Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на
хуторе близ Диканьки»
Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»
Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького
человека» в «Петербургских повестях»
Урок 27. Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода
Урок 28. Н. В. Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести
Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести»
Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя.
«Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского
Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя
УРОК 28
Н. В. Гоголь. «Невский проспект».
Правда и ложь, фантастика и реальность в повести
Цель: показать, как в повести «Невский проспект» переплелись правда и ложь, фантастика и реальность; обучать
учащихся умению давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире
и человеке; совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику литературных героев; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие
художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, текст повести, раздаточный материал, иллюстрации Д. Н. Кардовского к повести
Н. В. Гоголя «Невский проспект».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о том, как в повести «Невский проспект» переплелись правда и ложь, фантастика и реальность;
дают читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; составляют сравнительную характеристику литературных героев;
принимают участие в аналитической беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Судьба Гоголя, так же, как и его внутренний душевный мир, сложна и противоречива. Не утихают споры о «феномене Гоголя», загадке его искусства, тайне
его личности.
В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно
отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений
в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищённая ими публика». Писатель обратился к большому современному городу,
и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает её, превращает в вещь.
Чтобы понять Гоголя, надо хорошо слушать его необыкновенную речь. В «Невском проспекте» она растекается на два потока, движущихся в параллельных
руслах сюжета. Автор объединяет свой голос то с художником Пискарёвым, то с поручиком Пироговым.
Истории, случившиеся с Пискарёвым и Пироговым,— это два главных сюжетных эпизода, две резко выделенные части общей картины Невского проспекта и Петербурга.
Они дают яркое представление о сложности показанной в «Невском проспекте» картины жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.
IV. Работа над темой урока
1. «Под сенью дружных муз…»:
работа с иллюстративным материалом
(иллюстрации Д. Н. Кардовского к повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»)
с комментариями заранее подготовленных учащихся
Примерные комментарии
К числу «знаковых» произведений Гоголя, в которых поднимается одна из основных проблем русской, да и мировой литературы — противоречие мечты
и действительности, идеала и повседневности — принадлежит «Невский проспект». Именно это произведение, лежащее, по мнению Геннадия Исааковича
Беленького, «на магистральном направлении творчества Гоголя… и других русских писателей», вызывало и до сих пор вызывает интерес у разных художников.
Д. Н. Кардовский, Д. И. Митрохин, А. И. Кравченко, В. Н. Горяев, М. Бычков, иллюстрируя текст «Невского проспекта», создали многочисленные акварели,
литографии, рисунки и гравюры на дереве, лучшие из которых вошли в историю русской графики.
Первым иллюстрировать «Невский» начал талантливый художник и педагог Дмитрий Николаевич Кардовский — ученик И. Е. Репина и П. П. Чистякова в
Петербургской Академии художеств, заслуженный деятель искусств.
В 1904 г. по заказу «Кружка любителей русских изящных изданий» Дмитрий Николаевич Кардовский выпустил серию графических рисунков, выполненных
свинцовым карандашом, к первой из «Петербургских повестей».
Д. Н. Кардовский. Художник Пискарёв и поручик Пирогов на Невском проспекте
В центре его внимания не только жизненные перипетии героев повести — художника-мечтателя Пискарёва и самоуверенного поручика Пирогова — но
и обстоятельное изображение проспекта, в гоголевском описании которого и знание петербургской жизни, и дух времени. Невский в изображении художника — это
парадная вывеска Петербурга, здесь всё напоказ, всё на публику: и позы, и жесты, и наряды. Несмотря на огромное количество людей, проходящих и проезжающих
по проспекту, не создаётся ощущения общности, целостности, их объединяет только место встречи — Невский проспект. Человек, теряя свою индивидуальность,
сливается с безликим множеством таких же, как он.
Толпа на рисунке Кардовского — это люди-куклы, люди-носы, люди-бакенбарды, люди-усы, лишённые сколько-нибудь благородных, подлинно человеческих чувств.
Это выставка тщеславия, лицемерия и фальши, по ироничному замечанию Гоголя — «главная выставка всех лучших произведений человека…»,
на фоне которой еще трагичнее выступает изнанка жизни, её безобразные стороны.
Изображая трагедию благородного мечтателя Пискарёва, художник необычайно точно передаёт характер, настроения и чувства героя. Он тонко чувствует
атмосферу происходящего и подмечает все детали. К примеру, показывая комнату Пискарёва, он изобразил «всякий художественный вздор: гипсовые руки
и ноги… изломанные живописные станки, опрокинутую палитру». Небрежно брошенный плащ, пыльное окно без занавесей с видом на крыши соседних домов, безвольно
опущенная рука художника — всё это подчёркивает отчаяние, переживаемое гоголевским героем.
Д. Н. Кардовский. Мечты художника Пискарёва
Д. Н. Кардовский. Конец художника Пискарёва
2. Аналитическая беседа
• Расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарёва.
• Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?
• Какова смысловая роль сна Пискарёва?
• В чём трагический смысл истории Пискарёва? Почему автор приводит его к самоубийству?
• Расскажите историю поручика Пирогова.
• Какова её композиционная роль в повести?
• Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чём здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
• Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте своё мнение.
• Почему такие разные истории художника Пискарёва и поручика Пирогова автор ставит рядом?
3. Сравнительная характеристика
художника Пискарёва и поручика Пирогова
по предложенной учителем схеме (самостоятельная работа в парах)
Образец сравнительной характеристики
Род занятий героев.
Пискарёв — художник, что подчёркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.
Пирогов — офицер, поручик, его чин олицетворяет власть. Он относится к тому классу людей, которые подавляют личность.
Портреты героев.
Пискарёв — «большей частью добрый, кроткий, застенчивый, беспечный, любящий тихое своё искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»;
«с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант»; «застенчивый, робкий, но в душе своей
носивший искры чувства».
Пирогов — «…считаются учёными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, также очень любят
громко вызывать актеров»; «имеют особенный дар заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами»;
«умел рассказать анекдот»; «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство».
Характеристика героев (сцена преследования).
Пискарёв — «он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам»; «не слыша, не видя, не внимая»; «стараясь сам умерить быстроту своего шага»;
«иногда овладевало им сомнение»; «колени его дрожали».
Пирогов — «не переставал преследовать… занимая вопросами»; «смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперёд».
Финал преследования.
Пискарёв — «…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…».
Пирогов — «…как-то странно кончилось: по дороге он зашёл в кондитерскую, съел… прочитал и вышел…»; «довольно
приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер… с удовольствием провёл вечер, отличился в мазурке…».
Язык и стиль повествования о героях.
Пискарёв — язык повествования лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный.
Пирогов — язык насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.
Вывод.
Пискарёв — человек чистой души, искренних чувств и поступков.
Пирогов же лишён высоких идеалов, пошлый, бездуховный человек.
4. «Умники и умницы» (работа в парах)
• Докажите, что повесть Н. В. Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности? Какая
общая мысль объединяет все петербургские повести Н. В. Гоголя? Аргументируйте своё мнение.
5. Обобщение учителя
— Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект.
Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарёва, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно
не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, его обитателями стала
причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира — значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается
ни во что, невольно задаёшься вопросом: если это всё мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остаётся Невский проспект с его вечной
загадкой и вечным обманом. Так в повести вырисовывается общий и единый принцип изображения человека и неодушевлённой природы: одно объясняется
через другое, меняется местами, путается, качественно не различается.
Гоголь реальное ставит на грань с фантастическим, «размывая» границы между живой и неживой природой, тем самым создавая предпосылки для непредсказуемых
мистификаций, мнимых значений и т. п. Все эти проявления писатель сконцентрировал в образе Невского проспекта, могущественного существа, определяющего
масштабы и смысл этих фантасмагорий.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?
• В повести перед нами проходит парад частей тела и деталей одежды вместо людей. Как называется этот приём и зачем автор его использует?
• Какова основная мысль повести?
2. Заключительное слово учителя
— Итак, Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоединимое — поручика Пирогова и художника Пискарёва.
«Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» — не раз восклицает Гоголь в этой повести. В финале автор вновь
возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко
всему прекрасному и даже к человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести.
Вспомним слова В. Г. Белинского: «Отличительный характер повестей Н. В. Гоголя — простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким
чувством уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь — поэт, гражданин жизни действительной…»
VI. Домашнее задание
1. Ознакомившись с отрывками критических статей и монографий о повести «Невский проспект», создать небольшой текст на тему «Петербург и его обитатели
в изображении Н. В. Гоголя».
2. Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Портрет».
3. Опережающее задание
Подготовить сообщение об истории создания повести «Портрет» (2 учащихся).
Следующий урок: Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место
в сборнике «Петербургские повести» >>>
|