Главная |
|
Тургенев И. С. |
|
|
Портрет И. С. Тургенева работы А. А. Харламова. 1875.
Русский музей |
|
|
Некрасов Н. А. |
|
|
Портрет Н. А. Некрасова работы И. Н. Крамского, 1877.
Третьяковская галерея |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Уроки литературы в 6 классе[1] |
И. С. Тургенев. «Бежин луг»
Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Школьник» |
|
И. С. ТУРГЕНЕВ
«БЕЖИН ЛУГ»
|
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева (1818—1883) прочно вошло в школьные программы. Ученики обычно на всю жизнь запоминают замечательный
рассказ «Муму» и сведения о той поре жизни Тургенева, которые используются при подготовке восприятия этого рассказа.
Вступительное слово к изучению рассказа «Бежин луг» обычно содержит информацию о создании цикла «Записок охотника», который во многом определил поворот писателя от
драматургии и лирики к прозе.
22 рассказа были написаны с 1847 по 1852 г., а три последних — в 70-е гг.
«Записки охотника» не только высоко оценивались за свое художественное совершенство. Их считали одной из причин, ускоривших реформу 1861 г.
Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о создании рассказа, была сделана в августе 1850 г.: «Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на
ночь». Уже в феврале 1851 г. произведение было напечатано в журнале «Современник».
Этот рассказ Тургенева породил самый громкий отклик в практике русской школы. Его начали изучать почти сразу же за созданием. Педагогов привлекли пафос рассказа и
яркость его описаний. Произведение так интересовало словесников, что его включили даже в курс старших классов. Так, одно из самых интересных сочинений об этом
рассказе было написано ученицей одиннадцатого выпускного класса московской гимназии в начале XX в. Это сочинение можно оценить как работу одновременно по литературе
и культурологии — оно касалось представлений ребятишек о том, что их окружает, об их вере и суевериях, убеждениях и фантазиях. Ученица даже попыталась уяснить причины
такого отношения подростков к окружающему миру.
Когда в 80-х гг. мы со своими учениками поехали на речку Снежеть, где когда-то сидели герои рассказа, и провели у такого же костра летнюю ночь, то преданий, изобилующих
суеверными представлениями, ни от своих учеников, ни от прибежавших на костер местных ребятишек я не дождалась. Одно было ясно — погожая ночь у всех вызывала чувство
внутреннего напряжения, внимания к таинственной темноте, которая их окружала, недоверия к музыке ночи, даже сомнения в собственной безопасности. Присутствующие, как
рассказчик и мальчики в «Бежине луге», испуганно слушали «один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины...» и не умели их
объяснить.
Рассказ о мальчиках в ночном — не просто очерк о представлениях детей одной из деревенек средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной
природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины. Нельзя
недооценивать богатства возможностей, которые предоставляет учителю этот рассказ. Обращение к проблеме взаимодействия человека и природы, которое приносит в рассказ
автор, знакомство с пятью очень разными мальчиками у костра, наблюдение за взаимоотношениями подростков, за их взглядами, размышлениями, сомнениями — это только
начальный круг открывающихся возможностей. Наблюдения охотника за мальчиками у костра ставят и решают ряд проблем разного масштаба.
Для учителя изучение рассказа привычно, и он может использовать при этом любую из рекомендаций методических пособий прошлых лет.
В любом варианте организации нашей работы мы наблюдаем за подростками на фоне летней ночи и видим, как сложились их характеры и определились взгляды. О бедности и
ранней работе крестьянских детей в XIX в. писали много и сочувственно. Но Тургеневу удалось показать не только их обездоленность, но и одаренность, богатство их
духовного мира.
Неудивительно, что рассказ «произвел в Москве огромный эффект на публику», как писал современник Тургенева. Однако Ап. Григорьев считал «фальшью» «байронического
мальчика» Павлушу. Большинство современников не соглашались с такой оценкой, а в школьной практике именно этот мальчик всегда был любимцем учеников.
Еще в XIX в. учителей привлекала возможность освоить с учениками приемы рассказа о человеке, да еще и ровеснике. Однако очень часто размышление о реальном мальчике
подменялось схемой рассказа о любом мальчике. Попробуем избежать этой ошибки и внимательно рассмотрим Павлушу.
Работа над описанием героя при обращении к небольшому рассказу кажется простой: по элементарному плану подобрать нужные ответы (лучше
цитаты).
1. Внешний облик мальчика.
2. Его роль среди приятелей у костра.
3. Рассказанные им истории.
4. Отношение к чужим рассказам.
5. Поведение в сложной ситуации.
6. Каким представляется его характер.
7. Как объяснить причины его гибели.
Но вне зависимости от того, будет ли учитель детально отрабатывать пути знакомства с характеристикой героя, он наверняка обратится к тем быличкам, которые рассказывают
мальчики.
Подростка, как и взрослого человека, характеризуют его поступки и убеждения. В этом рассказе мы видим мир почти языческих представлений о непонятных событиях и попытки
их сколько-нибудь адекватной оценки. Не случайно даже сам Тургенев так тщательно выбирал слово, которое уместно применить к рассказам мальчиков: «россказни»,
«предания», «поверья».
В беловом автографе и в цензурной рукописи это «предания», в публикации журнала «Современник» — «россказни», а в окончательном варианте — «поверья». Что отличает
значения этих близких слов?
Ученикам стоит вчитаться в монологи мальчиков и решить, что это по жанру — сказки? предания? былички? — и найти точное определение. В процессе беседы мы
приходим к таким примерно выводам: слово «предания» звучит торжественно и очень книжно; слово «россказни» несет в себе оттенок некоего недоверия; слово «поверья»,
безусловно, наиболее удачно для обозначения всех историй, которые рассказали ребята у костра.
Поиски термина самим автором помогают нам организовать интересную работу со словом. Ведь нужно хотя бы предположительно решить, почему в конце концов Тургенев
остановился на слове «поверья»?
Современные исследователи ввели новый термин для обозначения рассказов такого типа — это слово «быличка». Напоминаем, что быличка —
повествование о фантастическом событии, в котором рассказчик считает себя участником. В быличку он свято верит именно как живой свидетель или как соучастник.
Учитель может обратиться к исследованиям в этой области, например, к книгам В. П. Зиновьева «Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин. Мифологические рассказы
русского населения Восточной Сибири» (Новосибирск, 1987) и Э. В. Померанцевой «Мифологические персонажи в русском фольклоре» (М., 1975).
Современный юный читатель обычно далек от мистики. Однако широкое распространение всякой литературы, связанной с суевериями, преданиями, предполагает, что учителю
стоит хотя бы иметь представление о том, что сейчас можно прочесть об этой области человеческих заблуждений. Издана, например, «Энциклопедия суеверий», которую
подготовили Э. и М. А. Рэдфорд (английские суеверия), Е. Миненок (русские суеверия). В этом издании даны описания нескольких тысяч русских и английских суеверий.
Издание не является формой пропаганды, а скорее формой фиксации бытовавших долгое время поверий и убеждений и попыткой объяснения их происхождения. Они, по утверждению
авторов, один из живых видов фольклора. Книга интересна и тем, что русские и английские суеверия даны в сопоставлении.
Работа со словом может быть продолжена, поскольку сам писатель решительно занят ею на страницах рассказа. Доказывают это не только его черновики и варианты слов и
выражений. Тургенев предлагает даже свои комментарии. Пусть ученики обратят внимание на сноски, которые есть в рассказе. Ведь среди них около десятка тех
сносок-примечаний, которые сделал сам писатель. Кстати, и слово «поверья» он ввел в рассказ именно в своем примечании.
Вопрос о соотношении веры и суеверия не для 6 класса. Но для учителя он должен быть ясен. Размышление о причинах порождения суеверий представляется актуальным даже
сегодня. И если раньше мы довольствовались беглой репликой о суевериях, то теперь мы вправе подумать с большей обстоятельностью о том, как невежество и постоянно
живое стремление понять и объяснить все вокруг порождают ложные толкования, которые кажутся достаточно понятными и убедительными. Их корни заложены задолго до введения
христианства. Не случайно в последние годы появилось много изданий, которые убеждают в стойком интересе к явлениям такого рода.
Итак, круг вопросов, которые можно затронуть при изучении этого рассказа: картины природы, групповая характеристика мальчиков и их индивидуальные портреты, наблюдение
за авторской позицией (покажем любовное отношение автора к тому миру подростков, в который он случайно попал и о котором рассказал).
Предостережем учителя от прямолинейного отношения к картинам природы в рассказе. Мы ждем от учеников не эмоционального восторга, а сочувствия автору, который в
состоянии связать воедино мир человека и мир природы. Пока слова о философском осмыслении мира и человека преждевременны. Однако отвлеченные восторги, суть которых
может быть исчерпана словами: «Ах! Как прекрасно изображена природа!» — едва ли целесообразны; мы можем обозначить связи человека и окружающей его
природы как по отношению к рассказчику-охотнику, так и по отношению к каждому из мальчишек у костра в ночном.
Логика изучения может быть такой: композиция рассказа; природа и человек на каждом из этапов развития сюжета (охотник и окружающая его ночь,
мальчики у костра); групповая и индивидуальные характеристики мальчиков; былички и другие истории в их рассказах; характер рассказчика и манера повествования (выбор
сюжета, манера рассказа); причина, которой можно объяснить финал — гибель Павлуши.
Напомним учителю: цензура исключила рассказ Кости о Тришке-Антихристе, упоминания о леших, упоминание о том, что Акима-лесника утопили. О разбое писать не полагалось,
и в рассказе событие описали так: «Аким-лесник утоп». Был убран и постскриптум о гибели Павлуши. Но даже и такой «причесанный» цензурой рассказ сохранил свою
прелесть и стойкое место в школьном образовании. Сейчас мы читаем его без купюр.
Изучая рассказ, трудно не остановиться на речевых характеристиках героев. Воссоздать образы героев поможет краткий теоретический раздел «Речевая характеристика
литературных героев». В нем особое внимание уделено речи героев. При этом оцениваются и монологи, и диалоги их ночного собеседования. Начиная с
этого рассказа, мы будем постоянно обращаться к речевой характеристике в обрисовке героя художественного произведения. Каждое слово героя на страницах художественного
текста — еще одна немаловажная деталь при воссоздании общей картины.
В планировании предполагается проведение урока развития речи, на котором ученики займутся исследованием речевой характеристики героев рассказа. Наиболее интересна
работа по созданию сопоставительной речевой характеристики мальчиков или хотя бы двух из них — Павлуши и Ильюши. При этом не стоит делать громоздких записей. Можно,
например, взять по абзацу или даже одной фразе, которая покажется ученикам более характерной для речи каждого мальчика. Забавен рассказ о солнечном затмении. Сравнивая
две версии повествования, мы видим прежде всего различие характеров рассказчиков. Перед нами два типа отношения к тому, что наблюдает человек. Стремительное, чуть
насмешливое описание Павлушей своего и чужого страха и увлеченное, исполненное «пиитического восторга» патетическое повествование Ильюши.
Когда мы спрашивали у учеников, какие рассказы мальчиков их заинтересовали и кто из них лучший рассказчик, то вопреки нашему ожиданию мнения разделялись: некоторой
(правда, обычно меньшей) части учеников больше нравилась манера повествования Ильюши. Они утверждали, что он «больше знает разных историй», и их привлекало
обилие информации. Отношение рассказчика их не интересовало и попросту оставалось за скобками, различия стиля также даже не замечались. Поэтому есть смысл рассмотреть
хотя бы крохотный фрагмент более детально.
Рассказ
о солнечном затмении
(два типа отношения к тому, что наблюдает человек) |
Павлуша |
Ильюша |
«Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам
предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. А на дворовой избе бабастряпуха, так та, как только затемнело, слышь,
взяла да ухватом все горшки перебила в печи: «Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление». Так шти и потекли. А у нас на деревне такие, брат, слухи
ходили, что, мол, белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят».
|
«А ты не знаешь? — с жаром подхватил Ильюша. — Ну, брат, откентелева ты, что Тришки
не знаешь? Сидни у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни! Тришка — эфто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние
времена. И будет он такой удивительный человек, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет. Такой уж будет удивительный человек.
Захотят его, например, взять хрестьяне, выйдут на него с дубьем, оцепят его, но а он им глаза отведет — так отведет им глаза, что они сами друг друга побьют. В острог
его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он
в ладошки затрепещется — они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ
хрестиянский... ну, а сделать ему нельзя будет ничего... Уж такой он будет удивительный, лукавый человек». |
|
Итак, перед нами два рассказа об одном и том же таинственном Тришке. Пусть ученики сравнят их, поскольку это удобно сделать: в тексте они помещены рядом. Что отличает
их друг от друга? Прежде всего, замечается объем высказываний: Павлуша лаконичнее, его речь свободна от повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить свою
речь, а, скорее, от желания заострить внимание слушателей на том, что он рассказывает. Это, так сказать, ораторский прием. Затем обратим внимание на знаки: у Павлуши
нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия. Но все это есть в речи Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал
речи, налицо, вплоть до многоточий — они предполагают, что в это время его речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.
С самого начала обсуждения выясняется, что одному смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом. Другой же в совершенном восторге от возможности
испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание.
Итак, возможен вывод: речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична. Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует — он вновь и вновь переживает р
ассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.
Можно сначала сравнить структуру фраз, затем поработать со словариками слов каждого мальчика. Оба они говорят так, как принято в деревне: в
их речи есть диалектные слова. Составив словарики, мы увидим отсутствие повторов в речи Павлуши и насыщеность ими речи Ильюши. Мы можем убедиться в важности повторения,
например, слова «удивительный» в рассказе Ильюши.
Он же еще дважды называет Тришку «лукавым человеком». В речи же Павлуши Тришка не удостоился никакого определения.
Показать важность повторов для речи Ильюши можно даже при помощи одной фразы: «Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни!» Пусть ученики подумают, какова
причина этого повтора.
Завершая работу с рассказом, можно обратиться к стихотворению в прозе «Русский язык»: оно всегда вспоминается при характеристике нашей речи,
в каком бы классе мы к ней ни обращались. В этом классе мы только познакомим учеников с текстом: изучение этих строк еще впереди. Напомним их:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя
— как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
В некоторых классах учителя используют и стихотворение И. З. Сурикова «В ночном», которое показывает взрослому читателю, как один и тот же
вопрос или сценка может преображаться в зависимости от возможностей и взглядов автора. Перед вами — опять костер и ребятишки в ночном. Но как прямолинейны и наивны
нарисованные картины! Однако не для учеников наши сопоставительные оценки. Важнее, что стихотворение, которое было довольно популярно именно благодаря своей
бесхитростности и доступности, утверждает типичность события и поведения мальчиков: их работу в ночном — ведь они не на прогулке, они работают, наблюдают
за сохранностью кормильцев крестьянина — лошадей. Вспомните, как Павлуша, решив, что волки побеспокоили лошадей, помчался, чтобы их отогнать.
Суриков Иван Захарович (1841—1880) — один из поэтов, который избрал темой своего творчества жизнь крестьянства. Он вырос в семье торговца из
крестьян и с детства помогал отцу, работавшему в мелочной лавке в Москве. Его самообразованию помог поэт А. Н. Плещеев, который способствовал и формированию
поэтического таланта юноши.
Суриков основал в Москве литературно-музыкальный кружок писателей-самоучек. Начало кружку положил сборник «Рассвет», подготовленный по инициативе поэта. В этот сборник
вошли стихи многих поэтов, в том числе и стихи деда Брюсова А. Я. Бакулина. После смерти Сурикова подобные кружки продолжали создаваться и в других городах. Учитель
может прочитать об этом в книгах «И. З. Суриков и поэты-суриковцы» (М.; Л., 1966), «Живые голоса. Литературные страницы прошлого» (Ярославль, 1971).
Поэзия Сурикова была тесно связана с народным творчеством. Он обращался к былинам и народным песням. Многие его стихи стали песнями, которые считают народными:
«Рябина» («Что стоишь, качаясь...»), «В степи» (в народной обработке — «Степь да степь кругом...»), «Я ли в поле да не травушка была...».
Родная природа и тяжелое положение крестьянства, особенно женщины — тематическая основа творчества Сурикова.
Особое место среди его произведений занимают стихи о детях. Это «Детство» («Вот моя деревня...»), «В ночном», «На реке», «Клад».
Наша задача — не сравнивать особенности мастерства двух писателей, взявшихся за одну тему, и не иллюстрировать стихотворением рассказ, а использовать стихи Сурикова
как рассказ о жизни деревенских подростков.
Учитель может даже произвести некоторую перестановку материалов: сначала обратиться к стихам Сурикова и только после чтения и даже детального рассмотрения
стихотворения перейти к рассказу Тургенева. В таком случае обращение к стихотворению «В ночном» будет своеобразным «вводом» в тему.
Рассмотрим картины, которые рисует автор.
1. Летний вечер.
2. В ночное.
3. В ночном.
4. Ночная темнота.
5. Бабушкины сказки (ведьма, леший, змей, тени).
6. Спасительный огонек — костер.
Короткие строки, легкий звук стиха — хорея с его плясовым ритмом, чуть подкрашенный зорькой свод неба («Зорька заалела»). Обратим внимание на цвета и звуки в этом
«ночном» стихотворении:
Все темней, темней и тише...
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.
Напомним, что зарницы — это как бы отголоски далекой грозы: при этом молнии не видно и грома не слышно. Лишь вспышка света доносит до зрителя сообщение о далекой грозе.
Огонек костра в конце стихотворения освещает тьму ночную далеко и ярко.
Так ночное детишек развертывается на фоне летней ночи, и общий ее колорит как бы организован, сжат, подчеркнут тремя яркими вспышками: зорькой — зарницами — огоньками
костра. В этой поэтической картине природы малое место занимают бабушкины сказки. Только сказки и никаких быличек! Из этих сказок вспоминаются не сюжеты —
названо всего несколько героев в их привычных ролях: ведьма несется на ночные пляски, мчится над лесом леший, летит по небу крылатый змей. Лишены привычной сказочной
конкретности только «какие-то, все в белом, тени в поле». И все же детям боязно...
Но не это главное в стихотворении. Если бы нужно было его охарактеризовать, то, наверное, можно было бы сказать, что перед нами очаровательная поэтическая картина
летней ночи, одна из примет которой — детишки в ночном с их бабушкиными сказками. Все же главное впечатление от этого произведения — поэтичность облика природы,
близких к ней людей, занятых привычными и в то же время радостными, на взгляд наблюдателя, занятиями. Это зарисовка влюбленного в быт родного края поэта-созерцателя.
Можно обсудить с учениками и вопрос о том, чем это стихотворение напоминает народные песни и почему в его строфах рифмуются не все строки. Можно напомнить ученикам,
что в русской народной песне рифма — явление довольно позднее и отсутствие рифмы в ряде строк может быть объяснено тесной связью с мелодикой фольклора.
Ученики быстро замечают, что рифмуются только вторая и четвертая строки. Определим, какие это рифмы. Напомним, что рифмы бывают точные, неточные, приблизительные,
усеченные, богатые, бедные, составные. Точная рифма предполагает совпадение ударных гласных и всех следующих за ними звуков: полн — волн, Евгений — гений. Но нужно
помнить, что рифма — совпадение звуков речи, а не букв. Так рифмы: взят — клад, искусство — чувство — тоже точные. Неточные и приблизительные рифмы: облако — около,
воздух — роздых. Усеченные: лес — крест, губ — берегу.
Вернемся к стихотворению. Рифмы: се́ло — заалела, косматой — крылатый — можно назвать приблизительными. Все же остальные достаточно строго выдерживают требования точных
рифм: раздается — несется, в поле — воля, бродят — заводят, лесом — навесом, сказки — пляски...
|
|
|
|
|
Н. А. НЕКРАСОВ
«КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ», «ШКОЛЬНИК» |
Тема детства в произведениях Некрасова представлена очень широко. Это не только «Крестьянские
дети» и «Школьник», но и поэма «Мороз, Красный нос» и множество других его произведений. Для них характерна яркость изображения крестьянских детей,
умение показать их жизнерадостность, любознательность и оптимизм. Теперь, когда в социальной практике страны остро стоит тема семьи, с вниманием отнеситесь к тому, как эта тема звучит
у Некрасова. Он создал описание идеального варианта отношений родителей и детей в крепкой крестьянской семье. Но кроме утверждения радостного труда и доброжелательных
отношений в обращении к этой теме есть и еще один чрезвычайно важный мотив, прекрасно представленный в стихотворении «Школьник». Тяга к
знаниям и упорство как черта характера «Школьника» может быть качеством, присущим любому подростку. О том, чтобы это было так, мечтает, возможность этого утверждает
поэт.
Стоит подумать и о том, почему в стихотворении о Ломоносове ни разу не упоминается его имя. Можно ведь в этом увидеть и скрытый призыв, и горячую надежду на то, что не
кто-то один, а многие школьники смогут преодолеть самые замысловатые преграды, чтобы добраться до подлинного знания и даже до высот науки.
Именно здесь — при обращении к стихотворению «Школьник» перед учениками можно поставить вопрос о том, как и почему звучит или не звучит
в произведении имя героя, порассуждать с учащимися о роли имени героя в художественном произведении. При этом важно и то, как назвали героя и почему ему не дали
имени.
Дополнительно к материалам учебника учащимся можно предложить следующие вопросы и задания:
1. Определите главную черту тех крестьянских детей, которых вы встретили в стихотворных строках Некрасова. Можно ли назвать только одну черту или лучше говорить
о нескольких самых важных качествах каждого из героев?
2. Что сближает стихотворные строки Некрасова с фольклором?
3. Каким размером написано стихотворение «Школьник»?
Следующие уроки: Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (главы из романа) >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|