Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Н.В.Гоголь. Портрет работы художника Ф.А.Моллера, 1841
 
 
 
Титульный лист первого
издания первой книжки
«Вечеров на хуторе близ Диканьки»
 
Дед Максим танцует.
Иллюстрация В. М. Васнецова
к повести Н. В. Гоголя "Заколдованное место". 1901 г.
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 


Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя


УРОК 24
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество
(с обобщением ранее изученного).
Романтические произведения.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Цель:

обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, о романтических произведениях писателя; углубить понятия о юморе и сатире на примере сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»; воспитывать интерес к творчеству Н. В. Гоголя; развивать творческие способности; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, портрет писателя; выставка книг; сборник повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»; иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, используя знания, полученные в предыдущих классах; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ контрольных сочинений

2. Вводная беседа: «погружение» в тему урока


• Какие произведения Николая Васильевича Гоголя вам знакомы?
• Каких его литературных героев вы
• Чем они привлекают ваше внимание?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Гоголь — великий русский писатель, автор бессмертных произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Мёртвые души».

Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному — то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы и эпическим размахом («Тарас Бульба»), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех («Ревизор», «Мёртвые души»). Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей. Гениальный художник, изумительный мастер слова, Гоголь был и христианским мыслителем, и учителем нравственности. На протяжении всей своей жизни Гоголь чувствовал себя одиноким. В нём все видели писателя-сатирика, обличителя общественных и человеческих пороков, но скрытые духовные корни, которые питали его дарование, современники склонны были не замечать. «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени»,— писал после смерти Гоголя С. Т. Аксаков.

Н. В. Гоголь долгое время оставался «неизвестным», недоступным в полной мере, не только широкому кругу читателей, но и многочисленным исследователям его творчества, которые в силу идеологических ограничений не могли по-настоящему осмыслить ни его судьбу, ни его произведения. И только сейчас совершается открытие этого классика русской литературы как глубоко христианского писателя. Давайте же приоткроем завесу «Гоголевской тайны».


IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературной визитки» о жизни и творчестве Н. В. Гоголя

(с привлечением знаний, полученных в предыдущих классах)

Учащиеся составляют хронологическую таблицу
жизни и творчества Н. В. Гоголя (запись в тетрадях).)
Хронологическая таблица жизни и творчества Н. В. Гоголя
Дата
Событие
1809 г.; 20 марта (1 апреля)
В местечке Большие Сорочинцы родился Николай Васильевич Гоголь
1818–1819 гг.
Учёба в Полтавском поветовом училище
1820 г.
Жизнь в Полтаве на дому у учителя Г. Сорочинского, подготовка ко второму классу гимназии
1821–1828 гг.
Учёба в Нежинской гимназии высших наук кн. Безбородко
1825 г.
Смерть отца Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, конец детства Гоголя
1828 г.
Приезд Гоголя в Петербург
1829 г.
Выход поэмы «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Служба в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий
1830 г.
В «Отечественных записках» напечатана (без подписи) повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Знакомство с В. А. Жуковским
1831 г.
Знакомство с А. С. Пушкиным
1831 г.
Выход в свет первой части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1831–1835 гг.
Работа преподавателем истории в Патриотическом институте
1832 г.
Выход в свет второй части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1834–1835 гг.
Гоголь — адъюнкт-профессор на кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете
1835 г.
Вышли сборники «Арабески» и «Миргород»; начат роман-поэма «Мертвые души»; написана комедия «Ревизор»
1836 г.
Выход в свет первого номера «Современника», где напечатаны «Коляска», «Утро делового человека»; премьера «Ревизора» в Александрийском театре; отъезд Гоголя за границу
1836–1839 гг.
Жизнь за границей. Знакомство с А. А. Ивановым
1839–1840 гг.
Гоголь в России. Знакомство с В. Г. Белинским
1840 г.
Знакомство с М. Ю. Лермонтовым
1842 г.
Выход романа-поэмы «Мёртвые души»
1842–1848 гг.
Жизнь за границей
1842 г.
Первое представление «Женитьбы» в Петербурге
1842–1843 гг.
Издание «Сочинений Н. В. Гоголя», где впервые напечатаны «Шинель» и «Театральный разъезд»
1845 г.
Сожжение одной из редакций второго тома романа «Мёртвые души»
1846 г.
Написаны «Развязка Ревизора» и предисловие ко второму изданию «Мертвых душ»
1847 г.
«Выбранные места из переписки с друзьями». «Авторская исповедь»
1848 г.
Знакомство с И. А. Гончаровым, Н. А. Некрасовым, Григоровичем. Гоголь поселяется в Москве
1850–1851 гг.
Жизнь в Одессе. Знакомство с И. С. Тургеневым
1852 г.
Сожжение второго тома романа «Мертвые души»
1852 г., 21 февраля (4 марта)
Смерть Н. В. Гоголя


2. Объяснение учителя

— Литературную известность Гоголю принёс сборник произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором.

Замысел цикла повестей об Украине возник у Н. В. Гоголя, по-видимому, в 1829 г. К этому времени относятся его письма к родным с просьбой сообщать «об обычаях малороссиян». Присылаемые ему сведения заносились Гоголем в тетрадь записей «Книга всякой всячины» и затем использовались в его повестях. Работа над «Вечерами» продолжалась в течение нескольких лет. Сначала появилась первая книга повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки, изданные пасичником Рудым Паньком», а затем вышла вторая часть.

Книга Гоголя получила высокую оценку А. С. Пушкина, что повлияло на первые критические отзывы о «Вечерах».

3. Аналитическая работа с последующей презентацией
выполненной работы (в группах)
Задание для групп

1-я группа.

Расскажите о замысле и истории создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Что было причиной обращения Гоголя к изображению народной жизни Украины в «Вечерах…»? От чьего имени ведётся рассказ в повестях, включённых в сборник «Вечера…». Почему такой приём использовал Н. В. Гоголь?

2-я группа.
Охарактеризуйте мир Диканьки. Как в нём отразилось здоровое начало реальной народной жизни? Как герои «Вечеров…» побеждают тёмные, злые силы? Какова роль фантастики в сборнике?

3-я группа.
Какие реальные исторические события нашли отражение в повести «Страшная месть»? В своей повести Гоголь даёт прекрасные картины Днепра. С какой целью писатель включил описание Днепра в повесть «Страшная месть»?

4-я группа.
Проанализируйте стиль повести «Ночь перед Рождеством»? Какова роль украинизмов в ней? Какие возвышенные, романтические обороты использованы для описания красоты «божьего мира»? Приведите примеры фантастики в повести и её бытовой, реальной мотивировки. Какой эффект имеет подобное соединение фантастики и достоверности? Каковы особенности юмора в повести?

4. «Умники и умницы»
Викторина по сборнику повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Вопрос
Ответ
Название повести
Как звали автора «Вечеров…»?
Рудый Панько
Какая профессия была у автора «Вечеров…»?
Пасечник
Как называется самый распространённый малороссийский танец?
Гопак
Какую одежду, посеявшую панику на Сорочинской ярмарке, «кормили соломою»? Какого цвета была эта одежда?
Красная свитка
«Сорочинская ярмарка»
Как звали языческого бога, чьё имя встречается в названии одной из повестей сборника?
Купала
«Вечер накануне Ивана Купала»
Какое имя было у дьявола из повести «Вечер накануне Ивана Купала»?
Басаврюк
«Вечер накануне Ивана Купала»
В кого превращалась злая мачеха в повести «Майская ночь, или утопленница»?
В кошку
«Майская ночь, или Утопленница»
Кому вёз старый козак грамоту, которая потом таинственно пропала?
Царице
«Пропавшая грамота»
Какая азартная игра помогла герою вернуть пропавшую грамоту?
Карточная игра «в дурня»
«Пропавшая грамота»
Какой предмет во дворце императрицы поразил Вакулу и вызвал его восхищение?
Дверная ручка
«Ночь перед Рождеством»
Какая еда сама залетала в рот Пацюка?
Галушки
«Ночь перед Рождеством»
Какую тайну узнал пан Данила об отце Катерины?
Отец — колдун
«Страшная месть»
За что Иван проклял своего названого брата Петра и весь его род?
Пётр столкнул Ивана и его сына в пропасть
«Страшная месть»
В кого превращалась злая мачеха в повести «Майская ночь, или утопленница»?
«Родина», «Бородино»
«Страшная месть»
Почему Ивану Фёдоровичу Шпоньке стали сниться ужасы? Что ему предложила тётушка?
Предложила жениться
«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»
Что делал дед, когда понял, что находится в заколдованном месте?
Танцевал
«Заколдованное место»
Из-за какой вредной привычки одного из героев чёрт (из повести «Заколдованное место») чихал?
Дед нюхал табак
«Заколдованное место»


5. «Под сенью дружных муз…»:
работа с иллюстрациями к сборнику повестей
«Вечера на хуторе близ Диканьки»


• Определите, к каким повестям относятся данные иллюстрации. Подберите цитаты из повестей, соответствующие им.


«Страшная месть». Илл. Р. Штейна


«Майская ночь, или Утопленница». Илл. А. М. Каневского


«Ночь перед Рождеством». Илл. А. П. Бубнов

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание


1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «В чём тайна нашей любви к Гоголю? Что притягивает нас к сюжетам гоголевских произведений?» (по желанию учащихся).

2. Перечитать повести из сборника «Миргород». Подготовиться к аналитической работе в группах.

Следующий урок: Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород» >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика