А. С. Шелухина
Урок 1. «БРОДячий русСКИЙ».
Жизненный путь Иосифа Бродского
Урок 2. «Молчанье и непрерывный свет». Анализ поэтического текста стихотворения И. Бродского «Сретенье»
Урок 3. «Речи дар в глухонемой Вселенной». Поэт и творчество в произведениях И. Бродского
Л. В. Сыроватко.
Урок 1. Урок без названия
Урок 2. Парка и Муза
УРОК 1
Урок 3. «Речи дар в глухонемой Вселенной».
Поэт и творчество в произведениях И. Бродского
Цель урока:
объяснить, как И. Бродский понимал смысл творчества, роль поэта и значение языка.
Первая учебная ситуация
Бродский о творчестве, языке, поэзии
Прослушайте любое стихотворение И. Бродского в исполнении поэта в аудио- или видеозаписи.
Учитель.
Стихотворения Бродского поражают своей необычностью. Каждый, кто слышал их в исполнении поэта, оказывался завороженным самой интонацией, глуховатым,
идущим от сердца голосом, непрерывно развивающим перед слушателем одну мысль за другой, один образ за другим. Бродский сам пытался осмыслить природу
своего дара, процесс творчества и особенно роль языка.
Прослушайте отрывки из интервью 1995 года, сделайте краткую запись о взгляде Бродского на язык и творчество.
1. «Всякое творчество есть по сути молитва, направленная в ухо Всемогущего. В этом сущность искусства. Стихотворение, если и не молитва, то
приводимо в движение тем же механизмом молитвы».[2]
2. «Язык — мощнейший катализатор процесса познания. Недаром я его обожествляю».[3]
3. «Язык — Начало Начал. Если Бог для меня и существует, то это именно язык».[4]
Запись в тетради выглядит следующим образом:
Язык — Начало Начал, мощнейший катализатор процесса познания.
Вторая учебная ситуация
Мысли Нобелевской лекции
Перед нами необычный текст — фрагменты выступления И. Бродского после вручения ему Нобелевской премии в 1987 году. Эта лекция очень важна
для понимания творчества поэта, так как является квинтэссенцией его мыслей, раздумий, переживаний, поэтическим кредо Бродского.
Особенно интересен для нас текст Нобелевской лекции, поскольку в нем мы и найдем раскрытие понятий творчества, языка, поэта.
Для удобства мы сделали нумерацию фрагментов.
Карточка №1
1. Определить главные темы фрагментов Нобелевской лекции (пункты 1—5).
2. Записать определения следующих понятий: язык, творчество, поэт.
1.
«Эти тени (О. Мандельштам, М. Цветаева, Р. Фрост, А. Ахматова, У. Оден. — А. Ш.) смущают меня постоянно... В лучшие свои минуты я кажусь
себе как бы их суммой... Их, этих теней, — лучше: источников света — ламп? звезд? было, конечно же, больше, чем пятеро, и любая из них способна обречь
на абсолютную немоту» (I, 5).
Из книги Соломона Волкова «Диалоги с И. Бродским»
«Взгляд на мир, который мы обнаруживаем в творчестве этих поэтов, стал частью нашего воспитания... То есть я, например, ни с чем более значительным не
сталкивался, свое собственное мышление включая... Эти люди нас просто создали. И все. Ничто так нас не сформировало — меня, по крайней мере, — как Фрост,
Цветаева, Кавафис, Рильке, Ахматова, Пастернак. Потому что они наши современники, пока мы живы. Я думаю, что влияние поэта — эта эманация или радиация —
растягивается на поколение или два».[5]
2. «Если музыкальное произведение еще оставляет человеку возможность выбора между пассивной ролью слушателя и активной исполнителя, произведение
литературы — искусства безнадежно семантического — обрекает его на роль только исполнителя... Роман или стихотворение — не монолог, но разговор писателя
с читателем... И в момент этого разговора писатель равен читателю... Равенство это — равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь и
определяет поведение индивидуума» (I, 10).
3. «Среди преступлений наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует
преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление
совершает нация — она платит за это своей историей. <...> Я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя
какой бы то ни было идеи затруднительней, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Бальзака,
Флобера, Мелвилла, т. е. литературы, а не о грамотности, не об образовании... Ленин был грамотен, Сталин был грамотен, Гитлер тоже; Мао Цзэдун,
так тот даже стихи писал; список их жертв тем не менее далеко превышает список ими прочитанного» (I, 12).
4. «То, что в просторечии именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка; не язык является инструментом поэта, а поэт
есть средство существования языка, он тот, кем язык жив» (I, 15).
5. «Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует следующую строчку. Начиная стихотворение,
поэт, как правило, не знает, чем оно кончится. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее... Порой с помощью одного слова,
одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал...» (I, 6).
В результате работа над первой карточкой в тетради может иметь следующий вид.
Темы фрагментов:
1. Об учителях, традициях, любимых поэтах.
2. Об искусстве чтения.
3. О значении книги, чтения.
4. О роли поэта.
5. О процессе творчества.
Язык — начало начал, волшебная лоза, мощнейший катализатор процесса познания.
Творчество — молитва, направленная в ухо Всемогущего.
Поэт — источник света, излучающий радиацию, средство существования языка.
Вывод по первой учебной ситуации.
И. Бродский, как и каждый великий поэт, много размышлял о предназначении, роли и ответственности поэта. Как мысль Бродского продолжает уже знакомого
нам пушкинского «Пророка», который должен «глаголом» жечь «сердца людей»?
Для поэта конца XX века язык — высшее существо, начало начал. Поэт — тот, кто способен услышать Бога. Поэт является носителем языка, средством его
существования.
Каким же образом Поэт может стать этим приемником и источником света? Лишь подключившись к Началу, с помощью «молитвы, направленной в ухо Всемогущего».
Важен именно механизм молитвы: обратиться к Богу, чтобы взять Свет, понести его и стать самому источником света.
Третья учебная ситуация
Как стихотворение «На столетие Анны Ахматовой» (1989)
повторяет и развивает мысли Бродского о поэте, о назначении творчества?
Организовать работу с карточкой № 2 учитель может по-разному:
все ученики подготовятся дома;
могут быть даны индивидуальные задания более сильным ученикам, которые на уроке сообщают результаты исследования, а класс будет их дополнять;
возможна организация самостоятельной работы непосредственно на уроке.
Карточка №2
1. Найти перекличку стихотворения с главными мыслями Нобелевской лекции, используя итог работы с ее эпизодами.
2. В каждом четверостишии выделить опорное слово, раскрыть его смысл и определить взаимосвязь этих понятий.
3. Как мысли о значении поэзии раскрывают роль и место Анны Ахматовой? В чем значение посвящения?
На столетие Анны Ахматовой[6]
Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос —
Бог сохраняет все;[7] особенно — слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.
В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,[8]
поскольку жизнь — одна, они из смертных уст
звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.
Великая душа, поклон через моря
за то, что их нашла, — тебе и части тленной,
что спит в родной земле, тебя благодаря
обретшей речи дар в глухонемой Вселенной.[9] (III, 58)
1989
Комментарий к карточке № 2
Стихотворение «На столетие Анны Ахматовой» является проекцией излюбленной мысли И. Бродского о творчестве и творце. Выделив опорные слова в
каждом четверостишии (1 — Бог; 2 — они (слова); 3 — Великая душа), мы обнаружим уже знакомые понятия. Пользуясь «ключом» — записью о Нобелевской лекции,
раскроем их смысл.
Речь вновь идет о Боге. Но в то же время Бродский использует фразу «Бог сохраняет все»; девиз в гербе Фонтанного Дома, где жила А. Ахматова:
«Deus conservat omnia» — «Бог хранит все» (лат.). Особенно построены первые две строки. Даны понятия, предметы и то, что может их уничтожить: страница
сжигается огнем, зерно разрушается жерновами, волос отсекается секирой. Все это сохраняет Бог. Но голос его — слова «прощенья и любви».
Что мы слышим в этих словах? Рваный пульс, костный хруст, стук заступа. Кто произносит эти слова? «Смертные уста», «часть тленная, что спит в
родной земле». Но воспринять Слова, «найти их» в «надземной вате» смогла «великая душа» Анны Ахматовой.
Бродский причисляет своего Учителя к роду Поэтов, ощущает свою внутреннюю связь с Ахматовой и благодарит за то, что она обрела «речи дар в
глухонемой Вселенной».
Заключение урока возможно как мини-реплика.
Каждый ученик пишет несколько фраз, в которые старается вложить все свое понимание главных мыслей
урока: какие особенности поэзии Бродского раскрывают его мысли о творчестве?
Возможные варианты заключительного домашнего задания (письменного):
Какое из прочитанных на уроках стихотворений произвело на вас особое впечатление? Проанализируйте его.
Выразите свое отношение к поэзии и личности Бродского в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барская Н. Сюжеты и образы древнерусской живописи. — М.: Просвещение, 1993.
2. Биркертс С. Интервью с И. Бродским // Звезда. — 1997. — № 1.
3. Битов А. «Смерть поэта...» // Звезда. — 1997. — № 1.
4. Болотова Л. Интервью с И. Бродским // Звезда. — 1997. — № 1.
5. Вайль П. Рифма Бродского // Иосиф Бродский: труды и дни. [Сб.] / Сост. П. Вайль, Л. Лосев. — М.: Независимая газета, 1998.
6. Венцлова Т. «Он умер в январе, в начале года...» // Звезда. — 1997. — № 1.
7. Волков С. Диалоги с Бродским. — М.: Независимая газета, 1998.
8. Давидович С. Две встречи с Бродским // Общая газета. — 1996. — № 4.
9. Евангелие от Луки. Глава 2, параграф 25 // Новый Завет. — Милан: Издание итальянского францисканского движения, 1990.
10. Комментарий к карточке составлен по статье: Куллэ В. Иосиф Бродский: Новая Одиссея // Сочинения Иосифа Бродского. — СПб.: «Пушкинский фонд», 1998. — Т. I.
11. Петрушанская Е. «Слово из звука и слово из духа» (Приближение к музыкальному словарю Иосифа Бродского) // Звезда. — 1997. — № 1.
12. Популярная художественная энциклопедия. Книга II. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
13. Уфлянд В. Традиция и новаторство в поэзии Иосифа Бродского // Звезда. — 1997. — № 1.
Следующий урок: Л. В. Сыроватко. Урок 1. Урок без названия >>>
|