Место вишнёвого сада в системе образов пьесы «Вишнёвый сад». Символический смысл названия. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
А.П.Чехов.
Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
 
 
Чехов А. П.
Вишневый сад

("К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»

Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека

Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова

Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия


УРОК 99
А. П. ЧЕХОВ «ВИШНЕВЫЙ САД».
МЕСТО ВИШНЕВОГО САДА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПЬЕСЫ.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

Цель:

уяснить авторскую позицию в последней пьесе А. П. Чехова; формировать дальнейшее представление о специфике драмы как явлении искусства, о своеобразии драматургического таланта А. П. Чехова; освоить на новом для учащихся уровне понятие символ в сопоставлении с понятиями образ и аллегория; способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Оборудование:
учебник, текст пьесы, иллюстрации к пьесе, литературоведческий словарь.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изучаемой пьесы; формулируют проблемы, поднятые автором в пьесе; характеризуют героев; раскрывают идейный смысл пьесы; отмечают жанровое своеобразие чеховской драмы; приводят примеры; выделяют в тексте изученной драмы фрагменты, содержащие психологический подтекст.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»


• Выберите из предложенных для решения вопросов наиболее волнующий вас и наметьте пути его решения с опорой на идеи пьесы А. П. Чехова.

• Каков же, на ваш взгляд, жанр пьесы?

• Чем обусловлено название пьесы?

• Какую роль играет в пьесе образ вишнёвого сада?

• Могут ли люди разного социального статуса понимать друг друга?

2. Слушание 2–3 творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— По воспоминаниям К. С. Станиславского, А. П. Чехов однажды сообщил ему, что нашёл чудесное название для пьесы — «Вишнёвый сад»: «Из этого я понимал только, что речь шла о чём-то прекрасном, нежно любимом: прелесть названия передавалась не в словах, а в самой интонации голоса Антона Павловича». Через несколько дней Чехов объявил Станиславскому: «Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад». «Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук “ё” в слове вишнёвый, точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушил в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: вишневый сад — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но “вишнёвый сад” дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого».

Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и всеобъемлющим символом, можно рассматривать в трёх основных аспектах: сад — образ и персонаж, сад — время и сад — символическое пространство.

Одушевлённый и одухотворённый (опоэтизирован А. П. Чеховым и идеализирован связанными с ним действующими лицами), сад, вне сомнений,— один из персонажей пьесы. Он занимает своё место в системе образов. Основное событие пьесы — покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишнёвый сад является центральным образом пьесы.

IV. Работа над темой урока

1. «Микрофон»


• Как образ вишнёвого сада пронизывает все действия пьесы?

• Найдите описания вишнёвого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают?

• Можно ли сказать, что вишнёвый сад — центральный персонаж? Почему?

• В чём его символичность?

• Как с образом вишнёвого сада связаны герои пьесы?

• «Раневская — сад в прошлом. Лопахин — в настоящем. Петя Трофимов — в прекрасном будущем»,— утверждал З. Паперный. Поясните, как вы понимаете эту цитату.

2. Коллективная работа над понятиями символ и аллегория
(с использованием литературоведческого словаря)

Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием

• В чём проявляется взаимосвязь понятий: символ — аллегория?
(Перевод образа в иносказательный план.)

• В чём состоит принципиальная разница этих понятий?
(Тяготение аллегории к однозначности, многозначность символа)

• Достройте мысль, вставив в высказывание А. Ф. Лосева слова символ и аллегория.

«В … (аллегории) единичное привлечено для наглядного показа общности, а в … (символе) наглядная картина иллюстрирует какую-либо общность».

• В связи с этим вспомните пьесу А. Н. Островского «Гроза». Какова символика центрального образа, вынесенного в название драмы?
(Гроза как тирания, как возмездие, как освобождение и как очищение, «благодать»)

• Назовите центральный образ-символ пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» и дайте максимальное количество его интерпретаций, обоснуйте все трактовки.

3. Слово учителя о многослойности символического пространства пьесы

Комментарий.

Работа учащихся заключается в доказательстве тезисов, которые даёт учитель, в подборе соответствующих примеров, в оформлении лаконичных, схематичных записей по ходу объяснения учителя.

— Чеховское определение жанра пьесы имеет символический подтекст. Слово «комедия» может быть понято в бальзаковском смысле слова: «человеческая комедия». Комедия — панорама жизни.

Обобщённо-символический подтекст заложен в системе образов:

а) представлены все основные сословия, три поколения;

б) герои делятся на людей слова и людей дела, вычленяются в системе образов жертвы и хищники, несчастные и счастливые;

в) все герои так или иначе могут быть названы недотёпами.

• В пьесе есть система символических противопоставлений (мечта — реальность, счастье — беда, прошлое — будущее).

• В речи героев встречаются традиционные символы, слова-эмблемы (Трофимов. «Мы идём неудержимо к яркой звезде»).

• Авторские ремарки порой переводят действие в условный план.

• Сюжетные повороты в пьесе Чехова часто приобретают символический подтекст. (Финал пьесы. Вина за трагическую развязку жизни Фирса возлагается на всех основных героев пьесы.)

4. Составление опорного конспекта
«Место вишнёвого сада в системе образов пьесы»




5. «Творческий практикум» (работа в парах)

1) Составление устной миниатюры «Как бы я поставил пьесу «Вишнёвый сад» на сцене?»

2) Устное сочинение-миниатюра «Мой вариант спасения вишнёвого сада»

6. «Содружество муз»: выполнение проблемного задания

У ч и т е л ь.

Послушайте стихотворение поэта Ю. Д. Левитанского[2].

(Учитель выразительно читает или предлагает учащимся аудиозапись чтения «Элегии» автором.)

ЭЛЕГИЯ

Тихо. Сумерки. Бабье лето.
Чёткий,
          частый,
                    щемящий звук —
будто дерево рубят где-то.
Я засыпаю под этот звук.
Сон происходит в минувшем веке.
Звук этот слышится век назад.
Ходят весёлые дровосеки,
рубят,
          рубят
                    вишнёвый сад.
У них особые на то виды.
Им смешны витающие в облаках.
Они аккуратны.
                    Они деловиты.
У них подковки на сапогах.
Они идут, приминая травы.
Они топорами облечены.
Я знаю —
          они, дровосеки, правы.
Эти деревья обречены.
Но птица вскрикнула,
                    ветка хрустнула,
и в медленном угасанье дня
что-то вдруг старомодно грустное,
как дождь, пронизывает меня.
Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
Я посторонний. Я ни при чём.
Рубите вишнёвый сад!
Рубите!
          Он исторически обречён.
Вздор — сантименты! Они тут лишни.
А ну, ещё разик! Ещё разок!
…И снова снятся мне
                    вишни, вишни,
красный-красный вишнёвый сок.

• Как «Элегия» Ю. О. Левитанского соотносится с содержанием чеховской комедии?

• С чьей точки зрения написано стихотворение?

• Кому из персонажей комедии близка позиция лирического героя?

• Какой персонаж становится в стихотворении главным?

• Каким новым символом дополняется чеховская символика?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Определите хронологические рамки действия пьесы. В чём состоит особенность пространственно-временной организации «Вишнёвого сада»?

• Как раскрывается тема уходящего времени в действиях персонажей?

• В чём, на ваш взгляд, внутренний конфликт пьесы?

• Драмой или комедией представляется вам пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад»?

• Кто виновен в гибели «Вишнёвого сада»?

• Как влияет окружение Раневской, соседство с другими героями пьесы на отношение читателя к драме Любови Андреевны?

• О чём заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад»?

2. Заключительное слово учителя

— Конец жизни А. П. Чехова пришёлся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. За смертью и умиранием следует рождение нового, разочарованность в жизни сменяется надеждами, ожиданием перемен. Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» отражает именно такую переломную эпоху — время, когда старое уже умерло, а новое ещё не народилось, и вот жизнь на какое-то мгновение остановилась, затихла. Кто знает, быть может, это — затишье перед бурей? Ясно было одно: старая жизнь безвозвратно ушла, на смену ей грядёт иная. Скоро начнётся эпоха действий и перемен. Все герои пьесы предчувствуют наступление новой жизни, но одни ждут её с опаской и неуверенностью, а другие — с верой и надеждой.

Вишнёвый сад — это смысловой и духовный центр пьесы, это единственный устойчивый и неизменный, верный себе живой организм, в котором всё подчинено строгому порядку природы, жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с другом. Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь — связь с предками и потомками, с Человечеством, с Истиной. Кто знает, быть может, прообразом вишнёвого сада послужил Райский Сад, от которого тоже отказался человек, польстившийся на обманчивые обещания и мечты?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-размышление (миниатюру) «Что будет с персонажами пьесы “Вишнёвый сад”? Какой станет их жизнь через много лет?».

2. Подготовиться к зачётной работе за II полугодие (по изученным произведениям).

Следующий урок: Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям) >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Ю́рий Дави́дович Левита́нский (22 января 1922, Козелец, Черниговская область, Украинская ССР — 25 января 1996, Москва) — советский и российский поэт и переводчик, мастер лирического и пародийного жанров.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года. Участник Великой Отечественной войны.
Для восприятия Левитанским художественного наследия показательно стихотворение «Элегия» (из сборника "Земное небо", 1963), в котором он рассказывает о восприятии им произведения своего любимого писателя — «Вишневого сада» Чехова. Прошлое здесь, как чаще всего и в других стихотворениях Л., оживает во сне и таким образом входит в его сознание, сливается с его сегодняшними переживаниями и размышлениями, придавая им историческую глубину:
«Тихо. Сумерки. Бабье лето. / Четкий, частый, щемящий звук — / будто дерево рубят где-то. / Я засыпаю под этот звук. / Сон происходит в минувшем веке. / Звук этот слышится век назад. / Ходят веселые дровосеки, / рубят, рубят вишневый сад».
Разумом поэт понимает, что дровосеки правы и что вишневые деревья обречены, но его чувства не согласны ни с этой деловой (деляческой) правотой, ни с обреченностью красоты вишневого сада:
«Но птица вскрикнула, ветка хрустнула, / и в медленном угасанье дня / что-то вдруг старомодно-грустное, / как дождь, пронизывает меня. / Ну, полно, мне-то что быть в обиде! / Я посторонний. Я ни при чем. / Рубите вишневый сад! Рубите! / Он исторически обречен». (вернуться)
 
 
«Вишневый сад. Комедия в 4-х действиях»
Иллюстратор: Алимов С.

 

Пьеса "Вишневый сад" и русская живопись
(на сайте "К уроку литературы")

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика