Главная |
|
|
М. А. Шолохов в рабочем кабинете.
Cт. Вёшенская. 1938 г.
Фото Фото. Г. Петрусова[ 2] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)
8 ЧАСОВ
Уроки литературы в 11 классе[1] |
|
Урок № 64. М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»
Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох
Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов
Урок № 67. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны
Урок № 68. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова
Урок № 69. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе
Урок № 70. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» – широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)
Урок № 71. Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»
УРОК № 64
Тема.
М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество.
Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»
Цель: ознакомить учащихся с особенностями жизненного и творческого пути М. А. Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности;
ознакомить с историей создания и публикаций сборника «Донские рассказы»; определить суть шолоховской концепции Гражданской войны в рассказах; формировать
гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе
и ценностям отечественной культуры.
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М. А. Шолохова, сборник
«Донских рассказов».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают биографию писателя, основные этапы его творчества, наиболее известные произведения; рассказывают
о творческой истории создания и публикаций сборника «Донские рассказы», используя знания, полученные на
уроках истории, учитывая сегодняшние оценки революционного времени.
Это святая обязанность — любить страну, которая
вспоила и вскормила нас, как родная мать.
М. А. Шолохов
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Анализ контрольных сочинений
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Имя Михаила Шолохова неразрывно связано с историей русской советской литературы. Его книги — живое свидетельство её идейно-художественной
зрелости, торжества эстетических принципов искусства реализма. Произведения писателя объединены глубоким внутренним смыслом. Это, собственно,
одна книга о судьбах нашего народа на разных этапах его революционного пути; книга, отразившая в художественных образах большие исторические события,
узловые моменты нашей эпохи. Историзм, масштабность изображения современной жизни — существенная особенность творчества М. А. Шолохова.
Произведения М. А. Шолохова уподобляются гигантским эпохальным фрескам, а роман «Тихий Дон» по силе художественного обобщения становится
в один ряд с «Войной и миром» Л. Н. Толстого.
«Шолохов не знает себе равных в русской литературе. В искусстве XX века он взмыл как Василий Блаженный,
и мир ахнул от восторга и изумления. Писательская карьера Шолохова ошеломляюща, фантастична…» — писал Ф. А. Абрамов.
Весь мир знает М. А. Шолохова как лауреата Нобелевской премии, а также других зарубежных и советских премий и почётных званий. А между тем, по чти
вся жизнь его прошла не в столице и даже не в городе, а в небольшой станице Вёшенской, на берегу Дона. Так кто же он, Михаил Александрович Шолохов?
Каковы его жизнь, творчество, личность?
ІV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Неиссякаемый источник книг М. А. Шолохова — жизнь, и писатель черпает из неё факты родниковой свежести, знает их едва ли не лучше любого краеведа,
диалектолога, этнографа, фольклориста, историографа. Глубокое знание жизненного материала, совершенное владение им придают романам М. А. Шолохова
удивительную конкретность, помогают создать жизненную атмосферу, в которую читатель погружается с головой, забывая о том, что листает страницы
книги. Завидное знание Шолоховым жизни рождает взволнованное отношение к тому, о чём пишет автор, эмоционально окрашивает его полотна. Романы этого
могучего художника волнуют, потому что они — сама жизнь, размышления, раздумья автора над судьбами своей Родины и народа.
Связь литературы с жизнью в понимании Шолохова — это прежде всего связь писателя с народом. По мысли Шолохова, право на жизнь сохраняет только то
искусство, которое служит интересам народа. «Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не
стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу…» — сказал он после вручения ему Нобелевской премии (1965). (Обращение к эпиграфу урока.)
2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве М. А. Шолохова
(см. домашнее задание предыдущего урока)
Учащиеся составляют в тетрадях «Краткую летопись жизни и творчества М. А. Шолохова».
ТАБЛИЦА
Краткая летопись жизни и творчества М. А. Шолохова |
Дата |
Событие |
1905, 11 мая |
На хуторе Кружилине станицы Вёшенской родился М. А. Шолохов.
Отец — Александр Михайлович Шолохов, мать — Анастасия Даниловна |
1912 |
Принят в мужское приходское училище по 2-му классу обучения |
1915 |
Поступает в приготовительный класс московской гимназии имени Г. Шелапутина |
1918 |
Начало учёбы в Вёшенской смешанной гимназии |
1919 |
С семьёй перебирается в станицу Каргинскую. Вынужденно скрывается от
мобилизации в Донскую армию |
1923 |
Первые попытки творчества. Уезжает в Москву, сближается с молодыми
литераторами, вступает в литературную группу журнала «Молодая гвардия» |
1924 |
Женится на дочери бывшего станичного атамана Марии Петровне Громославской.
Опубликованы первые рассказы «Продкомиссар» и «Родинка» |
1925 |
Выходят в свет «Донские рассказы», принесшие автору литературную известность.
Смерть отца |
1926 |
Выходит сборник «Лазоревая степь». Осенью с семьёй перебирается
в Вёшенскую, где будет написан почти весь «Тихий Дон» |
1927 |
В журнале «Октябрь» опубликована первая книга романа «Тихий Дон» |
1928 |
Выходит вторая книга романа «Тихий Дон» |
1929–1932 |
Публикация третьей книги романа «Тихий Дон» |
1930 |
Первая постановка художественного фильма по роману «Тихий Дон»,
однако фильм не выходит на широкий экран |
1933 |
Выход в свет первой книги романа «Поднятая целина» |
1931–1940 |
Работа над четвёртой книгой «Тихого Дона» и над романом «Поднятая целина» |
1940 |
Публикация заключительных глав романа-эпопеи «Тихий Дон» |
1941 |
В качестве специального корреспондента газеты «Красная Звезда» направлен
в действующую армию в воинском звании полкового комиссара. Полученную Сталинскую премию 1-й степени передаёт в фонд обороны |
1942 |
Получил серьёзную контузию на аэродроме в Куйбышеве, которая давала
о себе знать на протяжении всей жизни |
1942 |
Выходит рассказ «Наука ненависти», первые наброски о войне «Они сражались
за Родину». От разорвавшейся во дворе вёшенского дома авиабомбы погибает мать Михаила Александровича. Во время эвакуации пропадают
библиотека и архив писателя, в том числе рукопись романа «Тихий Дон» |
1943–1944 |
В газетах «Правда» и «Красная Звезда» печатают главы романа «Они сражались за
Родину» |
1956–1957 |
|
1959–1960 |
Выходит в свет вторая книга романа «Поднятая целина» |
1960 |
Присуждение Ленинской премии за роман «Поднятая целина» |
1965 |
Присуждение Нобелевской премии |
1967 |
Присвоение звания Героя Социалистического Труда |
1969 |
В газете «Правда» печатают новые главы романа «Они сражались за
Родину» |
1984, 24 февраля |
Кончина Михаила Александровича Шолохова |
|
3. Погружение в тему урока:
вводно-ориентировочная беседа
• Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?
• Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?
• Какую роль в судьбе и творчестве М. А. Шолохова сыграла Гражданская война?
4. Слушание сообщений об истории создания
сборника «Донские рассказы»
— В 1925 г. в издательстве «Новая Москва» вышли «Донские рассказы» М. А. Шолохова. Несмотря на то что их автору был всего 21 год, за его плечами
стояли потрясения Гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство.
Трудное было время: белые и красные волны захлёстывали Донщину — бушевала Гражданская война. Подросток Миша впитывал происходящие события: бои, казни, нищета.
Белые против красных, красные против белых, казаки против казаков же. Рассказы один страшнее другого.
Будущий писатель не только жадно вслушивался в рассказы бывалых казаков; он ходил смотреть на возвращающихся с фронта, видел исхудалые обескровленные
лица раненых бойцов, читал газеты, листовки. Шли годы тревожные, суровые. Обстановка на Дону постоянно менялась и усложнялась. Шолохов
служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром.
Обязанности заставляли ездить по станицам и хуторам, выступать на собраниях, агитировать казаков помочь голодным городам. «Приходилось бывать в разных
переплётах», — позже напишет он в автобиографии.
События того времени явились фактическим материалом, который лёг в основу его первых рассказов. Первый рассказ М. А. Шолохова
«Родинка» появился 14 декабря 1924 года в газете «Молодой ленинец». Им открывается большой цикл донских рассказов, который
создан писателем за год. Всего в сборник вошло более 20 произведений.
5. Аналитическая работа с текстами рассказов
из сборника «Донские рассказы» (в группах)
1-я группа.
Анализ рассказа «Родинка»
• Вспомните сюжет рассказа.
• Что мы узнаём о сыне, о его прошлом и настоящем? С помощью каких слов автор передаёт душевное состояние сына?
• Каким перед нами предстаёт атаман?
• Что объединяет героев? Кто из них автору ближе?
• Какова основная мысль рассказа?
2-я группа.
Анализ рассказа «Продкомиссар»
• Каков основной конфликт рассказа?
• Каким изображён старик Бодягин? Какие художественные средства использует автор для характеристики героя?
• Что за человек младший Бодягин? Дорог ли ему отец? Чувствует ли он свою неправоту? Для чего автор ввёл в рассказ эпизод с мальчиком?
• Прочитайте последний абзац рассказа. Какова его роль в раскрытии идейного замысла писателя?
3-я группа.
Анализ рассказа «Чужая кровь»
• Прочитайте начало рассказа. Почему автор заостряет внимание на деталях казачьего быта?
• За что не любит дед Гаврила советскую власть?
• С помощью каких художественных средств автор передаёт душевное состояние героя, потерявшего в Гражданской войне единственного сына?
• Почему он спасает продотрядовца?
• Чем дед Гаврила отличается от отца-атамана и Игната Бодягина?
Презентация результатов работы
6. Обобщение учителя
— Каждый рассказ — это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества,
трагедия всего народа России, пережившего страшные годы Гражданской войны.
На первый взгляд может показаться, что в основе рассказа «Родинка» лежит социально-классовый конфликт между красноармейцами, устанавливающими советскую
власть на Дону, и бандой, отнимающей хлеб у казаков. Причём драматизм изображённой ситуации усугубляется тем, что классовая борьба размежевала не только
Дон, но и казачьи семьи: отец и сын оказываются по разные стороны баррикад.
Особый трагизм достигается в финале рассказа, когда убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознаётся героем как детоубийство,
грех, которому нет оправданья, который можно искупить только смертью. Раскаяние оказывается сильнее классовой ненависти.
Рассказ М. А. Шолохова «Продкомиссар» долгие годы оценивался с позиций классовости морали: хотя комиссар Бодягин убивает отца, саботирующего продразвёрстку,
но это человек гуманный, заплативший своей жизнью за спасение нищего мальчишки. Отношение автора к изображаемому проявляется через расположение эпизодов,
их внутреннюю связь. Сюжетно-композиционная структура рассказа по воле автора выявляет трагическую вину героя и её не менее трагическое искупление.
Катарсис — в добровольно избранной смерти. Велик грех отцеубийства, но непомерно страшно и искупление.
Рассказ «Чужая кровь» является венцом донского цикла в плане нравственной проблематики. Изобразив в своих рассказах бессмысленность Гражданской
войны, нечеловеческую жестокость обеих сражающихся сторон, Шолохов указал и путь преодоления этой национальной трагедии. Это путь высокой христианской
любви к ближнему, любви не только к другу, но и к врагу. Именно такую объединяющую любовь сумел пронести дед Гаврила через всеобщую вражду.
М. А. Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не может быть победителей. Это не только правда жизни, запечатлённая рукой
донского писателя, но и предупреждение, пророчество на будущее. И в этом можно увидеть ещё одну грань актуального звучания «Донских рассказов» сегодня.
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Какие эпизоды из жизни писателя позволяют говорить о «трагедии большого художника»?
• Почему М. А. Шолохов так подробно описывает в своих произведениях быт, традиции, образ жизни, обычаи донского казачества? Как проявляется
в этих описаниях авторская позиция?
• Какой жизненный материал лёг в основу ранних рассказов М. А. Шолохова? Охарактеризуйте сборник «Донские рассказы».
VI. Домашнее задание
1. Знать содержание романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».
2. Опережающие задания (2 учащихся).
Подготовить сообщения о творческой истории создания романа-эпопеи «Тихий Дон».
Следующие уроки: Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох
>>>
|
|
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016.
( вернуться)
2. Источник фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.
Из коллекции фотокорреспондента Георгия Петрусова.
Снимки из коллекции были сделаны в августе 1938 года, когда руководство журнала «СССР на стройке», задумав специальный номер, посвящённый казачеству
и писателю М. А. Шолохову, отправило в командировку в станицу Вёшенскую молодого фотокора Георгия Петрусова.
Шолохов работал в то время над второй книгой романа «Поднятая целина».
Часть снимков Г. Петрусова была опубликована в первом номере журнала «СССР на стройке» за 1939 год. ( вернуться)
|
|
|
М. А. Шолохов в канун нового 1946 года. Ст. Вешенская.
Фото А. Соколенко.
Источник фото: Михаил Шолохов: Летопись жизни и творчества:
(материалы к биографии) / Сост. Н. Т. Кузнецова.
– М.: Галерия, 2005, стр. 520. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|