|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)
Уроки литературы в 10 классе[1] |
|
Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни
Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов
«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»
Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека
Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова
Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда
Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл
названия
УРОК 94
А. П. ЧЕХОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
ТРИЛОГИЯ «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ», «КРЫЖОВНИК», «О ЛЮБВИ».
ОТРИЦАНИЕ АВТОРОМ БЕЗДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Цель:
ознакомить учащихся с миром А. П. Чехова, писателя и человека; выяснить, что было главным в его отношении
к людям и к природе; развивать умение видеть художественное своеобразие чеховских рассказов; воспитывать
личностные качества на примере жизни выдающегося человека, прививать уважение к классической литературе.
Оборудование:
учебник, выставка книг А. П. Чехова, высказывания А. П. Чехова, портреты писателя.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве писателя, привлекая знания, полученные в предыдущих классах; знают содержание изученных рассказов; определяют темы
и проблемы, поднятые в них; объясняют, в чём проявляется внутренний конфликт героев рассказов (ведут диалог); характеризуют литературных героев, выделяя в их
характерах доминирующие черты; анализируют текст, оценивая роль художественной детали в рассказах А. П. Чехова;
делают выводы об утверждении в рассказах авторских представлений о достойной человека жизни.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Вводно-ориентировочная беседа
• Что вы знаете о детстве и юности А. П. Чехова? О чём говорит его фраза: «В детстве у меня не было детства»?
• Что можно сказать о раннем творчестве писателя? Какие его произведения вы знаете?
• С какими произведениями А. П. Чехова вы ознакомились в предыдущих классах?
• Нравятся ли вам юмористические рассказы Чехова?
• Над чем и над кем смеётся Чехов в прочитанных вами рассказах?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
(Обращение к записи на доске.)
— «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»; «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы наша земля»; «Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А. П. Чехов).
Прочитайте эти строки. Вдумайтесь в них. В них есть всё! В них вся жизнь известного писателя Антона Павловича Чехова. И сегодня мы продолжим изучение его
творчествв, начатое в предыдущих классах.
Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он необыкновенный человек, главными чертами которого являются интеллигентность,
деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны.
Споры о его творчестве начались ещё среди современников. «…Тупоумны, холодны и пошлы»,— это слова современника о чеховских рассказах. С такой точкой
зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. А. Бунин, и Максим Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек»,— писал о Чехове И. А. Бунин.
Ключом к пониманию творчества А. П. Чехова могут стать слова Максима Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошёл большой,
умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрёка,
с безнадёжной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живёте, господа!»
Всё творчество А. П. Чехова есть призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Уже в ранних юмористических рассказах А. П. Чехов
рассматривал разнообразные виды «ложных представлений» — стереотипы жизненных программ, стандартов, по которым строится всё поведение человека. Но
позже писатель найдёт для этого явления точную и ёмкую формулу — «футляр».
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Вглядитесь в его лицо. Чтобы понять Чехова как человека
недостаточно видеть его таким, каким он был на портрете последних лет: в пенсне, с утомлённым лицом, Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его
таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взглянуть, каким он был в 29 лет.
Тот, кто впервые видел Чехова, поражала его внешность: чёрные волосы и голубые бездонные глаза удивительной чистоты и ясности (обращение к
портретам А. П. Чехова).
«…Глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светили одновременно мыслью и какой-то почти детской непосредственностью. Казалось, из глаз его струится
неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы»,— отмечал В. Г. Короленко.
Искренний смелый взгляд, бесстрашно устремлённый на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он людям обо всём, что видел вокруг. Это был
человек, который в своё время, да и сейчас напоминал, что жить пошло, скучно, неинтересно нельзя, что «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда,
и душа, и мысли». Это был человек, который сделал себя сам.
Настоящий писатель — это огромный и неисчерпаемый мир. Но сегодня мы перелистаем только несколько страниц его жизни и создадим свою небольшую
книгу о Чехове, вместе открывая его для себя как человека и как писателя. А помогут нам в этом ваши одноклассники, которые подготовили «Литературные визитки»
о жизни и творчестве писателя.
2. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. П. Чехова
(см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)
Хронологическая таблица
жизни и творчества А. П. Чехова |
Дата |
Событие |
17(29) января 1860 г. |
Родился в городе Таганроге в семье купца Павла Георгиевича Чехова
и его жены Евгении Яковлевны |
1876–1878 гг. |
Первые литературные опыты |
1879–1884 гг. |
Учёба на медицинском факультете Московского университета |
1880 г. |
Первые опубликованные произведения А. П. Чехова; работа в юмористических
журналах «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» |
1890 г. |
Поездка на остров Сахалин |
1898 г. |
Начало сотрудничества с Московским Художественным театром; премьера пьесы
«Чайка» |
1901 г. |
Женитьба на О. Л. Книппер |
1903–1904 гг. |
Создание и постановка пьесы «Вишневый сад» на сцене Художественного театра. |
2 (15) июля 1904 г. |
Умер на немецком курорте Баденвайлере |
|
3. Ознакомление со статьёй учебника о жизни и творчестве А. П. Чехова
4. Слово учителя о создании А. П. Чеховым
трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
— В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Общая нумерация свидетельствовала о
том, что они составляют единую серию.
Тремя рассказами эта задуманная автором серия не исчерпывалась. В письме к издателю от 28 сентября 1894 г. Чехов протестовал против того, что упомянутые
три рассказа набираются в типографии для собрания сочинений, указывая, что они принадлежат «к серии, которая далеко ещё не закончена и которая может войти
лишь в XI или XII том, когда будет приведена к концу вся серия». Осуществить свой замысел писателю не удалось.
Но в незаконченном виде серия рассказов представляет собой не простое собрание, но цикл, своеобразную трилогию, состоящую из
частей, внутренне связанных между собой. Каждый из трёх главных героев — учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, помещик
Алёхин — рассказывает по одной истории; первый о своём знакомом — «человеке в футляре», второй — о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в
собственную усадьбу», третий — о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье.
Последовательность подчинена разрешению поставленных автором проблем. Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи
добровольно заточают себя. Все рассказы построены по общей композиционной схеме — по принципу рассказ в рассказе: автор представляет нам рассказчика,
и дальнейшее повествование ведется от его лица. С помощью художественных деталей Чехов раскрывает внутренний мир героев и свое отношение к ним.
5. Исследовательская работа в группах
по идейно-художественному содержанию рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Комментарий.
Представители групп делают презентацию результатов исследовательской работы представителями групп. Каждая группа получает задание по одному из произведений
«Маленькой трилогии» и работает по плану.
План
1. Выясните время написания рассказа, задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия.
2. Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; каково общее впечатление от рассказа.
3. Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом героев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение
рассказов.
• Подумайте, что нового о мире, людях и жизни рассказал автор. Как художественное мастерство писателя (приёмы обрисовки героев, «открытые финалы», язык,
психологические и символические детали, музыкальность) помогают читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и человеку.
• Продумайте план и форму своего высказывания. Главное — старайтесь обосновать и доказать все свои суждения, выводы, предположения.
Вопросы и задания для обсуждения в группах
1-я группа. «Человек в футляре»
• Какова тема рассказа «Человек в футляре»?
• Как в рассказе описаны город, гимназия, учителя?
• Какое место среди всех персонажей занимает Беликов?
• Какие особенности характера Беликова отмечает автор? По какому принципу он живёт?
• Почему все боятся Беликова? Как к этому страху относится рассказчик?
• Изменилось ли что-то в жизни и характере Беликова после того, как он решил жениться?
• От чего, по вашему мнению, умер Беликов? Почему он улыбался в гробу?
• В чём смысл названия рассказа?
2-я группа. «Крыжовник»
• Какова тема рассказа «Крыжовник»? Как она перекликается с темой рассказа «Человек в футляре»?
• Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
• Какой мечтой живёт Чимша-Гималайский?
• Какими средствами он идёт к достижению своей цели?
• Можно ли понять и оправдать героя?
• В чём смысл лирического отступления о человеке с колокольчиком?
• Какова роль описаний природы в рассказе?
• Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?
3-я группа. «О любви»
• В чём смысл названия рассказа «О любви»?
• Охарактеризуйте главного героя. Симпатичен ли он вам? Почему?
• Почему героиня рассказа, у которой сложилась благополучная семейная жизнь, мечтала о чём-то ином?
• Была ли на самом деле любовь между героями, или она им только показалась? Почему вы так думаете?
• Какое настроение возникает после прочтения рассказа?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Трилогия завершается, но не заканчиваются раздумья читателя о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости. Выход есть, надо его искать, не
отчаиваясь и не уставая. Поэтому Чехов завершает трилогию картиной счастливой радостной природы.
Но это вовсе не значит, что писатель желает внушить читателю необоснованную бодрость. Всем ходом повествования он убеждает нас
в том, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко, что судьбы человеческие сложны и трудны, что надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь
видеть людей такими, каковы они на самом деле, не превращая их ни в чертей, ни в ангелов, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо бороться
за красоту, любовь и свободу. Преодоление инерции «футлярной» жизни, «футлярного» сознания в рассказах Чехова — этапы на пути стремления человека
к совершенству и к будущему.
Мы перелистали только некоторые страницы жизни А. П. Чехова, мы только начинаем открывать для себя Чехова, и впереди у нас ещё много открытий…
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-миниатюру (12–14 предложений) «Футлярные люди», или «Счастливые и несчастливые герои “маленькой трилогии”».
2. Прочитать рассказы А. П. Чехова «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья», «Душечка».
Следующий урок: А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов
«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» >>>
|
|
1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
Иллюстрации Кукрыниксов
к рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"
Первомайским воскресным утром Беликов шел к гимназии, где был назначен сбор учителей и гимназистов, желающих пойти в рощу. Вдруг мимо него промчались на
велосипеде Коваленко, учитель истории и географии, и его сестра Варенька, на которой он собирался жениться. Беликов, убежденный в том, что женщинам и
преподавателям ездить на велосипедах в высшей мере неприлично, в недоумении застыл на месте. А Варенька умчалась вперед, в солнечную даль. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|