О поэме А. С. Пушкина
"ЦЫГАНЫ" (1824)
Кроме лирических стихотворений, Пушкин написал много поэм, начиная с «Руслана и Людмилы» и кончая «Медным всадником». Он создал русский вариант романтической
поэмы («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан»). Завершением жанра романтической поэмы стали «Цыганы».
В поэмах «Кавказский пленник» и «Цыганы» Пушкин стремился создать обобщенный характер молодого человека начала XIX века.
Между «Кавказским пленником» и «Цыганами» пролегла целая полоса общественного развития, внесшая существенные поправки в мировоззрение Пушкина.
Поэт ставит для себя первоочередную задачу понять, почему достижение свободы оказалось невозможным. Примерно с 1823 года он упорно и последовательно ищет
решение этой исторической загадки. Поэта интересует внутренний мир современного человека. По сравнению с «Кавказским пленником» конфликт в «Цыганах»
строится на противоречии страстей самого героя. Это придало поэме напряженность и драматизм.
Если в «Кавказском пленнике» действуют только два героя, то круг лиц в «Цыганах» расширен: поэт вводит, кроме Алеко и Земфиры, Старого цыгана, Молодого цыгана,
упоминает о матери Земфиры — Мариуле. Пушкин драматизирует повествование: появляются диалоги героев.
Однако противоречия между цивилизацией и первобытным цыганским обществом, между «европейцем», просвещенным человеком, и цыганами, «дикими» и простыми людьми,
остаются исходными в этой поэме.
Пушкин отдает предпочтение вольному цыганскому миру. В жизни цыган он отмечает две особенности — вольность и бедность, в европейском «городском» обществе —
неволю и роскошь. Люди цивилизованного общества
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Цыганский табор беден, лишен роскоши, но в нем живут вольные и смелые люди. Цыгане свободно распоряжаются собой. У них нет противоречий между желанием и
действием, между словом и делом, между мыслью и чувством.
Пушкинские герои — Алеко, Земфира, Старый цыган — принадлежат к разным мирам.
Алеко два года наслаждался вольной цыганской жизнью. Он обрел свободу, душевное спокойствие и любовь:
Он, прежних лет не помня даже,
К бытыо цыганскому привык.
Но короткая пора безмятежного счастья кончилась: Земфира полюбила молодого цыгана. Как же повел себя этот человек, осуждавший «неволю душных городов»,
этот мятежник, недовольный обществом?
Старый цыган говорит: «Мы дики; нет у нас законов». Таково и представление Земфиры о любви.
Алеко думает иначе. Он считает Земфиру своей собственностью и отстаивает свои «права»:
Нет, я не споря
От прав своих не откажусь!
Любовь Алеко, вопреки его сознанию, не была свободной, она оказалась эгоистичной. И в этом, по мысли Пушкина, заключена подлинная трагедия личности.
Целью поэта было объективное исследование жизни, которая неизбежно превращает в индивидуалистов даже лучших из дворян и приводит их к трагической безысходности.
Пушкин не завершает поэму каким-либо моральным итогом. Алеко остается высоким, трагическим героем. Индивидуалистический характер любви Алеко не следствие
личной порочности героя, его натуры. Алеко не эгоист по природе, он принадлежит к определенной социальной группе и воспитан в цивилизованном укладе жизни,
где есть законы.
В пушкинской поэме нет героев только положительных или только отрицательных. Поэт не идеализирует ни цыганское общество, ни Старого цыгана, ни Земфиру. В любви
Земфиры Пушкин замечает легкомысленность, несерьезность, детскую наивность. Старый цыган говорит Алеко:
Ты любишь горестно и трудно,
А сердце женское — шутя.
Такая женская любовь содержит в себе отказ от всяких обязанностей, она освобождена от нравственных понятий о долге.
В «Цыганах» Пушкин приходит к выводу, что и мир европейский, цивилизованный, и мир патриархальный, «естественный» лишены гармонии: всюду противоречия, которые
кончаются для людей трагически. Недаром в эпилоге поэмы звучат печальные слова:
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
После создания поэмы «Цыганы» поэт стремится ответить на волнующие его вопросы: почему сознание современного человека индивидуалистично? Чем это обусловлено,
от чего это зависит? Романтизм не мог помочь в решении этих вопросов.
После южной ссылки Пушкин стоял на пороге новых творческих исканий.<
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Когда была написана поэма «Цыганы»? Где она начата и где закончена?
2. Прочитайте поэму «Цыганы». В чем состоит ее конфликт?
3. Как мотивировано бегство Алеко из города и приход к цыганам?
4. Чем обеспечена вольность цыган и что стало причиной несвободы человека в цивилизованном обществе?
5. Какую роль играет в мотивировке измены Земфиры лирическое отступление о луне?
6. Какова художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы?
7. Соглашается ли поэт со словами Старого цыгана, изгоняющего Алеко из табора? Хотел ли Пушкин «развенчать» или «обличить» Алеко? Оправдывает ли Пушкин
поведение Алеко, Земфиры и в чем состоит его авторская позиция?
8. Объясните художественный смысл последней сцены поэмы, когда табор уходит, покидая Алеко. В чем заключается роль эпилога и как он соотносится с рассказом
об истории Алеко и Земфиры?
9. Познакомьтесь с еще одним жанром пушкинского творчества — с одной из «маленьких трагедий».<
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.