УРОК 33
Обзор: основные проблемы, характеристика
прозы, поэзии, журналистики.
Мировое значение русской классической литературы
Цель: показать основные тенденции развития русской литературы, живописи, театрального искусства второй половины
XIX в.; показать значение русской литературы второй половины XIX в. в развитии русского и мирового литературного процесса; формировать гуманистические
ценности в духовном развитии учащихся; воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя, принимают участие в беседе, используя ранее полученные знания; анализируют,
классифицируют ключевые события и проблемы русской культуры второй половины XIX в.; отмечают характерные черты произведений русского реализма; выполняют
творческую работу в группах и парах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Вводно-ориентировочная беседа
• На уроках истории вы изучали культуру разных стран и народов различных эпох в истории человечества. Что входит в понятие «культура»? Каковы её
основные виды?
• Назовите имена писателей XIX в. и их произведения, не вошедшие в школьную программу, которые вы читали охотно и с пользой для себя.
• Кто из писателей, включённых в программу, стал вам близок и почему?
• Какие произведения русской литературы второй половины XIX в. вы прочли? Оцените их по пятибалльной шкале.
• Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Из всех учебных предметов мы, взрослея, постепенно «вырастаем», если они не становятся нашей специальностью. Но есть предмет особенный, который
«впору» нам всегда, который мы изучаем постоянно, независимо от возраста. Название ему — жизнь. Самые разные ответы на вопрос «Как жить на земле?» мы
найдём в тех произведениях, которые будем изучать на протяжении года. В стихотворении «Дума» М. Лермонтов утверждает: «И ненавидим мы, и любим мы
случайно…» Как вы понимаете эти строки? (Ответы учащихся.)
Идеалы, боль, надежды народа были выражены его лучшими сыновьями-писателями, хранителями и творцами русской культуры, участниками русского освободительного
движения. Это и стало основой народности русской классической литературы второй половины XIX в.
Знакомство с явлениями русской культуры второй половины XIX в. поможет вам осознать взаимосвязь развития духовной и материальной сфер жизни
общества, выявить социальные преобразования, обусловившие необходимость создания новой художественной картины мира; погружение в мир литературы XIX в.
позволит нам проследить смену творческих направлений в искусстве индустриальной эпохи, уяснить причины, подтолкнувшие творцов искусства
к художественным исканиям; общение с литературными памятниками, их обсуждение способствует дальнейшему формированию специфических навыков
усвоения литературного текста, необходимых грамотному читателю; историко-литературный материал способствует формированию собственного доказательного
и обоснованного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
(Учитель иллюстрирует теоретический материал фото-презентацией,
размещённой на доске, или записью на доске; учащиеся составляют тезисы.)
Этапы развития реализма
• Просветительский (Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов);
• «синкретический», то есть сочетающий реалистические и романтические мотивы (А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов);
• критический, отличающийся обличительной направленностью (И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский и другие писатели
второй половины XIX в.).
Реализм утверждается в 30–40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он
становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм в литературе и искусстве — это правдивое, объективное отражение действительности
специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было
проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно
утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.
Центральной темой искусства стал народ, не только угнетённый и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что
есть в жизни. Во второй половине XIX в. критический реализм был господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены ещё
А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, Н. В. Гоголем. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, показ пороков нового
буржуазного общества были основным направлением прогрессивной литературы в России. Такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев,
М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов изобразили целые пласты жизни россиян, их радости и печали, светлые и тёмные сторонами жизни.
Показателем развития просвещения в России был рост изданий книг, журналов и газет. Помимо государственных типографий, появились и частные. Число
периодических изданий за половину века увеличилось в 3,5 раза. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно «Современник», «Отечественные записки».
Росло число общественно-культурных заведений (библиотеки, выставки, музеи). Первой публичной библиотекой стала Петербургская (1814). Прогресс
русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIX в. определялся общественно-политическим подъёмом в стране, отменой крепостного
права, проведением реформ 60–70-х гг., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др. Искусство критического реализма — основное художественное
направление того времени — было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность.
Литература и искусство как никогда близко подошли к изображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма,
бытовой жанр в живописи и т. п.).
Целую эпоху в истории России отразил в своём творчестве Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество»,
«Юность»; «Севастопольские рассказы»; роман-эпопея «Война и мир»).
Ф. М. Достоевский в своих произведениях («Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Идиот»,
«Братья Карамазовы» и др.) поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы,
развивал тему маленького человека, социальных контрастов самодержавной России.
Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил в своих произведениях идейные искания русской
интеллигенции 50–70-х гг. («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»).
Развитие драматургии связано с творчеством А. Н. Островского и А. П. Чехова.
М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.
На 60-е гг. приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева,
мастера психологической и пейзажной лирики. Лирическая поэзия А. А. Фета, названного Достоевским «первым лириком новой Европы», отличается тонким
психологизмом, отражением мимолётных настроений человеческой души.
Роман — ведущий жанр литературы этого периода
• Идеологический, социально-психологический роман (Ф. М. Достоевский);
• социально-политический роман, «утопия» (Н. Г. Чернышевский);
• социально-философский роман (И. С. Тургенев);
• сатирический роман, «антиутопия» (М. Е. Салтыков-Щедрин);
• роман-эпопея (Л. Н. Толстой).
На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в стране: Отечественная война 1812 г., движение
декабристов 1825 г.
Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать:
• во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры;
• во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды — истины, её веру в особую миссию русского народа;
• в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей,
независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызвала к себе огромный интерес во всём мире.
2. Ознакомление со статьёй учебника по теме урока
3. Самостоятельная работа (в парах)
• Опираясь на теоретический материал учебника и лекцию учителя, подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: «Как развивалась литературная и
журнальная критика 60-х годов XIX в.?».
4. Творческая работа (в группах)
Задания группам
• «Историкам» — рассказать о ключевых событиях второй половины XIX в.
• «Социологам» — раскрыть круг проблем в обществе того времени.
• «Журналистам» — представить популярные журналы данного периода, их редакторов.
• «Литераторам» — к какому времени вы относите расцвет русского реализма? С какими авторами и произведениями он связан? Аргументируйте свой ответ.
5. Презентация результатов творческой работы
представителями групп
6. Практическая работа в парах по составлению периодической таблицы
«Основные проблемы и направления литературного процесса второй
половины XIX в.»
(Запись в тетрадях с последующей презентацией результатов работы.)
Периодическая таблица
«Основные проблемы и направления литературного процесса второй половины XIX в.» |
Периодизация русской литературы
1850–1880-х гг. |
Важнейшие исторические события
в Европе и России |
Общая характеристика развития русской литературы |
Основные литературные жанры |
|
|
|
|
|
7. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»
• Как вы считаете, есть ли нечто общее во взглядах на жизнь, человека, роль искусства у романтиков и реалистов?
• Русский поэт А. А. Блок в одном из произведений так охарактеризовал новую эпоху: «Век XIX, железный, воистину жестокий век!..»
Как вы полагаете, что из реальной действительности могло «подсказать» поэту подобный образ индустриальной эпохи?
Комментарий.
В том случае, если классу не удаётся в ходе обсуждения дать обоснованный ответ на вопрос о «железном и жестоком веке», его можно рассматривать в
качестве проблемного задания либо предложить учащимся подумать над ним в качестве домашнего задания (возможно, письменного).
V. Рефлексия. Подведение итогов уроков
1. Обобщающая беседа
• Как решалась проблема человека и среды в русской литературе второй половины XIX в.?
• Как русская журналистика участвовала в развитии литературы второй половины XIX в.?
• Почему во второй половине XIX в. среди всех прозаических жанров ведущее положение занял роман?
• Искусство XIX в. обозначило многие проблемы, которые пыталось разрешить человечество в XX в. Пригодятся ли художественные искания
и открытия индустриального века людям начала третьего тысячелетия?
2. Заключительное слово учителя
— Итак, основным методом изображения жизни в литературе второй половины XIX в. стал критический реализм. Идеалы, боль, надежды народа были
выражены его лучшими представителями — писателями, хранителями и творцами русской культуры, участниками русского освободительного движения. Это
и стало основой народности русской классической литературы второй половины XIX в.
В то время в литературу ещё шире, чем прежде, хлынул поток народной речи, которую мастера-писатели любовно обрабатывали и включали в сферу
литературного языка. Расширение круга жизненных явлений, отражённых литературой, приход в литературу новых талантов, их творческие искания — всё
это обогащает старые литературные жанры, порождает новые.
Эпос вторгается в лирику, лирика — в драматургию, расцветает стихотворная и прозаическая сатира. Стремление писателей-реалистов показать жизнь в движении, отразить
все её существенные стороны способствует развитию романа, который достигает высокого совершенства и стилистического разнообразия.
Таким образом, во второй половине XIX в. русская литература, обогащённая творениями Толстого, Тургенева, Островского, Чернышевского, Некрасова,
Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Чехова и других великих писателей, становится поистине властительницей умов в России, привлекает
сочувственное внимание всего мира.
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-миниатюру (10–12 предложений) на одну из тем: «Как я представляю судьбу героя 50–60-х гг. XIX в.», «Эпоха отчаяния (80-е гг.)
и надежд (90-е гг.) в русском искусстве XIX в.».
2. Опережающее творческое задание
а) Подготовить «Литературную визитку» о жизни и творчестве И. А. Гончарова (3–4 учащихся).
б) Подготовить сообщение о замысле трилогии «Обломов» (2 учащихся).
Следующий урок: Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии
«Обыкновенная история» >>>
|