Роман «Тихий Дон» о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
М. А. Шолохов в рабочем кабинете.
Cт. Вёшенская. 1938 г.
Фото Фото. Г. Петрусова[2]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)

8 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

 


Урок № 64. М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»

Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох

Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов

Урок № 67. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны

Урок № 68. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова

Урок № 69. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе

Урок № 70. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» – широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)

Урок № 71. Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»


УРОК № 70
Тема.
М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
– широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны

Цель:
определить суть шолоховской концепции Гражданской войны в романе-эпопее; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма.
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон».
Тип урока: урок-семинар.
Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героев романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; участвуют в дискуссии, в аналитической беседе; выполняют работу в группах в соответствии с поставленным заданием.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Народный роман. Если бы существовал такой жанр, то это был бы жанр романа «Тихий Дон». Удивительный, совершенно не похожий ни на кого Шолохов, и не менее удивительный, совершенно уникальный роман. Они оба похожи на донскую степь — ковыльную вольницу, по которой волны бегут почти всегда в одном направлении и лишь изредка вдруг завихрятся на одном месте — значит, два ветра столкнулись.

В братские могилы ложатся под орудийную панихиду казаки. Воцарилась над Доном кладбищенская тишина, изредка нарушаемая рыданиями матерей, сестёр, вдов. Можно ли ещё где найти такие щемящие строки — о братьях, ставших чужими, о друзьях — уже злейших врагах, о матерях, проклинающих своих детей, о жёнах, мстящих за своих мужей, об отцах, хоронящих своих детей-малолеток?! И всё же Шолохов уверен, что жизнь продолжается! И залогом этого в финале романа становятся маленький Мишатка, символ будущей судьбы Григория, и земля под «холодным солнцем», олицетворяющая бессмертие народа!

М. А. Шолохов уверен в том, что в кровавых схватках не уничтожить те нравственные принципы, которые веками складывались в народе. При всём многообразии героев Шолохову удалось наделить каждого героя «собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человечий строй». Картина народной жизни, нарисованная Шолоховым в романе, необозримо широка, как и сама жизнь. Как ориентиры, как вехи, по которым определяют направление пути, появляются в романе реальные исторические события. Они помогают нам яснее представить масштаб событий и место героев в общем движении истории.

IV. Работа над темой урока

1. Погружение в тему урока:
постановка и решение проблемного вопроса
с опорой на фрагменты литературоведческих текстов

(работа в группах с раздаточным материалом)

Карточка

• «Почти всем нам известно, что в нашей литературе есть писатель мирового значения — М. А. Шолохов. Но мы как-то плохо отдаём себе в этом отчёт. Не видно то новое, что внёс Шолохов в литературу, возможно, из-за его презрения к форме — не к форме вообще, а к собственной оригинальной форме и стремлению выделиться. Кажется, что это сама жизнь, сумевшая мощно о себе заявить; удачно, конечно, и спасибо ей за то, но собственно об искусстве тут говорить нечего… Не всегда понятно, что в этом, может быть, и есть высшее искусство, отчасти забытое» (П. В. Палиевский).

• «Знаменитый роман советского писателя состоит из двух толстых томов. Прочитав восемьсот страниц, я всё ещё не знаю, как живут эти люди, внутренний мир которых заполняет множество страниц. Ни в коем случае я не хотел бы пренебрегать подобными романами, традиционный стиль которых в каждом мгновении препятствует изображению новых вещей. Если я говорю, что они написаны без искусства, то совершенно честно при этом думаю, что охотно отказался бы от самого искусства, если бы оно мешало появлению подобных документов. Но я всё же не верю в это» (Бертольд Брехт).

• «Жизнь людей не может быть сама по себе предметом романа: предмет должен быть достаточно определённым, чтобы сообщить ему форму. Роман г-на Шолохова не имеет единства времени или места: мы следуем за донскими казаками с их хутора на фронт, с фронта в Петроград, а небольшие вставки с описаниями природы (Дон весной, летом, осенью, зимой) — слишком механическое средство, чтобы придать рассказу единство… Не видно причины, почему этот роман начинается или кончается там или здесь. Нельзя сказать, чтобы отсутствовала экономия в описании каждого эпизода: но этих эпизодов слишком много. Если в них и есть какой-нибудь сюжет, в чём я сомневаюсь, он теряется в узорах ковра» (Грэм Грин).

• «Его успех у читателей очень велик. В Советской России нет библиотечной анкеты, где бы имя Шолохова не оказалось бы на одном из первых мест. В эмиграции — то же самое. Шолоховым зачитываются. Поклонники у него самые разнообразные. Даже те, кто склонен видеть гибельное дьявольское наваждение в каждой книге, приходящей из Москвы, выделяют «Тихий Дон». У Шолохова, несомненно, большой природный талант. Это чувствуется со вступительных страниц «Тихого Дона», это впечатление остаётся и от конца романа, хотя третий том его, в общем, суше, бледнее и сбивчивее первых двух. Всё, о чём рассказывает Шолохов, живёт: каждый человек по-своему говорит, всякая психологическая или описательная подробность правдива. Мир не придуман, а отражён. Он сливается с природой, а не выступает на ней своенравно наложенным, чуждым рисунком. Искусство Шолохова органично» (Г. В. Адамович).

• Известные европейские писатели XX в.— англичанин Грэм Грин и немец Бертольд Брехт — восприняли «Тихий Дон» как набор талантливо описанных «эпизодов», отрицая возможность появления эпопеи в наше время. Характерно, что Грэм Грин переадресовывает тот же упрёк и роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

• Итак, что же перед нами: необработанные «куски жизни», «документы» или «высшее искусство, отчасти забытое», как утверждает литературовед П. В. Палиевский?

• Почему поэт и критик, представитель литературы русской эмиграции Г. В. Адамович видит достоинства шолоховского романа как раз в том, в чём усматривают его главный недостаток Грин и Брехт,— в отсутствии «наложенного» рисунка «формы», в доверии жизни и органичном слиянии с природой?

 


Презентация результатов работы

2. Аналитическая беседа

(Учащиеся цитируют отрывки текста романа и аргументируют мнение.)

• Вспомните, что такое роман-эпопея. Какие произведения этого жанра в мировой литературе вы знаете?
• Почему роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» называют романом-эпопеей? Обоснуйте свою точку зрения.
• Можно ли утверждать, что писатель стремился быть максимально объективным, изображая противостояние белых и красных на Дону?
• Отражены ли в романе его симпатии к какой-либо из противоборствующих сторон? Как вы думаете почему?
• Какие традиции устного народного творчества и русской классической литературы XIX в. развивает М. А. Шолохов, рисуя образы Натальи и Аксиньи?
• С помощью каких художественных средств писатель создаёт образ «батюшки Тихого Дона»? Сопоставьте описания Дона в начале романа и в финальном эпизоде.
• Как проявляется в романе авторская позиция? Приведите примеры лирических фрагментов, в которых, на ваш взгляд, отношение автора к изображаемому вполне определённо?
• В чём смысл названия романа «Тихий Дон»? Какова роль эпиграфов в романе?
• Как вы объясните смысл финала романа «Тихий Дон»? С какой целью писатель говорит в финале о родном доме героя и сыне на его руках, о том, что всё-таки ещё связывало Григория Мелехова «с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром»?

3. Обобщение учителя

— Итак, рождение романа-эпопеи «Тихий Дон» связано с историческими событиями мирового значения. Первая русская революция 1905 г., мировая война 1914–1918 гг., Октябрьская революция, Гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 1920-е гг. почти одновременно стали работать: Максим Горький — над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой — над романом «Хождение по мукам», М. А. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».

Роман «Тихий Дон» поистине стал шедевром XX в. благодаря могучему таланту писателя. «Тихий Дон» — народная эпопея, в которой М. А. Шолохов совершенно по-новому, опираясь на исторические материалы, воспроизвёл истинную картину донской жизни, её эволюцию. Действительность России предоставила в распоряжение автора конфликты, которых ещё не знало человечество. Старый мир до основания был разрушен революцией, ему на смену шла новая социальная система. Всё это и обусловило качественно новое решение таких вечных вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской и мировой литературы.

4. «Учимся грамотно дискутировать»:
мини-дискуссия

(Учащиеся аргументируют своё мнение.)

• Можно ли утверждать, что в «Тихом Доне» оказались широко и полно отражены главные события бурного начала XX в.— Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, наконец, война Гражданская?
• Укладывается ли, на ваш взгляд, шолоховский роман в трафареты, которые требовались от произведений социалистического реализма с непременным показом действительности в революционном развитии и конечным торжеством идеологии нового, победившего строя?
• Удалось ли Шолохову в образах своих героев, и прежде всего в образе Григория Мелехова, передать трагизм эпохи и глубину её противоречий?

 


5. «Под сенью дружных муз…»:
сообщение учителя с опорой на иллюстрации
С. Г. Королькова к роману «Тихий Дон»

(размещены на доске)


Иллюстрация С. Г. Королькова
к роману М. А. Шолохова
"Тихий Дон"


— Биография художника Сергея Королькова сама по себе достойна романа. В ней много легенд и противоречий. Сын казака, он стал востребованным американским художником.

М. А. Шолохов долго подыскивал достойного художника. В беседе с Максимом Горьким он жаловался, что поиски эти безуспешны. Алексей Максимович заметил: тема романа тесно связана с колоритным казачьим бытом, и воспроизвести его может только талантливый художник-казак.

— Откуда же мне его взять? — ответил Шолохов. — Дон художниками не богат…

— Нашёлся писатель, найдётся и иллюстратор, — ответил Горький. Он же и посоветовал писателю связаться с Корольковым.

У Шолохова с Корольковым установились тёплые отношения. Упоминание о казаках Корольковых и их «королевских лошадях» есть и в «Тихом Доне». Исполненные Сергеем Григорьевичем рисунки полностью удовлетворили Михаила Александровича. Шолохова поразило знание Корольковым казачьего уклада. Говорят, правда, что однажды писатель указал Королькову на неточность в изображении сбруи коня. На что художник резко заметил: «Михаил Александрович, я тебя учу писать? Вот и ты не учи меня рисовать!». Извинившись, писатель обнял товарища.

Вскоре появились 96 рисунков карандашом, среди которых — «Григорий и Аксинья», «Семья Мелеховых», «Мелехов спасает Степана Астахова» и другие работы. Над иллюстрациями к роману «Тихий Дон» художник работал около трёх лет, по его словам, «с увлечением и продолжительное время». Шолохов был в восторге!

До войны изданий с корольковскими иллюстрациями вышло несколько: Гослитиздат (1935–1937), в 4 книгах, Ростов-на-Дону (1939–1940) и первое полное однотомное издание романа в Москве (1941). После этого книг с иллюстрациями Королькова не издавали. Карандашные рисунки Королькова сам Михаил Шолохов считал непревзойдёнными.

• Рассмотрите иллюстрации. Подберите к ним текст романа.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— Михаил Шолохов. Каждый читатель открывает его по-своему. Одному близок Григорий Мелехов, удалой казак из романа «Тихий Дон», другому — «Донские рассказы». Что же даёт нам с вами изучение произведений Михаила Шолохова?

Наверное, точнее, чем французский публицист и переводчик Жан Катала, не скажешь: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чьё искусство помогает каждому стать более человечным». Произведения М. А. Шолохова возвращают нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить. Таков Михаил Александрович Шолохов. Писатель, преподавший нам уроки мужества, порядочности и честности!

VI. Домашнее задание

Подготовить рабочие материалы к контрольному сочинению на одну из предложенных тем:
1) «Тема войны и революции в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;
2) «Особенности изображения пейзажа в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;
3) «Образы женщин-казачек в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;
4) «Григорий Мелехов в поисках правды»;
5) «Человек и природа в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”».

Следующие уроки: Урок № 71. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Источник фото: Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.
Из коллекции фотокорреспондента Георгия Петрусова.
Снимки из коллекции были сделаны в августе 1938 года, когда руководство журнала «СССР на стройке», задумав специальный номер, посвящённый казачеству и писателю М. А. Шолохову, отправило в командировку в станицу Вёшенскую молодого фотокора Георгия Петрусова. Шолохов работал в то время над второй книгой романа «Поднятая целина».
Часть снимков Г. Петрусова была опубликована в первом номере журнала «СССР на стройке» за 1939 год. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика