Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Н.В.Гоголь. Портрет работы художника Ф.А.Моллера, 1841
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 


Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя


УРОКИ 31-32
Развитие речи.
Контрольное сочинение
по творчеству Н. В. Гоголя

Цель:

учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу, опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
портрет Н. В. Гоголя, черновые варианты сочинений, запись на доске, приложение.

Тип уроков:
урок развития речи; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений Н. В. Гоголя, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

«Под сенью дружных муз…»:
работа с портретами Н. В. Гоголя
и воспоминаниями современников о его внешности

У ч и т е л ь.
Чтобы понять душу Гоголя, а следовательно, и его произведения, давайте ещё раз обратим внимание на портреты этого уникального человека и неординарного писателя. Что особенного заметили вы в нём, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты? Сопоставьте их с воспоминаниями современников о внешности Н. В. Гоголя (раздаточный материал; см. "Портреты Н. В. Гоголя").

Карточка
«Его белокурые волосы… от висков падали прямо… от его покатого, гладкого, белого лба… так и веяло умом. В небольших карих глазах искрилась по временам весёлость — именно весёлость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым… Какое ты умное, и странное, и больное существо! — невольно думалось, глядя на него» (И. С. Тургенев).

«Многим из читателей, не знавшим Гоголя лично, может показаться странным, что этот художник, заставлявший всю Россию смеяться по своему произволу, был человек самого серьёзного характера, самого строгого настроения духа… Как на нравственный подвиг, требующий чистого деятеля, смотрел он на свои литературные труды и неутомимо работал над личным нравственным усовершенствованием» (И. С. Аксаков).

«Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в тёмно-коричневое длинное пальто… Его длинные каштановые волосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие тёмные шелковистые усики чуть прикрывали полные красивые губы, под которыми была крохотная эспаньолка. Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-нибудь смешное. Длинный сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам, осторожным глазам что-то птичье, наблюдающее и вместе добродушно-горделивое…» (Г. П. Данилевский).

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели уроков

Слово учителя


— Нам с вами уготовано жить в удивительное и трудное время — время переоценки ценностей, время болезненных перемен в общественной жизни, время мучительных поисков духовных ориентиров, время утверждения утраченного в значительной мере национального самосознания. Труды Гоголя — настоящий кладезь духовной мудрости, до сих пор скрытый под спудом. Действительно, как справедливо заметил К. В. Мочульский, «В нравственной области Гоголь был гениально одарён; ему было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть её с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мировой, были намечены Гоголем: её религиозно-нравственный строй, её гражданственность и общественность, её боевой и практический характер, её пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога, мировые просторы».

Какой величественный пример для назидания даёт нам жизнь и творчество Н. В. Гоголя с его несравненным художественным даром и с его стремлением к правде и к преображению жизни! Не понять нам Руси, её пути, её исканий и трагедии, если не поймём мы тайну крестного пути Гоголя, муку его души!

Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в унисон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благородный огонь милосердия. Перед смертью Гоголь сказал: «Будьте живые, а не мёртвые души!» Этот обращение не только к его современникам, но и к нам, его потомкам.

IV. Работа над темой уроков

1. Постановка и решение проблемного вопроса
с привлечением фотоиллюстраций памятников Н. В. Гоголю в Москве



Скульптор Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре (1909).
Открытка почтовая. Москва. Фирма "Шерер, Набгольц и К". 1909-1910.



Скульптор Н. В. Томский. Памятник Н. В. Гоголю на Гоголевском бульваре (1952).
Открытка почтовая. Москва. "Госкиноиздат". 1952 .


У ч и т е л ь. Теперь в Москве (небывалый случай для любого города) на расстоянии нескольких сот метров находятся два памятника одному и тому же лицу. Но памятники совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один — общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой — несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов своё творческое бессилие»,— писал Ю. Пелевин.

ДВА ГОГОЛЯ

Два Гоголя соседствуют в Москве.
Один над облаками дымной гари
Стоит победоносно на бульваре,
И план романов новых в голове.
Другой неподалёку, за углом,
Набросив шаль старушечью на плечи,
Сутулится, душою искалечен,
Больною птицей прячась под крылом.
Переселён он с площади за дом,
Где в тяжких муках уходил от мира,
И гость столицы, пробегая мимо,
Его заметит, видимо, с трудом.
Два Гоголя соседствуют в Москве,
Похожи и как будто непохожи:
От одного — мороз дерёт по коже,
Другой — сияет бронзой в синеве.
Толпой народ выходит из кино,
А эти две несхожие скульптуры —
Два облика одной литературы,
Которым вместе слиться не дано.
(А. Городницкий)

• Как выражает своё отношение к памятникам автор стихотворения?
• Знаете ли вы, где установлены эти памятники Н. В. Гоголю? При каких обстоятельствах?
• Какое впечатление производит на вас каждый из этих памятников?
• Работа какого скульптора соответствует вашему представлению о Н. В. Гоголе?
• Составьте устное сочинение-рассуждение, выразите в нём свои мысли и чувства.

Подсказка.
Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве открыт 26 апреля 1909 г. Открытие было приурочено к 100-летию со дня рождения писателя. Гоголь изображён в тяжёлой задумчивости. Для писателя настал последний, кризисный период жизни. Он разуверился в правоте и благе своего творчества и уже отрешился от жизни. Скульптор представил Н. В. Гоголя отчуждённым, надломленным и глубоко несчастным человеком на грани отчаяния. Мастер воплотил в скульптурном образе концепцию творчества как драмы. Его произведение стало не только лучшим памятником писателю, но и одной из лучших городских скульптур Москвы.

В 1936 году было принято решение правительства «О сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве». В 1952 г., теперь уже к столетию со дня смерти писателя, на месте старого памятника поставили новый «правительственный вариант» скульптора Н. В. Томского, с торжественной надписью на постаменте: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». Скульптор тоже был Николай Васильевич.

2. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
(запись на доске)

Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя

1. «Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — закономерность или развитие темы “маленького человека”?».
2. «Размышления над страницами “Выбранных мест из переписки с друзьями” Н. В. Гоголя».
3. «Горьким словом моим посмеются…» (по страницам произведений Н. В. Гоголя).
4. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою…» (Н. В. Гоголь «Портрет»).

Комментарий.
Темы учитель записывает на доске и организует обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

3. Консультация учителя: обращение к записи на доске
(или раздаточный материал)

Вспомогательный материал для написания сочинений

«Горьким словом моим посмеются…» — слова надписи на надгробии Н. В. Гоголя взяты из книги пророка Иеремии (гл. 20, ст. 8) и в каноническом переводе звучат так: «Ибо лишь только начну говорить я — кричу о насилии, воплю о разорении, потому что Слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние». Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу: «Поэзия — это незримая ступень к христианству».

Как совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Писатель видит один путь — это путь любви. В этом феномен творчества великого русского писателя-гуманиста. Убеждённостью Гоголя в возможность преображения и бессмертия человека через веру, любовь, красоту, творчество должны проникнуться ученики, прикасаясь к творчеству великого мастера.

План к сочинению
«Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” — закономерность
или развитие темы “маленького человека”?»


I. Изображение «маленького человека» — одна из основных тем русской литературы XIX в.
II. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя — развитие или закономерность?
 1. Судьба «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина («Станционный смотритель», «Медный всадник»).
 2. «Шинель» Н. В. Гоголя — закономерность и развитие темы «маленького человека».
 3. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского — продолжение традиций и новый аспект в изображении «маленького человека».
III. «Всемирность и человечность русской души».

Тезисный план сочинения
«Размышления над страницами
“Выбранных мест из переписки с друзьями” Н. В. Гоголя»


I. «Выбранные места…» — одно из самых загадочных творений Н. В. Гоголя.
 1. Причины, побудившие автора обратиться к этой книге. «Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?»
 2. «…И всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала…»
II. «…Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей…»
 1. Темы и жанр «Переписки…». Сочетание публицистической страстности с высокой художественностью.
 2. Спор Белинского и Гоголя об истинном пути России:
 а) «Брожение внутри не исправить никакими конституциями…» (Н. В. Гоголь);
 б) человек — «вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства» (Н. В. Гоголь);
 в) «опровергайте чужие мнения, несогласные с вашими, но не преследуйте их с ожесточением» (В. Г. Белинский);
 г) «литератор… вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не ожесточение или ненависть» (Н. В. Гоголь).
 3. «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» (Н. В. Гоголь).
 4. «Гоголю суждено было круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии» (К. В. Мочульский).
III. «…Сердце моё говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна» (Н. В. Гоголь).

Памятка
«Определение роли портрета
в литературном произведении»


Чтобы научиться определять художественную роль портрета в литературном произведении, необходимо соблюдать пять правил:

1) необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя;
2) объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя;
3) найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того же героя. Если характеристик несколько, то они, как правило, показывают происходящие с героем изменения — динамику образа героя;
4) портрет способен передавать внутренний мир героя;
5) следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской идеей.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание


Прочитать роман И. А. Гончарова «Обломов».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец сочинения
«Повесть Н. В. Гоголя “Шинель” – закономерность
или развитие темы “маленького человека”?»


В литературном энциклопедическом словаре термин «маленький человек» трактуется как «обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное положение» (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвлённую гордость). Поэтому «маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, «значительному лицу». Развитие сюжета строится как история какой-либо обиды, несчастья, оскорбления. «Маленький человек» — человек униженный, бесправный, беззащитный, одинокий, забитый, жалкий.

В русской литературе XIX в. прослеживаются общие приёмы типизации «маленького человека»: имя, портрет, поступки, сопоставления и противопоставления жизни героев произведений в определённых ситуациях, а также отношение автора к своему герою. Проза А. С. Пушкина оказалась предтечей Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей русской литературы.

Каждый из них ставит вопросы бытия, представляя авторскую концепцию мира и положение в нём человека. У героев произведений есть свои достоинства: доброта, кротость, протестующее и примиряющее начало, горечь раздумий о своей судьбе.

Повестью «Станционный смотритель» фактически начат в русской литературе путь «натуральной школы», продолженной Гоголем. По этому пути пошли затем многие русские писатели, в том числе и Ф. М. Достоевский. Личная трагедия «маленького человека» приобретает социальный характер.

Горечь раздумий А. С. Пушкина, протестующие и примиряющие начала нашли своё отражение в творчестве Н. В. Гоголя.

Герои «Станционного смотрителя» и «Медного всадника», «Шинели» близки при всём различии их характеров и самих произведений. Интонация сострадания объединяет произведения Пушкина и Гоголя, их «чувствительность» и «лелеющая душу гуманность». Обман, одиночество и беззащитность «маленького человека», его трогательный и жалкий образ «перешли» со страниц произведений А. С. Пушкина на страницы Н. В. Гоголя.

В. Г. Белинский отметил, что повесть «Шинель» — «одно из глубочайших созданий Гоголя». В отличие от Пушкина, Гоголь увидел в А. А. Башмачкине страдающего человека, достойного большого сочувствия и сожаления, в его повести звучит протест против угнетения человека, протест против тех общественных порядков, которые порабощают человека морально, духовно и материально.

У Н. В. Гоголя незаметная жизнь «маленького человека» оказывается лицом к лицу со всем окружающим его миром и даже всемирной историей. В надгробном слове Акакию Акакиевичу Гоголь утверждает, что несчастие обрушивается на Башмачкина, «как обрушивалось на царей и повелителей мира…»

Герой «Шинели» — человек, который, кажется, не занимает никакого места среди людей. Его унизительное положение начинается прямо с имени, которое означает «незлобливый», не способный обидеть другого человека. Он родился «против ночи». «Ребёнка окрестили, причём он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник», «…родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». У него и слов нет, чтобы заявить о себе, так как высказывается только предлогами и частицами; лишь на «невыносимые шутки» чиновников он произносил фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

Незрелая, с точки зрения Белинского, «манера» Девушкина «говорить» была новаторским приёмом, позволявшим осветить изнутри процесс становления личности, утвердить достоинство «маленького человека».

Однако Акакий Акакиевич обладает «внутренним голосом». Ведь усмехнулся Башмачкин, рассматривая игривую картинку в витрине: «Остановился с любопытством перед освещённым окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши, таким образом, всю ногу… Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся, и потом пошёл своею дорогою».

Гоголь даёт понять, что и в жизни «маленького человека» есть таинственная глубина, закрытая от внешнего мира, как закрыты друг от друга петербургский внешний мир и неизвестный внутренний мир Башмачкина.

Гоголь нигде не хочет подтвердить или опровергнуть показания своих персонажей, что таинственный мертвец — это Акакий Акакиевич. Для автора важнее показать, что в жизни зло будет всё равно наказано. «В жизни часто торжествует зло — это правда… Чтобы зло оказалось злом, начальник Акакия Акакиевича должен хотя бы на минуту почувствовать, что он не прав. Накажи его Гоголь, вышла бы скучная, нравоучительная сказка. Заставь переродиться — вышла бы ложь»,— отметил А. И. Герцен.

«Шинель» — крупная веха в творческом пути Н. В. Гоголя, вершина петербургского цикла. Раскрыв трагическую судьбу «маленького человека», повесть эта указала тем самым дорогу последующим писателям в изображении «униженных и оскорблённых».

«Мы все вышли из гоголевской “Шинели”». Говорил ли действительно эти слова Достоевский, неизвестно. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали «крылатыми». Очень многое важное «вышло» из «Шинели», из петербургских повестей Гоголя.

И сегодня, и в будущем проблемы, поднятые великими русскими гениями, тема «маленького человека» — всё это остаётся и будет волновать умы поколений, так как отношения личности и государства всегда злободневны. Это закономерное развитие темы, основоположником которой был А. С. Пушкин, а продолжателями — все русские писатели, в том числе и Н. В. Гоголь.
__________________

Места, связанные с именем
Николая Васильевича Гоголя


Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но всё-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он стал писателем, Рима, Москвы. В Сорочинцах он родился, в Москве умер и похоронен. В Риме Гоголь прожил с перерывами десять лет, там написал «Мёртвые души».

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребёнок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя — это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

Имение Яновщина-Васильевка Миргородского уезда


Музей-заповедник Н. В. Гоголя в селе Гоголево

Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя.

Быт родового имения Гоголь изобразил позднее в повести «Старосветские помещики». Неподалёку от Васильевки находилась и кочубеевская Диканька, с именем которой в свою очередь связан цикл ранних повестей Гоголя.

Нежин

В XVIII–XIX вв. Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 г. И. Безбородько основал Нежинскую Гимназию высших наук, которая по уставу приравнивалась к университету.

В ХIХ в. в этой Гимназии высших наук получили образование Н. Гоголь, Е. Гребинка и много других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это — один из корпусов педагогического института.

Санкт-Петербург

В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут великую борьбу со злом — и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде быстро опустошающегося кошелька, казавшегося в Нежине неистощимым!

С 1831 до 1836 гг. Гоголь почти всё время жил в Петербурге. Это был период его самой усиленной литературной деятельности. Не считая разных журнальных статей и неоконченных повестей, в эти годы он выпустил 2 части «Вечеров на хуторе…» и подарил нам такие произведения, как «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Портрет», «Женитьба», «Ревизор», первые главы «Мёртвых душ».

Москва

В статье «Петербургские записки 1836 года» Гоголь сказал о двух столицах Русского государства — новой и древней: «Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия…». Петербург, по словам Гоголя,— «немец, Москва — русская борода».

Первым постоянным обиталищем Гоголя в Москве был дом Погодина на Девичьем поле. Место Погодин выбрал тихое, патриархальное — как раз то, что любил Гоголь. В его доме Гоголь продолжал работать над первым томом «Мёртвых душ».

Кремль — любимое место прогулок Гоголя. Он бывает здесь один, бывает и в обществе Берга, Островского, Анненкова. Гоголь любит бывать на Кремлёвском холме и в дни гуляний, праздников, когда можно лучше рассмотреть московскую толпу, и в ранние часы после заутрени, когда пустынны каменные плиты на тесной площади, обнесённой соборами.

Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей — графа Александра Петровича Толстого и его супруги Анны Георгиевны.

Сегодня этот дом памятен тем, что здесь жил и умер великий писатель. Гоголь занимал две комнаты первого этажа: одна служила приёмной, другая, выходившая окнами на Никитский бульвар,— кабинетом, который сообщался дверью с людской. Поэт Николай Берг вспоминает: «Здесь за Гоголем ухаживали как за ребёнком, предоставив ему полную свободу во всём. Он не заботился ровно ни о чём. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет». Сейчас в доме находится библиотека-музей «Дом Гоголя».

Рим

В Риме Гоголь был счастлив. Он провёл в Италии почти десять лет.

Писал из Рима: «Никогда я не чувствовал себя так погружённым в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! Лето — не лето, весна — не весна, но лучше весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью — не напьюсь, гляжу — не нагляжусь. В душе небо и рай! Никогда я не был так весел, так доволен жизнью».

Годы жизни в Риме — это годы писания «Мёртвых душ».

Абрамцево, имение Аксаковых

Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие замечательные представители русской культуры той поры, но чаще других здесь бывал Гоголь, знакомство Аксакова с которым состоялось летом 1832 г.

Аксаков высоко ценил талант писателя и испытал на себе влияние его творчества. С этих пор Гоголь всей душой был привязан к семье Аксаковых. Дружба их продолжалась двадцать лет, до конца его жизни. Впервые он приехал в Абрамцево 14 августа 1849 г. Оно полюбилось ему.

«Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой»,— рассказывает С. Т. Аксаков.

Следующий урок: 33. Обзор: основные проблемы, характеристика прозы, поэзии, журналистики. Мировое значение русской классической литературы >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика