ОГЭ. Как соотносится реальное и фантастическое в балладе В.А. Жуковского «Светлана»?
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная литература
 Жуковский В.А.
 
Портрет В. А. Жуковского
работы художника К.П.Брюллова, 1838 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Василий Андреевич Жуковский
(1783 – 1852)
 
Как соотносится реальное и фантастическое в балладе
В.А. Жуковского «Светлана»?
 
       Баллада – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для баллад характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в балладах присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллада – один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

       Теперь обратимся к балладе В.А.Жуковского «Светлана». Реальным здесь назовём гадание, сон, встречу с возлюбленным. Образы страшного и фантастического: жених – мертвец, скачка на конях, карканье ворона – предвестника несчастий, гроб в избушке – все это Светлана увидела во сне. А в жизни – пробуждение и счастливая встреча.

       Действие произведения происходит в определенном пространстве и в определенном времени. Главный пространственный образ – образ дороги. В пейзаже мы ощущаем атмосферу тайны, неизвестности, а неизвестность рождает «робость» и «страх», хранит «мертвое молчанье» («Тускло светится луна В сумраке тумана…»). Бег коней сопровождается метелью, вьюгой. Кругом одиночество и безлюдье. Автор показывает, как человек оставлен наедине со всем миром и со своей судьбой. Светлана «молчалива и грустна», ей свойственна «тайная робость». Степь, покрытая снегом, с древних времен напоминала человеку белое покрывало, белое полотно, под которым лежит мертвец, саван; вьюга и метель – игру демонических сил, злых мертвецов, бесов и ведьм. К мифологическим представлениям относятся и образы луны, неверный свет которой помогал дьявольским начинаниям и козням, сверчка («вестник полуночи»), ворона, предвещающего несчастье и беду («Черный вран, свистя крылом, Вьется под санями; Ворон каркает: печаль!»). Дважды упоминается и о гробе – явном знаке смерти.

       Столь же художественно важным в балладе является и время. Сюжет развивается на границе дня и ночи, в сумерки или ночью, при свете луны, когда нечистая сила получает простор для своих черных деяний. Оживают жуткие тени, мертвецы поднимаются из могил и гробов, а вновь появляющийся персонаж (жених), из живого превращается в мертвеца. Таким образом, все сцены и события (например, бешеная скачка) приобретают фантастический колорит. Роль фантастического и чудесного заключается в том, чтобы отразить противоречивость и сложность души человека и выразить мысль о таинственных силах, которые стоят над человеком и вмешиваются в его жизнь.

       Однако «страшная» баллада не осуществилась. Героиня не умирает, а обретает счастье: жених возвращается после долгой разлуки, и впереди Светлану ожидает свадебный пир. Жуковский намеренно начал балладу с описания народных обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещенья, со святочными гаданиями, с венчанием в Божьем храме. Народные представления в этой балладе сочетаются с религиозными, с верой в Бога и в его благость. Светлана надеется на Божью помощь и постоянно обращается к Богу за душевной поддержкой:

       Пред иконой пала в прах,
       Спасу помолилась…

       В награду за эту неотступную веру Бог спасает девушку: во сне она видит, как к ней прилетел посланный Богом «белоснежный голубок», светлый дух, который затем защитил ее от мертвеца. И пусть мертвец скрежещет зубами, сверкает «грозными очами» или принимает образ жениха, «милого друга», – все напрасно.

       Фантастическое в балладе «Светлана», в отличие от других баллад, приобретает иной смысл. Жуковский утверждает, что именно вера способна творить чудеса, тогда как безверие уничтожает самую душу. Фантастическое, чудесное не только может быть чуждо людям, но и выступать для них благом. В соответствии с этим и художественное время в балладе меняется. Балладное время (ночь или граница дня и ночи, сумрак) пропадает, и в «Светлане» торжествует день, светлое время. Героиня просыпается и возвращается в морозно-солнечное утро, в праздничный и уютный «крещеный» мир. Вестником его является петух. Все вокруг Светланы переменилось, наполнилось красками и звуками.

       Лучший друг нам в жизни сей –
       Вера в Провиденье.
       Благ Зиждителя закон:
       Здесь несчастье – лживый сон,
       Счастье – пробужденье.
 

Открытый Банк заданий. ОГЭ. 9 класс. Литература
(По творчеству В.А.Жуковского)
Задания 5.1–5.5
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 150 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения; максимальный балл – 16.
Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. В сочинении по поэзии экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений.
 
1. Как соотносится реальное и фантастическое в балладе В.А. Жуковского «Светлана»?
2. Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?
3. Какие ценности прославляются в стихотворении «Море» В.А. Жуковского?
4. Какие черты романтизма присутствуют в поэзии В.А. Жуковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
5. Почему В.А. Жуковского называют родоначальником русского романтизма? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)
6. Почему лирику В.А. Жуковского относят к романтической поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
7. Почему, размышляя над вечными законами жизни, поэт обращается к миру природы? (По лирике В.А. Жуковского.)
8. Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору.)
9. Черты романтизма в балладах В.А. Жуковского. (На примере не менее двух баллад по Вашему выбору.)

Задания 1.1–2.2 (часть 1)
Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы; максимальный балл – 4).
Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задание 2.1/2.2 требует анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагает целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведённым фрагментом (максимальный балл – 5).
Второй комплекс заданий отнесён к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2 (максимальный балл – 4). Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы.
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 8).
Рекомендуемый примерный объём ответа на задания 1.1/1.2; 3.1/3.2; 2.1/2.2 составляет 3–5 предложений, на задание 4 – 5–8 предложений.
 
1.1. Как характеризует Светлану её ответ подругам в третьей строфе?
1.2. Какими средствами автор передаёт психологическое состояние Светланы?
2.1. Выберите другой фрагмент поэмы с участием Светланы и на основе его анализа докажите, что Светлане присущи черты романтической героини.
2.2. Выберите другой фрагмент поэмы, в котором использован приём антитезы. Докажите, что приём антитезы позволяет лучше понять авторскую мысль.

Раз в крещенский вечерок
   Девушки гадали:
За ворота башмачок,
   Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
   Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
   Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
   Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
   Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
   В сумраке тумана –
Молчалива и грустна
   Милая Светлана.
"Что, подруженька, с тобой?
   Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
   Вынь себе колечко.
Пой, красавица: "Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
   Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
 При святом налое".

"Как могу, подружки, петь?
   Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
   В грусти одинокой.
Год промчался – вести нет;
   Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
   Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
   Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
   Ангел-утешитель".

Вот в светлице стол накрыт
   Белой пеленою;
И на том столе стоит
   Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
   "Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
   В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
   Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
   Ужинать с тобою".

Вот красавица одна;
   К зеркалу садится;
С тайной робостью она
   В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
   Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
   Чуть лиет сиянье...
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
   Страх туманит очи...
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
   Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
   Чуть Светлана дышит...
Вот... легохонько замком
   Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
   За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
   Яркими глазами...
Занялся от страха дух...
Вдруг в ее влетает слух
   Тихий, легкий шепот:
"Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
   Твой услышан ропот!"
(В.А. Жуковский, «Светлана»)

Задание 1.1.
Как характеризует Светлану её ответ подругам в третьей строфе?
 
Может ли ответ Светланы подругам раскрывать её внутренний мир? Попробую в этом разобраться. Слова «как могу подружки петь? Милый друг далеко», характеризуют Светлану как верную девушку, которая с волнением ждет известий о женихе. Стоит сказать о набожности Светланы. Она искренне верит в Бога, читает со слезами молитвы («Я молюсь и слёзы лью»).
Итак, благодаря монологу Светланы можно составить представление о ее внутреннем мире, о жизни души.

Комментарий
Ответ оценён 6 баллами (соответственно по критериям: 2; 2; 2).



Задание 1.2.
Какими средствами автор передаёт психологическое состояние Светланы?
 
В своей балладе «Светлана» В.А. Жуковскому удается точно передать психологическое состояние своей героини. «Молчалива и грустна // милая Светлана», – пишет автор. Но передать эти эмоции ему помогают не только прилагательные, но и многочисленные риторические вопросы, напоминающие речь Светланы. Девушка взволнована, она еле дышит и робко глядит в зеркало.

Комментарий
Ответ оценён 6 баллами (соответственно по критериям: 2; 2; 2).

Задание 2.1.
Выберите другой фрагмент поэмы
с участием Светланы и на основе его анализа докажите, что Светлане присущи черты романтической героини
 
Светлане, героине баллады Жуковского, присущи черты романтического героя. Автор помещает девушку в исключительные, необычные обстоятельства, что позволяет показать читателям остроту ее переживаний, и ставя на них акцент. «Мне судьбина умереть в грусти одинокой», – говорит Светлана, год ожидающая ответа своего возлюбленного. Ее сердце наполнено страданиями, тоской и одиночеством.
Все это и делает девушку романтическим персонажем.

Комментарий
Ответ оценён 3 баллами (соответственно по критериям: 1; 1; 1).

Задание 2.2.
Выберите другой фрагмент поэмы,
в котором использован приём антитезы. Докажите, что приём антитезы позволяет лучше понять авторскую мысль
 
В балладе «Светлана» В.А. Жуковский часто использует антитезу. Особенно интересен сон Светланы и пробужденье от него. Резко противопоставлены персонажи. Светлана и ее жених из сна. Светлана живая, трепетная, доверчивая, а он сосредоточен на зловещей задаче и является злым началом («Лик мрачнее ночи»).
Жуковский использует антитезу и в композиции: страшный сон – пробуждение. Противопоставлены и детали: скрежет зубами – легкие крылья голубя.

Комментарий
Ответ оценён 6 баллами (соответственно по критериям: 2; 2; 2).

*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.


 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика