Итоговое собеседование. Русский язык. 9 класс. Вариант 1 из сборника И.П.Цыбулько
Русский язык для школьников
 
 
 
Итоговое собеседование
по русскому языку
в 9 классе

(варианты задания 1 и 2. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля и его пересказ)
 
Итоговое собеседование
по русскому языку
в 9 классе

(Варианты заданий 3 и 4. Монологическое высказывание. Диалог)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Изложения. Типовые
 экзаменационные
 варианты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ОГЭ*
 
Итоговое собеседование
по русскому языку в 9 классе
ОГЭ
Вариант 1 из сборника И.П.Цыбулько
 
     Итоговое собеседование по русскому языку состоит
из четырёх заданий
.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.

Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2.
Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.

На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.
 
Вариант 1
(из сборника И.П.Цыбулько)

Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте вслух текст о знаменитом русском хирурге Николае Ивановиче Пирогове (1810-1881).
(У Вас есть 2 минуты на подготовку.)

Николай Иванович Пирогов – врач, отец русской хирургии. Николай Иванович написал замечательные научные труды по анатомии, составил топографический атлас, помогающий хирургу во время операции безошибочно отыскать и перевязать любую артерию.
Николай Иванович по праву считается основателем военно-полевой хирургии. Стремясь сделать операции безболезненными, Пирогов первым в мире использовал эфирный наркоз. За время Крымской войны врач провёл около 300 операций с использованием эфира, доказав эффективность и успешность этого метода. Великий хирург также изобрёл современную гипсовую повязку. По инициативе учёного на фронте появились военные медсёстры, которые ухаживали за ранеными. Именно Пирогов ввёл в употребление термин «лечебное питание». Врач был твёрдо убеждён, что морковь и рыбий жир помогают ускорить выздоровление.
В народе Николая Ивановича называли «чудесным доктором». «Чудеса», которые творил этот выдающийся человек, помогая больным, были проявлением не только его высокой одарённости, но и любви к людям.
Вот уже более века Пирогова считают своим наставником многие поколения врачей не только в нашей стране, но и за её пределами. По книгам учёного и сегодня учатся студенты-медики. (160 слов)

См. комментарии к заданию 1 ниже


2. Задание второе. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н. И. Пирогова: «Быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке».
Подумайте, где лучше использовать слова Н. И. Пирогова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
(У Вас есть 1 минута на подготовку.)

См. комментарии к заданию 2 ниже



Внимание!
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.
Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать
одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.  

Тема 1.
Природа родного края (на основе описания фотографии) 
Тема 2.
Выходной день, который запомнился больше всего. (повествование на основе жизненного опыта)
  Тема 3.
Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями? (рассуждение по поставленному вопросу)

  (У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.)

Тема 1.  Природа родного края.   Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
 место, время года, изображённые на фотографии;
 особенности рельефа, изображённого на фотографии;
 настроение, которое вызывает у Вас этот пейзаж.

Тема 2.   Выходной день, который запомнился больше всего
Расскажите о выходном дне, который запомнился Вам больше всего.
Не забудьте рассказать:
 с кем Вы провели этот день (с одноклассниками, с друзьями, с родителями);
 как Вы провели этот день;
 какое настроение у Вас было в этот день;
 почему Вам запомнился этот день.

Тема 3. Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?
Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Всегда ли неизбежны конфликты между подростками и родителями?»
Не забудьте дать ответы на вопросы:
 Почему возникают конфликты между подростками и родителями?
 Как можно избежать конфликтов?
 Как «работать» над взаимоотношениями в семье?
 На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?


Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 1.  Природа родного края

  Опишите фотографию.
1) Какие пейзажи можно встретить в Вашем родном крае?
2) Опишите Ваше любимое занятие во время отдыха на природе.
3) Почему людям важно бывать на природе?

Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 2. Выходной день, который запомнился больше всего.

Расскажите о выходном дне, который запомнился Вам больше всего
1) Что для Вас важнее: где или с кем провести выходной день?
2) Согласны ли Вы, что лучший отдых - это смена деятельности?
3) В чём для Вас заключается лучший отдых?

Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 3. Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?

Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?
1) Какие качества характера людей чаще всего приводят к конфликтам?
2) Умение признать свою ошибку или вину, попросить прощения показатель силы или слабости человека? Почему?
3) Стоит ли «выносить сор из избы», делиться своими семейными конфликтами с посторонними людьми?

Рекомендуемый порядок
проведения итогового собеседования
Действия собеседникака-экзаменатора Действия учащихся Время
     
15 мин.
1.
Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена
 
1 мин.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
2. Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух. Обратить внимание на то, что ученик будет работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2    
3.
За несколько секунд напомнить о готовности к чтению
Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя
2 мин.
4
Слушание текста. Эмоциональная реакция на чтение ученика
Чтение текста вслух
2 мин.
5
Переключение ученика на другой вид работы. Объяснить, что ученик имеет право пользоваться дополнительной информацией, необходимой для выполнения задания 2
Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации
1 мин.
6.
Забрать у ученика исходный текст. Слушание пересказа. Эмоциональная реакция на пересказ ученика.
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
3 мин.
7
Забрать у ученика материалы, необходимые для выполнения задания 1 и 2.
Объяснить, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с которым работал ученик при выполнении заданий 1 и 2.
Предложить обучающемуся выбрать вариант темы беседы и выдать ему соответствующую карточку
   
МОНОЛОГ
8
Предложить ученику ознакомиться с темой монолога. Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут
   
 
Подготовка к ответу
1 мин.
9.
Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ
Ответ по теме выбранного варианта
3 мин.
ДИАЛОГ
10
Задать вопросы для диалога. Экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в экзаменационных материалах
Вступает в диалог
3 мин.
11
Эмоционально поддержать ученика
   
 
Комментарии к заданию 1.
Выполняя любой вариант задания № 1 «Чтение текста», следует знать, что это всегда будет текст рассуждения-объяснения. В тексте всегда объясняется такая мысль: названный в тексте человек знаменит, а для доказательства этой мысли приведены 3 постоянных аргумента. Во-первых, его профессиональные достижения велики, во-вторых, говорится о чертах его характера или приводятся факты из биографии, в-третьих, его помнят потомки.
Работая над заданием № 1, за две минуты подготовки следует успеть сделать набросок его логической схемы. Вот примерный вид этого наброска.

Николай Иванович Пирогов – знаменитый человек, врач, отец русской хирургии
так как его профессиональные достижения велики и значимы
аргумент 1-й
так как он был не только хорошим врачом, он любил людей
аргумент 2-й
поэтому его помнят потомки.
аргумент 3-й
труды по анатомии
«лечебное питание» /морковь и рыбий жир/
военные медсёстры
гипсовая повязка
эфирный наркоз
атлас, по которому легко делать операции на артерию
«чудесный доктор»
творил «чудеса»
не только его высокая одарённость, но и любовь к людям.
наставник
книги
современные студенты-медики

Набросок надо сделать при подготовке к чтению, а потом использовать при подготовке к пересказу.

 
Комментарии к заданию 2.
Выполняя задание № 2 «Пересказ текста», в составленную ранее логическую схему, в которой уже присутствуют все опорные слова текста, для связного пересказа необходимо ввести глаголы. (наличие глаголов в пересказе, во-первых, делает его связным и, во-вторых, «освобождает» от жесткого копирования исходного текста. По смыслу эти глаголы вторичны: они выполняют связочную роль в тексте)

Николай Иванович Пирогов – знаменитый человек, врач, отец русской хирургии
так как его профессиональные достижения велики и значимы
аргумент 1-й
так как он был не только хорошим врачом, он любил людей
аргумент 2-й
поэтому его помнят потомки.
аргумент 3-й
Написал труды по анатомии.
Составил атлас, по которому легко делать операции на артерию.
Изобрел эфирный наркоз
Убедил в необходимости «лечебное питание».
Изобрел гипсовую повязку.
По его инициативе на фронте появились военные медсёстры
Его назвали «чудесным доктором».
Он творил «чудеса».
Его отличала не только его высокая одарённость, но и любовь к людям.
Он был наставником не только для современников, но и нынешних студентов-медиков.
По его книгам учатся студенты-медики во всем мире.

*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
Яндекс.Метрика