Д.А.Шмаринов о работе над «Преступлением и наказанием»
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
Шмаринов Д. А.
 
 
 
Художники-иллюстраторы
Дементий Алексеевич Шмаринов
(1907-1999)
О работе над иллюстрациями
к роману «Преступление и наказание»
 
Дементий Алексеевич Шмаринов – народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР. Член-корреспондент Академии искусств ГДР.  Учился в Киеве в студии Н. А. Прахова (1919–1922) и в Москве в студии К. П. Чемко (1923–1928) у Д. Н. Кардовского. Руководил в Москве творческой мастерской графики (1962-1966).

В середине тридцатых годов, исполняя обязанности профорга в издательстве «Academia», я мечтал проиллюстрировать «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, включенное в перспективный план. Однако М.П.Сокольников, художественный редактор издательства, не торопился с заключением договора, и я решил делать книгу самостоятельно, без договора.

Так как тринадцатиметровая комната, где мы жили с женой и сыном, не могла служить мастерской, я работал в квартире соседей по дому — в часы, когда они были на службе.

Еще до начала этой работы я неоднократно бывал в Ленинграде, зараженный тем культом старого Петербурга, который так характерен для художников круга «Мира искусства». Моими любимыми книгами были «Медный всадник» с иллюстрациями А.Бенуа и «Белые ночи», иллюстрированные М.Добужинским. Я хорошо знал и современный Ленинград, город, в котором жило много близких мне людей, друзей детства и товарищей по профессии.

Однажды мне попала в руки книга Н.Анциферова «Петербург Достоевского», описывающая все места, связанные с жизнью писателя и судьбами его литературных героев. Он совершенно наглядно и убедительно проследил каждый шаг Раскольникова, обитавшего в Столярном переулке, по соседству с Екатерининским каналом, в районе Сенной площади. При некоторой доле воображения, следуя за Анциферовым, можно было среди мрачных доходных домов найти дом Раскольникова, заваленный дровами двор старухи, маленький домик Сони на Екатерининском канале, побывать в трущобах, окружавших Сенной рынок.

Если проделать маршруты скитаний Раскольникова белой ночью, когда стихает уличное движение и пропадают навязчивые приметы сегодняшнего дня, нетрудно почувствовать, как глубоко трансформируется ощущение времени: возникает место действия гениального романа, зримая, эмоционально насыщенная среда, населенная мрачными, жалкими, жестокими и страдающими героями.

Ленинград тридцатых годов — город пограничного режима. Ведь государственная граница проходила по дачным местам прежней столицы. Рисовать и фотографировать на улицах было запрещено, для этого требовалось специальное разрешение. Никаких разрешений на рисование у меня, приезжего москвича, конечно, не было. Было только страстное желание зафиксировать все, что могло послужить материалом для иллюстрирования.

Я рисовал из подворотен и подъездов, рисовал во дворах и на лестничных клетках, рисовал все — перила, ступени, фонари, решетки набережной, ворота и двери; наряду с отдельными деталями мне удавалось иногда зарисовать целый квартал старых домов на набережной канала, зафиксировать неподвижные громады петербургских брандмауэров — слепых торцов многоэтажных домов — и примыкающие к ним маленькие двухэтажные домишки.

Рисуя на лестнице какие-нибудь двери, обитые драной клеенкой, или зарисовывая ручку старого звонка, я, услышав приближающиеся шаги, убегал и прятался, чувствуя себя чуть ли не Раскольниковым, застигнутым на месте преступления.

Так из образа мрачного Петербурга Достоевского — изнанки блестящей столицы империи, ставшего лейтмотивом моих иллюстраций, начали возникать один за другим действующие лица романа. Избранное мной решение потребовало большого числа рисунков в тексте, введения семи пейзажных шмуцтитулов. Все это создало образно-пространственную среду, на фоне которой существуют всего одиннадцать страничных иллюстраций, изображающих основных героев романа крупным планом. Работа над Достоевским, знакомство с местом действия, изучение в натуре среды, пространства литературного произведения стали для меня основным методом иллюстрирования классической прозы.

Окончив работу, я решил показать ее М.В.Нестерову, у которого не был несколько лет, так как не мог явиться к нему со скороспелыми журнальными рисунками и детскими книжечками. Михаил Васильевич, удалив домашних из комнаты, приступил к просмотру иллюстраций и, еще не досмотрев до конца мою большую серию, позвал жену («Смотри, что он делает») и показал ей рисунки, особенно ему понравившиеся.

— Вы доказали мне, что и иллюстрация может быть искусством,— и затем рассказал, как он по ночам, промыв глаза чаем, рисовал иллюстрации для заработка.

Михаил Васильевич прибавил, что в женских персонажах он угадывает образ моей жены и порадовался за меня. Своей оценкой Михаил Васильевич простил мне мое отступничество от живописи — как это было важно для меня в то время!

К произведениям Достоевского в те годы относились осторожно, и издавались они не такими тиражами, как сейчас. Мои иллюстрации к Достоевскому дожидались опубликования двадцать лет. Вскоре после окончания моей работы издательство «Academia» перестало существовать. Когда после войны Детгиз включил эту книгу в издательский план и представил мне корректурные оттиски иллюстраций, сделанные в ГДР, я был в восторге, однако мой литературный редактор, фамилию которой я забыл, не рискнула подписать книгу к печати. Иллюстрации увидели свет только в 1956 году в издательстве «Художественная литература».

Источник: Шмаринов Д.А. Годы жизни и работы. – М. : Сов. художник, 1989. – 398 с.


 
Иллюстрации Д. А. Шмаринова
к роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
на сайте "К уроку литературы"  >>>

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика