Танцы и музыка. Энциклопедия русского быта XIX века
Энциклопедия русского быта XIX века
Русский быт XIX века в литературе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Девочки Ростовы. Первый бал.
Иллюстрация А.В.Николаева к роману «Война и мир». 1968 г.
БЫТ И ДОСУГ
     
   
 

 

Танцы и музыка

"Какое приятное занятие эти танцы!" - с этой фразы Липочки начинается комедия Островского "Свои люди - сочтемся!". В самом деле, танцы с глубокой древности у всех народов - одно из любимейших общественных развлечений. Какие только танцы не сменились с течением веков! Некоторые старинные дожили до наших дней - например, бессмертный вальс, другие продолжают радовать нас в концертах, балетах и операх, став музыкально-хореографической классикой, третьи совершенно забыты, вроде знаменитого некогда ГРОСФАТЕРА (по-немецки "дедушка"), который танцуют на балу (тогда говорили "на бале") у Ростовых в "Войне и мире". А кто помнит такие танцы, как МАТРАДУР, МОНИМАСК, КУРАНТ или "ДАНИЛО КУПОР"? Этих названий даже ни в одном словаре не найдешь, упоминаются они лишь в старых повестях и романах.


"Герой нашего времени". Бал. Художник П. Павлинов. 1940–1941
См. иллюстрации П.Я.Павлинова к роману "Герой нашего времени"

Назовем лишь те бальные танцы, которые особенно часто встречаются в классических произведениях. Тут первое место, пожалуй, принадлежит бравурной МАЗУРКЕ, вошедшей в моду в начале XIX века. Умение танцевать мазурку считалось в светском обществе обязательным. В числе достоинств Онегина было и то, что он смолоду "легко мазурку танцевал". Пушкин посвятил мазурке целую строфу в "Евгении Онегине". Томский в "Пиковой даме" танцевал с Лизой "бесконечную мазурку". О полковнике Скалозубе в "Горе от ума" Чацким сказано: "созвездие маневров и мазурки".

КОТИЛЬОН объединял в себе фигуры вальса, мазурки и польки, являя собой танец в какой-то степени импровизационный: задавала тон и определяла фигуры первая пара, кавалер даже командовал оркестром. Котильон танцевали "до упаду". "…Поэт конца мазурки ждет /И в котильон ее зовет… И бесконечный котильон / Ее томил, как тяжкий сон". Речь идет о Ленском и Ольге Лариной.

На балу у губернатора "посреди котильона Ноздрев сел на пол и стал хватать за полы танцующих".

ВАЛЬС достиг апогея своей популярности к середине XIX века, но появился в его начале. "Однообразный и безумный, / Как вихорь жизни молодой, / Кружится вальса вихорь шумный…" - так определил его Пушкин.



Балы по традиции начинались ПОЛОНЕЗОМ (что значит польский) - степенно-торжественным танцем, в котором пары вначале шли длинной вереницей. Только к нашему веку полонез как зачин бала уступил свое место вальсу.


Бал у княгини М.Ф.Барятинской. Г.Г.Гагарин. Акв. 1834.
См. главу "Бал" из книги Ю.Лотмана "Беседы о русской культуре"

Популярной была КАДРИЛЬ (от французского слова, означающего "четверка"), в которой пары располагались четверками, одна против другой. Предшественником кадрили был КОНТРДАНС, танцевали его еще в петровские времена. На кадриль был похож ЭКОСЕЗ (буквально "шотландский"), в отличие от кадрили быстро вышедший из моды. В 1840-х годах повсюду затанцевали легкую и стремительную ПОЛЬКУ - танец не польского, как можно принять по названию, а чешского происхождения. Появился даже глагол "ПОЛЬКИРОВАТЬ" - наподобие "вальсировать". Польку танцуют в рассказе Л. Толстого "После бала".

В некоторых танцах, чаще всего в мазурке, было принято выбирать партнера не прямо, а "по псевдониму": к молодому человеку подводили двух дам, заранее избравших себе какое-либо условное название - предмет или качество. Молодой человек должен был выбрать одно из них, носительница которого становилась его партнершей. То же делали два молодых человека, а выбирала дама. Такой способ выбора партнера иногда назывался ИГРОЙ В КАЧЕСТВА, он описан в "Пиковой даме" Пушкина, в "Детстве" и "После бала" Л. Толстого, в "Мелочах жизни" Салтыкова-Щедрина.

Под какое музыкальное сопровождение танцевали и пели?

В богатых домах и разного рода "собраниях", то есть клубах, нанимали оркестр, обычно же играло ФОРТЕПИАНО. В "Горе от ума" София приглашает Скалозуба на вечер: "Пораньше: съедутся домашние друзья / Потанцевать под фортепияно…"

В наше время фортепиано - собирательное название струнных клавишных инструментов, имеющих две разновидности - рояль и пианино. В старину фортепьяно, или, как часто говорили, фортепианами (во множественном числе), назывался конкретный инструмент, имевший разные формы: прямоугольную - так называемое "столовое фортепьяно" или "крыловидную", из которой постепенно развился современный рояль. Предшественником фортепиано был КЛАВИКОРД, или КЛАВИКОРДЫ.

Клавикорд выглядел довольно изящно: стол на четырех высоких ножках с клавиатурой и струнами, который закрывался крышкой. Арина Васильевна, мать Базарова ("Отцы и дети" Тургенева), в молодости играла на клавикордах. В "Войне и мире" после обеда у Ростовых Наташа поет под клавикорды; в Лысых Горах на клавикордах играет княжна Марья Болконская; владеет игрой на этом инструменте и Пьер Безухов.

Про Евгения Онегина говорится:

Садился он за клавикорды
И брал на них одни аккорды.

Клавикорды вышли из моды к началу XIX века. Историки полагают, что клавикордами по инерции часто продолжали называть сменившее их фортепьяно.

Иногда фортепьяно называлось в России по-немецки - КЛАВИРОМ.

Одно из лицейских стихотворений Пушкина "Слово милой" начинается так: "Я Лилу слушал у клавира…"

К середине XIX веке в России стало распространяться столь знакомое нам и удобное своей компактностью ПИАНИНО: вначале слово имело мужской род: Варвара Петровна Лаврецкая в "Дворянском гнезде" приобрела в Париже "прелестный пианино". Фортепьяно же крыловидной формы, на трех ножках все чаще стали называть рояль, поначалу в женском роде: она сидела за роялью и т.п.

Играющих на этих разновидностях фортепьяно называли ФОРТЕПИАНИСТ, ФОРТЕПИАНЩИК и даже ПЬЯНИСТ - последнее слово нередко произносят комические персонажи у Чехова. К счастью, эти тяжеловесные и некрасивые слова заменились нынешним термином "пианист".

Недолго удержался такой инструмент, как ФИСГАРМОНИЯ - домашний орган, по форме сходный с пианино, с аналогичной клавиатурой, но без струн - звук извлекался нагнетанием воздуха, через ножные педали из разных трубочек. На фисгармонии "что-то торжественное и мрачное" играет Юрин в "Жизни Клима Самгина" Горького. Владельцы квартир и особняков, где имелось пианино или рояль, приглашали на танцевальные вечера за плату ТАПЕРА - профессионального музыканта или студента. Трогательную историю подростка-тапера, выросшего в знаменитого музыканта, рассказал нам Куприн в рассказе "Тапер". Но в частных домах, до изобретения граммофона, танцевали и под разного рода заводные "музыкальные ящики" с меняющимися дисками или валиками. О разновидностях такого рода "ящиков" - МОНОПАНЕ и АРИСТОНЕ - можно прочитать в некоторых рассказах Бунина и Куприна.

На больших балах избирался РАСПОРЯДИТЕЛЬ ТАНЦАМИ, или "ДИРИЖЕР", руководивший порядком танцев, назначавший фигуры в них, собиравший танцующих в "гран-рон" (большой общий круг), дававший указания оркестру и т.п. Для этого нужен был определенный опыт и умение, а также некоторое знание французского языка, так как указания было принято произносить по-французски.


 
 
 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика