Слава. Тексты для подготовки к ОГЭ. Задание 13.3. Русский язык (из открытого банка ФИПИ)
Русский язык для школьников
 
 
 
Итоговое собеседование
по русскому языку
в 9 классе

(варианты задания 1 и 2. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля и его пересказ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ОГЭ*
 
Русский язык.
Тексты для работы над сочинениями на тему
«Что такое слава»
из открытого банка ФИПИ
Сочинение.
Часть 3, задание 13.3
 
     Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
      На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
     Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
     Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
     На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.

(Из инструкции)
При подсчёте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

     Темы сочинений

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ:
Тема изложения и сочинения совпадают, поэтому прежде чем приступать к написанию сочинения, вспомните текст изложения. Он поможет вам выстроить ход размышлений, а также сформулировать свое определение.
Великодушие
Взаимовыручка
Внутренний мир человека
Воображение
Выбор
Доброта
Драгоценные книги
Дружба
Жестокость
Жизненные ценности
Жизненный опыт
Зависть
Любовь
Любознательность
Материнская любовь
Мечта
Настоящее искусство
Неуверенность в себе
Нравственный выбор
Понимание
Преданность
Раскаяние
Решительность
Сила духа
Сила характера
Слава
Смелость
Счастье
Цель в жизни
Человечность


СЛАВА – форма общего одобрения, признания достоинств какого-либо человека и его деяний.
Прославиться можно по-разному: сделать великое открытие, безвозмездно помогать тысячам людей или совершить нелепый поступок.
 
Как Вы понимаете значение слова СЛАВА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое слава», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Текст 1.
Как Вы понимаете значение слова СЛАВА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как можно прославиться?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1)Как только у нас с Пашкой появлялся какой-нибудь замысел, неизменно оказывалось, что в прошлом кто-то уже опередил нас. (2)Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! (3)Выходило, что мы родились слишком поздно и пути к славе для нас закрыты.
(4)Я высказался в этом смысле дома, но мать, удивлённо посмотрев на меня, сказала:
– (5)Экий ты, оказывается, ещё дурачок!.. (6)Иди вон на огороде славу зарабатывай...
(7)Пашка заметил:
– (8)Почему это матери, как правило, детей любят, а не понимают? (9)Вот раньше было: (10)«Благословляю тебя, сын мой, на подвиг...» (11)А тут – на огород!..
(12)Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает. (13)Он построил машину, чтобы наливать воду в колоду для коровы. (14)Машина, правда, сама воду наливать не могла; зато если налить вёдрами, то потом достаточно нажать железный рычаг, чтобы бочонок опрокинулся и половина воды попала в колоду.
(15)Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось. (16)Но однажды Пашкин отец в сумерки наступил на рычаг, и его окатило с головы до ног. (17)Он тут же изломал Пашкину «механику» и задал бы самому изобретателю, да тот убежал.
(18)У меня нет пристрастия к технике – мне больше нравится читать. (19)Но все книги, какие я мог достать, уже читаны-перечитаны, и я попробовал написать свою.
(20)Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке: « (21)Летопись. (22)Древняя, средняя и новая история деревни Тыжи, сочинённая Н.И. Березиным».
(23)Вначале описание деревни шло гладко. (24)Но после слов: «Заложена деревня в...» – начались затруднения. (25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.
(26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. (27)Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся:
– (28)Какая, к лешему, у нашей деревни история! (29)Бедовали в этой чащобе – вот и вся история.
(30)История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как Колька-летописец...
(31)Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем.
(По Н.И. Дубову)*
* Дубов Николай Иванович (1910–1983) – русский советский писатель. В основном его произведения освещают острые проблемы, переломные события в жизни молодого человека.



Текст 2.
Как Вы понимаете значение слова СЛАВА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как можно прославиться?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

(1)Дело было ранней весной. (2)Мы с Аглаей пришли на речку, чтобы полюбоваться ледоходом. (3)Сели на брёвна и стали грызть подсолнухи.
(4)– Сегодня и глядеть-то не на что, — сказала Аглая. — Вот вчера такие льдины плыли — весь мост дрожал. (5)А на одной льдине мы кошку видели.
(6)– Бывает, что и людей уносит, не то что кошек, — ответил я. — На Днепре вот двух девчонок унесло, а пятиклассник их спас.
(7)Аглая покосилась на меня:
(8)– Кто-о?.. (9)Пятиклассник? (10)Выдумываешь!
(11)– Не веришь? (12)Почитай вчерашнюю газету.
(13)Я передал Аглае скомканный листок. (14)Шепча себе под нос, она прочла заметку и принялась разглядывать портрет.
(15)– Жил себе мальчишка как мальчишка, никто на него и внимания не обращал, и вдруг — на всю страну прославился. (16)Вот бы нам кого-нибудь спасти! (17)И чтобы наши портреты тоже напечатали, — продолжала Аглая. — Мы бы с тобой шли по улице, а нас бы все узнавали. (18)Во было бы! (19)А в школе?.. (20)Вот бы ребята на нас глаза таращили!
(21)Я молча кивнул. (22)Аглая вскочила на ноги.
(23)– Лёшк! (24)Видишь льдину? (250Её чуток от бревна отпихнуть, она и поплывёт.
(26)– Ну и что? — спросил я.
(27)– Неужели не понял? (28)Ты стань на эту льдину, а я буду гулять по берегу, будто тебя не замечаю. (29)А потом ты вон тем шестом оттолкнись и кричи: «Спасите!» (30)Только громче кричи, чтобы люди с моста услышали. (31)Они побегут тебя спасать, а я первая брошусь в речку, и ты тоже бросайся, и я тебя вытащу. (40)И получится, вроде я тебя спасла.
(41)Я даже отодвинулся от этой сумасшедшей и молча замотал головой.
(42)– Во! Струсил уже! — воскликнула Аглая.
(43)– Вовсе я не струсил, а просто... я не хочу лезть в холодную воду.
(44)Я почувствовал, что, если я откажусь, Аглая в самом деле примет меня за труса. (45)С большой неохотой я согласился. (46)Вздохнул и сошёл с бревна.
(47) Толкайся! — послышалось с берега.
(48) Я оттолкнулся от сваи и увидел, как берег, дощатый забор на невысоком косогорчике и стоящая у забора Аглая поплыли влево.
(49)– Маши руками! (50)Кричи! — скомандовала Аглая.
(51) Я помахал немножко руками и сказал «спасите» так тихо, что сам себя не услышал.
(52)– Э-эй! На помощь! — крикнула что было сил Аглая и понеслась с косогора к брошенному мной шесту.
(53) Скачок, другой, третий... (54)Шлёп! (55)Ноги Аглаи увязли, и она растянулась в грязи.
(56)Тут я увидел, что пологий берег кончился. (57)Теперь в трёх метрах от меня тянулся невысокий глинистый обрыв. (58)Вплотную к обрыву бежала тёмно-бурая вода, бежала быстро, закручиваясь водоворотиками.
(59)Аглая появилась над краем обрыва. (60)Сначала она бежала вровень со мной, потом обогнала льдину, остановилась и опустила с обрыва шест.
(61)– Прыгай! (62)Тут близко!
(63)Я молча проехал мимо.
(64)Аглая рванулась и побежала так быстро, что конец шеста, который она волочила, запрыгал по бурой траве. (65)Я увидел её метров за десять впереди. (66)Она сидела на берегу, свесив ноги.
(67)Льдина почти поравнялась с ней. Аглая, как была — в сапожках и в пальто, скользнула с обрыва. (68)Конец шеста заскрёб по краю моей льдины. (69)Я увидел голову девчонки в воде под кустом, увидел её красную руку с побелевшими косточками...
(70)– Прыгай! Прыгай! — снова закричала она, но прыгать уже было не нужно: подтянутая шестом льдина причалила к берегу по другую сторону куста, да так удачно, что рядом с ней на обрыве оказался выступ.
(71)Я перешагнул на него и даже ног не замочил. (72)Как я выбрался наверх, как вскарабкалась туда Аглая, я не запомнил. 973)Я только помню, как она предстала передо мной в потемневшем от воды коричневом пальто, с забрызганным лицом. (74)Нижняя челюсть у неё дрожала крупной дрожью.
(75)– Смотри никому не болтай, слышишь? (76)Скажи, что я нечаянно в воду упала: стала на льдину, поскользнулась и упала...
(77)Я молчал о своей поездке на льдине, молчала об этом и Аглая. (78)0 славе она больше не вспоминала.
(По Ю. В. Сотнику*)
* Сотник Юрий Вячеславович (1914—1997) — писатель, автор книг для подростков.



С3К1
Толкование значения слова

2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит учащийся, определяющими являются следующие моменты:
1) толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
2) содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.
Эти два момента и определяют цель, логику и способы развертывания сочинения.
ПРИМЕРЫ
Пример № 1.
Не раз в жизни нам приходилось встречаться с тем, что, обвиняя кого-то в жестокости или бессердечности, люди нарекали человека «бесчеловечным существом», а его действия – «бесчеловечными». Каждый раз мне не давал покоя один, казалось бы, странный вопрос: как человек может быть бесчеловечным? Ведь само слово «человечный» образовано от существительного «человек». Но если задуматься, то понимаешь, что человечность – это способность сопереживать, понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым необходима поддержка. Под человечностью я понимаю некую способность к самопожертвованию. Только эта жертва не принесет душевные страдания, наоборот, она внесет в жизнь смысл.
В этой работе экзаменуемый раскрывает содержательное поле понятия «человечность», соотнося его с противоположным по смыслу понятием, описывая его характерные признаки, анализируя семантику внутренней формы. Хотя сформулированное определение («…человечность – это способность сопереживать, понимать, чувствовать чужие проблемы, это желание протянуть руку помощи ближнему, это осознание того, что в мире полно и других людей, которым необходима поддержка…»), конечно, не включает в себя всех признаков данного понятия, но оно отражает лично окрашенное понимание сущности анализируемой ценности.
Комментирование заключается в том, что, во-первых, очерчивается объем данного понятия (круг явлений, фактов, которые охватываются понятием), во-вторых, раскрывается оценочный смысл человечности как ценности.
Пример № 2.
Что такое человечность? На этот вопрос большинство людей ответит так: это одно из лучших качеств человека, которое призывает его помогать другим людям, даже если вы незнакомы, это умение поддержать в трудную минуту, проявлять к старшим, совершать подвиги, не смотря ни на какие препятствия и преграды. Можно сказать, что человечность синонимична со словом «добро». Ведь так оно и есть, под словом «человечность» скрываются все добрые качества и поступки людей.
Предлагая свое толкование понятия, экзаменуемый дает ему развернутую характеристику, соотносит с близким по значению понятием, и это позволяет не только выявить смысловую сущность «человечности», но и выразить свое понимание этой ценности. Анализируя фрагмент этой работы, легко можно понять, в чем заключается содержательная функция комментария: он раскрывает нравственный смысл данного понятия, показывает привлекательность предложенной ценности, ее место в иерархии других категорий.
 

*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
 
Яндекс.Метрика