ШЕДЕВРЫ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращенной вселенной». Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором
спрессован многовековой духовный опыт человечества. Классика всегда была мощным возбудителем в развитии культуры любого народа.
Надо не только читать классиков, надо еще научиться их перечитывать, потому что каждая встреча с ними таит в себе радость открытия. Русская литература
всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился тем, что в свой «жестокий век» он «восславил... свободу»
и пробуждал «чувства добрые». Как страшнейшую трагедию представлял себе Лермонтов угасание в Печорине лучших качеств его характера — любви к людям, нежности
к миру, стремления обнять человечества. Ненависть к разным проявлениям несправедливости была для русских писателей высшим мерилом нравственных достоинств
человека. О Елене Стаховой из романа «Накануне» Тургенев замечает: «Она с детства жаждала деятельности, деятельного добра».
Усовершенствовать свою душу, свой нравственный мир призывал людей Толстой.
И кого бы ни назвали мы из русских классиков, первое, что вспоминается,— проповедь добра, человечности, «милости к падшим», проклятье тирании и деспотизму,
восхищенье перед мужеством и силой человеческой души. Это знает и такой «злой жанр» литературы, как сатира. Не было ли нежнейшим сердце Гоголя, мечтавшего
об иной, более совершенной действительности? Не добра ли хотел России Щедрин, столь беспощадный к своему времени?!
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(
вернуться к уроку)
РОМАНТИЗМ
Романтизм — одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII — первой половины XIX века, получившее всемирное значение и
распространение.
В XVIII веке романтическим именовалось все фантастическое, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII и XIX веков слово
«романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления (
Дж. Байрон, А. Ламартин, Г. Гейне и др.).
Классической страной романтизма была Германия. Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества
в целом (Дж. Ките, Дж. Байрон, П. Шелли). Во Франции утвердился романтизм лишь в начале 1820-х годов. Французский романтизм связан главным образом с жанром
лирического интимно-психологического романа и повести (В. Гюго, А. Дгюма-отец, П. Мериме). Романтизм распространился и в Италии, Испании, Дании, США.
В России особенно мощное развитие романтизма происходит в связи с общественно-национальным подъемом после войны 1812 года. Творчество многих романтиков
проникнуто пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы. Резко обозначились контуры романтизма с возникновением лиро-эпического жанра (южные поэмы
А. Пушкина, «Войнаровский» К. Рылеева).
Пафос романтизма (творчество М. Лермонтова) связан с абсолютной свободой личности. В центре мира, по мнению романтиков, стоит человек, окруженный враждебной
действительностью.
Кризис романтизма начался в 40-е годы XIX века. Постепенно он уступает главное место другому направлению реалистическому.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Когда появляется романтизм? В чем его пафос?
2. Какими писателями представлено это направление?
3. Назовите романтические произведения.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(
вернуться к уроку)
ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА
В начале XIX века в русской поэзии продолжают творить и классицисты, и сентименталисты, уживаются на равных правах самые разнородные явления. К концу 10-х — началу
20-х годов на волне национально-патриотического подъема, вызванного Отечественной войной 1812 года, складывается русский романтизм. Многие русские
поэты-романтики были участниками Отечественной войны, они постигли душу народа, его высокую нравственность, патриотизм, самоотверженность и доблесть.
Прекрасное начало
Именно поэтому русский романтизм, зачинателями которого выступили
В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, выдвинул на первый
план интересы свободной личности, не удовлетворенной действительностью.
Пафос поэзии Жуковского — суверенность внутренней, духовной жизни самостоятельной и независимой личности. Его герой не удовлетворен социальной, казенной
моралью, разочарован в ней. Его отталкивают равнодушие, корысть, властолюбие, суетные земные заботы.
Велика заслуга Жуковского в том, что он, по словам Белинского, обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием.
Рядом с Жуковским в истории русской поэзии стоит К. Батюшков. Ведущими жанрами его поэзии были элегии, послания, а позже исторические элегии. Девизом
творчества К. Батюшкова стали слова: «И жил так точно, как писал...» А жил поэт мечтой о простом, скромном и вместе с гем изящном, грациозном и гармоническом
мире, в котором обитал открытый природе, искусству, земным радостям и наслаждениям душевно здоровый человек. Силой поэтической фантазии К. Батюшков созидал
идеальное бытие в зримых образах, в праздничных красках, в энергии движения, в ласкающих слух звуках. Но вымышленный гармонический мир у Батюшкова хрупок и
непрочен, поэтому человек у него не обретает гармонии в реальной жизни.
И все-таки, отмечая высокие достижения ранних русских романтиков, нужно признать, что народная жизнь, дух народа не были постигнуты ими в достаточной полноте
и к изображению народного характера они сделали лишь первые шаги.
Существенный сдвиг в понимании народа, его морали, особенностей характера в русской поэзии XIX века произошел благодаря могучему дарованию
И. А. Крылова. В жанр басни, связанной с народной культурой, он вдохнул новую жизнь, возвел ее в ранг произведений
высокого литературного достоинства. Басня под пером Крылова вместила большое философско-историческое и нравственное содержание, наполнилась глубоким и
острым смыслом. В баснях Крылова обрели голос все сословия России.. Вот почему Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа». Великий баснописец
продвинул вперед самосознание нации и обогатил литературный язык. После Крылова все стили — «высокий», «средний» и «низкий» — еще не объединились в
органическое целое, но уже склонялись к тому.
Гражданская страсть
П. А. Катенин — талантливый поэт-декабрист, драматург, критик. Он одним из первых почувствовал, что отражение национальной жизни в поэзии упирается в
проблему языка. Его позиция была поддержана В. К. Кюхельбекером, для которого сущность романтической поэзии состояла в сильном, свободном и вдохновенном
изложении чувств самого писателя. Но поэт воспевает не всякое свое чувство, а такое, которое вызвано в нем «подвигами героев», судьбой Отечества. Ранние
русские романтики гражданского течения, декабристы, распространили свои взгляды на все области духовной жизни тогдашнего общества, вплоть до частных и
семейных отношений. К. Ф. Рылеев, виднейший поэт-декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические элегии и послания, думы и поэмы. Поэт в
представлении Рылеева считает поэзию делом своей жизни. Декабристы с небывалой до них остротой заговорили о национальном характере литературы, выдвинули
требование народности, распространив его на темы, жанры, язык, ратовали за идейную насыщенность русской словесности.
Солнце русской поэзии
Задача выражения национальной жизни, национального характера была решена
А. С. Пушкиным. И это произошло вследствие
принципиально нового отношения к слову. С этой точки зрения показательны его стихи:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
«Багрец» и «золото» — точные, реальные, предметные краски осенней природы. Вместе с тем это не только осенние цвета, привычные краски, это и цвета царских
одежд, торжественного убранства и облачения. Это и эмоциональные знаки «пышности», особенно яркой и впечатляющей на склоне лет своим внезапным и неотразимым
блеском. Пафос поэзии Пушкина, по мнению Белинского, «лелеющая душу гуманность». Сосредоточенность на душевных переживаниях не мешает Пушкину включить в
сферу личного чувства раздумья над реальной действительностью.
В «Борисе Годунове» Пушкин перешел на историческую точку зрения, послужившую основой его реалистического метода. Первоначально реалистический метод побеждает
в драме, поэмах, балладе и лирике. Итоговым и вместе с тем открывающим новые горизонты творчества стал для Пушкина
роман «Евгений Онегин», в котором
торжествует реализм. Пушкин был не только великим поэтом, но и духовным вождем замечательной плеяды русских лириков... Ни один из них не повторял Пушкина,
но все они так или иначе объединялись вокруг него. Их многое сближало. Все поэты плеяды испытывали глубокое разочарование в действительности, им был свойствен
пафос свободы личности, они разделяли гуманные представления о жизни.
Звезды плеяды
Мечтая о совершенном человеке и совершенном обществе, А. А. Дельвиг обратился к античности, чтобы воплотить свой идеал гармонии человека с природой.
Воссоздавая его, он думал о России, о том, как страдают и тоскуют по воле и счастливой любви простые молодцы и девушки, ставшие героями его песен.
Н. М. Языков, не находя душевного простора в казенной атмосфере российской жизни, выразил естественный протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах,
прославляя вакхические удовольствия, богатырский размах сил, наслаждение молодостью и здоровьем.
П. А. Вяземский по-своему способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами.
На новую ступень поднялась в пушкинскую эпоху и поэзия мысли. Ее успехи связаны с именем К. А. Баpaтынского — крупнейшего поэта русского романтизма, автора
элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий и «снов» поэт предпочитает спокойное и трезвое размышление. Стихотворения Баратынского в предельно заостренной форме
запечатлели гибель благородных порывов человеческого сердца, увядание души, обреченной жить однообразными повторениями, и, как следствие, исчезновение
искусства, несущего в мир разум и красоту.
Высокой думы власть
Поэтическая эпоха, выразителем которой выступил
М. Ю. Лермонтов, отличается, по словам Белинского, «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде
жизни и избытке чувства». Центральным образом ранней лермонтовской лирики становится образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру.
В зрелой лирике объективный, внешний по отношению к герою мир начинает занимать все более заметное место. В стихотворениях появляются точные бытовые реалии.
В последние годы творчества Лермонтов задумывается над выходом из трагического положения, в котором оказался он сам и все его поколение.
Вещая душа
Для Лермонтова философская тема не была доминирующей. Но давняя в России традиция философской лирики, преимущественно поэзии мысли, не умерла. Ее продолжили
не только Баратынский, но и поэты-«любомудры» Д. В. Веневитинов, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков. Их лирика страдала известной рассудочностью, поскольку
поэзия лишалась самостоятельных задач и служила средством для передачи философских идей. Этот существенный недостаток был решительно преодолен
гениальным русским лириком Ф. И. Тютчевым. Образность стихотворений Тютчева содержит философию. Его метод основывается на тождестве внешнего и внутреннего
в природе и в человеке. Он воспринимает природу целостно: как организм, как нечто живое, пребывающее в вечном движении.
Сопряженность величественно-прекрасного и торжественно-трагического придает лирике
Тютчева невиданную философскую масштабность, заключенную в предельно
сжатую форму. Каждое стихотворение рисует мгновенное состояние, но обращено и ко всему бытию, бережно хранит его образ и смысл. Позднее, в 50—70-е годы, принципы
тютчевской поэтики при всей устойчивости дополнились новыми качествами. Тютчев всегда чувствовал себя неуютно и одиноко в не удовлетворяющей его современности.
Он мечтал о яркой и интенсивной духовной жизни. Всей душой сочувствуя страданиям Родины, Тютчев обобщает свои размышления («Умом Россию не понять...»,
«Русской женщине», «Слезы»). Подлинный расцвет переживает тютчевская любовная лирика, в которой чувство сострадания к любимой женщине превышает эгоистические
желания и высоко поднимается над ними...
Дары жизни.
После Пушкина и Лермонтова русская поэзия словно замерла, хотя в ней и появляются оригинальные дарования — А. Плещеев, Н. Огарев, Ап. Григорьев,
Я. Полонский,
А. Толстой, И. Тургенев, А. Майков,
Н. Некрасов. Постепенно в ответ
на общественный подъем русская поэзия осваивала современную ей жизнь.
Особенностью 50-х годов стало углубление реализма. Причем точность и одновременно обобщенность выражения касались прежде всего внутреннего мира человека.
Народное начало в русской поэзии также не угасает. Оно живет в поэзии Н. Некрасова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Григорьева, Я. Полонского,
Л. Майкова, А. Толстого.
Стремление выразить «невыразимое», навеять читателю охватившее поэта настроение — одно из коренных свойств поэзии А. Фета. Он обращается к чувственным,
эмоциональным способностям человека («посмотри», «слышишь») и предельно активизирует их. Поэт ценит звук и краску, пластику и аромат. Но имитирует
он не звуки, не мелодии, не ритмы, а музыкальную сущность мира.
Центральной темой творчества поэта и видного критика Ап. Григорьева стал конфликт современного ему человека с прозаическим миром.
Подлинным гуманизмом проникнуто творчество замечательного и тонкого лирика Я. П. Полонского. Поэт сочувствует бедному человеку, внимательно всматривается
в его переживания, умея передать их намеком, через случайные впечатления и отрывочные воспоминания. Герои Полонского мечтают о светлой любви, о простом
счастье, в них живет порыв к чистой жизни, но они скованы условиями, средой...
Не видит гармонии в современной жизни и другой поэт — А. К. Толстой. Он идеализировал Древнюю Русь времен Киева и Новгорода. Главная его тема — природа
и любовь. Лучшие стороны русского характера сливаются в его поэзии с бескрайним простором («Край ты мой, родимый край...»), истинная ценность национального
характера проявляет себя, по его мнению, стихийно и вольно («Коль любить, так без рассудку...»), баллады его носят следы стилизации, но сохраняют
легендарность сюжета, роковое стечение обстоятельств, непримиримость характеров, приводящие к кровавой развязке (
«Василий Шибанов»,
«Князь Михайло Репнин»).
Основным лирическим героем поэзии А. Н. Плещеева. Н. П. Огарева, И. А. Некрасова становится человек из крестьян. Вспомним стихотворения Плещеева
«Вперед! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...», Огарева «Кабак», «Арестант» и неизбывно грустные стихотворения и поэмы
Некрасова, Никитина.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Прочитайте статьи
«Шедевры русской литературы XIX века» и
«Поэзия XIX века» (см. с. 105 и 106), передайте кратко их содержание и более полно
отдельные фрагменты, на выбор «Прекрасное начало», «Гражданская страсть», «Солнце русской поэзии», «Звезды плеяды», «Высокой думы власть»,
«Вещая душа», «Дары жизни».
2. Кто назвал художественную литературу «сокращенной вселенной»?
3. Кто был зачинателем русского романтизма? Какие жанры были ведущими для В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова?
4. Кто назвал басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа»? Согласны ли Вы с этим суждением и как его можно подтвердить?
5. Что Вы знаете о судьбе К. Ф. Рылеева? Чему посвящены стихотворения Е. А. Баратынского?
6. Как проявляется в стихотворениях Ф. И. Тютчева философская масштабность? В каких стихотворениях мы находим сочувствие страданиям Родины, постижение
родной природы, размышления о любви, сострадании?
7. Каким темам посвящены стихотворения Я. П. Полонского, A. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, И. А. Некрасова? Какие их произведения Вам известны?
8. Прочитайте самостоятельно стихотворения и баллады B. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева, Е. А. Баратынского, басни И. А. Крылова.
Что хотят сказать Вам авторы этих произведений? Покажите на примерах.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ТЕНЬ ДРУГА
К. Н. Батюшков[
2]
Sunt aliquid manes: letum non omnia finit;
Luridaque evictos effugit umbra rogos.
Propert.[
3]
Я берег покидал туманный Альбиона:[
4]
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
За кораблём вилася Гальциона,[
5]
И тихий глас её пловцов увеселял.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье
Ко страже дремлющей под говором валов;
Всё сладкую задумчивость питало.
Как очарованный у мачты я стоял,
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила Севера любезного искал.
Вся мысль моя была в воспоминанье,
Под небом сладостным отеческой земли.
Но ветров шум и моря колыханье
На вежды томное забвенье навели.
Мечты сменялися мечтами
И вдруг… то был ли сон?.. предстал товарищ мне,
Погибший в роковом огне
Завидной смертию, над Плейсскими струями.[
6]
Но вид не страшен был; чело
Глубоких ран не сохраняло,
Как утро Майское веселием цвело,
И всё небесное душе напоминало.
«Ты ль это, милый друг, товарищ лучших дней!
Ты ль это? я вскричал, о воин вечно милой!
Не я ли над твоей безвременной могилой,
При страшном зареве Беллониных огней,
Не я ли с верными друзьями
Мечом на дереве твой подвиг начертал,
И тень в небесную отчизну провождал
С мольбой, рыданьем и слезами?
Тень незабвенного! ответствуй, милый брат!
Или протекшее всё было сон, мечтанье;
Всё, всё, и бледный труп, могила и обряд,
Свершённый дружбою в твое воспоминанье?
О! молви слово мне! пускай знакомый звук
Ещё мой жадный слух ласкает,
Пускай рука моя, о незабвенный друг!
Твою, с любовию сжимает…»
И я летел к нему… Но горний дух исчез
В бездонной синеве безоблачных небес,
Как дым, как метеор, как призрак полуночи,
Исчез, — и сон покинул очи. —
Всё спало вкруг меня под кровом тишины.
Стихии грозные казалися безмолвны.
При свете облаком подёрнутой луны,
Чуть веял ветерок, едва сверкали волны,
Но сладостный покой бежал моих очей,
И всё душа за призраком летела,
Всё гостя горнего остановить хотела:
Тебя, о милый брат! о лучший из друзей!
Июнь 1814
Источник: К. Батюшков. Опыты в стихах и прозе. СПб.: Н. Греч, 1817.
(
вернуться к уроку)
ГРЕЧЕСКАЯ ПЕСНЬ
В. К. Кюхельбекер[
7]
Века шагают к славной цели;
Я вижу их: они идут!
Уставы власти устарели;
Проснулись, смотрят и встают
Доселе спавшие народы.
О радость! грянул час, веселый час Свободы!
Друзья! нас ждут сыны Эллады!
Кто даст нам крылья? полетим!
Сокройтесь горы, реки, грады!
Они нас ждут: скорее к ним!
Судьба, услышь мои молитвы,
Пошли, пошли и мне минуту первой битвы!
И пусть я, первою стрелою
Сражен, всю кровь свою пролью:
Счастлив, кто с жизнью молодою
Простился в пламенном бою,
Кто убежал от уз и скуки
И славу мог купить за миг короткий муки!
Ничто, ничто не утопает
В реке катящихся веков:
Душа героев вылетает
Из позабытых их гробов
И наполняет бардов струны
И на тиранов шлет народные перуны!
1821
Источник: А. А .Дельвиг. В. К. Кюхельбекер. Москва: Правда, 1987.
(
вернуться к уроку)
Я ЛЬ БУДУ В РОКОВОЕ ВРЕМЯ
К. Ф. Рылеев[
8]
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, не разгадав своей судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенья века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдут ни Брута, ни Риеги[
9].
1824 — 1825
Источник: Полярная Звезда. Кн. 2 (1856), стр. 26.
(
вернуться к уроку)