Проблематика и поэтика рассказов А.П.Чехова 1890-х годов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
А.П.Чехов.
Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»

Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека

Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова

Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия


УРОК 95
А. П. ЧЕХОВ. ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА
РАССКАЗОВ 1890-х ГОДОВ
«ДОМ С МЕЗОНИНОМ», «ДАМА С СОБАЧКОЙ»,
«ПОПРЫГУНЬЯ», «ДУШЕЧКА»

Цель:

ознакомить учащихся с проблематикой и стилевыми особенностями поздних рассказов А. П. Чехова; углубить представления учащихся о роли детали в создании художественного образа; раскрыть идейно-нравственное содержание рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» посредством исследования словесно-семантической и композиционно-синтаксической организации художественного текста; формировать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и отвечать за свои поступки.

Оборудование:
учебник, тексты рассказов, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся имеют представление о проблематике и стилевых особенностях поздних рассказов А. П. Чехова; рассказывают о роли детали в создании художественного образа; раскрывают идейно-нравственное содержание рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка» посредством исследования словесно-семантической и композиционно-синтаксической организации художественного текста; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Что объединяет рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» в «маленькую трилогию»?

• Какова функция рассказчика в этой трилогии?

• Как вы понимаете выражение «футлярность существования»?

• Герой какого рассказа трилогии напоминает персонажей Салтыкова-Щедрина? В чём их сходство?

• В чём вы видите связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении, и современной жизнью России?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— А. П. Чехов — писатель, заканчивающий великий для русской литературы девятнадцатый век и открывающий новую сложность века двадцатого. К восьмидесятым годам, когда он начал литературную деятельность, русская литература не просто сложилась, она уже пережила вершину зрелости. К этому времени написаны почти все великие произведения — романы Гончарова, Тургенева, Достоевского и Толстого, повести Лескова и Салтыкова-Щедрина, комедии и драмы Островского. Чехов оказался в положении человека, отвечающего не только на вопросы, поставленные самой жизнью, но и на те, которые ставила предшествующая литература. «Нужны новые формы», «вопреки всем правилам» — слова, которые звучат в его произведениях, дневниках, письмах.

Он активно вводит в прозу форму рассказа, расшатывает драматическую структуру, создавая драму нового типа. «Чехов несёт ответственность за развитие всей мировой драмы в XX веке»,— сказал знаменитый американский драматург Э. Олби. Лев Толстой оценил Чехова как художника мирового масштаба, подчеркнув, что «достоинство его творчества — то, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще».

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Споры, размышления об особенностях жанра рассказов Чехова длятся уже не одно десятилетие. Различные точки зрения, появившиеся за прошедшие годы, открывают новые грани уникального жанра чеховского рассказа, помогают лучше, объёмнее его понять. Точнее определить жанр всегда очень важно, потому что от этого зависит понимание любого произведения. По традиции рассказы Чехова называют новеллами. Л. Е. Кройчик, например, предлагает называть ранние чеховские рассказы комическими новеллами, а поздние — сатирическими рассказами.

Совершенно очевидно, что ранние рассказы Чехова отличаются от поздних, написанных после 1888 года — переломного в творчестве писателя. В ранних рассказах («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и др.) доминирует комическая стихия, их автор (Антоша Чехонте, Пурселепетантов и т. п.) был неистощим на неожиданные смешные сюжеты, картины, случаи,— он умел их замечать в жизни.

Рассказы 1890-х годов иные по тону: в них преобладают сожаление, грусть, скепсис писателя, они философичны. Но и те, и другие рассказы написал один автор — Антон Павлович Чехов, и мы будем характеризовать жанр чеховского рассказа в целом. В рассказах Чехова минимум героев, обычно не вступающих в противоборство. Сюжетное действие лишено острых, занимательных интриг, течёт неторопливо и плавно, а завязки и развязки не только лишены эффектности, но и заменены приездами и отъездами. Давайте же попробуем понять, как из простых чеховских сюжетов вырастают колоссальные идеи, как Чехов возвышал изображение частных, казалось бы, совершенно случайных историй и происшествий до «одухотворённого символа», по словам Максима Горького.

2. Аналитическая работа с текстом рассказа «Душечка»

1) Коллективная работа по составлению плана рассказа

(запись на доске и в тетрадях)

План

1. Душечка замужем за антрепренёром Кукиным.

2. Смерть мужа.

3. Душечка замужем за управляющим Пустоваловым.

4. Смерть мужа.

5. Роман Душечки с ветеринаром Смирниным.

6. Отъезд ветеринара.

7. Одиночество.

8. Любовь к Сашеньке.

2) Лингвистический анализ фрагмента от слов «В великом посту он уехал в Москву…»
(работа в парах)

• Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создаёт образ героини.

• Определите авторское отношение к Оленьке. Сделайте вывод.

Ориентировочные ответы

Ключевые слова: без него не могла спать; сидела у окна; смотрела на звёзды; сравнивала себя с курами; не спят, испытывают беспокойство; в курятнике нет петуха.

Авторское отношение.
«В поэтической традиции созерцание звёздного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй мыслей, мечту о крылатости. Согласно мифологическим представлениям, душа вообще крылата. Оленька тоже сравнивает себя с крылатыми существами, однако — нелетающими, а созерцание мироздания наводит её на мысль о курятнике. Подобно тому, как курица — своего рода пародия на свободную перелётную птицу, чеховская Душечка — пародия на традиционно-аллегорическую Психею»,— утверждает литературовед В. Тюпа. Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному выбору жизненной позиции, пользуется чужими самоопределениями. Ирония Чехова перерастает в сарказм.

Итак, никакого перерождения «Душечки» во взрослую «душу» под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семёновны как личности.

3) «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

• «Душечка — неразвившийся «эмбрион» личности» (В. Тюпа).
Согласны ли вы с этой мыслью литературоведа?

• Душечка — прекрасная жена и мать, мечта мужчины.
Согласны ли вы с этим высказыванием?

3. Исследовательско-аналитическая работа (в группах)

1-я группа. «Дом с мезонином».

2-я группа. «Дама с собачкой».

3-я группа. «Попрыгунья».

1) Выполнение аналитической работы


• Выясните время написания рассказа.

• Задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия.

• Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; каково общее впечатление от рассказа.

• Изложите сюжет произведения, определите ведущие мотивы и особенности композиции.

• Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом героев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение рассказов.

• Проанализируйте систему образов в рассказе.

• Как художественное мастерство писателя (приёмы обрисовки героев, «открытые финалы», язык, психологические и символические детали, музыкальность) помогают читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и человеку?

• Продумайте план и форму своего высказывания. Обоснуйте и докажите все свои суждения, выводы, предположения.

2) Обобщение учителя

«Дом с мезонином».
В «Доме с мезонином» соединены три темы — тема любви, тема труда и тема народа. Это повествование о том, как вынуждены расстаться любящие сердца. Но автор поднимает и проблему интеллигенции и народа: лёгкой, беззаботной жизни обитателей дворянской усадьбы противопоставлена тяжёлая жизнь мужиков. Понимая, что «библиотечками» и «аптечками» делу помочь нельзя, Чехов призывает читателей искать новые пути решения этой проблемы.

А дом с мезонином становится пустым после отъезда Жени. Ведь именно Мисюсь — самая светлая личность в рассказе. И дом «жил», дом «дышал» благодаря чистоте её чувств, её мыслей. Почему же Лида не научилась ценить эту чистоту, искренность, почему она отгораживает себя «холодной», непреодолимой стеной?!

В новелле «Дом с мезонином» Антон Павлович Чехов выступает, скорее, как лирик и романтик, чем как реалист. Мотив абсурда становится ведущим в финале и определяет «мысль — смысл» произведения. Дом — символ дворянского гнезда, символ традиции, прошлого, корней; мезонин — верхний полуэтаж дома, то, что, возможно, пристраивают впоследствии. Антитеза «верх — низ», отражённая в названии рассказа, становится символом неразрешимости конфликта прежнего, традиционного и нового, символом столкновения разных по природе миров, эпох.

«Дама с собачкой».
Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не примечательных, «маленьких». Они — заурядные и в общем-то скучные люди.

Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остаётся обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак.

Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца. Это — своего рода «дурная бесконечность», ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы…

В рассказе «Попрыгунья»
героев можно разделить на две группы. Одна — Ольга Ивановна, «её друзья и добрые знакомые». Другая — Дымов, Коростелёв и их коллеги-врачи. Эти два общества одновременно похожи и не похожи. Схожи они в своём стремлении к известности и успеху. Оба главных героя похожи и в том, как они безотчётно и целиком отдаются своему делу. Связующим началом между обществами могла бы стать Ольга Ивановна. Как часто в рассказах Чехова молодая (иногда и немолодая) женщина прорывает пелену непонимания своим сочувствием или любовью («О любви», «Цветы запоздалые», «Студент», «Дом с мезонином», «Душечка» и др.)!

Но Ольга Ивановна не любит мужа. Она играет в любовь, в семью. Героиня приходит к позднему прозрению. Она понимает, что её невнимание к мужу, делу его жизни привело его к гибели. Но даже в этот момент Ольга Ивановна не начинает любить мужа по-человечески. Ей лишь становится очевидным его редкость и потенциальная знаменитость. И она досадует на себя за свою невнимательность. Вот и всё. «И вспомнив, как к нему относились её покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нём будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа, и ковёр на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: “Прозевала! прозевала!”»

Со смертью Дымова угасла надежда объединения двух групп героев, разделённых невидимой, но прочной стеной непонимания.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Объясните, почему Чехов предпринял путешествие на остров Сахалин?

• Какие новые мотивы появляются в зрелом творчестве писателя 1890-х годов?

• В чём заключается смысл афоризма одного из героев Чехова этого периода: «никто не знает настоящей правды»?

• Почему А. П. Чехов избрал основной темой своего творчества изображение потока обыденной жизни?

2. Заключительное слово учителя

— В конце 1890-х — начале 1900-х гг. А. П. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. п. В его творчестве возникают новые темы. Тема нравственной деградации и духовной опустошённости русской интеллигенции, её неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином», «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, А. П. Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворённости бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ А. П. Чехова «Ионыч».

2. Опережающее задание (2 учащихся)
Выучить наизусть отрывок из II главы «Старцев на кладбище».

Следующий урок: А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)
 
 

 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика