Стихотворения А. А. Ахматовой о Родине и о любви. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. А. Ахматовой
работы Ю. П. Анненкова. 1921 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА
(1889 – 1966)

Уроки литературы в 9 классе[1]
 


Урок 86. А. А. Ахматова. Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»

Урок 87. А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы «Реквием»


УРОК 86
А. А. АХМАТОВА. СТИХИ ИЗ КНИГ «ЧЁТКИ», «БЕЛАЯ СТАЯ»,
«ПОДОРОЖНИК», «ANNO DOMINI»

Основное содержание урока

Слово о поэте. Стихотворения А. А. Ахматовой о Родине и о любви. Трагические интонации в любовной лирике. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге.

I. Слово о поэте

Актуализация имеющихся знаний об А. А. Ахматовой:


— Какие стихи Ахматовой вы уже изучали и читали самостоятельно?

— Какой вы представляете себе их лирическую героиню?

— Что вы знаете о судьбе и творчестве Ахматовой?

— В чём, по-вашему, её заслуга перед Россией?

Концерт-миниатюра из стихотворений А. А. Ахматовой:

«Перед весной бывают дни такие…»,
«Смуглый отрок бродил по аллеям…»,
«Хорони, хорони меня, ветер!..»,
«Я пришла сюда, бездельница…» и др. (по выбору учителя).

Основные положения лекции учителя:

1. Детство и юность Анны Ахматовой. Одесса, Царское Село, Севастополь, Евпатория и Киев в её детстве и юности.

2. Годы учёбы: Царскосельская женская гимназия, домашнее обучение, Фундуклеевская гимназия и юридический факультет Высших женских курсов в Киеве, Высшие историко-литературные курсы Раева в Петербурге. Начало поэтической деятельности. Самообразование в течение всей жизни.

3. Замужество и переезд в Петербург. Влияние И. Анненского на раннее творчество А. Ахматовой. Сближение с акмеистами и вступление в Цех поэтов.
(Выразительное чтение стихов «Учитель» и «Подражание И. Ф. Анненскому»).

4. 1912 год — выход первого сборника стихов «Вечер».
(Выразительное чтение стихов «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи».)
Следование классической традиции. Рождение сына Льва.

5. 1914 год — выход сборника «Чётки». Начало Первой мировой войны. Изменения в облике Петербурга и в жизни Ахматовой. Уход на фронт Н. Гумилёва.
(Выразительное чтение стихотворения «Июль 1914».)

6. 1917 год — выход сборника «Белая стая». Главная тема ранней лирики — любовная. Художественный мир ощутим, ярок и наполнен деталями с повышенной смысловой нагрузкой.
(Выразительное чтение стихотворений «Уединение» и «Нам свежесть слов и чувства простоту…», посвящённого Н. В. Недоброво.)

7. Отношение А. А. Ахматовой к России, Октябрьской революции и эмиграции. Восприятие революции как расплаты за греховность прежней жизни. Отношение к эмиграции как к отступничеству.
(Выразительное чтение стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…».)

8. Работа в библиотеке Агрономического института в первые послереволюционные годы. Выход поэтических книг «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922). Ахматова — голос женщины-поэта.
(Выразительное чтение стихотворения «Многим».)

9. Изучение архитектуры старого Петербурга, жизни и творчества Пушкина. Первые литературоведческие работы.

10. Период культа личности Сталина. Сталинские репрессии. Работа Ахматовой над поэмой «Реквием».

11. Начало Великой Отечественной войны. Эвакуация в Ташкент. Чтение стихов в госпиталях.
(Выразительное чтение стихотворения «Мужество».)
Возвращение в Петербург летом 1944 года.
(Выразительное чтение и историко-культурный комментарий к стихотворениям «Статуя „Ночь“ в Летнем саду» и «Городу Пушкина».)

12. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» 1946 года. Травля А. А. Ахматовой, запрет на публикацию её произведений. Переводческая деятельность после войны. 1962 год — завершение двадцатидвухлетней работы над «Поэмой без героя».

13. 1964 и 1965 годы — зарубежная поездка А. А. Ахматовой. Присуждение ей престижной литературной премии «Этна-Таормина» и степени почётного доктора литературы Оксфордского университета (см. заметки Карло Риччо о пребывании Ахматовой в Риме). Сборник послевоенных стихов «Бег времени» и его философский характер (1965).
(Выразительное чтение стихотворения «Родная земля».)

14. 5 марта 1966 года — дата смерти А. А. Ахматовой. Она похоронена под Санкт-Петербургом, в посёлке Комарово.
(Выразительное чтение стихотворения «Приморский сонет».)


II. Стихи о Родине.
Стихотворения в актёрском исполнении

Аналитическая беседа:


1. Прочитайте выразительно «Стихи о Петербурге».

Дайте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Исакий, облаченье, конь Великого Петра, гарь.
(Показ и комментирование изображений Исаакиевского собора и Медного всадника.)

Можно ли утверждать, что Ахматова «рисует» словом, воплощая выразительные детали облика Петербурга? Обоснуйте свой ответ.

Какое чувство вызывает облик Петербурга у лирической героини?

*Прочитайте выразительно стихотворение «Сердце бьётся ровно, мерно…».

*Докажите, что это стихотворение об ушедшей любви.

2. Прослушайте стихотворение «Молитва» в актёрском исполнении (см. текст ниже).

Как оно связано с отношением Ахматовой к Октябрьской революции?

Ответ на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Докажите, что лирическая героиня воспринимает революцию как расплату за греховность прежней жизни. Чего она просит в своей молитве?

Почему она просит у Бога болезней и потерь?

Какие реалии жизни она особенно ценит?

Каково её отношение к Родине?

3. Прослушайте стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» в актёрском исполнении (см. текст ниже).

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Почему для лирической героини разрыв с Родиной неприемлем?

Каково её отношение к «отступникам», бросившим страну?

Почему её жизненный идеал — не отклонить от себя «ни единого удара» судьбы?

Какие образы связывают стихотворение с народным восприятием бед родной земли?

Как вы понимаете выражения «им песен я своих не дам», «темна твоя дорога, странник», «в оценке поздней / Оправдан будет каждый час»?

Какие черты оставшихся на родине соотечественников она считает самыми главными?

III. Трагические интонации в любовной лирике
Групповая практическая работа:

Группа 1.
«Сразу стало тихо в доме…».

Группа 2. «Я спросила у кукушки…».

Группа 3. «Сказал, что у меня соперниц нет…».

Группа 4. «Что ты бродишь неприкаянный…».

Общий план работы групп:

1. Прочитайте стихотворение выразительно (группе 3 нужно прослушать стихотворение в актёрском исполнении и ответить на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»).

2. Объясните значение слов и словосочетаний, перечисленных в задании 2 из раздела учебника «Развиваем дар слова» (по группам). Определите тему стихотворения, его главную мысль и способы её выражения.

3. Используя цитаты, опишите внешний мир, окружающий лирическую героиню, и мир её души.

4. Выявите особенности композиции и поэтической структуры текста.

5. Охарактеризуйте значимые изобразительно-выразительные средства языка и определите их художественную функцию.

6. Сделайте вывод о внутреннем облике лирической героини.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Прочитать статью учебника «Анна Андреевна Ахматова» (см. статью ниже) и выполнить задание 2 из раздела учебника «Творческое задание».

Выучить наизусть одно из стихотворений.

Выполнить его письменный анализ или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Подготовить краткое сообщение о поэме «Реквием» с включением выразительного чтения отрывков из поэмы.

Подготовить выразительное чтение стихов Ахматовой (по выбору учителя).

Следующий урок: А. А. Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы «Реквием» >>>


АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА
(1889 – 1966)


«Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет.

Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — Древний Херсонес, около которого мы жили.

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски.

Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфироносного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году.

Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.

В 1910-м (25 апреля ст. ст.) я вышла замуж за Н. С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж. <...> Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию.

Переехав в Петербург, я училась на Высших историко-литературных курсах Раева. В это время я уже писала стихи, вошедшие потом в мою первую книгу.

Когда мне показали корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Анненского, я была поражена и читала ее, забыв все на свете.

В 1910 году явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм(1), другие — в акмеизм(2). Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов — Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом — я сделалась акмеисткой.

1. Футури́зм — литературно-художественное направление искусства и литературы, которое выдвигало на первый план стихийное чувство разрушения старого мира и его форм и ставило перед собой цель содействовать грядущему «мировому перевороту» и рождению «нового человечества». Разрушая условную систему жанров и стилей, футуристы возвращались к фольклорно-мифологической образности, когда язык был «частью природы». Футуристы настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве».
2. Акмеи́зм — литературное течение начала XX века, которое настаивало. в противоположность символизму, на конкретно-чувственном восприятии «вещного мира», эстетизации земного и возвращении слову его прямого смысла.


Весну 1911 года я провела в Париже, где была свидетельницей первых триумфов русского балета. В 1912 году проехала по Северной Италии (Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Падуя, Венеция). Впечатление от итальянской живописи и архитектуры было огромно: оно похоже на сновиденье, которое помнишь всю жизнь.

В 1912 году вышел мой первый сборник стихов — «Вечер». Напечатано было всего триста экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно.

Первого октября 1912 года родился мой единственный сын Лев.

В марте 1914 года вышла вторая книга — «Чётки». Жизни ей было отпущено примерно шесть недель. В начале мая петербургский сезон начинал замирать, все понемногу разъезжались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу попали в XX век, все стало иным, начиная с облика города. Казалось, маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях. Время распорядилось иначе. <...> Сборник «Белая стая» вышел в сентябре 1917 года.

К этой книге читатели и критика несправедливы. Почему-то считается, что она имела меньше успеха, чем «Чётки». Этот сборник появился при еще более грозных обстоятельствах. Транспорт замирал — книгу нельзя было послать даже в Москву, она вся разошлась в Петрограде. Журналы закрывались, газеты тоже. Поэтому в отличие от «Чёток» у «Белой стаи» не было шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем. Как ни странно, ныне все эти обстоятельства не учитываются.

После Октябрьской революции я работала в библиотеке Агрономического института. В 1921 году вышел сборник моих стихов «Подорожник», в 1922 году — книга «Anno Domini».

Примерно с середины 20-х годов я начала очень усердно и с большим интересом заниматься архитектурой старого Петербурга и изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом моих пушкинских штудий были три работы — о «Золотом петушке», об «Адольфе» Бенжамена Констана и о «Каменном госте». Все они в свое время были напечатаны.

<...> Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.

До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. <...> В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе...

Меня давно интересовали вопросы художественного перевода. В послевоенные годы я много переводила. Перевожу и сейчас.

В 1962 году я закончила «Поэму без героя», которую писала двадцать два года.

Прошлой зимой, накануне дантовского года, я снова услышала звуки итальянской речи — побывала в Риме и на Сицилии. Весной 1965 года я поехала на родину Шекспира, увидела британское небо и Атлантику, повидалась со старыми друзьями и познакомилась с новыми, еще раз посетила Париж...

Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Так завершает рассказ о себе Анна Андреевна Ахматова.

Всем известно, как долго не печатались стихи Ахматовой. Сама поэтесса горестно замечает: «В период культа личности имя мое было под запретом, ругань шла, как вода по водопроводу, при обысках снимали со стен мои портреты... Между 1925—1939 годами меня перестали печатать совершенно... Тогда я присутствовала при своей гражданской смерти... Мне было 35 лет...» И другое признание: «...сегодня я догадалась, в чем состоит моя вина перед человечеством, какое я совершила преступление, за которое мне не перестают мстить: я писала стихи, которые нравились и продолжают нравиться людям. Это, очевидно, нельзя простить».

Ее творчество отразило этапы жизни и страданий народных; ею был дан «голос» женщине — «Я голос ваш, жар вашего дыханья./Я отраженье вашего лица»,— писала Ахматова в стихотворении «Многим».

В 80-е годы в печати появляется много книг, статей, воспоминаний, стихотворений, посвященных замечательному поэту. Лидия Корнеевна Чуковская рассказала об отношении Анны Андреевны к художникам, поэтам, скудному быту, в котором ей приходилось жить («Теперь я обеспечена на много дней... У меня есть 4 селедки, 6 кило картошки, а вы еще масло принесли. Пир!»).

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...
А. А. Ахматова
[2]

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.
Весна 1915. Слепнево

Источник: Анна Ахматова. Сочинения в 2 томах. Москва, «Художественная Литература», 1987. (вернуться к уроку)

СМУГЛЫЙ ОТРОК БРОДИЛ ПО АЛЛЕЯМ...
А. А. Ахматова
[3]

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
24 сентября 1911, Царское Село
Источник: Анна Ахматова. Вечер. Стихи. — СПб.: Цех поэтов, 1912. — С. 16. (вернуться к уроку)

УЧИТЕЛЬ
А. А. Ахматова


Памяти Иннокентия Анненского[4]

А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся…
1945 г.
Источник: А. Ахматова. Избранное. М., "Художественная литература", 1974. (вернуться к уроку)

ПОДРАЖАНИЕ И. Ф. АННЕНСКОМУ
А. А. Ахматова
[5]

И с тобой, моей первой причудой,
Я простился. Восток голубел.
Просто молвила: "Я не забуду".
Я не сразу поверил тебе.

Возникают, стираются лица,
Мил сегодня, а завтра далёк.
Отчего же на этой странице
Я когда-то загнул уголок?

И всегда открывается книга
В том же месте. И странно тогда:
Все как будто с прощального мига
Не прошли невозвратно года.

О, сказавший, что сердце из камня,
Знал наверно: оно из огня...
Никогда не пойму, ты близка мне
Или только любила меня.
<1910?>
Источник: Анна Ахматова. Сочинения в 2-х тт. Москва, "Художественная литература", 1987. (вернуться к уроку)

СЖАЛА РУКИ ПОД ТЁМНОЙ ВУАЛЬЮ...
А. А. Ахматова


Сжала руки под темной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
8 января 1911, Киев
Источник: Анна Ахматова. Вечер. Стихи. — СПб.: Цех поэтов, 1912. (вернуться к уроку)

СТИХИ О ПЕТЕРБУРГЕ
(из книги «Чётки»)
А. А. Ахматова
[6]

I
Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.

Ветер - душный и суровый
С черных труб сметает гарь.
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.

  II
Сердце бьется ровно, мерно,
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, –

Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена,

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, –
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
14 ноября 1913
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

МОЛИТВА
(из книги «Белая стая»)
А. А. Ахматова
[7]

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —

Так молюсь за твоей литургией[8]
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Май 1915. Духов день. Петербург
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

НЕ С ТЕМИ Я, КТО БРОСИЛ ЗЕМЛЮ...
(из книги «Anno Domini»)
А. А. Ахматова
[9]

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

СРАЗУ СТАЛО ТИХО В ДОМЕ...
(из книги «Подорожник»)
А. А. Ахматова
[10]

Сразу стало тихо в доме,
Облетел последний мак,
Замерла я в долгой дреме.
И встречаю ранний мрак.

Плотно заперты ворота,
Вечер черен, ветер тих.
Где веселье, где забота,
Где ты, ласковый жених?

Не нашелся тайный перстень,
Прождала я много дней,
Нежной пленницею песня
Умерла в груди моей. Июль 1917 г., Слепнево.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

Я СПРОСИЛА У КУКУШКИ...
(из книги «Подорожник»)
А. А. Ахматова


Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу...
Сосен дрогнули верхушки,
Желтый луч упал в траву,

Но ни звука в чаще свежей...
Я иду домой,
И прохладный ветер нежит
Лоб горячий мой.
1919
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

СКАЗАЛ. ЧТО У МЕНЯ СОПЕРНИЦ НЕТ...
(из книги «Anno Domini»)
А. А. Ахматова
[11]

Сказал, что у меня соперниц нет.
Я для него не женщина земная,
А солнца зимнего утешный свет
И песня дикая родного края.
Когда умру, не станет он грустить,
Не крикнет, обезумевши: «Воскресни!» —
Но вдруг поймет, что невозможно жить
Без солнца телу и душе без песни.
          ...А что теперь?
1921
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

ЧТО ТЫ БРОДИШЬ НЕПРИКАЯННЫЙ...
(из книги «Anno Domini»)
А. А. Ахматова
[12]

Что ты бродишь неприкаянный,
Что глядишь ты не дыша?
Верно, понял: крепко спаяна
На двоих одна душа.

Будешь, будешь мной утешенным,
Как не снилось никому,
А обидишь словом бешеным —
Станет больно самому.
Декабрь 1921 г., Петербург
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Перед весной бывают дни такие... — это стихотворение об обновлении человека.
Наступает весна — и всё на свете меняется: «Шумят деревья весело-сухие, и тёплый ветер нежен и упруг». То, что, казалось бы, каждый день перед глазами — дом, песня, — обновлено дыханием весны, мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым. (вернуться)

3. Смуглый отрок бродил по аллеям... — из цикла «В Царском Селе», сб. «Вечер».
Стихотворение связано с пушкинской темой в творчестве Ахматовой. Проведя свои юные годы в Царском Селе, Ахматова испытала на себе сильное влияние всего, что так или иначе было связано с именем великого поэта.
По тематике стихотворение относится к лицейским годам Пушкина, к тому времени, когда он еще только начинал свой путь в литературе. Поэтический дар делает обычного человека совершенно иным, способным преодолевать пространство и время (тема пушкинского пророка). Кроме того, в стихотворении чувствуется мотив преемственности – лирический герой Ахматовой как бы принимает пушкинскую эстафету, он ощущает неразрывную связь с великим поэтом, причем поэтом-отроком, у которого вся его слава, все величие еще впереди. (вернуться)

4. Учитель — открывает цикл "Венок мёртвым". Впервые — "Звезда", 1946, 1, под заглавием "Памяти Иннокентия Анненского".
Иннокентий Фёдорович Анненский (1855 – 1909) русский поэт, драматург и переводчик, критик. Исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии. См. страницу "И. А. Анненский – педагог и поэт. Виртуальная выставка". (вернуться)

5. Подражание И. Ф. Анненскому — из первой книги стихов "Вечер" ("Цех поэтов", 1912). (вернуться)

6. "Стихи о Петербурге" — из сборника "Чётки" 1914, состоит из 2-х частей.
Первая часть "Вновь Исакий в облаченьи..." создаёт пейзаж, родственный мандельштамовскому. Петербург обозначен как имперский центр – Исаакиевский собор, Медный всадник, холод и величественность. Во второй части "Сердце бьется ровно, мерно..." декорация становится более прозрачной, человечной: ледяную монолитность заменяет нежная хрупкость инея, в которую оказывается вплетено биение живого сердца. (вернуться)

7. Молитва — впервые опубликовано в сб. «Война в русской поэзии», Пг. 1915, с. 90.
Николай Гумилёв был на фронте, и это стихотворение задумывалось как письмо ему. Анна Ахматова тяжело переживала судьбу России в военное время, особенно в 1915 году. (вернуться)

8. Литурги́я — христианское церковное богослужение. (вернуться)

9. "Не с теми я, кто бросил землю..." — из книги «Anno Domin».
Пятая книга «Anno Domini MCMXXI» (с лат. — «В лето Господне 1921») вышла в свет в октябре 1922 г. в издательстве «Петрополис».
Сборник "Anno Domini" был последней книгой Ахматовой, вышедшей в срок. Далее последовала эпоха запретов.(вернуться)

10. "Сразу стало тихо в доме..." — сюжет «исчезающего» дома, который Ахматова вводит еще в книге «Белая стая», в «Подорожнике» находит логическое завершение.
Стихотворение посвящено Борису Васильевичу Анрепу (1883 — 1969), художнику и литератору. Познакомились они в середине 1910-х годов по инициативе поэта Николая Васильевича Недоброво. После Февральской революции Анреп навсегда покинул Россию, уехав в Великобританию. Анна Андреевна адресовала оставившему ее возлюбленному около тридцати стихотворений. Одно из них – «Сразу стало тихо в доме…», написанное в 1917 году и вошедшее в сборник «Подорожник».
За границей Анреп работал над цветными мозаиками, в том числе и для собора Христа-Владыки в Муллингаре (Ирландия, 1933—1939, в частности — панно Святая Анна). В центре мозаичного панно Сострадание (1952), посвященного жертвам блокадного Ленинграда, помещена фигура Анны Ахматовой, которую благословляет ангел.
Последний раз они встретились в Париже в 1965 году. (вернуться)

11. «Сказал, что у меня соперниц нет...» — из книги «Anno Domini» 1922 г.
Последний стих-вопрос — это риторический вопрос, отражающий горечь лирической героини: мы не замечаем собственного счастья в обычной жизни и понимаем, как оно было близко, только тогда, когда привычный мир уюта и благополучия оказывается разрушенным. (вернуться)

12. "Что ты бродишь неприкаянный..." — из книги "Аппо Domini" (раздел I. После всего).
Это стихотворение в сборнике расположено сразу после цикла "Черный сон", адресованного Владимиру Казимировичу Шилейко (1891 - 1930). (вернуться)

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика