Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни
Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов
«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»
Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека
Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова
Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда
Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл
названия
УРОК 98
А. П. ЧЕХОВ «ВИШНЕВЫЙ САД»:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЖАНР, ГЕРОИ.
РАЗРУШЕНИЕ ДВОРЯНСКОГО ГНЕЗДА
Цель:
ознакомить учащихся с историей создания пьесы «Вишнёвый сад»; развивать навыки целостного анализа действия драматического произведения; помочь учащимся понять
чеховское восприятие жизни; совершенствовать навыки целостного анализа действия драматического произведения; развивать образное мышление, умение сопоставлять,
анализировать, делать выводы; способствовать духовному развитию учащихся, формированию положительных нравственных ценностей.
Оборудование:
учебник, текст пьесы «Вишнёвый сад», иллюстрации к пьесе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изучаемой пьесы; формулируют проблемы, поднятые автором в пьесе; раскрывают идейный смысл пьесы; определяют характерные особенности
чеховских пьес и его новаторские достижения; характеризуют героев, выявляя авторское отношение к ним (ведут диалог).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Постановка и решение проблемного вопроса
• Чем отличается «новая драма» А. П. Чехова от классической европейской драмы? Своё мнение аргументируйте.
2. Вводно-ориентировочная беседа
• Вы когда-нибудь возвращались домой после долгого отсутствия?
• Встречали очень близкого человека? Какие вы испытывали чувства, эмоции в этот момент?
• А как происходит встреча наших героев в пьесе А. П. Чехова?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— В 1888 и 1889 гг. Чехов отдыхал в имении Линтварёвых, близ Сум Харьковской губернии, где повидал немало запущенных и умирающих дворянских
усадеб. Таким образом, в сознании писателя постепенно вызревал замысел пьесы, где отразились бы многие подробности жизни обитателей старых дворянских гнёзд.
Работа над пьесой «Вишневый сад» требовала от А. П. Чехова больших усилий. «Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями»,—
сообщал он друзьям. Однако, превозмогая болезнь, бытовую неустроенность, А. П. Чехов писал большую пьесу.— «Вишнёвый сад» — удивительное произведение русской
литературы. Смертельно больной автор, сознающий близость своего ухода, говорил миру: «Прости…» Это настроение отзывалось в финальных
репликах его героев: «…прощай!.. Прощай!». Есть неуловимо уходящее время, в ход которого включены все. И всё происходящее с нами надо принимать мудро
и с юмором. Об этом говорит А. П. Чехов в своей прощальной комедии о вечном круговороте жизни…
Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть
А. П. Чехов в конце XIX в.? Ответ на этот вопрос мы получим, поближе познакомившись с пьесой «Вишнёвый сад».
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Стремление к естественности, к жизненной правде побудило А. П. Чехова к созданию пьесы не чисто драматического или комедийного, а весьма сложного жанрового
содержания. Драматизм гармонично сочетается с комизмом, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим. «Вышла у меня не драма, а комедия,
местами даже фарс»,— писал сам А. П. Чехов.
В основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало. Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, показываются совсем
не драматически, по внутренней своей сущности они оптимистичны.
Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически. Комическая основа пьесы отчётливо видна. В-третьих, в комическо-сатирическом
изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлоты, Яши, Дуняши. Однако современники восприняли новую
вещь Чехова, как драму. Станиславский писал, что для него «Вишнёвый сад» является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил
«Вишнёвый сад» именно в таком драматическом ключе.
Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:
• это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины;
• А. П. Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что роли и Вари, и Лопахина — комические;
• сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 г. он пишет: «Погода чудесная. Всё поёт,
цветёт, блещет красотой. Сад уже совсем зелёный, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску,
цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».
Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.
2. Пересказ учащимися содержания пьесы «Вишнёвый сад» «по цепочке»
3. Аналитическая беседа
• Абстрагируйтесь от названия пьесы А. П. Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание
вишнёвый сад?
• Сравните свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.
• Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием пьесы? Запишите свои мысли в тетрадь.
• Зачем приезжает из Парижа в своё имение Раневская? Почему в день приезда в доме оказываются Лопахин, Петя Трофимов, Пищик?
• Образы основных героев пьесы сотканы из противоречий. В чём, по-вашему, противоречивость облика Лопахина? Раневской? Гаева? Трофимова? Вари?
• В чём смысл сопоставления двух лакеев — Фирса и Яши?
• Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства.
• Как Раневскую характеризует отношение к Варе? Ане? слугам? Лопахину? Трофимову?
• Как её характеризует отказ от предложения Лопахина?
• Как можно оценить доброту Раневской?
• Как понять слова А. П. Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь
одеться»?
• Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани?
• Драматичен ли Лопахин?
• В чём комичность образов Раневской и Гаева? А в чём их драматичность?
• Кто виноват в драматичности их жизни?
4. Работа в группах: «Персонажи пьесы»
Комментарий.
Группам (3 группы) предлагается распределить персонажей пьесы на категории согласно самостоятельно определённому принципу.
Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы заносят в тетрадь.
Варианты принципов деления персонажей:
по социальному признаку — помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком;
по отношению ко времени — прошлое, настоящее, будущее;
по принципу главных и второстепенных героев.
Как правило, редко предлагается принцип деления персонажей по отношению к вишнёвому саду, поэтому учащимся можно подсказать такой способ деления.
После выполнения работы обсуждаются результаты с обязательной оценкой аргументов друг друга. Этот вид работы ценен тем, что учащиеся
осознают: единого, правильного принципа деления нет, А. П. Чехов не предлагает однозначных ответов на вопросы.
5. Постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах по вариантам)
1-й вариант.
«Вишнёвый сад» — пьеса о людях, не только потерявших прекрасное имение, но и утративших ощущение времени. Проследите, как
этот мотив подкрепляется репликами героев, сетующих на то, что «всюду опаздывают».
2-й вариант.
Проследите по тексту пьесы, как раскрывает А. П. Чехов отношение Раневской и Гаева к главным жизненным ценностям: к родине, любви,
долгу, человеческому достоинству. Выскажите ваши суждения об отношении автора к этим персонажам.
3-й вариант.
Проследите, как основной конфликт пьесы проявляется в истории Симеонова-Пищика. Подумайте о том, что эта история вносит в содержание
комедии.
6. Аналитическая работа характеристика персонажей пьесы (в группах)
1-я группа.
Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству
• Проследите, как показано в пьесе отношение Лопахина к Варе, Пете Трофимову.
• Какие черты Лопахина привлекательны?
• Какие черты характера раскрываются в его монологах?
• Каково ваше отношение к Лопахину? Можно ли считать его героем новой эпохи?
2-я группа.
«Молодое поколение». Петя
• Перечитайте сцены, где действует Петя или о нём идёт речь, попытайтесь нарисовать его прошлое и будущее.
• Что кажется вам противоречивым в образе Пети? Что говорят эти противоречия об авторском отношении к герою?
• Можно ли считать «резонёром» Петю Трофимова? Почему?
• В чём двойственность этого образа? (Режиссёрские интерпретации образа Трофимова резко расходятся: в одних случаях он представлен чуть ли не
двойником автора, в других — блаженным недотёпой.)
3-я группа.
«Молодое поколение». Аня
• Найдите в пьесе сцены, раскрывающие образ Ани. Что меняется в Ане на протяжении пьесы?
• Какое место занимает в пьесе Аня?
• Можно ли считать Аню образом, символизирующим светлое будущее? Согласитесь ли вы с высказыванием В. Ермилова о ней: «В пьесе есть только
один образ, который не противоречит красоте вишнёвого сада, а мог бы гармонически слиться с ним»?
7. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия
• Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад?
Комментарий.
Представляются две точки зрения: да, у Ани чистый, сильный характер, она выполнит своё обещание. Нет, Петя и Аня не знают реальной
жизни, они ничего не смогут вырастить.
• Чехов считал, что центральный образ «Вишнёвого сада» — это Лопахин. Совпадает ли авторская точка зрения с вашим восприятием комедии? Какой
образ комедии вы считаете главным?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Всё начиналось в 1898 г. Именно тогда двое выдающихся театральных деятелей — К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко — решили создать
свой театр.
Характеры в «Вишнёвом саде» выношены. Они и писались на актёров, которые триумфально сыграли «Чайку», «Дядю Ваню», «Три сестры»,— и Чехов
уже наизусть знал все их ужимки, приёмы, интонации, таланты. И когда писал «Вишнёвый сад» — писал для МХаТа и видел, заранее видел, как Станиславский, Качалов,
Москвин, Книппер будут играть. (Увы, его распределение не сбылось. Только Раневскую, как и хотел автор, сыграла его жена Ольга Книппер, и Петю — Качалов.
Остальные роли были розданы прямо против воли создателя пьесы. Страдания автора трудно вообразить.)
При постановке «Вишнёвого сада» К. С. Станиславский использовал уже отработанные приёмы при постановках «Дяди Вани», «Трёх сестёр», «Чайки». Но
к последней пьесе их уже трудно было применить. «Вишнёвый сад» требовал новых приёмов, интонаций и решений на сцене.
«Спектакль налаживался трудно,— вспоминал впоследствии К. С. Станиславский,— и не удивительно: пьеса очень трудна. Её прелесть в неуловимом,
глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само
собой, без насилия…» Актриса МХаТа М. П. Лилина писала автору: «Когда читали пьесу, многие плакали, даже мужчины, мне она показалась жизнерадостной, и даже на
репетиции этой пьесы весело ездить, а сегодня, гуляя, я услыхала осенний шум деревьев, вспомнила «Чайку», потом «Вишнёвый сад»,
и почему-то мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония».
Прочитав рукопись пьесы, которую А. П. Чехов обозначил комедией, К. С. Станиславский назвал её трагедией, В. И. Немирович-Данченко — драмой, а
В. Э. Мейерхольд — мистической драмой. Это одна из загадок «Вишнёвого сада»…
В день премьеры (17 января 1904 г.) неожиданно для А. П. Чехова состоялось чествование писателя в связи с 25-летием его литературной деятельности. Современники
вспоминали, что Антон Павлович был очень бледен, худ, его изводил неуёмный кашель. Спектакль вызвал восторженные отклики публики…
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-размышление (миниатюру) «Что привлекает и что вас настораживает в старых хозяевах «Вишнёвого сада»?»
2. На примере одного из эпизодов пьесы (встреча Раневской с Петей Трофимовым, рассказ Шарлотты Ивановны о себе, разговор Ани и Пети о вишнёвом
саде и о будущем) покажите, как проявляется в комедии чеховский лиризм.
Следующий урок: А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия >>>
|