Трагедия Григория Мелехова. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
М. А. Шолохов в рабочем кабинете.
Cт. Вёшенская. 1938 г.
Фото Фото. Г. Петрусова[2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)

8 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

 


Урок № 64. М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»

Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох

Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов

Урок № 67. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны

Урок № 68. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова

Урок № 69. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе

Урок № 70. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» – широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)

Урок № 71. Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»


УРОК № 68
Тема.
М. А. Шолохов «Тихий Дон».
Трагедия Григория Мелехова

Цель:
сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по систематизации); формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщать учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа «Тихий Дон», иллюстрации к роману, схема.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

Это святая обязанность — любить страну, которая
вспоила и вскормила нас, как родная мать.
М. А. Шолохов


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Какая тема делает роман «Тихий Дон» эпопеей?
• Какие события являются кульминационным центром романа?
• Как относится автор романа «Тихий Дон» к Гражданской войне?
• Как влияет война на людей, участвующих в боях?
• Что чувствовал Григорий, убив первого врага?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— «Мелеховский двор — на самом краю хутора»,— так начинается роман М. А. Шолохова «Тихий Дон», и на протяжении всего повествования писатель рассказывает о представителях этой семьи. Жизнь обитателей дома предстаёт со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы.

Вся семья Мелеховых оказалась на перекрёстке больших исторических событий, кровавых столкновений. Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но дом навсегда остаётся тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

С большим мастерством М. А. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова — цельной, сильной и честной личности. Григорий никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, герой немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Но он осознал свою вину, стремился искупить её честной и верной службой новой власти. Григорий Мелехов — гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель.

Каков путь нравственных исканий Григория Мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя? Что делает Григория Мелехова личностью трагической? В чём трагедия главного героя шолоховского романа? Постараемся сегодня на уроке дать ответы на эти вопросы…

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа
Комментарий.

Учащиеся записывают в тетрадях тезисы для характеристики образа Григория Мелехова.

Цитаты к образу Григория
(запись на доске)

«Что же ещё человеку надо?»
«Хороший казак, /…/ а вот непутёвый».
«Какой-то чудаковатый».
«С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика».
«Несчастный человек».

• Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории?
• Взгляните на Григория глазами Аксиньи, Натальи, автора, своими собственными.
• Чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды?
• Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?
• Какие моменты судьбы Мелехова вызывают наибольшее сожаление?
• Как ведёт себя Григорий Мелехов в сложной обстановке Гражданской войны?
• Какие же чувства вынес Григорий из опыта войны?
• Каков путь нравственных исканий Григория Мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?
• Можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?
• Кто или что становится виновником гибели семьи Мелеховых? Что способствует разрушению дома, семьи, рода?
• Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чём трагедия главного героя шолоховского романа?

 


2. Обобщение учителя

— Путь героя к истине тернист и сложен. В начале эпопеи это 18-летний парень — весёлый, сильный, красивый. Автор всесторонне раскрывает образ главного героя — тут и кодекс казачьей чести, и напряжённый крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к врагам, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, её внутренние закономерности.

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего основные черты мощного народного духа. Григорий — молодой казак, удалец, человек с большой буквы, но в то же время он не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть, которую он не в силах побороть, к замужней женщине — Аксинье.

Судьба Григория — символ трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачества и русского народа в целом.

3. Сопоставительная работа (в парах)

• Подготовьте сравнительную характеристику Григория Мелехова и Мишки Кошевого. Что сближает этих героев? Почему Шолохов в центр романа, посвящённого событиям преимущественно Гражданской войны, ставит всё же историю Григория Мелехова?

4. Постановка и решение
проблемного вопроса (работа в группах)

• Как же действовал Григорий: был под властью обстоятельств или сам строил свою судьбу?

Презентация результатов работы

5. Коллективная работа
по составлению спиральной схемы
«Трагедия Григория Мелехова»

(запись на доске и в тетрадях)



6. «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса


• Почему и догматически настроенные вожди пролетарской литературы (А. А. Фадеев), и догматически настроенные критики и литературоведы относили главного героя «Тихого Дона» Григория Мелехова к двум категориям: «наш» и «не наш»?
Как — творчески — ответил М. А. Шолохов на эти требования?
Можно ли сказать, что Григорий Мелехов, протестуя против обоюдной жестокости Гражданской войны, пытался найти некую «разорванную правду», которая целостно всегда жила в народе?

 


7. Коллективная работа
по корректированию тезисной характеристики
образа Григория Мелехова

(запись в тетрадях)

Предполагаемая запись
Григорий Мелехов


• Композиция эпопеи строится вокруг трагического жизненного пути Григория Мелехова, в котором прочитывается судьба всего донского казачества. В Григории сочетаются родовые черты его земляков и неповторимые индивидуальные особенности.

• Семья, честь семьи — священные для казака понятия.
• Григорий унаследовал от своего рода, от семьи и внешность, и характер, и жизненные принципы.
• Создав собственную семью, Григорий во многом перенимает манеру отца в обращении с женой и детьми.
• Любовь к Аксинье и Наталье характеризуют героя:
– как казака, до мозга костей верного традициям и семейному долгу;
– как человека, способного в порыве бурной страсти нарушить любую норму, любой запрет.
• В любви Григория ярко проявляются прямота и честность. Он любит Аксинью и не желает скрывать этого.
• В результате казак обрекает на страдания и Аксинью, и Наталью, но при этом не меньше страдает и сам.
• Разыгрывается конфликт между долгом и страстью, характерный для образцовой высокой трагедии.
• Война меняет представления Григория о казачьем воинском долге перед царём и отечеством.
• Огрубев и ожесточившись, Григорий выносит из Первой мировой войны усталость, разочарование и настоятельную потребность разобраться самому в том, как устроена жизнь.
• Здесь и начинается трагический путь центрального героя к истине, к народной правде.
• Важнейшая черта характера Григория Мелехова — потребность самому «разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить».
• «Сам ищу выхода» — эти слова являются лейтмотивом драматических метаний главного героя.
• Путь Григория Мелехова — это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который прошёл весь русский народ в XX в.
• Мир, в начале романа казавшийся незыблемым, к финалу разрушен до основания. Сметены вековые устои человеческой жизни.
• В финале романа Григорий, с сынишкой на руках, стоит у ворот собственного дома: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром»,— пишет М. А. Шолохов.
• Родная земля, семья, дом — одна из главных идей, выраженных в романе «Тихий Дон».

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— Литературные критики долго и много спорили о дальнейшей судьбе Мелехова. Один из советских литературоведов утверждал, что Мелехов вольётся в социалистическую жизнь. Западные критики считали, что на следующий день казак будет арестован, а потом казнён.

Открытый финал оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, так как в конце романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: «под холодным солнцем» сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощённая в символической картине — ребёнок на руках у отца (образ ребёнка как символа вечной жизни присутствовал уже в «Донских рассказах» М. А. Шолохова, им завершается и рассказ «Судьба человека»).

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание романа «Тихий Дон».

2. Подготовиться к беседе о женских судьбах в романе «Тихий Дон» (на примере образов Аксиньи и Натальи Мелеховой).

Следующие уроки: Урок № 69. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Источник фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.
Из коллекции фотокорреспондента Георгия Петрусова.
Снимки из коллекции были сделаны в августе 1938 года, когда руководство журнала «СССР на стройке», задумав специальный номер, посвящённый казачеству и писателю М. А. Шолохову, отправило в командировку в станицу Вёшенскую молодого фотокора Георгия Петрусова. Шолохов работал в то время над второй книгой романа «Поднятая целина».
Часть снимков Г. Петрусова была опубликована в первом номере журнала «СССР на стройке» за 1939 год. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика