«ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ»
Г. Р. Державин[
2]
Восстал Всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме[
3] их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса[
4]:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет[
5] небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
1780 (?), 1787
Источник: Г. Р. Державин. Сочинения. – М.: Правда, 1985.
(
вернуться к уроку)
«ПРИЗНАНИЕ»
Г. Р. Державин[
7]
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — Богом;
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщён, —
Признаюся, красотою
Быв пленённым, пел и жён.
Словом: жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.
1807
Источник: Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 342—343.
(
вернуться к уроку)
БИОГРАФИЯ
Г. Р. Державина
(1711 – 1765)
Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье. В начале своей жизни он узнал и горе, и нужду. Первоначальное
скудное образование получил дома, затем обучался в казанской гимназии, которую, однако, не закончил. В 1762 году он прибыл в Преображенский полк в
Петербург и долго служил солдатом. Лишь через десять лет его произвели в прапорщики. К тому времени он на своем опыте изучил военные и гражданские
порядки, что позволило ему сохранить трезвость ума и здравый смысл.
В 1773 году Державин выступил в печати. В том же году был прикомандирован к секретной следственной комиссии и в течение 1774 года служил в войсках, действовавших
против Пугачева. Там он продолжал писать стихи. Спустя два года из написанных стихотворений составился сборник. Выход его остался незамеченным, хотя наиболее
чуткие читатели, как, например, младший современник Державина И. И. Дмитриев, находили в стихах молодого поэта «благородную смелость, строгие правила и резкость
в выражениях». Серьезная поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году Державин был переведен туда на статскую службу. Вскоре он женился.
Первые произведения («На рождение в Севере порфирородного отрока», «На смерть князя Мещерского», «Ключ»), принесшие Державину поэтическую известность,
появились в 1779 году. Поэт полагал, что «велелепие и пышность» оды «несвойственны» его таланту. Следуя этому убеждению, он перенес античных богов в суровую
русскую зиму и обошелся с ними запросто. Борея, например, он назвал «лихим стариком». Славя рождение великого князя Александра, будущего императора Александра I,
он решился наставлять его:
Будь страстей своих владетель,
Будь на троне человек!
В эти годы Державин входит в дружеский литературный кружок. Там собирались писатели Н. А. Львов, В. В. Капнист, баснописец И. И. Хемницер.
«Фелица»
(«Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим
в Санкт-Петербурге. Передана с арабского языка»)(1782).
Екатерина II обратила внимание на Державина, когда он опубликовал оду в журнале «Собеседник любителей русского слова» (1783).
Державин опоэтизировал Екатерину II, создав ее живой облик и отдав должное ее человеческим качествам — энергии, деловитости, умению прощать слабости и промахи,
простоте, справедливости. Императрице противопоставлен иронический двойник автора — ленивый и любящий роскошь мурза. Одновременно Державин задел и екатерининских
вельмож, занимавших влиятельные посты в государстве. Как похвала Екатерине, так и нравоописательные картины, изображавшие сановников и мурзу, были выражены
в непринужденном разговорном тоне, с живым, неподдельным юмором. В оду вошли будни, реальный быт, обстановка и распорядок державинского дома. Все это решительно
противоречило традиционным жанровым и стилевым признакам похвальной оды. Впоследствии Гоголь как заслугу Державина отметил «необыкновенное соединение самых
высоких слов с самыми низкими и простыми». Один из поэтов — современников Державина также поставил ему в заслугу простоту стиля:
Наш слух оглох от громких лирных тонов...
Признаться, видно, что из моды
Уж вывелись парящи оды.
Ты простотой сумел себя средь нас вознесть!
Екатерина II оценила адресованную ей оду, и перед Державиным открылись двери дворца. Он был назначен правителем Олонецкой, а потом Тамбовской губерний.
Приближенный затем ко двору, поэт не вписался в его атмосферу, и конфликты с императрицей и с ее фаворитами следовали один за другим. Екатерина II в
конце концов сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Впоследствии так же поступили Павел I, призвавший Державина на службу и
вскоре отказавшийся от его услуг, и Александр I, сделавший Державина министром юстиции и через год освободивший поэта от этих обязанностей. Придворная
карьера Державина каждый раз оканчивалась ссорой между гордым, прямым, честным, крутого нрава поэтом и покровителями-самодержцами.
На поэтическом поприще Державин добился несравненно больших успехов. Смелое скрещение бытового просторечия и высоких речений, которое было удачно опробовано
им в «Фелице», теперь проникло в его оды «На счастие», «Вельможа» и др. Поэту удалось сплавить высокий, одический жанр и стиль с сатирическим.
Богатая жизненная школа дала Державину возможность увидеть настоящий мир — великолепную, многоцветную и многозвучную природу в ее движении и изменениях,
красоту простых людей, привлекательность крестьянских девушек («Pyccкиe девушки»), незабываемые простые и тихие радости семейного бытия («Евгению. Жизнь
Званская»). Но Державин ценил и пиршества знати с их богатством и красочностью, обилием блюд и разнообразными утехами, которые у него непременно связываются
с мыслью о скоротечности бытия и неумолимом забвении. В этом чувствуется жизнелюбивый человек XVIII столетия, принадлежащий к богатой, блестящей и пышной
культуре, который скорбит о ее уходе с риторической сцены.
Вместе с тем в своей жизни Державин повидал не только роскошные обеды богачей и вельмож. Ему были знакомы тяжелые условия народного труда и быта, упоение
помещиков своей властью, лихоимство чиновничества и судей, бесстыдное воровство сановников.
Державин стремился укрепить самодержавие и выступал против тех, кто нарушал и презирал законы монархии.
«Властителям и судиям» (1787)
В сатире «Властителям и судиям» поэт предал позору продажность «властителей», сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде». Он,
слыша молитвы и жалобы угнетенных и обиженных, грозил нечестивцам страшной карой:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
После выхода в отставку Державин посвятил себя литературным трудам. Несколько месяцев ежегодно он проводил в своем имении Званка Новгородской губернии.
Помимо занятий поэзией, Державин обратился к драматургии и сочинил несколько оперных либретто и трагедий. В его новом доме в XIX веке заседало
литературное общество «Беседа любителей русского слова». Итог творческой деятельности Державина был подведен выходом в 1808—1816 годах собрания его
сочинений, которое стало крупным культурным событием страны.
В последние годы творчества Державин оказался не чужд новым веяниям в литературе: у него проскальзывают и сентиментальные ноты, и романтические мотивы.
Поэт чувствовал, что настало время для проникновения личного начала в литературу, в частности в поэзию, и пошел навстречу новым художественным исканиям.
В его поэзии частный, бытовой мир начал соединяться с космическим и вселенским. В единстве их обнаружилась тесная и неожиданная связь, примиряющая
противоречия бытия. Практический выход из этих противоречий виделся Державину в мудрой «умеренности», в прославлении «золотой середины», в единстве радостей
сельской жизни с ее прозаическими и поэтическими сторонами. К этому призывал Державина его любимый античный поэт Гораций (о его творчестве см. на с.
309—314 второй части учебника). К его знаменитому сочинению и обратился Державин, раздумывая о сделанном в поэзии. Он, как и Гораций, как впоследствии
Пушкин, создал себе своими поэтическими трудами «нерукотворный памятник».
«Памятник» (1795)
В оде «Памятник» Державин поставил себе в заслугу то, «что первый... дерзнул в забав иом русском слоге/О добродетелях Фелицы возгласить,/ В
сердечной простоте беседовать о Боге/И истину царям с улыбкой говорить». Державин назвал здесь самые громкие свои произведения — оду «Бог»,
оду-сатиру «Фелица», с которой началась его слава, сатирические произведения и лирические сцены сельской жизни. Высокое в его поэзии встало рядом
с низким, и поэзия вдруг оживилась, обрела невиданную дотоле выразительность, искренность и простоту.
Державин преобразовал русскую поэзию и открыл перед ней новые дороги. Его стихи не могут оставить равнодушными и сегодняшнего читателя, потому что в
них горит поэтический огонь, благодаря которому они доставляют истинное художественное наслаждение.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (
вернуться к уроку)
В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Г. Р. Державина
Многие выдающиеся русские писатели и литературоведы высоко ценили талант и литературное наследие Г. Р. Державина. Прислушайтесь к отдельным высказываниям.
«Некоторые оды Державина, несмотря на неровность слога и неправильность языка, исполнены порывами истинного гения...»
«Державин, со временем переведенный, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем об нем...»
А. Пушкин
«Поэтическое «парение», достигающее у Державина такого подъема и взмаха, как, может быть, ни у кого из прочих русских поэтов, служит ему верным залогом
грядущего бессмертия — не только мистического, но и исторического.
... Бессмертный и домовитый, Державин — один из величайших поэтов русских».
В. Ходасевич. «Державин»
«Вот уж подлинно глыба грубой руды с яркими блестками чистого, самородного золота... И таковы-то все анакреонтические стихотворения Державина: они больше,
нежели все прочие, служат ручательством его громадного таланта...»
В. Белинский
Интересны наблюдения исследователей в книге «Творчество Г. Р. Державина» (Материалы конференции.— Тамбов, 1993).
Подумаем и мы над рассуждениями
литературоведов...
1. «В оде «Бог» вдохновение поднимает поэта, возвышает до божественного проникновения... Бог — это все: миры, Вселенная, бесконечное пространство и время.
Человек перед Богом — это одна точка, а вся земная твердь капля, «в море опущенна». И поэт ничто перед Богом, но Тот снабдил его вдохновенной возможностью
знать жизнь и парить в небесах, и он уже «не ничто»! Поэта поднимает талант, вдохновение его обожествляет, над слабыми смертными возвышает его «слово»...»
Прочитайте оду «Бог». Подумайте над высказыванием исследователя. Согласны ли Вы с ним?
2. Известно, что Державин-баснописец использовал пословицы в своих произведениях «Лисица и Зайцы», «Струя и Дом», «Медведь и Рысь», «Голуби», «Гуси» и др.
Как можно объяснить строку: ...чтоб стен не разбивить своим безумно лбом («Медведь и Рысь»)?
Он также использовал отдельные элементы народных афоризмов:
...напрасно роем ров бессильным мы. соседям («Лисица и Зайцы»), ...помедлить бы Гусям хвалиться,/ Поколь весна не возвратится («Гуси»).
Встречали ли Вы пословицы в других произведениях Державина? Приведите примеры.
3. Исследователи утверждают, что «...образы из мира природы для Державина — отправная точка его философских размышлений о Боге, человеке, жизни и смерти,
о смысле существования». Могли бы Вы подтвердить эту мысль на примере прочитанных самостоятельно произведений Державина?
4. Любопытны суждения литературоведов о роли света и цвета в поэзии Державина:
«Державин — «цветовой» поэт»; «Интенсивность света и цветовая гамма значительно преобладают над звукописью его стиха...»; число использованных автором
цветообозначений к определенному объему текста у Державина — 98, в сказках Пушкина — 74, в прозе Гоголя — 85.
«Многие цветообозначения метафоричны (красно-желта ряса-листва деревьев осенью; лиловые ковры-туманы...)»; «...Специфика державинской колористики заключается
в чрезвычайном богатстве и разнообразии красок, тонов, полутонов, оттенков, цветовых смешений. В ней представлено все многообразие спектра. Так, власы
у Державина желты, златы, златоструйчаты, коричные, черны, орехокурчаты, льну подобны, снегоблещущи; глаза (очи) — светлые, голубые, небесные и голубые,
сафирны, сафирно-светлые, небесам подобны, черны, черно-пламенные...» и т. д.
Понаблюдайте над использованием Державиным цвета и подготовьте рассуждение на эту тему.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(
вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что нового Вы узнали о Державине? Чем заинтересовала Вас личность поэта? Почему Державину пришлось покинуть губернаторство в Олонецкой и Тамбовской
губерниях, хотя сделано им было гам немало полезного?
2. Какие произведения Державина Вам известны? Расскажите о них. Прочитайте их, покажите, как проявилось в них новаторство поэта.
3. В чем пафос стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»? Против каких пороков выступает автор?
4. Как Вы понимаете строки?
5. Прав ли Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный»? Подготовьте рассуждение на эту тему, обратив внимание на то, что сам поэт относит
к своим заслугам.
6. В чем видит автор долг «властителей и судий»?
...Доколь славянов род вселенна будет чтить.
...В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА
1. Перечитайте тексты стихотворений Державина. Найдите в них восклицательные предложения (строки), риторические вопросы. Подумайте, что с их помощью достигается.
Покажите это при чтении.
2. Выучите наизусть стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник», подготовьте выразительное чтение, подчеркнув их пафос.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.