочные ситуации порождают сюжет пьесы, — на прологе, на событиях, которые привели Снегурочку в царство берендеев. Конечно, исполнение этих фрагментов требует специальной подготовки, так как это обращение к драматическому произведению.

Решив, что в центре работы будет попытка воспроизвести сказочный мир царства берендеев, а не осмысление процесса взросления Снегурочки, можно обратиться и к миру вещей и общему облику слободки берендеев. Поскольку у нас есть возможность использовать эскизы театральных постановок пьесы, то в классе, в котором есть свои художники, можно создать рисованный словарь предметов быта берендеев. Наиболее творческий вариант работы — инсценировка эпизодов пьесы с демонстративной подготовкой и мизансцен и оформления героев с обсуждением этой работы на уроках.


 

ГЕРОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Большую роль в изучении текстов, связанных с фольклором, может сыграть и работа с теми теоретическими материалами, которые включены в учебник и в программу, таким как «Герой художественного произведения»; «Герои русского народного эпоса — былинные богатыри»; «Герой как организатор событий сюжета» и другие.

Разнообразие участников событий: добрых и злых, плохих и хороших — также играет немаловажную роль в развитии сюжета. Знакомясь с этим материалом, ученики вновь возвращаются к вопросу о том, что определяет характер героя. Они еще раз убеждаются в том, что и характер героя, и его отношение к людям и событиям, даже его внешность во многом определяют развитие сюжета.

Итак, герой определяет сюжет, а не сюжет — характер героя.

В шестом классе связь событий и их героев воспринимается как нечто органическое, тесно связанное, причем не волей случая, а вполне объяснимым соотношением качеств этих героев и обстоятельств их жизни.

Второстепенную, но все же немаловажную роль может сыграть и обращение к миру вещей той эпохи, которые мы видим и все же часто не замечаем в каждом произведении. Такое обращение способствует осознанию неразрывности связей всего, что нас окружает, пониманию того, что все вокруг нас входит в бесконечную систему связей вещей и явлений.

При этом ученики могут активно использовать и воспоминания того мира вещей, с которым они встретились при изучении различных произведений на уроках в 5 классе, и накопление наблюдений самостоятельного чтения.

Следующие уроки: Литература XIX века. Незабываемый мир детства и отрочества >>>



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика