Главная |
|
|
М. А. Шолохов в рабочем кабинете.
Cт. Вёшенская. 1938 г.
Фото Фото. Г. Петрусова[ 2] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)
8 ЧАСОВ
Уроки литературы в 11 классе[1] |
|
Урок № 64. М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»
Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох
Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов
Урок № 67. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны
Урок № 68. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова
Урок № 69. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе
Урок № 70. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» – широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)
Урок № 71. Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»
УРОК № 69
Тема.
М. А. Шолохов «Тихий Дон».
Женские судьбы в романе
Цель: рассмотреть с учащимися особенности создания женских образов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» с точки
зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре;
активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство
патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях
судьбы главных героинь романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Историю каких казачьих родов можно проследить на всём протяжении романа? Почему автор так внимательно относится к родословной его героев?
• Расскажите о судьбе Григория Мелехова, о его идейно-нравственных и духовных поисках.
• С помощью каких художественных средств и приёмов раскрывает автор внутренний мир своего героя?
Презентация результатов работы
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— В центре романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» — история семьи Мелеховых, и ключевое место в ней отведено судьбе Григория. Его биография отразила
судьбу казачества, оказавшегося между молотом и наковальней — между белыми и красными. Сквозь призму личной судьбы Григория Мелехова мы видим все
важнейшие события жизни донского казачества накануне Первой мировой войны и позже — в Гражданскую войну. Сквозь призму его судьбы видим мы и судьбы
казачек — женщин, которые любили Григория и сыграли большую роль в его судьбе.
Из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» мы узнаём о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральные потрясения,
когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь.
Сам Шолохов характеризовал своё произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в романе, которого бы не задели
горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин. Женские характеры, с большим
мастерством раскрытые автором в данном произведении, сложны и многогранны. В образах донских казачек — Аксиньи, Натальи, Ильиничны — воплощены
лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.
«Отношение к женщине, к любви у Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестокости, а за всем этим — неизбывная юношеская
непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены
романа: любовь-страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи — несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток;
любовь матери — Ильиничны — много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка…»—
считал литературовед И. И. Жуков.
IV. Работа над темой урока
1. Анализ образа Аксиньи
А) Аналитическая беседа с опорой на текст романа
(ч. первая, гл. VII, XIV, XVI, XX; ч. вторая, гл. XII, XX; ч. третья,
гл. XIX, XXII; ч. седьмая, гл. I; ч. восьмая, гл. I, IX, XVII)
• К началу действия романа Аксинье двадцать лет. Какая трагедия произошла с ней до замужества?
• В какую семью попала Аксинья после замужества?
• Прочитайте в гл. VII о том, что чувствовала Аксинья к Григорию Мелехову.
• Зачем Аксинья ходит к бабке Дроздихе, о чём просит её?
• Расскажите о встрече мужа и жены (Аксиньи и Степана). Как повёл себя Степан и что вы думаете об этом?
• О чём говорили Аксинья и Григорий накануне его женитьбы? Что решил Григорий?
• Как поэтично описано состояние душевных мук Аксиньи! С чем сравнивает писатель чувства оскорблённой женщины, её неутолённую страсть?
• Вспомните, как о каждом из них — Аксинье, Григории, Степане — рассказывает Шолохов в гл. XII. Какие чувства испытывает читатель?
• Прочитайте в гл. XIX третьей части два абзаца: «Аксинья с виду стойко переносила разлуку…» и следующий: «Цедились дни…». Прокомментируйте
прочитанное.
• Как встретила Аксинья пришедшую к ней Наталью? Прокомментируйте эту встречу.
• Какие события в жизни Аксиньи предшествовали появлению в Ягодном молодого Листницкого?
• Расскажите о неожиданном приезде Григория и о событиях, последовавших за этим.
• Прочитайте четыре абзаца (ч. седьмая, гл. I):
от слов «Потом стрельба перемежилась…» и до слов «Так в слезах и уснула…». Отчего плакала Аксинья?
• Расскажите о последней встрече Аксиньи с Натальей (ч. седьмая, гл. XVI). О чём говорили они, обе всю жизнь любившие Григория? Кто из них вызывает ваше сочувствие?
• Как произошло сближение Аксиньи с семьёй Мелеховых?
• Зачем Аксинья идёт на кладбище?
• Опишите обстоятельства гибели Аксиньи.
|
Б) Обобщение учителя
— Нелёгкая судьба главной и любимой героини Шолохова — Аксиньи Астаховой. Аксинью автор наделил противоречивым характером.
Создавая её образ, Шолохов ставил задачу показать её «живой, со всеми её поступками, оправданными и убедительными». Жизнь Аксиньи напоминает реку, которая
то спокойно течёт, то будто взбунтуется и поворачивает вспять. Несмотря на то что сам автор, описывая красоту героини, не раз характеризует её как
«порочную», грязь не пристаёт к Аксинье. Никакие жизненные ошибки Аксиньи не способны убить ту любовь, которая зародилась у неё к Григорию.
Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться силой её любви и характера. Автор многократно
подчёркивает её «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы».
Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжёт ни самой себе, ни другим. Со страхом,
но прямо говорит Аксинья мужу: «Не таюсь — грех на мне. Бей, Степан!». Она не скрывает своей любви от Ильиничны, матери Григория, и не принимает её
упрёков, когда та выговаривает ей за смерть Натальи.
Свою великую любовь Аксинья пронесла через оскорбления, непонимание, ужасы революции и Гражданской войны. О муже она «вспоминала с неохотой,
и почему-то ей казалось, что он не вернётся». Душа её была обращена лишь к Григорию.
В конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью — цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, её право на сына признаёт
Ильинична, дети Натальи называют её мамой, и даже Степан стал с уважением относится к её чувству к Григорию. Жизнь без Григория, без любви была для
Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу…».
Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка,
она обладала сложной, богатой душой. Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остаётся надолго в памяти читателей.
2. Анализ образа Натальи Мелеховой
А) Аналитическая беседа с опорой на текст романа
(ч. первая, гл. XVIII, XXII, ч. вторая, гл. V, X, XVIII; ч. третья, гл. XIX;
ч. четвёртая, гл. V; ч. седьмая, гл. IV, VIII, XVI)
• Почему Наталья согласилась выйти за Григория?
• Как отнеслись к сватовству родители Натальи?
• Почему «безразличие оковало Григория» на венчании?
• Прочитайте конец гл. V. Кому вы сочувствуете больше — Григорию или Наталье? Аргументируйте свой ответ.
• Как отнеслись к Наталье в семье Мелеховых? Что решает Григорий?
• Как пыталась Наталья вернуть мужа?
• Почему Наталья хотела уйти из жизни? Унижает ли её это решение?
• Когда к Наталье приходит счастье?
• Прочитайте и прокомментируйте отрывки из гл. VIII (ч. седьмая), где мы видим духовную красоту Натальи. Какой видит Наталью Григорий?
• Какие подозрения мучили Наталью? Как случилось, что она решилась пойти к Аксинье?
• О чём говорили соперницы?
• Почему из уст Натальи вырывается страшное проклятие в адрес Григория? Что, по-вашему, чувствовала она?
• Какую роль в понимании душевного состояния Натальи играет описание приближающейся грозы?
• Перескажите кратко гл. XVI (ч. седьмая) — одну из самых трагических в романе.
|
Б) Обобщение учителя
— Сильными, самобытными характерами наделены в романе все женщины, окружающие Григория,— и сестра Дуняша, и жена брата Дарья, и, конечно,
жена Наталья, которая пришлась по сердцу всей семье Мелеховых. Автор любуется её молодостью, нравственной силой, гармонией внешней и внутренней
красоты.
Когда мы знакомимся с Натальей, ей только что исполнилось семнадцать лет, она стройна, красива, работяща. «Всем взяла» Наталья: «что на полях, что
дома…». Наталья — добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Нравственная чистота, сдержанная стыдливость чувства — главные свойства характера Натальи.
Она полюбила Григория сразу и на всю жизнь, доверчиво и беззаветно поверила в своё девичье счастье: рядом любимый человек, семья, дети. Но жизнь
повернулась по-другому.
Любовь к Григорию и забота о детях — смысл всей жизни Натальи. Она привыкла к постоянному труду, покорно переносила тяжести наступившего лихолетья,
но понять мучительный надлом в душе Григория, его тяжёлые раздумья о жизни, о будущем она не могла. Неразделённая любовь к мужу и горькая обида
на него толкают Наталью на тяжкий грех: сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребёнка. Наталья умирает, страшно
завершается её жизнь. Одному Григорию отдала Наталья своё верное сердце.
Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей её жизни,— разрушился, и она погибла.
Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живёт спокойной надеждой на то, что в будущем всё может измениться, то Наталья способна
сгоряча совершить непоправимое.
Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу — обе героини в финале романа
погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что её муж любит Аксинью — решается на аборт и умирает, простив мужа за всё. Аксинью же любовь
к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся
им на пути, смертельно ранил её. Итог жизни каждой из героинь по-своему закономерен.
3. Коллективная работа
над составлением опорного конспекта
«Мерило истинных отношений между мужчиной и женщиной в казачьей среде»
(запись на доске и в тетрадях)
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Какие черты национального характера воплощают в себе Наталья и Аксинья?
• Случайно ли автор даёт своим героиням имена Наталья (лат. «родная») и Аксинья (греч. Ксения — «чужая»)?
2. Заключительное слово учителя
— Разных женщин встречает читатель на страницах романа. Они живо встают перед глазами, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними
читатель смеётся и грустит, живёт их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Трудно в русской литературе найти другое такое
произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано женщине и её горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням
исходят из глубины сердца автора.
Женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию — прекрасную, но обречённую на страдания. Образы своих героинь
писатель раскрывает многими художественными средствами. Ведущий среди них — приём психологического параллелизма, когда внутреннее состояние человека
сравнивается с состоянием природы. Тем самым не только лучше раскрывается душевный мир героев, но и подчёркивается их неразделимая связь
с родной землёй, казачьими традициями.
VI. Домашнее задание
1. Подготовиться к уроку-семинару по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».
2. Творческое задание.
Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из предложенных тем
«Нравственные уроки, вынесенные мною из романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;
«Почему так значимо и весомо для меня произведение М. А. Шолохова “Тихий Дон”?».
Следующие уроки: Урок № 70. Роман «Тихий Дон» – широкое эпическое полотно о судьбе народа >>>
|
|
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016.
( вернуться)
2. Источник фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.
Из коллекции фотокорреспондента Георгия Петрусова.
Снимки из коллекции были сделаны в августе 1938 года, когда руководство журнала «СССР на стройке», задумав специальный номер, посвящённый казачеству
и писателю М. А. Шолохову, отправило в командировку в станицу Вёшенскую молодого фотокора Георгия Петрусова.
Шолохов работал в то время над второй книгой романа «Поднятая целина».
Часть снимков Г. Петрусова была опубликована в первом номере журнала «СССР на стройке» за 1939 год. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|