Рассказ А.П.Чехова «Ионыч». Душевная деградация человека. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
А.П.Чехов.
Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
 
 
 
Чехов А. П.
Ионыч

("К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»

Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека

Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова

Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия


УРОК 96
А. П. ЧЕХОВ. «ИОНЫЧ»
ДУШЕВНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Цель:

ознакомить учащихся с особенностями художественного метода писателя; раскрыть основные идеи произведения в ходе развития его действия; понять значение портрета, монолога, диалога, авторской речи, выявляющих отношение писателя к герою; развивать творческое мышление, умения анализировать и оценивать нравственные качества личности, поступки и поведение людей; учить аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:
учебник, текст рассказа, аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года. Осенняя песня», отрывки из рассказа «Ионыч».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание рассказа; определяют тему и проблемы, поднятые в нём; характеризуют героев, выделяя в них доминирующие черты; анализируют текст, оценивая роль художественной детали в рассказах А. П. Чехова; делают выводы об утверждении в них авторских представлений о достойной человека жизни.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Охарактеризуйте основные этапы творческого пути А. П. Чехова.

• В чём причины внутреннего оскудения персонажей рассказов А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»?

• Опираясь на изученные рассказы А. П. Чехова, приведите примеры творческого использования в них художественных деталей.

• Каково значение фигур рассказчиков в «маленькой трилогии»?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Творчество А. П. Чехова востребовано на протяжении многих десятилетий. Его произведения активно входят в духовный мир читателя, обогащая его идейными, нравственными, эстетическими ценностями, необходимыми для формирования гармоничной личности. А. П. Чехов затрагивал в своих рассказах, повестях, пьесах множество актуальных тем для своего времени: судьбы России, интеллигенции, детства, крестьянства, чинопочитания, пошлости общества,— а также вечные темы: любви, человеческого счастья, смысла жизни.

Произведения его просты и лаконичны по форме и стилю, но содержат глубокие вопросы бытия.

Творчество прозаика остаётся современным и в нашем XXI в., людей всё так же волнуют вечные вопросы любви, нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Остались актуальными и многие социальные вопросы: обывательщины, пошлости, чинопочитания и др. Одной из важнейших тем для А. П. Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.

Сегодня на уроке мы проследим путь постепенного, непрерывного духовного изменения главного героя рассказа «Ионыч» Дмитрия Ионыча Старцева, поймём, какие качественные изменения произошли, что приобрёл и потерял главный герой на этом пути.

ІV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа


• Каким изображён Старцев в начале I главы?

• Какое значение имеет строчка «Когда ещё я не пил слёз Из чаши бытия…», взятая эпиграфом к I главе?

• Что увидел Старцев у Туркиных?

• В чём заключается талант Ивана Петровича Туркина?

• Охарактеризуйте романы, которые пишет Вера Иосифовна. Как А. П. Чехов подчёркивает литературную бездарность её романа?

• Какие два мира предстают перед нами в сцене чтения Верой Иосифовной своего романа? Подтвердите ваши выводы примерами из текста рассказа.

• Как А. П. Чехов подчёркивает сходство дочери Туркиных Екатерины Ивановны с матерью Верой Иосифовной?

• Как Старцев относился к Туркиным в I главе? Каким изображён Старцев в конце I главы?

• Каким изображён Старцев в начале II главы? Как изображено развитие чувства Старцева к Котику?

• Как в любви Старцева и Котика наблюдается переплетение поэзии и прозы?

2. Чтение наизусть подготовленными учащимися отрывка из II главы
«Старцев на кладбище» под «Осеннюю песню» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

3. Анализ эпизода «На кладбище»

У ч и т е л ь.

Рассказ построен по законам романного жанра. В нём есть экспозиция, завязка, кульминация, развитие действия и эпилог. «Поразительно, но в коротком “Ионыче” нашлось место даже для почти обязательной принадлежности романа — вставной новеллы» (П. Вайль, А. Генис). Место этой новеллы (эпизод «Старцев на кладбище») — между первой и второй цитатами описания службы Дмитрия Старцева: «Прошло больше года» с тех пор, когда он впервые побывал у Туркиных,— и вот он уже спешно принимает больных на земском месте и уезжает за «бумажками» в город.

• Почему с доктором произошла такая метаморфоза?

• Где начало падения человеческого в человеке?

• За какое время произошли столь глубокие перемены?

Ориентировочные ответы учащихся

а) Кладбище издали представляется большим садом, залитым мягким лунным светом. Вначале в сознании героя возникает мотив уходящего времени: время бежит неумолимо, человек не успеет оглянуться, а жизнь уже прошла. Затем перед Старцевым мир открылся таким, каким он его никогда не видел: его «поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое,— мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь колыбель его, где нет жизни… но в каждом тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную». Старцева потрясает эта картина, и в его возбуждённом сознании возникают и причудливо переплетаются мысли о бытии и небытии, о жизни и смерти, о примирении и отчаянии, и всё разрешается проникновением в тайну, «обещающую жизнь тихую, прекрасную, вечную», но не там, где-то в загадочном мире небытия, а здесь, на земле.

б) Поэтическая картина ночного кладбища резко контрастирует с любовью Старцева. В этом мире, где всё овеяно тайной, вечностью, «прощением, печалью и покоем», Старцев не смог сберечь появившееся у него в первые минуты настроение светлой грусти. Вскоре он почувствовал страх, вообразил себя зарытым, «ему показалось, что кто-то смотрит на него, и он на минуту подумал, что это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние…».

И этот необычный мир вызывает в душе Старцева бурю чувств, страстных, земных, не желающих мириться с покоем умерших. В сущности, это бунт против скучной и одинокой его жизни. Мысли о вечном покое сменяются картинами страстной любви, поцелуев, объятий, возникающих в разгорячённом воображении героя. И Старцеву начинает казаться, что всё кругом оживает: загорается давно угасшая лампадка на могиле Деметти, пустынный мир населяется очаровательными призраками, а из-за ветвей «кто-то смотрит на него», им овладевает жажда земной любви, «точно лунный свет подогревал в нём эту страсть».

В этой страсти, томившей Старцева среди могил, нет ничего предосудительного. Но она здесь так же неуместна, как его шаги, которые раздавались «так резко и некстати». В сущности, перед нами человек с недостаточно чуткой душой, способный на кладбище воображать страстные объятия.

в) Но слаб и недолговечен этот порыв. Эта вспышка, взлёт чувств угасает вместе с лунным светом, всё исчезает, становится приземлённым, пошлым. Проходят минуты, Котика, конечно, нет, всё, что ему привиделось, примечталось на кладбище, исчезает, как мираж: «И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом». Не только кругом, но в душе самого Ионыча потемнело, угас какой-то светлый огонёк.

Слова «точно опустился занавес» имеют ещё один образно-смысловой оттенок: всё, о чём мечтал Ионыч, кончилось, как представление, как спектакль…

Любовь, привидевшаяся, словно даже приснившаяся Ионычу ночью на кладбище,— что-то хрупкое, ненадёжное, ненастоящее и быстро исчезающее. Иллюзия окончилась, закрылась самая вдохновенная страница жизни Старцева, и действительность вступила в свои права. «Уже было темно, как в осеннюю ночь», и Старцев «часа полтора бродил, отыскивая переулок, где оставил своих лошадей». Он, только что переживший прекрасные, неповторимые в жизни минуты, с наслаждением сел в коляску! И каким диссонансом звучат его трезвые, такие прозаические слова и мысли: «Я устал…» — сказал он и подумал: «Ох, не надо бы полнеть». И читателю становится грустно, обидно и жаль того Старцева, который ещё так недавно, в прекрасную весеннею ночь бодрой походкой шагал в Дялиж, беззаботно улыбаясь и напевая всю дорогу.

4. Продолжение аналитической беседы

• Каким изображён Старцев в начале III главы?

• Что в начале III главы мешает Старцеву сделать предложение Котику?

• На фоне какого пейзажа происходит поездка Старцева и Котика в клуб?

• Где и как говорит Старцев о своей любви Котику? Как относится Чехов к Старцеву в этой сцене?

• Какой изображена Екатерина Ивановна в сцене отказа Старцеву? Какие черты характера проявляет она здесь?

• Что случилось со Старцевым после отказа Котика? Долго ли переживал он?

• Что же из пережитого в этот тревожный и знаменательный в его жизни день сохранилось в памяти Старцева? И часто ли он вспоминал этот день?

• Почему не состоялась любовь Ионыча и Котика?

• Каким изображён Старцев в IV главе? Как характеризует Старцева его увлечение — рассматривание и подсчёт денежных купюр, заработанных за день?

• Что увидел Ионыч у Туркиных спустя четыре года? Как Чехов передаёт атмосферу духовной неподвижности, застоя в жизни Туркиных?

• Как изменилось отношение Старцева к семье Туркиных?

Прослушивание аудиозаписи отрывка из IV главы
от слов «Они пошли в сад…» до слов «…каков же должен быть город»


• В чём сходство и отличие этого пейзажа с пейзажем во II главе?

• О чём вспомнил Старцев во время последнего свидания с Котиком?

• Как Екатерина Ивановна отнеслась к словам Старцева? Каким он представлялся ей в мечтах?

• Почему пылкие речи Екатерины Ивановны о «счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу» не могут утешить Старцева и возродить его к жизни?

• Каким изображён Ионыч в V главе? Вспоминает ли Ионыч о своей любви к Котику?

• Можно ли сказать, что Ионыч опустился до туркинской среды?

• Каковы внешние признаки омертвевшей души, лишённой человечности и сострадания?

• В результате чего Старцев становится обывателем, думающим только о себе, о наживе, забывающим о своих пациентах?

• Какой вывод о взаимоотношениях человека и среды можно сделать на основе анализа рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?

5. Исследовательская работа (в группах)

1-я группа.


Можно ли утверждать, что доктор Старцев изменил своим убеждениям? Если да, то каким именно. Сравните I и IV главы: каков духовный мир, каковы взгляды молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева и Ионыча?

2-я группа.

Найдите в тексте рассказа своеобразные вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно его моральное и духовное опустошение.

3-я группа.

Какую сюжетно-композиционную роль играет эпизод несостоявшегося свидания на кладбище? Сравните II и IV главы. Каково поведение героев на двух любовных свиданиях? Почему герои поменялись ролями? Почему любовь оказалась несостоятельной?

4-я группа (задание для учащихся с высоким уровнем учебных достижений).

Приведите примеры художественных приёмов, раскрывающих губительную силу пошлости и обывательщины:

а) описание картин природы;
б) использование стихотворений и музыки;
в) повтор слов и выражений;
г) эмоционально окрашенные слова и выражения.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— В рассказе «Ионыч» А. П. Чехов как будто обращается к читателям с призывом не поддаваться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые идеалы молодости и любовь, беречь в себе человеческое, бояться жажды наживы.

Писатель горячо любил жизнь и хотел, чтобы жизнь всех людей была полнокровной, одухотворённой, свободной и счастливой; чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы; чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»,— говорил он.

Сам Антон Павлович был замечательным человеком. Все, кто знал его, восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым и честным характером, умением хорошо веселиться и плодотворно работать, желанием как можно больше успеть в жизни. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал брату: «Не лгать в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего». И самое важное условие для того, чтобы не прожить обывателем скучную мещанскую жизнь, не погрязнуть в пошлости,— честный творческий труд. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни»,— учил этот великий гуманист.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Есть ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”?».

2. Опережающее задание (3 учащихся)
Подготовить «Литературные визитки» о сюжете, развитии драматического конфликта пьес А. П. Чехова «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня».

Следующий урок: Особенности драматургии А. П. Чехова >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)
 
 

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика