Цветаева М.И. Автобиография
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Читальный зал
 
М.И.Цветаева. Фото, 1925 г.
 
Марина Цветаева и Сергей Эфрон.
Фото, 1911 г. Фото
 
 
 
 
Стихи М. И. Цветаевой о поэзии и о России (уроки литературы в 9 классе)
 
 
 
 
 
Марина Ивановна Цветаева
(1892 – 1941)
АВТОБИОГРАФИЯ[1]
Марина Ивановна Цветаева.
Родилась 26 сентября 1892 г., в Москве. Отец — Иван Владимирович Цветаев[2] — профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать — Мария Александровна Мейн[3] — страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам — от матери, страсть к работе и к природе — от обоих родителей.

Первые языки: немецкий и русский, к семи годам — французский.

Материнское чтение вслух и музыка. Ундина, Рустем и Зораб, Царевна в зелени — из самостоятельно прочитанного. Нелло и Патраш. Любимое занятие с четырех лет — чтение, с пяти лет — писание. Всё, что любила,— любила до семи лет, и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от роду скажу, что всё, что мне суждено было узнать,— узнала до семи лет, а все последующие сорок — осознавала.

Мать — сама лирическая стихия. Я у своей матери старшая дочь, но любимая — не я. Мною она гордится, вторую — любит. Ранняя обида на недостаточность любви.

Детство до десяти лет — старый дом в Трехпрудном переулке (Москва)[4] и одинокая дача Песочная, на Оке, близь города Тарусы Калужской губернии.

Первая школа — музыкальная школа Зограф-Плаксиной в Мерзляковском переулке, куда поступаю самой младшей ученицей, неполных шести лет. Следующая — IV гимназия, куда поступаю в приготовительный класс. Осенью 1902 г. уезжаю с больной матерью на Итальянскую Ривьеру, в городок Nervi, близь Генуи, где впервые знакомлюсь с русскими революционерами и понятием Революции. Пишу Революционные стихи, которые печатают в Женеве. Весной 1902 г. поступаю во французский интернат в Лозанне, где остаюсь полтора года. Пишу французские стихи. Летом 1904 г. еду с матерью в Германию, в Шварцвальд, где осенью поступаю в интернат во Фрейбурге. Пишу немецкие стихи. Самая любимая книга тех времен — «Лихтенштейн» В. Гауфа. Летом 1906 г. возвращаюсь с матерью в Россию. Мать, не доехав до Москвы, умирает на даче Песочная, близь города Тарусы.

Осенью 1906 г. поступаю в интернат московской гимназии Фон-Дервиз. Пишу Революционные стихи. После интерната Фон-Дервиз — интернат Алферовской гимназии, после которого VI и VII класс в гимназии Брюхоненко (приходящей). Лета — за границей, в Париже и в Дрездене. Дружба с поэтом Эллисом и филологом Нилендером. В 1910 г., еще в гимназии, издаю свою первую книгу стихов — «Вечерний Альбом» — стихи 15, 16, 17 лет — и знакомлюсь с поэтом М. Волошиным, написавшим обо мне первую (если не ошибаюсь) большую статью. Летом 1911 г. еду к нему в Коктебель и знакомлюсь там со своим будущим мужем — Сергеем Эфроном, которому 17 лет и с которым уже не расстаюсь. Замуж за него выхожу в 1912 г. В 1912 г. выходит моя вторая книга стихов «Волшебный фонарь» и рождается моя первая дочь — Ариадна. В 1913 г.— смерть отца.

С 1912 по 1922 г. пишу непрерывно, но книг не печатаю. Из периодической прессы печатаюсь несколько раз в журнале «Северные записки».

С начала революции по 1922 г. живу в Москве. В 1920 г. умирает в приюте моя вторая дочь, Ирина, трех лет от роду. В 1922 г. уезжаю за границу, где остаюсь 17 лет, из которых 3 с половиной года в Чехии и 14 лет во Франции. В 1939 г. возвращаюсь в Советский Союз — вслед за семьей и чтобы дать сыну Георгию (родился в 1925 г.) родину.

Из писателей любимые: Сельма Лагерлёф, Зигрид Ундсет, Мэри Вебб.

С 1922 г. по 1928 г. появляются в печати следующие мои книги: в Госиздате «Царь-Девица», «Версты» 1916 г. и сборник «Версты»; в Берлине, в различных издательствах,— поэма «Царь-Девица», книги стихов «Разлука», «Стихи к Блоку», «Ремесло» и «Психея», в которые далеко не входит всё написанное с 1912 по 1922 г. В Праге, в 1924 г., издаю поэму «Молодец», в Париже, в 1928 г., книгу стихов «После России». Больше отдельных книг у меня нет.

В периодической прессе за границей у меня появляются: лирические пьесы, написанные еще в Москве: «Фортуна», «Приключение», «Конец Казановы», «Метель». Поэмы: «Поэма Горы», «Поэма конца», «Лестница», «С Моря», «Попытка комнаты», «Поэма Воздуха», две части трилогии «Тезей»: I ч. «Ариадна», II ч. «Федра», «Новогоднее», «Красный бычок», поэма «Сибирь». Переводы на французский язык: «Le Gars» (перевод моей поэмы «Молодец» размером подлинника) с иллюстрациями Н. Гончаровой, переводы ряда стихотворений Пушкина, переводы русских и немецких революционных, а также и советских песен. Уже по возвращении в Москву перевела ряд стихотворений Лермонтова. Больше моих переводов не издано.

Проза: «Герой труда» (встреча с В. Брюсовым), «Живое о живом» (встреча с М. Волошиным), «Пленный Дух» (встреча с Андреем Белым), «Наталья Гончарова» (жизнь и творчество), повести из детства: «Дом у Старого Пимена», «Мать и Музыка», «Черт» и т. д. Статьи: «Искусство при свете совести», «Лесной царь». Рассказы: «Хлыстовки», «Открытие Музея», «Башня в плюще», «Жених», «Китаец», «Сказка матери» и многое другое. Вся моя проза — автобиографическая.
(Январь 1940 г., Голицыно).
Источник: М. И. Цветаева. Стихотворения и поэмы. — Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-е, 1990 (Б-ка поэта. Большая серия).


Примечания
1. Автобиография — Цветаева в Голицине автобиографию для предполагавшейся «Литературной энциклопедии».
23 декабря она пишет письмо Л. П. Берии — о муже и дочери, просит разобраться. Периодически ездит в Москву — с передачами мужу и дочери (27 августа 1939 г. арестована Ариадна Эфрон. 10 октября арестован 1939 г. С. Я. Эфрон).
В Голицыне написано несколько лирических стихотворений. Главное время Марина Цветаева отдает переводам поэм Важи Пшавелы, баллад о Робин Гуде и др.
С зимы 1939—1940 гг. до начала лета Марина Цветаева с Муром живут в подмосковном Голицыне; она снимает часть комнаты в избе, неподалеку от Дома творчества писателей (туда они ходят на обед и ужин). 7 июня Марина Цветаева вынуждена покинуть Голицыно навсегда. (вернуться)

2. Иван Владимирович Цветаев — (1847 — 1913) — русский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессор Московского университета (с 1877), тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Отец Марины и Анастасии Цветаевых. Все годы строительства Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) Цветаев занимался им безвозмездно, не получая за это жалования. В командировки за экспонатами ездил на свои средства, а при покупках максимально экономил средства дарителей. Царская семья отметила труды Цветаева по созданию Музея изящных искусств присвоением звания почётного опекуна. Цветаев всего год прослужил директором музея, скончавшись от сердечного приступа.
Похоронен на Ваганьковском кладбище (14 уч.).(вернуться)

3. Мари́я Алекса́ндровна Цвета́ева (урождённая Мари́я Алекса́ндровна Ме́йн; 1868—1906) — вторая жена Ивана Владимировича Цветаева, мать Марины Цветаевой и Анастасии Цветаевой. В 1891 году вышла замуж за Ивана Владимировича Цветаева, став его второй женой. Долгие годы была его ближайшей помощницей в деле создания Московского музея изящных искусств.
В 1902 году когда у Марии Александровны был обнаружен туберкулёз, семья уехала для её лечения за границу, в Италию. В 1905 году Цветаевы вернулись в Россию, жили в Крыму, в Ялте.
Летом 1906 года, в Тарусе, Мария Александровна умерла. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище (14 уч.).
Марина Цветаева вспоминала, что её мать семнадцати лет отроду испытала единственную в жизни любовь — к человеку, который был женат и, даже выйдя замуж, продолжала любить того, с которым потом никогда не искала встречи и которому, впервые и нечаянно встретившись с ним на лекции мужа, на вопрос о жизни и счастье, ответила: «Моей дочери год, она очень крупная и умная, и я совершенно счастлива…» — см. очерк «Мой Пушкин» на сайте "К уроку литературы"). (вернуться)

4. ...старый дом в Трехпрудном переулке — небольшой деревянный дом в Трехпрудном переулке не сохранился. Это дом в Трехпрудном переулке в Москве, который навеки запечатлен в стихах и прозе. Дом, где в маленькой Цветаевой строгая мать Мария Мейн пытается воспитать идеального музыканта. Дом, где неожиданным гостем оказывается поэт Максимилиан Волошин, первый, кто публично признал поэтический гений юной Цветаевой.
См. подробнее о жизни Цветаевой в этом доме: Дом В Трехпрудном (фрагмент главы из книги Швейцер В. А. «Быт и бытие Марины Цветаевой»). (вернуться)

 
Гости Коктебеля. Фото 1913.
Слева направо: Е. Волошина, В. Эфрон, С. Эфрон, М. Цветаева, Е. Эфрон,
В. Соколов, М. Кювилье, Ю. Фельдштейн, Л. Фейнберг.
Фото из архива ГЛМ.
Источник иллюстрации: М. И. Цветаева. Стихотворения и поэмы.
— Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-е, 1990 (Б-ка поэта. Большая серия).
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика