Баллада В.А. Жуковского «Светлана» представляет собой наиболее удачный вариант переработки "Леноры" Бюргера.
"Суеверные предания" явились почвой для создания национальной русской баллады, первым опытом которой и стала "Светлана" Жуковского. Не обнаружив в русском фольклоре сюжета о женихе-мертвеце (в Россию подобный сюжет проник сравнительно поздно), поэт нашел множество фольклорных преданий, легенд, поверий, разных типов святочных гаданий, во время которых, по народным поверьям, невесте "является" ее будущий жених.
Сюжет баллады «Светлана» таков: в крещенский вечер девушки традиционно собираются погадать на суженого. Героиня волнуется о своём возлюбленном. Ей хочется узнать, вернётся ли жених, и девушка садится за гадание. Она видит возлюбленного, церковь, но далее всё это оборачивается страшной картиной: героиня видит избу, где стоит гроб с любимым. Утром девушка пробуждается ото сна в смятении, она напугана злым предзнаменованием, но всё заканчивается хорошо: жених возвращается невредимым.
В балладе "Светлана" мотив мертвого жениха является основным. Пугающая обстановка – мрачный лес, ночь, престранное поведение жениха – сменяется появлением "белого голубочка", классического символа чистоты.
Эта баллада носит оптимистический характер: что бы ни случилось, в итоге все будет благополучно. Смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.
Сон и пробуждение в балладе Жуковского – это не только физическое состояние человека. Сон – заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры. Сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели. Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана».
Это единственная баллада Жуковского, которая лишена трагизма. Здесь провидение не принимает таинственно-мрачной окраски: девушка пытается проникнуть в будущее, увидеть свой жребий. Она ожидает жениха целый год "молчалива и грустна", но душа ее ясна, согрета добрым чувством, верой в завтрашний день. Страшная картина могильного "венчания" оказалась обманчивым сном.
Реальная действительность в "Светлане" прекрасна – это возвращение долгожданного жениха.
Вся баллада выдержана в белом цвете, который побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется именем героини: Светлана – "светлая". Белый цвет – символ чистоты и непорочности.
Страхи влюбленной девушки рассеялись, страшный сон закончился, жених вернулся. Но поэт предупреждает, что лишь в смирении и покорности судьбе возможно счастье. Вера в провидение в балладе Жуковского оборачивается верой в жизнь: «несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье».
|
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения.
Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 150 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного
произведения; максимальный балл – 16.
Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого
содержания. В сочинении по поэзии экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений. |
Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения. Предлагается выбрать
одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ
элементов формы; максимальный балл – 4).
Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задание 2.1/2.2
требует анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагает целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с
приведённым фрагментом (максимальный балл – 5).
Второй комплекс заданий отнесён к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту:
3.1 или 3.2 (максимальный балл – 4). Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы.
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе
(максимальный балл – 8).
Рекомендуемый примерный объём ответа на задания 1.1/1.2; 3.1/3.2; 2.1/2.2 составляет 3–5 предложений, на задание 4 – 5–8 предложений. |