Урок 38. А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество
Урок 39. А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта
Урок 40. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза»
Урок 41. А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства»
Урок 42. А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы
Урок 43. Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза»
УРОК 39
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СМЫСЛ НАЗВАНИЯ,
СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА
Цель:
ознакомить учащихся с историей создания, смыслом названия пьесы «Гроза»; показать своеобразие конфликта драмы; совершенствовать навыки анализа пьесы как жанра
драматургии; совершенствовать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов;
формировать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст пьесы «Гроза», иллюстративный материал по теме урока
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают об истории создания, смысле названия и своеобразии конфликта пьесы «Гроза»; анализируют
пьесу как жанр драматургии; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу в группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Почему А. Н. Островский назван «Колумбом Замоскворечья»?
• Что дала Островскому служба в совестном и коммерческом судах?
• Перечислите и охарактеризуйте основные периоды творчества драматурга.
• В чём заключается творческий подвиг А. Н. Островского?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Меняются времена, идеи, кумиры, а пьесы Александра Островского как шли, так и идут на лучших сценах, ничуть не ветшая и вызывая у нас живой
интерес. В них есть мудрость народной поговорки. «За Москвой-рекой не живут своим умом, там на всё есть правило и обычай, и каждый человек соображает
свои действия с действиями других. К уму Замоскворечье очень мало имеет доверия, а чтит предания»,— писал А. Н. Островский о своей «малой родине»,
откуда, собственно, и пришёл в большую литературу. Написав 47 оригинальных пьес, А. Н. Островский оставил нам живописнейшую галерею социальных типов
дворянско-буржуазной России 40–80-х гг. XIX в.
В 1882 г., в связи с 35-летием литературно-театральной деятельности Островского, И. А. Гончаров писал ему: «Вы один достроили здание, в основание которого
положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: “У нас есть свой, русский, национальный
театр”».
IV. Работа над темой урока
1. Вводная беседа
• Обратите внимание на афишу пьесы. Какую особенность вы заметили?
• Кто из героев вызвал наибольшую симпатию? Почему?
• Как вы объясняете развязку драмы?
2. Аналитическая работа (в группах)
1) Презентация результатов работы представителями групп (запись
на доске и в тетрадях)
1-я группа. История создания пьесы
Предполагаемый ответ
История создания и замысел пьесы «Гроза» очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли
реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 г.
«Ранним утром 10 ноября 1859 г. костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена
и брошена туда.
Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжёлая жизнь погибшей, её
тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови, задержки части приданого.
В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова «не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что
она её сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену».
Вскоре после этой злополучной истории в Костроме отдельным изданием вышла пьеса А. Н. Островского «Гроза» (1860 г.). Естественно, что костромичи нашли
это произведение точным отражением драмы, произошедшей годом ранее. В действительности пьеса «Гроза» была начата не позже июля, а окончена 9 октября
1859 г., то есть ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых. «Литературная экспедиция», сделанная А. Н. Островским в 1856 и 1857 гг., оказала сильное
влияние на идею создания пьесы «Гроза».
Прототипом города Калинова служат такие приволжские города, как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным,
но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших
в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили
огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был драматург, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою
первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.
2-я группа. Смысл названия пьесы «Гроза»
Предполагаемый ответ
После выхода из печати и постановки драмы А. Н. Островского «Гроза» современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была
в 1860 г., когда все ждали отмены в стране крепостного права.
Название пьесы имеет символический смысл. Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как атмосферное явление — бурное ненастье с громом
и молнией. Слово «гроза» используется и тогда, когда речь идёт о чём-нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх.
Гроза в природе воспринимается по-разному действующими лицами пьесы: для Кулигина она — благодать, которой «каждая… травка, каждый цветок радуется», калиновцы
же прячутся от неё, как от «напасти какой». Гроза усиливает душевную драму Катерины, её напряжённость, влияя на самый исход этой
драмы. Гроза сообщает пьесе не только эмоциональное напряжение, но и ярко выраженный трагический колорит.
Если ещё более расширить символическое название пьесы, то можно отнести слово «гроза» и к гибели Катерины. Её самоубийство прозвучало как вызов
кабановским понятиям о нравственности, потрясло жителей города, а это тоже можно назвать грозой — потрясением.
Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что
это невозможно.
Ещё Н. А. Добролюбов увидел в финале драмы что-то «освежающее и ободряющее». Известно, что сам Oстровский, придававший большое значение заглавию пьесы,
писал драматургу Н. Я. Соловьеву, что, если он не может подобрать название произведению, значит, ему «идея пьесы не ясна».
2) Коллективная работа по составлению сопоставительной таблицы
Смысл названия пьесы «Гроза» |
Природное явление |
Социальное столкновение |
Гроза как природное явление становится
фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы |
Столкновение убеждений консервативно
настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы |
Гроза как обещание мучений на том свете
за грехи — «гиена огненная» |
Нравственные проблемы:
•проблема человеческого достоинства;
•проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;
•проблема честности, справедливости и способности сделать выбор |
3-я группа. Своеобразие конфликта
Предполагаемый ответ
В центре драмы А. Н. Островского «Гроза» социальный конфликт — противостояние властителей «тёмного царства» и людей, зависящих от них, вынужденных сносить
их самодурство и деспотизм, «терпеть, покуда терпится». Но и среди жертв «тёмного царства» не все одинаково выражают своё отношение к существующим порядкам:
одни считают, что «лучше уж стерпеть», чтобы не вызвать новый гнев «ругателя» Дикого или Кабановой (Шапкин, Борис, Тихон); другие,
не желая более сносить деспотизм Кабанихи, уходят из родительского дома (Варвара). Особое место занимает в драме Кулигин, который, хотя и советует Шапкину
и Борису терпеть, но подвергает критике нравы города, патриархальные устои семейной жизни и, наконец, доходит до прямого обвинения, брошенного в лицо
Кабановым в финале драмы: «Вот вам ваша Катерина… Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судиёй, который милосерднее вас!»
Стремление отстоять свои человеческие права заставляет Катерину вступить в неравную борьбу с Кабановой, олицетворяющей собой произвол, деспотизм, защиту
нeзыблемых законов «тёмного царства». Этот конфликт является одним из частных проявлений конфликта общего и приковывает внимание зрителя.
В драме две центральные фигуры — Катерина и Кабаниха, резко противопоставленные друг другу, столкновения между ними проявляются в каждом действии драмы.
Наконец, что особенно важно и на что следует обратить внимание при чтении пьесы — это внутренний конфликт Катерины между чувством долга
и страстным порывом к свободе и счастью.
3) Коллективная работа по составлению сравнительной таблицы
Катерина и Кабаниха |
Марфа Игнатьевна Кабанова |
Катерина Кабанова |
Отличительные черты характера
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,— так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин.
Суровая и властная. Всех хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. Кабаниха суеверна |
Место в доме Кабановых
Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона не то чтобы по любви, а потому, что так положено. Занимает место снохи,
нелюбимой и неуважаемой |
Противоречивость в характере
и поступках героини
Её благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает
в своём доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит
из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина лишает себя жизни |
Отличия Катерины от других персонажей
Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания |
|
Сущность трагедии Катерины
Катерина не хочет и не может жить по законам «тёмного царства». В этом основная причина её трагедии, трагедия
свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям.
В доме Кабанихи, «всё как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращённое к ней
ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живёт героиня в городе «безлюбом» |
Вывод
Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев — таковы черты внутреннего облика
героини, делающие её суровой и страшной охранительницей «тёмного царства» |
Вывод
Впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. Это объясняет
конфликт Катерины как с «тёмным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся ещё и тем, что её выдали замуж за
человека, которого она не знала и любить не могла, хотя и старалась она быть ему верной и любящей женой |
|
3. Слушание сообщения «Книга, называемая “Домострой”»
«Домострой» — это название, которое, вероятно, не раз уже срывалось с уст читателей «Грозы», в нашем обиходе чаще всего означающее всякие вообще
устаревшие косные порядки — «Домострой какой-то!» — на самом деле принадлежит древнерусскому литературному (применяя наши весьма условные понятия) памятнику.
Этот довольно обширный сборник впервые появился в Новгороде ещё в конце XV в. и содержал многочисленные статьи, строго регламентирующие разные стороны
жизни древнерусского человека — его веру в Бога и участие в церковных обрядах, гражданские и семейные обязанности, бытовое
устройство и воспитание детей. Сквозь призму «Домостроя» жизнь провинциального городка Калинова открывается нам совершенно по-новому.
Глава 25. НАКАЗ МУЖУ И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ИМ ЖИТЬ
Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать,
на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним —
дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым.
А домочадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость.
Глава 27. ЕСЛИ МУЖ САМ НЕ УЧИТ ДОБРУ, ТО НАКАЖЕТ ЕГО БОГ, ЕСЛИ ЖЕ И САМ
ТВОРИТ ДОБРО, И ЖЕНУ И ДОМОЧАДЦЕВ ТОМУ УЧИТ — ПРИМЕТ ОТ БОГА МИЛОСТЬ
Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведёт, и о своей душе не радеет, и людей своих
правилам этим не учит,— и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своём спасении и жену
и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху Божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоден ствии
и по-божески жизнь свою проживёт и милости Божией удостоится.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Какие жизненные впечатления А. Н. Островского легли в основу создания драмы «Гроза»?
• В чём смысл названия пьесы?
• Какие жизненные явления подвергает осуждению А. Н. Островский в пьесе?
• В чём вы видите новаторство А. Н. Островского в пьесе «Гроза»?
VI. Домашнее задание
Подготовиться к аналитической и исследовательской работе (в группах) по темам:
«Система образов драмы “Гроза”», «Особенности раскрытия характеров героев».
Следующий урок: Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза» >>>
|