Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни
Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов
«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»
Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека
Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова
Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда
Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия
УРОК 99
А. П. ЧЕХОВ «ВИШНЕВЫЙ САД».
МЕСТО ВИШНЕВОГО САДА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПЬЕСЫ.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
Цель:
уяснить авторскую позицию в последней пьесе А. П. Чехова; формировать дальнейшее представление о специфике драмы как явлении искусства, о своеобразии
драматургического таланта А. П. Чехова; освоить на новом для учащихся уровне понятие символ в сопоставлении с понятиями образ
и аллегория; способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Оборудование:
учебник, текст пьесы, иллюстрации к пьесе, литературоведческий словарь.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изучаемой пьесы; формулируют проблемы, поднятые автором в пьесе; характеризуют героев; раскрывают идейный смысл пьесы; отмечают
жанровое своеобразие чеховской драмы; приводят примеры; выделяют в тексте изученной драмы фрагменты, содержащие психологический подтекст.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
• Выберите из предложенных для решения вопросов наиболее волнующий вас и наметьте пути его решения с опорой на идеи пьесы А. П. Чехова.
• Каков же, на ваш взгляд, жанр пьесы?
• Чем обусловлено название пьесы?
• Какую роль играет в пьесе образ вишнёвого сада?
• Могут ли люди разного социального статуса понимать друг друга?
2. Слушание 2–3 творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— По воспоминаниям К. С. Станиславского, А. П. Чехов однажды сообщил ему, что нашёл чудесное название для пьесы — «Вишнёвый сад»: «Из этого
я понимал только, что речь шла о чём-то прекрасном, нежно любимом: прелесть названия передавалась не в словах, а в самой интонации голоса Антона
Павловича». Через несколько дней Чехов объявил Станиславскому: «Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад». «Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы,
напирая на нежный звук “ё” в слове вишнёвый, точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную
жизнь, которую он со слезами разрушил в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: вишневый сад — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход.
Такой сад нужен и теперь. Но “вишнёвый сад” дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт
для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого».
Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и всеобъемлющим символом, можно рассматривать в трёх основных аспектах: сад — образ
и персонаж, сад — время и сад — символическое пространство.
Одушевлённый и одухотворённый (опоэтизирован А. П. Чеховым и идеализирован связанными с ним действующими лицами), сад, вне сомнений,— один
из персонажей пьесы. Он занимает своё место в системе образов. Основное событие пьесы — покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно
вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишнёвый сад является центральным образом пьесы.
IV. Работа над темой урока
1. «Микрофон»
• Как образ вишнёвого сада пронизывает все действия пьесы?
• Найдите описания вишнёвого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают?
• Можно ли сказать, что вишнёвый сад — центральный персонаж? Почему?
• В чём его символичность?
• Как с образом вишнёвого сада связаны герои пьесы?
• «Раневская — сад в прошлом. Лопахин — в настоящем. Петя Трофимов — в прекрасном будущем»,— утверждал З. Паперный. Поясните, как вы понимаете эту цитату.
2. Коллективная работа над понятиями символ и аллегория
(с использованием литературоведческого словаря)
Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием
• В чём проявляется взаимосвязь понятий: символ — аллегория?
(Перевод образа в иносказательный план.)
• В чём состоит принципиальная разница этих понятий?
(Тяготение аллегории к однозначности, многозначность символа)
• Достройте мысль, вставив в высказывание А. Ф. Лосева слова символ и аллегория.
«В … (аллегории) единичное привлечено для наглядного показа общности, а в … (символе) наглядная картина иллюстрирует какую-либо общность».
• В связи с этим вспомните пьесу А. Н. Островского «Гроза». Какова символика центрального образа, вынесенного в название драмы?
(Гроза как тирания, как возмездие, как освобождение и как очищение, «благодать»)
• Назовите центральный образ-символ пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» и дайте максимальное количество его интерпретаций, обоснуйте все трактовки.
3. Слово учителя о многослойности символического пространства пьесы
Комментарий.
Работа учащихся заключается в доказательстве тезисов, которые даёт учитель, в подборе соответствующих примеров, в оформлении лаконичных, схематичных записей
по ходу объяснения учителя.
— Чеховское определение жанра пьесы имеет символический подтекст. Слово «комедия» может быть понято в бальзаковском смысле слова: «человеческая
комедия». Комедия — панорама жизни.
Обобщённо-символический подтекст заложен в системе образов:
а) представлены все основные сословия, три поколения;
б) герои делятся на людей слова и людей дела, вычленяются в системе образов жертвы и хищники, несчастные и счастливые;
в) все герои так или иначе могут быть названы недотёпами.
• В пьесе есть система символических противопоставлений (мечта — реальность, счастье — беда, прошлое — будущее).
• В речи героев встречаются традиционные символы, слова-эмблемы (Трофимов. «Мы идём неудержимо к яркой звезде»).
• Авторские ремарки порой переводят действие в условный план.
• Сюжетные повороты в пьесе Чехова часто приобретают символический подтекст. (Финал пьесы. Вина за трагическую развязку жизни Фирса возлагается на всех
основных героев пьесы.)
4. Составление опорного конспекта
«Место вишнёвого сада в системе образов пьесы»
5. «Творческий практикум» (работа в парах)
1) Составление устной миниатюры «Как бы я поставил пьесу «Вишнёвый сад» на сцене?»
2) Устное сочинение-миниатюра «Мой вариант спасения вишнёвого сада»
6. «Содружество муз»: выполнение проблемного задания
У ч и т е л ь.
Послушайте стихотворение поэта Ю. Д. Левитанского[2].
(Учитель выразительно читает или предлагает учащимся аудиозапись чтения «Элегии» автором.)
ЭЛЕГИЯ
Тихо. Сумерки. Бабье лето.
Чёткий,
частый,
щемящий звук —
будто дерево рубят где-то.
Я засыпаю под этот звук.
Сон происходит в минувшем веке.
Звук этот слышится век назад.
Ходят весёлые дровосеки,
рубят,
рубят
вишнёвый сад.
У них особые на то виды.
Им смешны витающие в облаках.
Они аккуратны.
Они деловиты.
У них подковки на сапогах.
Они идут, приминая травы.
Они топорами облечены.
Я знаю —
они, дровосеки, правы.
Эти деревья обречены.
Но птица вскрикнула,
ветка хрустнула,
и в медленном угасанье дня
что-то вдруг старомодно грустное,
как дождь, пронизывает меня.
Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
Я посторонний. Я ни при чём.
Рубите вишнёвый сад!
Рубите!
Он исторически обречён.
Вздор — сантименты! Они тут лишни.
А ну, ещё разик! Ещё разок!
…И снова снятся мне
вишни, вишни,
красный-красный вишнёвый сок.
• Как «Элегия» Ю. О. Левитанского соотносится с содержанием чеховской комедии?
• С чьей точки зрения написано стихотворение?
• Кому из персонажей комедии близка позиция лирического героя?
• Какой персонаж становится в стихотворении главным?
• Каким новым символом дополняется чеховская символика?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Определите хронологические рамки действия пьесы. В чём состоит особенность пространственно-временной организации «Вишнёвого сада»?
• Как раскрывается тема уходящего времени в действиях персонажей?
• В чём, на ваш взгляд, внутренний конфликт пьесы?
• Драмой или комедией представляется вам пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад»?
• Кто виновен в гибели «Вишнёвого сада»?
• Как влияет окружение Раневской, соседство с другими героями пьесы на отношение читателя к драме Любови Андреевны?
• О чём заставляет сожалеть, и какие надежды вызывает пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад»?
2. Заключительное слово учителя
— Конец жизни А. П. Чехова пришёлся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. За смертью и умиранием следует
рождение нового, разочарованность в жизни сменяется надеждами, ожиданием
перемен. Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» отражает именно такую переломную эпоху — время, когда старое уже умерло, а новое ещё не народилось, и вот
жизнь на какое-то мгновение остановилась, затихла. Кто знает, быть может, это — затишье перед бурей? Ясно было одно: старая жизнь безвозвратно ушла,
на смену ей грядёт иная. Скоро начнётся эпоха действий и перемен. Все герои
пьесы предчувствуют наступление новой жизни, но одни ждут её с опаской и неуверенностью, а другие — с верой и надеждой.
Вишнёвый сад — это смысловой и духовный центр пьесы, это единственный устойчивый и неизменный, верный себе живой организм, в котором всё подчинено строгому порядку
природы, жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что
связывало их друг с другом. Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь — связь с предками и потомками, с Человечеством, с Истиной. Кто
знает, быть может, прообразом вишнёвого сада послужил Райский Сад, от которого тоже отказался человек, польстившийся на обманчивые обещания и мечты?
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-размышление (миниатюру) «Что будет с персонажами пьесы “Вишнёвый сад”? Какой станет их жизнь через много лет?».
2. Подготовиться к зачётной работе за II полугодие (по изученным произведениям).
Следующий урок: Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям) >>>
|