И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов. Курдюмова Т. Ф. 6 класс
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Тургенев И. С.
 
Портрет И. С. Тургенева
работы А. А. Харламова. 1875.
Русский музей
 
 
 Некрасов Н. А.
 
Портрет Н. А. Некрасова
работы И. Н. Крамского, 1877.
Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Уроки литературы в 6 классе[1]


И. С. Тургенев. «Бежин луг»

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Школьник»

 


И. С. ТУРГЕНЕВ
«БЕЖИН ЛУГ»

Творчество Ивана Сергеевича Тургенева (1818—1883) прочно вошло в школьные программы. Ученики обычно на всю жизнь запоминают замечательный рассказ «Муму» и сведения о той поре жизни Тургенева, которые используются при подготовке восприятия этого рассказа.

Вступительное слово к изучению рассказа «Бежин луг» обычно содержит информацию о создании цикла «Записок охотника», который во многом определил поворот писателя от драматургии и лирики к прозе.

22 рассказа были написаны с 1847 по 1852 г., а три последних — в 70-е гг.

«Записки охотника» не только высоко оценивались за свое художественное совершенство. Их считали одной из причин, ускоривших реформу 1861 г.

Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о создании рассказа, была сделана в августе 1850 г.: «Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». Уже в феврале 1851 г. произведение было напечатано в журнале «Современник».

Этот рассказ Тургенева породил самый громкий отклик в практике русской школы. Его начали изучать почти сразу же за созданием. Педагогов привлекли пафос рассказа и яркость его описаний. Произведение так интересовало словесников, что его включили даже в курс старших классов. Так, одно из самых интересных сочинений об этом рассказе было написано ученицей одиннадцатого выпускного класса московской гимназии в начале XX в. Это сочинение можно оценить как работу одновременно по литературе и культурологии — оно касалось представлений ребятишек о том, что их окружает, об их вере и суевериях, убеждениях и фантазиях. Ученица даже попыталась уяснить причины такого отношения подростков к окружающему миру.

Когда в 80-х гг. мы со своими учениками поехали на речку Снежеть, где когда-то сидели герои рассказа, и провели у такого же костра летнюю ночь, то преданий, изобилующих суеверными представлениями, ни от своих учеников, ни от прибежавших на костер местных ребятишек я не дождалась. Одно было ясно — погожая ночь у всех вызывала чувство внутреннего напряжения, внимания к таинственной темноте, которая их окружала, недоверия к музыке ночи, даже сомнения в собственной безопасности. Присутствующие, как рассказчик и мальчики в «Бежине луге», испуганно слушали «один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины...» и не умели их объяснить.

Рассказ о мальчиках в ночном — не просто очерк о представлениях детей одной из деревенек средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины. Нельзя недооценивать богатства возможностей, которые предоставляет учителю этот рассказ. Обращение к проблеме взаимодействия человека и природы, которое приносит в рассказ автор, знакомство с пятью очень разными мальчиками у костра, наблюдение за взаимоотношениями подростков, за их взглядами, размышлениями, сомнениями — это только начальный круг открывающихся возможностей. Наблюдения охотника за мальчиками у костра ставят и решают ряд проблем разного масштаба.

Для учителя изучение рассказа привычно, и он может использовать при этом любую из рекомендаций методических пособий прошлых лет.

В любом варианте организации нашей работы мы наблюдаем за подростками на фоне летней ночи и видим, как сложились их характеры и определились взгляды. О бедности и ранней работе крестьянских детей в XIX в. писали много и сочувственно. Но Тургеневу удалось показать не только их обездоленность, но и одаренность, богатство их духовного мира.

Неудивительно, что рассказ «произвел в Москве огромный эффект на публику», как писал современник Тургенева. Однако Ап. Григорьев считал «фальшью» «байронического мальчика» Павлушу. Большинство современников не соглашались с такой оценкой, а в школьной практике именно этот мальчик всегда был любимцем учеников.

Еще в XIX в. учителей привлекала возможность освоить с учениками приемы рассказа о человеке, да еще и ровеснике. Однако очень часто размышление о реальном мальчике подменялось схемой рассказа о любом мальчике. Попробуем избежать этой ошибки и внимательно рассмотрим Павлушу.

Работа над описанием героя при обращении к небольшому рассказу кажется простой: по элементарному плану подобрать нужные ответы (лучше цитаты).

1. Внешний облик мальчика.
2. Его роль среди приятелей у костра.
3. Рассказанные им истории.
4. Отношение к чужим рассказам.
5. Поведение в сложной ситуации.
6. Каким представляется его характер.
7. Как объяснить причины его гибели.

Но вне зависимости от того, будет ли учитель детально отрабатывать пути знакомства с характеристикой героя, он наверняка обратится к тем быличкам, которые рассказывают мальчики.

Подростка, как и взрослого человека, характеризуют его поступки и убеждения. В этом рассказе мы видим мир почти языческих представлений о непонятных событиях и попытки их сколько-нибудь адекватной оценки. Не случайно даже сам Тургенев так тщательно выбирал слово, которое уместно применить к рассказам мальчиков: «россказни», «предания», «поверья».

В беловом автографе и в цензурной рукописи это «предания», в публикации журнала «Современник» — «россказни», а в окончательном варианте — «поверья». Что отличает значения этих близких слов?

Ученикам стоит вчитаться в монологи мальчиков и решить, что это по жанру — сказки? предания? былички? — и найти точное определение. В процессе беседы мы приходим к таким примерно выводам: слово «предания» звучит торжественно и очень книжно; слово «россказни» несет в себе оттенок некоего недоверия; слово «поверья», безусловно, наиболее удачно для обозначения всех историй, которые рассказали ребята у костра.

Поиски термина самим автором помогают нам организовать интересную работу со словом. Ведь нужно хотя бы предположительно решить, почему в конце концов Тургенев остановился на слове «поверья»?

Современные исследователи ввели новый термин для обозначения рассказов такого типа — это слово «быличка». Напоминаем, что быличка — повествование о фантастическом событии, в котором рассказчик считает себя участником. В быличку он свято верит именно как живой свидетель или как соучастник.

Учитель может обратиться к исследованиям в этой области, например, к книгам В. П. Зиновьева «Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири» (Новосибирск, 1987) и Э. В. Померанцевой «Мифологические персонажи в русском фольклоре» (М., 1975).

Современный юный читатель обычно далек от мистики. Однако широкое распространение всякой литературы, связанной с суевериями, преданиями, предполагает, что учителю стоит хотя бы иметь представление о том, что сейчас можно прочесть об этой области человеческих заблуждений. Издана, например, «Энциклопедия суеверий», которую подготовили Э. и М. А. Рэдфорд (английские суеверия), Е. Миненок (русские суеверия). В этом издании даны описания нескольких тысяч русских и английских суеверий. Издание не является формой пропаганды, а скорее формой фиксации бытовавших долгое время поверий и убеждений и попыткой объяснения их происхождения. Они, по утверждению авторов, один из живых видов фольклора. Книга интересна и тем, что русские и английские суеверия даны в сопоставлении.

Работа со словом может быть продолжена, поскольку сам писатель решительно занят ею на страницах рассказа. Доказывают это не только его черновики и варианты слов и выражений. Тургенев предлагает даже свои комментарии. Пусть ученики обратят внимание на сноски, которые есть в рассказе. Ведь среди них около десятка тех сносок-примечаний, которые сделал сам писатель. Кстати, и слово «поверья» он ввел в рассказ именно в своем примечании.

Вопрос о соотношении веры и суеверия не для 6 класса. Но для учителя он должен быть ясен. Размышление о причинах порождения суеверий представляется актуальным даже сегодня. И если раньше мы довольствовались беглой репликой о суевериях, то теперь мы вправе подумать с большей обстоятельностью о том, как невежество и постоянно живое стремление понять и объяснить все вокруг порождают ложные толкования, которые кажутся достаточно понятными и убедительными. Их корни заложены задолго до введения христианства. Не случайно в последние годы появилось много изданий, которые убеждают в стойком интересе к явлениям такого рода.

Итак, круг вопросов, которые можно затронуть при изучении этого рассказа: картины природы, групповая характеристика мальчиков и их индивидуальные портреты, наблюдение за авторской позицией (покажем любовное отношение автора к тому миру подростков, в который он случайно попал и о котором рассказал).

Предостережем учителя от прямолинейного отношения к картинам природы в рассказе. Мы ждем от учеников не эмоционального восторга, а сочувствия автору, который в состоянии связать воедино мир человека и мир природы. Пока слова о философском осмыслении мира и человека преждевременны. Однако отвлеченные восторги, суть которых может быть исчерпана словами: «Ах! Как прекрасно изображена природа!» — едва ли целесообразны; мы можем обозначить связи человека и окружающей его природы как по отношению к рассказчику-охотнику, так и по отношению к каждому из мальчишек у костра в ночном.

Логика изучения может быть такой: композиция рассказа; природа и человек на каждом из этапов развития сюжета (охотник и окружающая его ночь, мальчики у костра); групповая и индивидуальные характеристики мальчиков; былички и другие истории в их рассказах; характер рассказчика и манера повествования (выбор сюжета, манера рассказа); причина, которой можно объяснить финал — гибель Павлуши.

Напомним учителю: цензура исключила рассказ Кости о Тришке-Антихристе, упоминания о леших, упоминание о том, что Акима-лесника утопили. О разбое писать не полагалось, и в рассказе событие описали так: «Аким-лесник утоп». Был убран и постскриптум о гибели Павлуши. Но даже и такой «причесанный» цензурой рассказ сохранил свою прелесть и стойкое место в школьном образовании. Сейчас мы читаем его без купюр.

Изучая рассказ, трудно не остановиться на речевых характеристиках героев. Воссоздать образы героев поможет краткий теоретический раздел «Речевая характеристика литературных героев». В нем особое внимание уделено речи героев. При этом оцениваются и монологи, и диалоги их ночного собеседования. Начиная с этого рассказа, мы будем постоянно обращаться к речевой характеристике в обрисовке героя художественного произведения. Каждое слово героя на страницах художественного текста — еще одна немаловажная деталь при воссоздании общей картины.

В планировании предполагается проведение урока развития речи, на котором ученики займутся исследованием речевой характеристики героев рассказа. Наиболее интересна работа по созданию сопоставительной речевой характеристики мальчиков или хотя бы двух из них — Павлуши и Ильюши. При этом не стоит делать громоздких записей. Можно, например, взять по абзацу или даже одной фразе, которая покажется ученикам более характерной для речи каждого мальчика. Забавен рассказ о солнечном затмении. Сравнивая две версии повествования, мы видим прежде всего различие характеров рассказчиков. Перед нами два типа отношения к тому, что наблюдает человек. Стремительное, чуть насмешливое описание Павлушей своего и чужого страха и увлеченное, исполненное «пиитического восторга» патетическое повествование Ильюши.

Когда мы спрашивали у учеников, какие рассказы мальчиков их заинтересовали и кто из них лучший рассказчик, то вопреки нашему ожиданию мнения разделялись: некоторой (правда, обычно меньшей) части учеников больше нравилась манера повествования Ильюши. Они утверждали, что он «больше знает разных историй», и их привлекало обилие информации. Отношение рассказчика их не интересовало и попросту оставалось за скобками, различия стиля также даже не замечались. Поэтому есть смысл рассмотреть хотя бы крохотный фрагмент более детально.

Рассказ
о солнечном затмении
(два типа отношения к тому, что наблюдает человек)
Павлуша
Ильюша
«Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. А на дворовой избе бабастряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: «Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление». Так шти и потекли. А у нас на деревне такие, брат, слухи ходили, что, мол, белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят».
«А ты не знаешь? — с жаром подхватил Ильюша. — Ну, брат, откентелева ты, что Тришки не знаешь? Сидни у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни! Тришка — эфто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. И будет он такой удивительный человек, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет. Такой уж будет удивительный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне, выйдут на него с дубьем, оцепят его, но а он им глаза отведет — так отведет им глаза, что они сами друг друга побьют. В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он в ладошки затрепещется — они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский... ну, а сделать ему нельзя будет ничего... Уж такой он будет удивительный, лукавый человек».

Итак, перед нами два рассказа об одном и том же таинственном Тришке. Пусть ученики сравнят их, поскольку это удобно сделать: в тексте они помещены рядом. Что отличает их друг от друга? Прежде всего, замечается объем высказываний: Павлуша лаконичнее, его речь свободна от повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить свою речь, а, скорее, от желания заострить внимание слушателей на том, что он рассказывает. Это, так сказать, ораторский прием. Затем обратим внимание на знаки: у Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия. Но все это есть в речи Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий — они предполагают, что в это время его речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.

С самого начала обсуждения выясняется, что одному смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом. Другой же в совершенном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание.

Итак, возможен вывод: речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична. Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует — он вновь и вновь переживает р ассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.

Можно сначала сравнить структуру фраз, затем поработать со словариками слов каждого мальчика. Оба они говорят так, как принято в деревне: в их речи есть диалектные слова. Составив словарики, мы увидим отсутствие повторов в речи Павлуши и насыщеность ими речи Ильюши. Мы можем убедиться в важности повторения, например, слова «удивительный» в рассказе Ильюши.

Он же еще дважды называет Тришку «лукавым человеком». В речи же Павлуши Тришка не удостоился никакого определения.

Показать важность повторов для речи Ильюши можно даже при помощи одной фразы: «Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни!» Пусть ученики подумают, какова причина этого повтора.

Завершая работу с рассказом, можно обратиться к стихотворению в прозе «Русский язык»: оно всегда вспоминается при характеристике нашей речи, в каком бы классе мы к ней ни обращались. В этом классе мы только познакомим учеников с текстом: изучение этих строк еще впереди. Напомним их:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

В некоторых классах учителя используют и стихотворение И. З. Сурикова «В ночном», которое показывает взрослому читателю, как один и тот же вопрос или сценка может преображаться в зависимости от возможностей и взглядов автора. Перед вами — опять костер и ребятишки в ночном. Но как прямолинейны и наивны нарисованные картины! Однако не для учеников наши сопоставительные оценки. Важнее, что стихотворение, которое было довольно популярно именно благодаря своей бесхитростности и доступности, утверждает типичность события и поведения мальчиков: их работу в ночном — ведь они не на прогулке, они работают, наблюдают за сохранностью кормильцев крестьянина — лошадей. Вспомните, как Павлуша, решив, что волки побеспокоили лошадей, помчался, чтобы их отогнать.

Суриков Иван Захарович (1841—1880) — один из поэтов, который избрал темой своего творчества жизнь крестьянства. Он вырос в семье торговца из крестьян и с детства помогал отцу, работавшему в мелочной лавке в Москве. Его самообразованию помог поэт А. Н. Плещеев, который способствовал и формированию поэтического таланта юноши.

Суриков основал в Москве литературно-музыкальный кружок писателей-самоучек. Начало кружку положил сборник «Рассвет», подготовленный по инициативе поэта. В этот сборник вошли стихи многих поэтов, в том числе и стихи деда Брюсова А. Я. Бакулина. После смерти Сурикова подобные кружки продолжали создаваться и в других городах. Учитель может прочитать об этом в книгах «И. З. Суриков и поэты-суриковцы» (М.; Л., 1966), «Живые голоса. Литературные страницы прошлого» (Ярославль, 1971).

Поэзия Сурикова была тесно связана с народным творчеством. Он обращался к былинам и народным песням. Многие его стихи стали песнями, которые считают народными: «Рябина» («Что стоишь, качаясь...»), «В степи» (в народной обработке — «Степь да степь кругом...»), «Я ли в поле да не травушка была...».

Родная природа и тяжелое положение крестьянства, особенно женщины — тематическая основа творчества Сурикова.

Особое место среди его произведений занимают стихи о детях. Это «Детство» («Вот моя деревня...»), «В ночном», «На реке», «Клад».

Наша задача — не сравнивать особенности мастерства двух писателей, взявшихся за одну тему, и не иллюстрировать стихотворением рассказ, а использовать стихи Сурикова как рассказ о жизни деревенских подростков.

Учитель может даже произвести некоторую перестановку материалов: сначала обратиться к стихам Сурикова и только после чтения и даже детального рассмотрения стихотворения перейти к рассказу Тургенева. В таком случае обращение к стихотворению «В ночном» будет своеобразным «вводом» в тему.

Рассмотрим картины, которые рисует автор.

1. Летний вечер.
2. В ночное.
3. В ночном.
4. Ночная темнота.
5. Бабушкины сказки (ведьма, леший, змей, тени).
6. Спасительный огонек — костер.

Короткие строки, легкий звук стиха — хорея с его плясовым ритмом, чуть подкрашенный зорькой свод неба («Зорька заалела»). Обратим внимание на цвета и звуки в этом «ночном» стихотворении:

Все темней, темней и тише...
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.

Напомним, что зарницы — это как бы отголоски далекой грозы: при этом молнии не видно и грома не слышно. Лишь вспышка света доносит до зрителя сообщение о далекой грозе.

Огонек костра в конце стихотворения освещает тьму ночную далеко и ярко.

Так ночное детишек развертывается на фоне летней ночи, и общий ее колорит как бы организован, сжат, подчеркнут тремя яркими вспышками: зорькой — зарницами — огоньками костра. В этой поэтической картине природы малое место занимают бабушкины сказки. Только сказки и никаких быличек! Из этих сказок вспоминаются не сюжеты — названо всего несколько героев в их привычных ролях: ведьма несется на ночные пляски, мчится над лесом леший, летит по небу крылатый змей. Лишены привычной сказочной конкретности только «какие-то, все в белом, тени в поле». И все же детям боязно...

Но не это главное в стихотворении. Если бы нужно было его охарактеризовать, то, наверное, можно было бы сказать, что перед нами очаровательная поэтическая картина летней ночи, одна из примет которой — детишки в ночном с их бабушкиными сказками. Все же главное впечатление от этого произведения — поэтичность облика природы, близких к ней людей, занятых привычными и в то же время радостными, на взгляд наблюдателя, занятиями. Это зарисовка влюбленного в быт родного края поэта-созерцателя.

Можно обсудить с учениками и вопрос о том, чем это стихотворение напоминает народные песни и почему в его строфах рифмуются не все строки. Можно напомнить ученикам, что в русской народной песне рифма — явление довольно позднее и отсутствие рифмы в ряде строк может быть объяснено тесной связью с мелодикой фольклора.

Ученики быстро замечают, что рифмуются только вторая и четвертая строки. Определим, какие это рифмы. Напомним, что рифмы бывают точные, неточные, приблизительные, усеченные, богатые, бедные, составные. Точная рифма предполагает совпадение ударных гласных и всех следующих за ними звуков: полн — волн, Евгений — гений. Но нужно помнить, что рифма — совпадение звуков речи, а не букв. Так рифмы: взят — клад, искусство — чувство — тоже точные. Неточные и приблизительные рифмы: облако — около, воздух — роздых. Усеченные: лес — крест, губ — берегу.

Вернемся к стихотворению. Рифмы: се́ло — заалела, косматой — крылатый — можно назвать приблизительными. Все же остальные достаточно строго выдерживают требования точных рифм: раздается — несется, в поле — воля, бродят — заводят, лесом — навесом, сказки — пляски...

 
Бежин луг. Иллюстрация К. В. Лебедева к "Запискам охотника". 1884

 

Н. А. НЕКРАСОВ
«КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ», «ШКОЛЬНИК»

Тема детства в произведениях Некрасова представлена очень широко. Это не только «Крестьянские дети» и «Школьник», но и поэма «Мороз, Красный нос» и множество других его произведений. Для них характерна яркость изображения крестьянских детей, умение показать их жизнерадостность, любознательность и оптимизм. Теперь, когда в социальной практике страны остро стоит тема семьи, с вниманием отнеситесь к тому, как эта тема звучит у Некрасова. Он создал описание идеального варианта отношений родителей и детей в крепкой крестьянской семье. Но кроме утверждения радостного труда и доброжелательных отношений в обращении к этой теме есть и еще один чрезвычайно важный мотив, прекрасно представленный в стихотворении «Школьник». Тяга к знаниям и упорство как черта характера «Школьника» может быть качеством, присущим любому подростку. О том, чтобы это было так, мечтает, возможность этого утверждает поэт.

Стоит подумать и о том, почему в стихотворении о Ломоносове ни разу не упоминается его имя. Можно ведь в этом увидеть и скрытый призыв, и горячую надежду на то, что не кто-то один, а многие школьники смогут преодолеть самые замысловатые преграды, чтобы добраться до подлинного знания и даже до высот науки.

Именно здесь — при обращении к стихотворению «Школьник» перед учениками можно поставить вопрос о том, как и почему звучит или не звучит в произведении имя героя, порассуждать с учащимися о роли имени героя в художественном произведении. При этом важно и то, как назвали героя и почему ему не дали имени.

Дополнительно к материалам учебника учащимся можно предложить следующие вопросы и задания:

1. Определите главную черту тех крестьянских детей, которых вы встретили в стихотворных строках Некрасова. Можно ли назвать только одну черту или лучше говорить о нескольких самых важных качествах каждого из героев?

2. Что сближает стихотворные строки Некрасова с фольклором?

3. Каким размером написано стихотворение «Школьник»?

Следующие уроки: Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы» (главы из романа) >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика