Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Образ России, народа и автора в поэме. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Н.В.Гоголь. Портрет работы художника Ф.А.Моллера, 1841
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Статья учебника «Николай Васильевич Гоголь»
 
 Таблица «Композиционная структура поэмы "Мёртвые души"»
 
Уроки по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе
 
 
 
Ноздрёв и Чичиков на балу у губернатора. Иллюстрации А.А.Агина к поэме "Мертвые души"
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)

МЁРТВЫЕ ДУШИ

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 60. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы

Урок 61. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков

Урок 62. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города

Урок 63. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова

Урок 64. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме

Урок 65. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра

Урок 66. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос


УРОК 64
Н. В. ГОГОЛЬ.
«МЁРТВЫЕ ДУШИ»:
ОБРАЗ РОССИИ, НАРОДА И АВТОРА В ПОЭМЕ[2]

Основное содержание урока

«Мёртвые души» — поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Лирические отступления.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Подбор цитат на тему «Образ Родины в поэме». Определение художественной функции внесюжетных элементов композиции поэмы (лирических отступлений). Выявление в поэме признаков эпического и лирического родов

«Мёртвые души» — поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме

I. Рассматривание и обсуждение титульного листа к поэме «Мёртвые души»
, созданного Н. В. Гоголем:


— Почему слово поэма начертано более крупным шрифтом, чем название?
(Возможно, автор подчёркивает значительность произведения, задуманного в духе древнего эпоса.)

— Что символизируют черепа и скелеты вокруг букв?
(Черепа и скелеты «говорят» о теме поэмы — путешествии в царство мёртвых.)

— Какие черты быта города и помещичьих усадеб запечатлены на титульном листе?
(Упряжка лошадей, улица, блюда, рюмки, рыба на блюде — черты быта города и помещичьих усадеб, то есть России.)

— Почему вверху изображена бегущая лошадь, запряжённая в коляску?
(Это символ России, находящейся в движении, летящей вперёд.)

— Какие ещё детали титульного листа привлекли ваше внимание?

II. Вступительная беседа:

— Почему Н. В. Гоголь считал своё произведение поэмой о величии России?

— Почему председателя цензурного комитета Голохвастова возмутило название поэмы?
(«Нет, я этого никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мёртвой души не может быть; автор вооружается против бессмертия».)

— Вспомните, какие смыслы вкладывал Н. В. Гоголь в название поэмы.

— Как эта мысль Данте трансформируется в поэме Н. В. Гоголя?

1. Мёртвые души — это товар, который покупает Чичиков, — крепостные души. Это буквальный смысл поэмы, связанный с сюжетом.

2. Мёртвые души — это помещики и чиновники, погрязшие в грехах, и сам Чичиков; у них нет души, она мертва. Это иносказательный, метафорический смысл поэмы.

3. Моральный смысл: не может быть человека без души, такого не должно произойти.

4. Глубокий духовный смысл поэмы раскрыт Гоголем в предсмертной записи: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезший иначе, есть тать и разбойник». Мёртвые души — это духовно умершие души. Но Гоголь верит в духовное воскресение падшего человека.

III. Аналитическая беседа:

— Есть ли в поэме живые души? Что Н. В. Гоголь ценит и чего не принимает в русском народе? Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь?

— Кто выводит заблудившегося Чичикова на правильную дорогу из поместья Коробочки и какой смысл при этом выявляется?

— Какие характеристики даёт Собакевич своим умершим крестьянам? Докажите, что в них звучит восхищение умениями русского человека.

— Что удивляет писателя в слугах Ноздрёва и Чичикова? О каких качествах слуг автор пишет с иронией?

— Перескажите историю капитана Копейкина. Какие качества русского человека присущи Копейкину? *Какой смысл заключён в его фамилии?

— Как отразилась тема народа в поступках жителей села Вшивая-спесь?

— В поэме Н. В. Гоголь упоминает о «грустной, хватающей за душу песне». Как этот мотив связан с темой живой души?

— Докажите, что в поэме Н. В. Гоголя проступают «позади мёртвых душ — души живые» (А. И. Герцен). Что такое живые души? Найдите примеры в главах V, VII и XI.

IV. Практическая работа.
Составление схемы «Живые и мёртвые души в поэме»
.


V. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику.
Лирические отступления

Групповая работа.
Подбор цитат на тему «Авторское отношение к России в лирических отступлениях поэмы».

Группа 1. Глава V.


Прочитайте лирическое отступление о метком русском слове со слов «„А! заплатанной, заплатанной!“ — вскрикнул мужик…» до конца главы.

Что восхищает автора в русской речи и метком русском слове?

Докажите, что богатый язык является признаком величия страны.

Группа 2. Глава VII.

Прочитайте лирическое отступление со слов «Счастлив писатель…» до слов «…гром других речей».

Какой тип писателя характерен для русской литературы? В чём его долг перед Отечеством?

Группа 3. Глава XI.

Прочитайте лирическое отступление о Руси со слов «Русь! Русь! вижу тебя…» до слов «…незнакомая земле даль! Русь!..».

Какая сила влечёт русского человека к Родине, несмотря на её бедность и убогость?

Почему выразителем духа русского человека является русская песня?

Группа 4. Глава XI.

Прочитайте лирическое отступление со слов «Какое странное, и манящее, и несущее…» до слов «…сколько перечувствовалось дивных впечатлений!».

Почему для Н. В. Гоголя дорога — символ Родины?

Почему пребывание в дороге целительно для русского писателя?

*Прокомментируйте смысл образа дороги с позиций времени и пространства.

Обобщающая беседа:

Какова роль в поэме лирических отступлений?

Каким в них предстаёт образ автора?

Как меняется его отношение к Родине на протяжении первого тома?

Какие причины побудили Гоголя рисовать свою Родину сатирически?

*Создавая «Мёртвые души», Н. В. Гоголь брал на себя миссию пророка и проповедника. Можно ли утверждать, что автор выступил в этих ролях уже в первом томе? Обоснуйте свой ответ.

Итоговые вопросы:

Какой путь нравственного возрождения хотел показать Гоголь?

Какие «живые души» проступают в поэме «позади мёртвых»?

Какие нравственные проблемы поднимает Н. В. Гоголь в лирических отступлениях?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Изучить статьи учебника «Своеобразие замысла и повествования» и «Построение характеров героев».

Составить конспект фрагмента статьи В. Г. Белинского «„Похождения Чичикова, или Мёртвые души“. Поэма Н. В. Гоголя» (по выбору учителя) (см. http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/gvs/gvs-358-.htm?cmd=p — критика второго издания «Мёртвых душ»).

Групповые задания.

Подготовиться к семинарскому занятию на тему «Поэтика „Мёртвых душ“», обдумав следующие вопросы:
— Как проявился фольклоризм в гоголевском повествовании?
— Какова роль комического в поэме?
— Каков художественный смысл лирических отступлений?
— *Как оценил В. Г. Белинский «Мёртвые души»?

Следующий урок: Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра >>>


НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
1808 – 1852)


Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно хотели бы вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли.
В. Белинский


Николай Васильевич Гоголь родился на Украине, в Полтавской губернии, в семье помещиков. В 1818 году родители отдали его в Полтавское уездное училище, в 1821 году — в Нежинскую гимназию высших наук для продолжения образования. С юношеских лет Гоголь полон стремления принести пользу государству на гражданской службе, внушать молодому поколению высокие истины в качестве учителя или с театральных подмостков. Юриспруденцию он считал решающим фактором в государстве. Юный Гоголь полагал, что только в столице империи Петербурге он сможет полно и успешно проявить себя на государственной ниве. Однако Петербург встретил его неласково, карьера не сложилась, но Гоголь не пал духом. Ему открылось писательское поприще, которое зависело только от него самого, от его таланта и упорства. Гоголь издал начатую еще в гимназии романтическую поэму, но она успеха не имела, и он, удрученный автор, скупил и уничтожил тираж.

Петербург представлялся ему городом обмана, скуки, наживы, а родная Украина по контрасту со столицей — веселой, полной задора, песен, легенд страной, где царят воля, удаль, душевное здоровье. В столице каждый живет для себя и стремится казаться не тем, что он есть, а значительно крупнее. Там, на Украине, в большинстве своем люди — товарищи. У них общие интересы, общие заботы, общие чувства, а если кто-то обособляется от соседей, то его сразу распознают и нередко он несет наказание. Украина живет народной стихийной жизнью. Почва бытия ее жителей народные сказки, песни, легенды, народная фантазия. Молодой литератор вдохновенно пишет повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые вышли в двух частях. Все знаменитые в те годы писатели встретили их восторженно. Сам Пушкин отметил «Вечера...» как одно из примечательных литературных явлений. Гоголь вошел в круг петербургских, а затем и московских литераторов. С помощью Жуковского он становится преподавателем Педагогического института, затем занимает должность профессора в Петербургском университете по кафедре всеобщей истории.

С 1832 по 1834 год Николай Васильевич готовит сборник «Миргород», выстраивая его но контрасту: с одной стороны, героическая историческая повесть «Тарас Бульба», где оживают традиции вольного казачества, идеи и чувства товарищества и братства, с другой — гротеск («Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), комическая и грустная идиллия («Старосветские помещики»). Особняком стоит насыщенная фантастикой демоническая повесть «Вий» о пагубной красоте, которой отдал душу молодой парубок.

После «Миргорода» Гоголь написал произведения, вошедшие в цикл «Петербургские повести», комедию «Ревизор», начал работу над поэмой «Мертвые души».

В 1836 году он путешествует по Германии, Швейцарии, Франции, Италии. В Париже с глубокой печалью узнает о смерти Пушкина. В 1841 году писатель ненадолго приехал в Россию, затем поселился в Италии. В Риме он завершил первый том «Мертвых душ». Для издания писатель возвратился в Россию, после чего снова уехал в Италию, где редактирует для переизданий свои произведения, создает новые — сборник «Петербургские повести», посвященный жизни северной столицы. Сюда вошла и повесть «Шинель» о бедном, незаметном, затерянном чиновнике Акакии Акакиевиче Башмачкине, с которым случилась беда — ночные грабители лишают его шинели.

В повести Гоголь изобразил характер «маленького человека». Тот порой лишен слова и почти ничего не может вымолвить, а изъясняется одними предлогами и наречиями. Действие происходит не просто зимой в морозном северном городе, а в атмосфере мирового холода, окружающего Акакия Акакиевича. На него отовсюду дует ветер, который в конце концов сдувает жалкого чиновника с лица земли. Справив шинель, Башмачкин испытывает миг величайшего торжества. Он называет шинель «подругой жизни», и даже несколько раз на его лице мелькает усмешка, чего за ним никогда не наблюдалось. Отметив обнову выпивкой с сослуживцами, Башмачкин при возвращении домой подвергается нападению и лишается шинели. Величайшее торжество сменяется величайшей катастрофой. Все попытки Акакия Акакиевича вернуть потерю ни к чему не приводят: бюрократическая машина бездушна и холодна. Герой вынужден был вновь ходить в старой, дырявой шинели. В конце концов он заболел и умер.

Социальная никчемность Акакия Акакиевича сделала его ничтожным человеком, который имел только одну страсть: одни буквы были у него фаворитами, он любил переписывать бумаги без всякого смысла, подчиняясь лишь формальному акту письма. Личное начало заглохло в «маленьком человеке», но это не значит, что совсем исчезло из его души. После смерти Акакия Акакиевича появляется из небытия мститель, который срывает с чиновников шинели и успокаивается лишь тогда, когда в его руках оказывается генеральская шинель, шинель того «значительного лица», которое отказало Акакию Акакиевичу в помощи. Посмертный бунт героя — это вызов всеобщей бюрократии и всему порядку. Не ощущает он, угнетенный пустотой действительности, и силы Бога. Лишь перед концом жизни явился Башмачкину светлый гость в виде шинели — явный намек на ангела.

В 1842 году вышли в свет «Мертвые души», первый том — лишь одна часть огромного замысла, образцом которого послужила поэма итальянского поэта Данте «Божественная комедия», состоящая из трех частей («Ад», «Чистилище», «Рай»). Гоголь предполагал показать идеальных русских людей, которые нравственно очистились, пройдя испытания страданием.

Общий замысел был возвышенным и грандиозным но масштабу. Гоголь намеревался поведать миру о величии души русского человека, о духовном содержании русской жизни в ее идеале, рассказать о том, какую громадную роль призвана сыграть Россия для других народов и стран. Поэма мыслилась автором как воспевание богатейшей национальной души. В первом же томе действовали не живые, а мертвые души, которые достойны сатирического смеха. Для этого были использованы приемы романа-путешествия (Чичиков объезжает Россию), романа-воспитания (биографии Чичикова и Плюшкина), плутовского романа (сюжет первого тома основан на афере Чичикова).

Работа над вторым томом «Мертвых душ» привела Гоголя к глубокому духовному кризису: отрицательные герои дались ему куда лучше положительных. Художник понимал, что поэма требует живых картин, которые бы убеждали читателя конкретностью, точностью и силой изображения. Он обвинил себя в том, что оклеветал Россию, населив «Мертвые души» уродами и не сумев превратить их в положительных героев. Болезненно переживая неудачи со вторым и третьим томами, он пытался найти выход, просил милости у Бога, написал книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», основная мысль которой — религиозное покаяние и страстный призыв к вере. Та же идея пронизывает и «Авторскую исповедь». Измученный душевной борьбой, Гоголь в 1852 году сжег второй том «Мертвых душ».

Вскоре, буквально через несколько дней, он умер, изнуренный страданиями и не найдя примирения с собой.

Вся Москва хоронила своего гениального сына, чье влияние на дух России, на ее культуру, на ее искусство слова неоценимо.
В. Коровин

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. В уроках по творчеству Н. В. Гоголя частично использованы учебные материалы заслуженного учителя РФ В. А. Фаткулловой. (вернуться)

 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика