ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)
МЁРТВЫЕ ДУШИ
Уроки литературы в 9 классе[1] |
Урок 60. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы
Урок 61. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков
Урок 62. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города
Урок 63. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова
Урок 64. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме
Урок 65. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра
Урок 66. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос
УРОК 60
Н. В. ГОГОЛЬ.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО (ОБЗОР).
«МЁРТВЫЕ ДУШИ».
ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ[2]
Основное содержание урока
Хронология жизни и творчества Н. В. Гоголя. Проблематика и поэтика первых сборников: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Первоначальный замысел Н. В. Гоголя и идея «Мёртвых душ». Смысл названия поэмы и причины её незавершённости. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием.
Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии Гоголя. Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, жанра и композиции.
I. Хронология жизни и творчества Н. В. Гоголя.
Проблематика и поэтика первых сборников:
«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»; идейный смысл пьесы «Ревизор» и повести «Шинель» (с обобщением ранее изученного)
Лекция учителя с включением сообщений учащихся.
Основные положения лекции учителя:
1. Гоголь получил строго религиозное воспитание. Уже в детстве он проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает
о государственной службе, борьбе за справедливость. Однако в Петербурге его ждёт крушение иллюзий. Средств для жизни не хватает, романтическая поэма
«Ганц Кюхельгартен» встречена насмешками критики, в актёрском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла разочарование.
Но публикация в 1830 году повести «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» вводит его в пушкинский круг писателей.
2. Ранний Гоголь — писатель-романтик с сильным религиозным уклоном. Он убеждён, что поприще писателя обязывает его вести борьбу с современной жизнью,
которая обезличивает души. Оружие в этой борьбе — смех, а сам он проповедник, пророк, несущий миру Слово Божье. Но этому слову только тогда поверят,
когда писатель пропустит через своё сердце страдания человеческие. Такое высокое представление о миссии писателя Гоголь сохранил на всю жизнь.
II. Вступительная беседа о произведениях Гоголя, изученных в 5—8 классах:
— Что было причиной обращения Гоголя к изображению народной жизни в «Вечерах…»?
Какова роль образа Рудого Панька? Почему герои «Вечеров…» могут победить тёмные силы?
Какова роль фантастики в сборнике? (Или сообщение учащегося о сборнике «Вечера…».)
— В чём особенности сборника «Миргород»?
Какие проблемы поставлены в «Тарасе Бульбе»?
Что нужно, чтобы не была уничтожена прославленная Гоголем «русская сила»? (Или сообщение учащегося о сборнике «Миргород».)
— В чём особенности образа города в пьесе «Ревизор»?
Каков смысл основных этапов сюжета комедии?
В чём новаторство Гоголя в изображении Хлестакова? (Или сообщение учащегося о пьесе «Ревизор».)
— Как в повести «Шинель» продолжается тема «маленького человека»?
Каковы причины авторского сочувствия и иронии по отношению к Башмачкину?
Против чего направлена повесть «Шинель»? (Или сообщение учащегося о «Петербургских повестях» и повести «Шинель».)
III. Продолжение лекции учителя:
3. Главным орудием в усовершенствовании жизни Гоголь считал смех. Но смешное в его произведениях претерпевает эволюцию. От веселья и юмора «Вечеров…»
он поднимается до иронии в повестях «Миргорода». В «Ревизоре» в полный голос звучит сатира, в немой сцене смех и страх сливаются в гротеске.
В «Шинели» смех проступает «сквозь невидимые миру слёзы», ирония по отношению к Башмачкину переплетается с авторским сочувствием ему.
Смех Гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые занимают в его творчестве всё большее место.
4. Критик И. Золотусский в книге «Поэзия прозы» указывал, что «влияние Гоголя на нашу литературу было прежде всего влияние
„Мёртвых душ“.
Тут был задан масштаб, дана панорама, в которой жизнь России хоть и отразилась как бы в перевёрнутом зеркале — как отражаются в стекле вод стоящие
по сторонам этих вод горы и леса (любимый образ отражённого мира у Гоголя), — но отразилась во всей широте русской замашки».
IV. Первоначальный замысел Гоголя и идея «Мёртвых душ»
Продолжение лекции учителя:
5. В 1842 году появился первый том «Мёртвых душ» — первая часть трёхтомного замысла, навеянная трёхчастной композицией «Божественной
комедии» Данте.
Гоголь хотел показать миру путь нравственного очищения человека, который проходит испытания страданием и становится идеальным.
6. Создание «Мёртвых душ» Н. В. Гоголь осознавал как главное дело своей жизни, которое он обязан выполнить, так как это предначертание Божье. С ранних лет
в переписке писателя мелькают замечания о его предназначении:
— «Я сделаюсь человеком известным…» — пытается поступить в театр.
— «Меня ожидает просторный круг действий» — служба в Департаменте уделов.
— «Я сделаю даже что-то для общего добра» — чтение лекций по всеобщей истории в Петербургском университете.
— «Назначение человека — служить, и вся жизнь есть служба…<…>… но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу служить также службу государственную,
я бросил всё: и прежние должности, и Петербург, и общество близких мне людей, и самую Россию, затем чтобы вдали и в уединенье от всех обсудить, как это сделать,
как произвести таким образом своё творение, чтобы показало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел служить ей» — рождение замысла «Мёртвых душ».
7. Хронология работы над поэмой также прослеживается в переписке:
— 1835 год, октябрь — «Начал писать „Мёртвые души“... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
— 1836 год, ноябрь — «Всё начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Какой огромный, какой оригинальный
сюжет! Вся Русь явится в нём!» — 1837 год, апрель — «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин... и
который обратился для меня с тех пор в священное завещание».
— 1840 год, октябрь — «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной
в величии таком, что всё во мне почувствовало сладкий трепет».
— 1842 год, май — «„Мёртвые души“ — преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования».
V. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием
Продолжение лекции учителя:
8. В 11-й главе «Мёртвых душ» Н. В. Гоголь замечает, что он не хочет ссориться со своим героем, ибо «ещё немало пути и дороги придётся им пройти вдвоём рука
об руку; две большие части впереди — это не безделица». «Две большие части впереди» — о чём это? Поэма была задумана в трёх томах, а по широте охвата
действительности и пафосу должна быть подобна эпическим поэмам Гомера. «Божественная комедия» Данте состояла из трёх частей.
Этой дорогой (1-й том — ад, 2-й том — чистилище, 3-й том — Рай) Гоголь решил провести своих героев, веря в духовное возрождение каждого. Но Гоголь переосмыслил
сюжет поэмы Данте, создавая произведение о возрождении человеческого духа. Герои Гоголя должны были совершить духовный путь по кругам ада, очистить себя
страданиями и раскаянием и стать идеальными. Цель поэмы Гоголь считал воспитательной. Он желал показать путь преображения порочных героев в положительных,
указав всем дорогу спасения от дьявола, сеющего зло.
9. Гоголь мечтал показать богатство русской национальной души, но в первом томе действуют моральные уроды, души которых омертвели. Чтобы показать «всю Русь»,
Гоголь соединяет в «Мёртвых душах» черты романа-путешествия, романа-воспоминания (сведения о прошлом Чичикова и Плюшкина), плутовского романа (Чичиков
замышляет грандиозный обманный проект, который обязательно удастся, так как продуман до мелочей).
VI. Смысл названия поэмы и причины её незавершённости
Продолжение лекции учителя:
10. Н. В. Гоголь вкладывал в название «Мёртвые души» несколько смыслов:
— Мёртвые души — это товар, который покупает Чичиков, потому что в душах измерялось количество крепостных крестьян мужского пола, принадлежащих помещикам.
Но Чичиков хочет купить их за бесценок, потому что крепостные крестьяне уже умерли и только по документам (ревизским сказкам) некоторое время числятся как живые.
— Мёртвые души — это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков; у них нет души, она омертвела.
— Мёртвые души — это абсурдное словосочетание, так как в христианстве человеческая душа бессмертна. Даже после смерти живые души праведников пребывают в Раю,
а души грешников горят в аду.
— Название поэмы содержит глубокий духовный смысл: мёртвые души — это духовно умершие души. Но если в человеческой душе таится жизнь — образ Божий, у человека
есть надежда на духовное возрождение.
11. Свой труд Н. В. Гоголь посвящает России, и это рождает жизнеутверждающий пафос, которым проникнуто повествование. Над второй частью писатель бился до
изнеможения, но в 1845 году уже написанный второй том был сожжён. «Мёртвые души» были задуманы как произведение колоссального масштаба и общечеловеческого
смысла, но у писателя не было жизненного образца положительного героя, который мыслился только как отвлечённая религиозно-нравственная идея, поэтому
замысел поэмы с самого начала был невыполним. Жанр поэмы включал в себя эпический размах и лирическое начало, которое по ходу повествования должно было
усиливаться, превращая произведение в пророчество, поучение, мораль, религиозно-мистическое прозрение.
12. В 1848 году снова началась работа над вторым томом «Мёртвых душ», и в феврале 1852 года вновь он был сожжён. Н. В. Гоголь решил, что пророческого слова
правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы — отказался и от жизни. Он отвергал лекарства
и пищу и умер 4 марта 1852 года. «Второй том „Мёртвых душ“ стал для Н. В. Гоголя „подвижнической кельей“, где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли
его бездыханным из неё», — говорил один из его ближайших друзей П. В. Анненков.
(Сообщение учащегося о памятниках Гоголю в Москве и чтение фрагментов стихотворения Б. Чичибабина «Путешествие к Гоголю»;
см. http://rupoem.ru/chichibabin/ all.aspx#kak-uteshitelnotixa-i.)
VII. Беседа о содержании поэмы:
— Перескажите кратко сюжет «Мёртвых душ». Есть ли в поэме несоответствия сюжета и фабулы? В чём простота гоголевского сюжета?
— Оцените обманную задумку Чичикова. Как она характеризует героя?
— Почему его план покупки мёртвых душ и получение за них денег сорвались? Прокомментируйте этот факт на уровне сюжета (Чичикова выдали Ноздрёв и Коробочка)
и на уровне философской позиции автора (чтобы встать на путь очищения души, нужно перестать совершать поступки, неугодные Господу).
VIII. Практическая работа.
Выделение этапов развития сюжета, определение художественной функции внесюжетных элементов композиции поэмы.
Составление таблицы «Композиционная структура поэмы»:
ТАБЛИЦА
«Композиционная структура поэмы "Мёртвые души"» |
Глава |
Цепь событий |
Этапы развития сюжета и внесюжетные элементы |
|
Приезд Чичикова в губернский город N |
Экспозиция. Завязка. Лирическое отступление о толстых и тонких |
|
Чичиков у Манилова. Манилов отдаёт мёртвые души даром |
Развитие действия |
|
Чичиков у Коробочки. Платит за все мёртвые души пятнадцать рублей |
Развитие действия |
|
Чичиков у Ноздрёва. Ноздрёв не продаёт мёртвые души |
Развитие действия |
|
Чичиков у Собакевича. Покупает мёртвые души по два рубля с полтиной |
Развитие действия. Лирическое отступление о метком русском слове |
|
Чичиков у Плюшкина. Покупает мёртвые души по тридцать копеек. История жизни Плюшкина
|
Развитие действия. Лирическое отступление об ушедшей юности |
|
Чичиков в казённой палате совершает купчую крепость. Обед у полицмейстера
|
Развитие действия. Лирическое отступление о поприще писателя |
|
Чичиков на балу у губернатора. Ноздрёв и Коробочка выдают тайну Чичикова
|
Развитие действия |
|
Разговор двух дам. Чичикова принимают за разбойника |
Развитие действия |
|
Чиновники у полицмейстера. Смерть прокурора. Слухи о Чичикове достигают
критической точки |
Развитие действия. Кульминация. Повесть о капитане Копейкине. Лирическое
отступление о человеческих заблуждениях |
|
Чичиков поспешно уезжает из города. История жизни Чичикова |
Развязка. Лирическое отступление о дороге, о необъятной Руси, о человеческих
страстях, о Руси-тройке. Притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче |
— Какова роль в поэме внесюжетных элементов?
Заполнение таблицы может быть завершено дома.
IX. Чтение и обсуждение статьи учебника «В творческой лаборатории Н. В. Гоголя».
Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи).
Групповая работа.
Запись основных положений статей учебника (работа может быть завершена дома):
Группа 1. «О поэме „Мёртвые души“».
Группа 2. «Гоголь читает „Мёртвые души“» и «Критика».
Группа 3. «Второй том „Мёртвых душ“» и «Кризис».
Итоговые вопросы:
Какую творческую задачу ставил перед собой Гоголь в поэме?
Почему Гоголь не сумел завершить «Мёртвые души?»
Домашнее задание
Подготовить рассказ о Н. В. Гоголе с использованием статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь» и выполнением задания учебника из раздела «Развиваем дар слова».
Устно ответить на вопросы 2—3 из раздела учебника «Проверьте себя».
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.
Используя материалы статьи учебника «Замысел „Мёртвых душ“», подготовить развёрнутый план сообщения о замысле, истории создания, особенностях жанра и
композиции поэмы.
Перечитать главы II—VI.
Групповые задания.
Подготовиться к анализу эпизодов купли-продажи мёртвых душ,
пользуясь данным планом:
1. Назовите героев эпизода. Где происходит действие?
2. Каков основной конфликт диалога каждого помещика с Чичиковым? Какие черты характера героев выявляются в диалогах?
3. Какие чувства испытывают помещики, узнав, что Чичиков покупает мёртвые души? Какими способами описывается их состояние?
4. Чего опасаются «продавцы» мёртвых душ?
5. Какие детали поведения и речи помещиков индивидуализируют каждый образ, делают его неповторимым?
6. Каково отношение помещиков к умершим крестьянам?
7. Какие черты характера Чичикова показывают сцены купли-продажи мёртвых душ? Как Чичиков объясняет своё желание совершить сделку?
8. За какую цену он покупает мёртвые души у каждого помещика и как это характеризует героев?
9. Каков эмоциональный пафос каждого эпизода?
10. Каково место каждого эпизода в композиции главы и поэме в целом?
Индивидуальные задания.
Ответить на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).
Следующий урок: Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков >>>
|
|
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
1808 – 1852)
Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко,
определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно хотели бы вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли.
В. Белинский
Николай Васильевич Гоголь родился на Украине, в Полтавской губернии, в семье помещиков. В 1818 году родители отдали его в Полтавское уездное училище, в
1821 году — в Нежинскую гимназию высших наук для продолжения образования. С юношеских лет Гоголь полон стремления принести пользу государству на гражданской
службе, внушать молодому поколению высокие истины в качестве учителя или с театральных подмостков. Юриспруденцию он считал решающим фактором в государстве.
Юный Гоголь полагал, что только в столице империи Петербурге он сможет полно и успешно проявить себя на государственной ниве. Однако Петербург встретил
его неласково, карьера не сложилась, но Гоголь не пал духом. Ему открылось писательское поприще, которое зависело только от него самого, от его таланта
и упорства. Гоголь издал начатую еще в гимназии романтическую поэму, но она успеха не имела, и он, удрученный автор, скупил и уничтожил тираж.
Петербург представлялся ему городом обмана, скуки, наживы, а родная Украина по контрасту со столицей — веселой, полной задора, песен, легенд страной, где
царят воля, удаль, душевное здоровье. В столице каждый живет для себя и стремится казаться не тем, что он есть, а значительно крупнее. Там, на Украине,
в большинстве своем люди — товарищи. У них общие интересы, общие заботы, общие чувства, а если кто-то обособляется от соседей, то его сразу распознают
и нередко он несет наказание. Украина живет народной стихийной жизнью. Почва бытия ее жителей народные сказки, песни, легенды, народная фантазия.
Молодой литератор вдохновенно пишет повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые вышли в двух частях. Все знаменитые в те годы писатели встретили
их восторженно. Сам Пушкин отметил «Вечера...» как одно из примечательных литературных явлений. Гоголь вошел в круг петербургских, а затем и московских
литераторов. С помощью Жуковского он становится преподавателем Педагогического института, затем занимает должность профессора в Петербургском университете
по кафедре всеобщей истории.
С 1832 по 1834 год Николай Васильевич готовит сборник «Миргород», выстраивая его но контрасту: с одной стороны, героическая историческая
повесть «Тарас Бульба», где оживают традиции вольного казачества, идеи и чувства товарищества и братства, с другой — гротеск («Как поссорились
Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), комическая и грустная идиллия («Старосветские помещики»). Особняком стоит насыщенная фантастикой демоническая
повесть «Вий» о пагубной красоте, которой отдал душу молодой парубок.
После «Миргорода» Гоголь написал произведения, вошедшие в цикл «Петербургские повести», комедию «Ревизор», начал работу над поэмой «Мертвые души».
В 1836 году он путешествует по Германии, Швейцарии, Франции, Италии. В Париже с глубокой печалью узнает о смерти Пушкина. В 1841 году писатель ненадолго
приехал в Россию, затем поселился в Италии. В Риме он завершил первый том «Мертвых душ». Для издания писатель возвратился в Россию, после чего снова
уехал в Италию, где редактирует для переизданий свои произведения, создает новые — сборник «Петербургские повести», посвященный жизни северной столицы.
Сюда вошла и повесть «Шинель» о бедном, незаметном, затерянном чиновнике Акакии Акакиевиче Башмачкине, с которым случилась
беда — ночные грабители лишают его шинели.
В повести Гоголь изобразил характер «маленького человека». Тот порой лишен слова и почти ничего не может вымолвить, а изъясняется одними предлогами и наречиями.
Действие происходит не просто зимой в морозном северном городе, а в атмосфере мирового холода, окружающего Акакия Акакиевича. На него отовсюду дует ветер,
который в конце концов сдувает жалкого чиновника с лица земли. Справив шинель, Башмачкин испытывает миг величайшего торжества. Он называет шинель «подругой
жизни», и даже несколько раз на его лице мелькает усмешка, чего за ним никогда не наблюдалось. Отметив обнову выпивкой с сослуживцами, Башмачкин при
возвращении домой подвергается нападению и лишается шинели. Величайшее торжество сменяется величайшей катастрофой. Все попытки Акакия Акакиевича вернуть
потерю ни к чему не приводят: бюрократическая машина бездушна и холодна. Герой вынужден был вновь ходить в старой, дырявой шинели. В конце концов он
заболел и умер.
Социальная никчемность Акакия Акакиевича сделала его ничтожным человеком, который имел только одну страсть: одни буквы были у него фаворитами, он любил
переписывать бумаги без всякого смысла, подчиняясь лишь формальному акту письма. Личное начало заглохло в «маленьком человеке», но это не значит, что
совсем исчезло из его души. После смерти Акакия Акакиевича появляется из небытия мститель, который срывает с чиновников шинели и успокаивается лишь тогда,
когда в его руках оказывается генеральская шинель, шинель того «значительного лица», которое отказало Акакию Акакиевичу в помощи. Посмертный бунт героя —
это вызов всеобщей бюрократии и всему порядку. Не ощущает он, угнетенный пустотой действительности, и силы Бога. Лишь перед концом жизни явился Башмачкину
светлый гость в виде шинели — явный намек на ангела.
В 1842 году вышли в свет «Мертвые души», первый том — лишь одна часть огромного замысла, образцом которого послужила поэма
итальянского поэта Данте «Божественная комедия», состоящая из трех частей («Ад», «Чистилище», «Рай»). Гоголь предполагал показать идеальных
русских людей, которые нравственно очистились, пройдя испытания страданием.
Общий замысел был возвышенным и грандиозным но масштабу. Гоголь намеревался поведать миру о величии души русского человека, о духовном содержании
русской жизни в ее идеале, рассказать о том, какую громадную роль призвана сыграть Россия для других народов и стран. Поэма мыслилась автором как
воспевание богатейшей национальной души. В первом же томе действовали не живые, а мертвые души, которые достойны сатирического смеха. Для этого были
использованы приемы романа-путешествия (Чичиков объезжает Россию), романа-воспитания (биографии Чичикова и Плюшкина), плутовского романа (сюжет первого
тома основан на афере Чичикова).
Работа над вторым томом «Мертвых душ» привела Гоголя к глубокому духовному кризису: отрицательные герои дались ему куда лучше положительных. Художник
понимал, что поэма требует живых картин, которые бы убеждали читателя конкретностью, точностью и силой изображения. Он обвинил себя в том, что оклеветал
Россию, населив «Мертвые души» уродами и не сумев превратить их в положительных героев. Болезненно переживая неудачи со вторым и третьим томами, он
пытался найти выход, просил милости у Бога, написал книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», основная мысль которой — религиозное покаяние и
страстный призыв к вере. Та же идея пронизывает и «Авторскую исповедь». Измученный душевной борьбой, Гоголь в 1852 году сжег второй том «Мертвых душ».
Вскоре, буквально через несколько дней, он умер, изнуренный страданиями и не найдя примирения с собой.
Вся Москва хоронила своего гениального сына, чье влияние на дух России, на ее культуру, на ее искусство слова неоценимо.
В. Коровин
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
( вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Прочитайте внимательно статью В. И. Коровина о Н. В. Гоголе. Подготовьте ее пересказ.
2. Что говорит о Гоголе В. Г. Белинский в эпиграфе к статье?
3. Что рассказывается в статье о повести «Шинель»? Прочитайте повесть «Шинель» целиком. Поразмышляйте над судьбой героя, его горестями и радостями.
4. Что Вы узнали из рассказа о Гоголе, об особой роли «Мертвых душ» в его жизни и судьбе? Познакомьтесь с этим произведением.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
В ТВОРЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ
Н. В. ГОГОЛЯ
«Мертвые души» — величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к
последней жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь отдал все — и свой художнический гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» —
это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть».
Ю. Манн. «В поисках живой души»
«Если эта поэма по справедливости может назваться памятником его как писателя, то с неменьшей основательностью позволено сказать, что с ней готовил
он себе и гробницу как человеку. «Мертвые души» была та подвижническая келья, в которой он бился и страдал до тех пор, пока вынесли его бездыханным из нее».
П. В. Анненков
С. И. Машинский отмечал, что «главным делом жизни Гоголя явились «Мертвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них около
семнадцати лет были отданы работе над «Мертвыми душами».
Еще только начав писать это произведение, Гоголь проникся убеждением в его исключительной важности, в том, что оно должно сыграть какую-то особую роль в судьбах
России и тем прославить имя автора. <...> Он писал Жуковскому: «Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек. <...> Это великий перелом,
великая эпоха моей жизни». <...>
Сколь бы, однако, ни было велико значение «Мертвых душ», нет нужды противопоставлять их предшествующему творчеству писателя. Без «Вечеров на хуторе близ
Диканьки» и «Миргорода», «Петербургских повестей» и «Ревизора» не было бы «Мертвых душ». Развитие творчества Гоголя шло необыкновенно быстро, интенсивно.
Между выходом в свет первого цикла его повестей и началом работы над «Мертвыми душами» прошло всего три-четыре года. Но громадный художественный опыт,
приобретенный Гоголем в процессе работы над своими первыми произведениями, дал возможность создать гениальную поэму.
Есть писатели, легко и свободно придумывающие сюжеты своих сочинений. Гоголь к их числу не относился. Он был мучительно не изобретателен на сюжеты.
С великим трудом давался ему сюжет каждого произведения. Ему нужен был всегда внешний толчок, чтобы окрылить фантазию. <...> Сюжетом «Мертвых душ»
Гоголь был обязан Пушкину, давно внушавшему ему мысль написать большое эпическое произведение. Об этом вспоминал Гоголь в «Авторской исповеди».
Пушкин рассказал Гоголю историю похождений некоего авантюриста, скупавшего у помещиков умерших крестьян, чтобы заложить их как живых в Опекунском совете(1) и
получить изрядную ссуду. История эта могла показаться Гоголю не более диковинной, чем та, о которой он рассказал в только что законченной повести «Нос». <...>
1. Опеку́нский совет — ведомство, которое заботилось о вдовах, сиротах и о внебрачных детях.
Художественная структура «Мертвых душ» очень своеобразна. Сюжет состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне связанных между собой звеньев: помещики,
городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
С. Машинский. «Художественный, мир Гоголя»
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
( вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
1. Как оценки Ю. Манна, В. Коровина, П. Анненкова помогают Вам осознать громадность подвига и глубину страдания автора знаменитой поэмы «Мертвые души»?
Прочитайте ее, познакомьтесь с литературой о ней, например, с книгой Ю. Майна «В поисках живой души».
2. Подумайте, чем интересны герои. В чем смысл поэмы? Какую роль она сыграла в судьбе писателя?
3. Согласны ли Вы с рассуждениями литературоведа С. Машинского? Что в его суждениях близко Вам и особенно заинтересовало Вас?
4. Какие герои Н. В. Гоголя видят в себе «значительную» персону, а на самом деле представляют собой «сочетание реальной мизерности, духовной нищеты»?
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
( вернуться к уроку)
|
|
|
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.:
Просвещение, 2014. — 368 с. ( вернуться)
2. В уроках по творчеству Н. В. Гоголя частично использованы учебные материалы
заслуженного учителя РФ В. А. Фаткулловой. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|