Главная |
|
Достоевский Ф.М. |
|
|
Портрет Ф. М. Достоевского
работы В. Г. Перова. 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР.
— М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10. |
|
|
Глазунов И. С. Достоевский в Петербурге |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федор Михайлович Достоевский
(1821 – 1881) |
|
|
Художник вспоминал, что работая над иллюстрациями он «снова погружался в магию петербургских белых ночей, рождающих
непонятную тревогу и одиночество».
Большую часть графических листов художник выполнил пастелью, нежные оттенки которой помогли ему передать романтическую атмосферу белых ночей. |
|
|
Мечтатель. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». 1970.
Картон, пастель, темпера, 73x98. Государственный русский музей, Петербург |
|
|
Встреча. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». 1970.
Картон, уголь, пастель. 105х64 см. Государственный русский музей, Петербург |
|
|
Настенька. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». 1970.
Картон, пастель, угольный карандаш. 101,3х72,5 см. Государственный русский музей, Петербург |
|
|
Свидание. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». 1970.
Бумага, соус, пастель. 58х69,5 см. |
|
|
Дождь. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи". 1970.
Бумага, соус, пастель. 61×47,5 |
|
|
Утро. Письмо Настеньки. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского. "Белые ночи". 1970.
Бумага, соус, пастель. 70,5×50 |
|
|
Настенька. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». 1970.
Картон, пастель, темпера, 79x58, Государственный русский музей, Петербург |
|
|
*Глазунов Илья Сергеевич (1930 – 2017) –
художник-живописец, сценограф, педагог.
В иллюстрациях к повести «Белые ночи» И. Глазунова реальна лишь мечта, а не жизнь. Петербург здесь дышит надеждой, верой в любовь и неизбежным одиночеством.
Художник изображает не только город — пустынные набережные, каналы, где происходит действие, но прежде всего, воплощает портреты образов Достоевского («Мечтатель»,
«Настенька» и др.). Иллюстрируя «Белые ночи», И. Глазунов не следует за внешними событиями, а создает так называемый «лирический аккомпанемент»,
«иллюстрацию-сопровождение», своеобразную изобразительно-пластическую метафору в виде опосредованных образов литературного произведения.
Выполненные в технике пастели, иллюстрации Глазунова помогают увидеть и почувствовать «лирику» Достоевского, светлость и тонкость души писателя.
Ф. М. Достоевский со студенческих лет был любимым писателем Ильи Глазунова, с которым у него много общего во взглядах и мировоззрении.
Художника нередко называют «Достоевским в живописи» за разработку созвучных философии писателя нравственных идей.
В равной степени художника и его любимого писателя волновала тема вечной борьбы добра и зла, где поле битвы – сердце человека. Несмотря на нередкий
трагический исход произведений Ф.М. Достоевского, художник называл его самым оптимистичным автором, потому что философия писателя утверждает, что
человеческая душа может через покаяние обрести спасение, даже дойдя до крайней черты вседозволенности.
И. С. Глазунов проиллюстрировал полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского, изданное тиражом 600 000 экземпляров, и этот обширный
графический цикл, состоящий из 150 листов, считается наиболее полным, глубоким и точным воплощением образов писателя в изобразительном искусстве.
( вернуться)
|
|
Повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи» по сравнению с более поздним творчеством
писателя носит светлый, лирический характер, что нашло отражение и в иллюстрациях И.С. Глазунова к этому произведению.
Художник вспоминал, что работая над иллюстрациями он «снова погружался в магию петербургских белых ночей, рождающих непонятную тревогу и одиночество».
Большую часть графических листов художник выполнил пастелью, нежные оттенки которой помогли ему передать романтическую атмосферу белых ночей.
Мистическая голубоватая дымка скрадывает своим флером резкие очертания домов, тают в ее мареве мосты петербургских каналов и фигуры главных героев.
Призрачная неосязаемость мира, предстающего на иллюстрациях к повести, подчеркивает разрыв между идеалом главного героя и реальной действительностью.
Илья Глазунов писал, что в отличие от иллюстраций М.В. Добужинского, своей задачей он ставил «показать не город и человек, а человек и город».
В образе Мечтателя, как посоветовал Илье Глазунову писатель Н.П. Анциферов, он старался передать частицу своей души. Знаменитый режиссер Лукино Висконти,
ставший другом художника, хотел создать новую экранизацию повести «Белые ночи», в главной роли которого видел только Илью Глазунова. К сожалению,
советское правительство отказалось выпустить художника за границу.
Воплощая образ героини повести Настеньки, художник обратил главное внимание на ее лицо, выражающее внутреннюю тревогу. Прислонившись к перилам канала,
задумчиво глядя на воду, Настенька ждет своего Мечтателя, а думает о другом, которого любит. Прекрасный образ молодой девушки, увлекшей Мечтателя,
лишь на мгновение осветил его жизнь. Любовь осталась недостижимой, и главный герой вновь вынужден вернуться в мир серых будней, единственным спасением
для него были его фантазии.
|
|
|
|
|
|
|
|