А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
А.П.Чехов.
Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»

Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека

Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова

Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия


УРОК 94
А. П. ЧЕХОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
ТРИЛОГИЯ «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ», «КРЫЖОВНИК», «О ЛЮБВИ».
ОТРИЦАНИЕ АВТОРОМ БЕЗДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Цель:

ознакомить учащихся с миром А. П. Чехова, писателя и человека; выяснить, что было главным в его отношении к людям и к природе; развивать умение видеть художественное своеобразие чеховских рассказов; воспитывать личностные качества на примере жизни выдающегося человека, прививать уважение к классической литературе.

Оборудование:
учебник, выставка книг А. П. Чехова, высказывания А. П. Чехова, портреты писателя.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве писателя, привлекая знания, полученные в предыдущих классах; знают содержание изученных рассказов; определяют темы и проблемы, поднятые в них; объясняют, в чём проявляется внутренний конфликт героев рассказов (ведут диалог); характеризуют литературных героев, выделяя в их характерах доминирующие черты; анализируют текст, оценивая роль художественной детали в рассказах А. П. Чехова; делают выводы об утверждении в рассказах авторских представлений о достойной человека жизни.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводно-ориентировочная беседа

• Что вы знаете о детстве и юности А. П. Чехова? О чём говорит его фраза: «В детстве у меня не было детства»?

• Что можно сказать о раннем творчестве писателя? Какие его произведения вы знаете?

• С какими произведениями А. П. Чехова вы ознакомились в предыдущих классах?

• Нравятся ли вам юмористические рассказы Чехова?

• Над чем и над кем смеётся Чехов в прочитанных вами рассказах?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

(Обращение к записи на доске.)

— «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»; «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы наша земля»; «Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А. П. Чехов).

Прочитайте эти строки. Вдумайтесь в них. В них есть всё! В них вся жизнь известного писателя Антона Павловича Чехова. И сегодня мы продолжим изучение его творчествв, начатое в предыдущих классах.

Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он необыкновенный человек, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны.

Споры о его творчестве начались ещё среди современников. «…Тупоумны, холодны и пошлы»,— это слова современника о чеховских рассказах. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. А. Бунин, и Максим Горький. «Слишком своеобразный, сложный был он человек»,— писал о Чехове И. А. Бунин.

Ключом к пониманию творчества А. П. Чехова могут стать слова Максима Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошёл большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрёка, с безнадёжной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живёте, господа!»

Всё творчество А. П. Чехова есть призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Уже в ранних юмористических рассказах А. П. Чехов рассматривал разнообразные виды «ложных представлений» — стереотипы жизненных программ, стандартов, по которым строится всё поведение человека. Но позже писатель найдёт для этого явления точную и ёмкую формулу — «футляр».

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Вглядитесь в его лицо. Чтобы понять Чехова как человека недостаточно видеть его таким, каким он был на портрете последних лет: в пенсне, с утомлённым лицом, Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взглянуть, каким он был в 29 лет.

Тот, кто впервые видел Чехова, поражала его внешность: чёрные волосы и голубые бездонные глаза удивительной чистоты и ясности (обращение к портретам А. П. Чехова).

«…Глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светили одновременно мыслью и какой-то почти детской непосредственностью. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы»,— отмечал В. Г. Короленко.

Искренний смелый взгляд, бесстрашно устремлённый на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он людям обо всём, что видел вокруг. Это был человек, который в своё время, да и сейчас напоминал, что жить пошло, скучно, неинтересно нельзя, что «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это был человек, который сделал себя сам.

Настоящий писатель — это огромный и неисчерпаемый мир. Но сегодня мы перелистаем только несколько страниц его жизни и создадим свою небольшую книгу о Чехове, вместе открывая его для себя как человека и как писателя. А помогут нам в этом ваши одноклассники, которые подготовили «Литературные визитки» о жизни и творчестве писателя.

2. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. П. Чехова
(см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)
Хронологическая таблица
жизни и творчества А. П. Чехова
Дата
Событие
17(29) января 1860 г.
Родился в городе Таганроге в семье купца Павла Георгиевича Чехова и его жены Евгении Яковлевны
1876–1878 гг.
Первые литературные опыты
1879–1884 гг.
Учёба на медицинском факультете Московского университета
1880 г.
Первые опубликованные произведения А. П. Чехова; работа в юмористических журналах «Стрекоза», «Осколки», «Будильник»
1890 г.
Поездка на остров Сахалин
1898 г.
Начало сотрудничества с Московским Художественным театром; премьера пьесы «Чайка»
1901 г.
Женитьба на О. Л. Книппер
1903–1904 гг.
Создание и постановка пьесы «Вишневый сад» на сцене Художественного театра.
2 (15) июля 1904 г.
Умер на немецком курорте Баденвайлере


3. Ознакомление со статьёй учебника о жизни и творчестве А. П. Чехова

4. Слово учителя о создании А. П. Чеховым
трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»


— В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Общая нумерация свидетельствовала о том, что они составляют единую серию.

Тремя рассказами эта задуманная автором серия не исчерпывалась. В письме к издателю от 28 сентября 1894 г. Чехов протестовал против того, что упомянутые три рассказа набираются в типографии для собрания сочинений, указывая, что они принадлежат «к серии, которая далеко ещё не закончена и которая может войти лишь в XI или XII том, когда будет приведена к концу вся серия». Осуществить свой замысел писателю не удалось.

Но в незаконченном виде серия рассказов представляет собой не простое собрание, но цикл, своеобразную трилогию, состоящую из частей, внутренне связанных между собой. Каждый из трёх главных героев — учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, помещик Алёхин — рассказывает по одной истории; первый о своём знакомом — «человеке в футляре», второй — о своём брате, который решил «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу», третий — о самом себе, о том, как он проглядел свою любовь и счастье.

Последовательность подчинена разрешению поставленных автором проблем. Чехов представляет различные варианты «футляра», в которые персонажи добровольно заточают себя. Все рассказы построены по общей композиционной схеме — по принципу рассказ в рассказе: автор представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется от его лица. С помощью художественных деталей Чехов раскрывает внутренний мир героев и свое отношение к ним.

5. Исследовательская работа в группах
по идейно-художественному содержанию рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»


Комментарий.
Представители групп делают презентацию результатов исследовательской работы представителями групп. Каждая группа получает задание по одному из произведений «Маленькой трилогии» и работает по плану.

План

1. Выясните время написания рассказа, задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия.

2. Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; каково общее впечатление от рассказа.

3. Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом героев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение рассказов.

• Подумайте, что нового о мире, людях и жизни рассказал автор. Как художественное мастерство писателя (приёмы обрисовки героев, «открытые финалы», язык, психологические и символические детали, музыкальность) помогают читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и человеку.

• Продумайте план и форму своего высказывания. Главное — старайтесь обосновать и доказать все свои суждения, выводы, предположения.

Вопросы и задания для обсуждения в группах

1-я группа. «Человек в футляре»


• Какова тема рассказа «Человек в футляре»?

• Как в рассказе описаны город, гимназия, учителя?

• Какое место среди всех персонажей занимает Беликов?

• Какие особенности характера Беликова отмечает автор? По какому принципу он живёт?

• Почему все боятся Беликова? Как к этому страху относится рассказчик?

• Изменилось ли что-то в жизни и характере Беликова после того, как он решил жениться?

• От чего, по вашему мнению, умер Беликов? Почему он улыбался в гробу?

• В чём смысл названия рассказа?

2-я группа. «Крыжовник»

• Какова тема рассказа «Крыжовник»? Как она перекликается с темой рассказа «Человек в футляре»?

• Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?

• Какой мечтой живёт Чимша-Гималайский?

• Какими средствами он идёт к достижению своей цели?

• Можно ли понять и оправдать героя?

• В чём смысл лирического отступления о человеке с колокольчиком?

• Какова роль описаний природы в рассказе?

• Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?

3-я группа. «О любви»

• В чём смысл названия рассказа «О любви»?

• Охарактеризуйте главного героя. Симпатичен ли он вам? Почему?

• Почему героиня рассказа, у которой сложилась благополучная семейная жизнь, мечтала о чём-то ином?

• Была ли на самом деле любовь между героями, или она им только показалась? Почему вы так думаете?

• Какое настроение возникает после прочтения рассказа?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя


— Трилогия завершается, но не заканчиваются раздумья читателя о жизни и счастье, красоте и любви, робости и смелости. Выход есть, надо его искать, не отчаиваясь и не уставая. Поэтому Чехов завершает трилогию картиной счастливой радостной природы.

Но это вовсе не значит, что писатель желает внушить читателю необоснованную бодрость. Всем ходом повествования он убеждает нас в том, что перемены близки и неизбежны, но добиться их нелегко, что судьбы человеческие сложны и трудны, что надо зорко вглядываться в жизнь, стараясь видеть людей такими, каковы они на самом деле, не превращая их ни в чертей, ни в ангелов, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо бороться за красоту, любовь и свободу. Преодоление инерции «футлярной» жизни, «футлярного» сознания в рассказах Чехова — этапы на пути стремления человека к совершенству и к будущему.

Мы перелистали только некоторые страницы жизни А. П. Чехова, мы только начинаем открывать для себя Чехова, и впереди у нас ещё много открытий…

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру (12–14 предложений) «Футлярные люди», или «Счастливые и несчастливые герои “маленькой трилогии”».

2. Прочитать рассказы А. П. Чехова «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка».

Следующий урок: А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)
 
 
 
Иллюстрации Кукрыниксов к рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"
Первомайским воскресным утром Беликов шел к гимназии, где был назначен сбор учителей и гимназистов, желающих пойти в рощу. Вдруг мимо него промчались на велосипеде Коваленко, учитель истории и географии, и его сестра Варенька, на которой он собирался жениться. Беликов, убежденный в том, что женщинам и преподавателям ездить на велосипедах в высшей мере неприлично, в недоумении застыл на месте. А Варенька умчалась вперед, в солнечную даль.

 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика