«Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Н.В.Гоголь. Портрет работы художника Ф.А.Моллера, 1841
 
 
Гоголь Н. В.
IV. О том, что такое слово

(«Выбранные места
из переписки с друзьями»)
 
Гоголь Н. В.
XVI. Советы

(«Выбранные места
из переписки с друзьями»)
 
Гоголь Н. В.
XVII. Просвещение

(«Выбранные места
из переписки с друзьями»)
 
 
Портрет В.Г. Белинского
работы П. Ф. Бореля. 1859
С оригинала К.А.Горбунова.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 


Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя


УРОК 30
Урок внеклассного чтения.
«Выбранные места из переписки с друзьями»
и их место в творческом пути Н. В. Гоголя.
«Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Цель:

обозначить религиозно-нравственные ориентиры, заявленные Н. В. Гоголем в эпистолярном жанре; показать роль и место «Выбранных мест из переписки с друзьями» в творчестве Гоголя; ознакомить учащихся с откликами современников Гоголя на «Выбранные места…»; развивать умения делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации, создавать устное высказывание на основе прочитанного; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, тексты писем из «Выбранных мест из переписки с друзьями».

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают о роли и месте «Выбранных мест из переписки с друзьями» в творчестве Н. В. Гоголя; выполняют литературоведческий анализ фрагментов из откликов современников Гоголя на «Выбранные места…»; делают выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации; создают устное высказывание на основе прочитанного; составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа

• Что побудило Гоголя взяться за работу над «Выбранными местами…»? Каков был замысел писателя?
• Каких проблем касался писатель в своей книге?
• Что необычного вы заметили в названиях глав книги?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— «Выбранные места из переписки с друзьями», вышедшие в свет в самом начале 1847 г., открывали читателям другого, незнакомого им Гоголя, и, начиная с той поры буквально до настоящего времени, духовный путь писателя, его личность предстают как загадка, требующая постижения. «Загадку» Гоголя, пожалуй, точнее других сформулировал И. С. Аксаков: «Много ещё пройдёт времени, пока уразумеется вполне всё глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи!». Сегодня на уроке мы прикоснёмся к «загадке» великого Гоголя и попытаемся понять его душу.

IV. Работа над темой урока

1. Сообщения о замысле и истории создания
«Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя
(несколько учащихся)

1 - й у ч е н и к. «Выбранные места из переписки с друзьями» — центральное произведение позднего Гоголя, в котором как в фокусе собраны и сконцентрированы все проблемы его писательской и житейской биографии. Книга вышла из печати в самом начале 1847 г.

О замысле её Гоголь впервые сообщает в письме к Александре Осиповне Смирновой из Франкфурта от 2 апреля 1845 г.: «Это будет небольшое произведение и не шумное по названию в отношении к нынешнему свету, но нужное для многих…»

Год спустя, в письме к Николаю Языкову он снова говорит о своём замысле: «Я как рассмотрел все то, что писал разным лицам в последнее время, особенно нуждавшимся и требовавшим от меня душевной помощи, вижу, что из этого может составиться книга, полезная людям, страждущим на разных поприщах… Я попробую издать, прибавив кое-что вообще о литературе».

Наиболее напряжённое время работы над книгой — лето и осень 1846 г. (почти половина писем датирована этим годом). Гоголь переделывает письма (возможно, часть из них он сохранил в черновиках, другие были возвращены ему корреспондентами) и пишет новые главы. Одни представляют собой статьи, другие — послания, адресованные конкретным и неким обобщенным лицам. Среди немногих, посвящённых в замысел, был Василий Жуковский, которому Гоголь читал две последние главы.

Книга была написана быстро — как бы на одном дыхании. «Вдруг остановились самые тяжкие недуги, вдруг отклонились все помешательства в работе, и продолжалось всё это до тех пор, покуда не кончилась последняя строка труда» (из письма к Петру Плетнёву от 20 октября 1846 г.). Здесь же Гоголь объясняет происхождение той лёгкости, с которой он на этот раз работал: «…я действовал твёрдо во имя Бога, когда составлял мою книгу, во славу Его святого имени взял перо, а потому и расступились перед мною все преграды…»

2 - й у ч е н и к. Посылая 30 июля 1846 г. Плетнёву в Петербург первую тетрадь рукописи, Гоголь требует: «Все свои дела в сторону, и займись печатаньем этой книги под названием: «Выбранные места из переписки с друзьями». Она нужна, слишком нужна всем — вот что покаместь могу сказать; всё прочее объяснит тебе сама книга…»

Гоголь настолько уверен в успехе, что советует Плетнёву запасать бумагу для второго издания, которое, по его убеждению, последует незамедлительно: «…книга эта разойдётся более, чем все мои прежние сочинения, потому что это до сих пор моя единственная дельная книга».

Узнав о возникших цензурных затруднениях, Гоголь просит Смирнову, которая жила тогда в Калуге, съездить в Петербург и предпринять необходимые шаги для устранения препятствий, а Плетнёву предлагает в случае осложнения с цензором представить книгу Государю на прочтение в корректурных листах: «Дело моё — правда и польза, и я верю, что моя книга будет вся им пропущена».

Первый и весьма ощутимый удар нанесла книге цензура: 5 писем-статей были исключены, в других исправлены отдельные места. Позже Гоголь надеялся выпустить книгу вторым изданием, в полном виде, однако этим надеждам сбыться было не суждено.

2. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Особое значение в творчестве Гоголя имело православно-публицистическое произведение «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), в котором Гоголь выступает как сторонник самобытных начал Святой Руси и призывает соотечественников осознать свою неповторимую национальную сущность, историческое призвание России, уникальность её культуры и литературы.

С горечью пишет Гоголь в «Выбранных местах…» об отсутствии соборного согласия, о том хаосе и разладе, который царит вокруг и который впоследствии Достоевский назовёт «обособлением»: «Теперь все между собой в ссоре и всяк друг на друга лжёт и клевещет беспощадно… Всё перессорилось; дворяне у нас между собой, как кошки с собаками; купцы между собой, как кошки с собаками, мещане между собой, как кошки с собаками… Даже честные и добрые люди между собой в разладе; только между плутами видится что-то похожее на дружбу и соединение в то время, когда кого-нибудь из них сильно станут преследовать».

Один из источников подобной разобщённости и вражды — это, по словам Гоголя, роскошь, к искоренению которой необходимо стремиться каждому: «Гоните эту гадкую, скверную роскошь, эту язву России, источницу взяток, несправедливостей и мерзостей, какие у нас есть…». Гоголь призывает не отчаиваться и не приходить в смущение от внешних беспорядков, но стараться навести порядок в собственной душе: «Недурно заглянуть всякому из нас в свою собственную душу. Загляните также и вы в свою. Бог весть, может быть, там увидите такой же беспорядок, за который браните других… Не бежать на корабле из земли своей, спасая своё презренное земное имущество, но, спасая свою душу, не выходя вон из государства, должен всяк из нас спасать себя самого в самом сердце государства».

Свои надежды на спасение души писатель связывает с природой русского человека, который, по его словам, так умеет быть благодарным за всякое добро и который, как только заметит, что другой проявляет в нём участие, сам уже готов чуть не просить прощения.

Русскому человеку, по словам Гоголя, присущ особый такт ума, позволяющий ему «выразить истинное существо всякого дела… выразить его так, что никого не оскорбит выраженьем и не восстановит ни против себя, ни против мысли своей даже несходных с ним людей». Этот «верный такт ума» проявляется даже в простом крестьянине, который способен говорить со всеми, даже с царём, с такой свободой и с таким достоинством, какие трудно найти у образованных и светских людей.

3. «Юные литературоведы»

Выборочное чтение, комментирование фрагментов
(работа в группах)
некоторых писем из «Выбранных мест из переписки с друзьями»
(Учитель рецензирует, корректирует ответы представителей групп.)

1-я группа. IV. «О том, что такое слово»;
2-я группа. XVI. «Советы»;
3-я группа. XVII. «Просвещение»;
4-я группа. XXXI. «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность».

4. Самостоятельная работа в парах с раздаточным материалом:
карточками с откликами современников Гоголя на «Выбранные места…»

С. Т. Аксакова, П. А. Плетнёва, С. П. Шевырева,
В. Г. Белинского («Письмо Н. В. Гоголю») с последующей беседой

Карточка № 1
Порицая поучения Гоголя, никто не заметил необыкновенности самого явления, которое случилось в наших глазах. Художник, покрытый всеобщею славою в своём отечестве, художник, которого всякая книга разлеталась волшебно по всем концам России, бросает своё искусство, покидает треножник вдохновения и бежит в учители, хочет быть проповедником, чтобы сказать человеку нужное слово, чтобы позаботиться о душе его и о прочном деле жизни. Положим, что проповедь его — младенческий лепет; положим, что она не достигнет цели, но как не заметить важности события? Как позволить себе только смеяться над ним или сердиться на него, или обличать в противоречиях? Люди, понимающие значение художника и его отношения к жизни, не могут и не должны остаться равнодушны к такому событию и, обличая, пожалуй, недостатки его поучений, обязаны всё-таки признать важность самого дела…
(С. П. Шевырев)

Карточка № 2
Как преданный и искренний друг Гоголя, С. Т. Аксаков глубоко скорбел о том, что «религиозная восторженность убила великого художника и даже сделает его сумасшедшим. Это истинное несчастье, истинное горе…». Зная о религиозных настроениях Гоголя, Аксаков открыто писал ему: «Я боюсь, как огня, мистицизма, а мне кажется, он как-то проглядывает у Вас… терпеть не могу нравственных рецептов; ничего похожего на веру в талисманы… Вы ходите по лезвию ножа! Дрожу, чтоб не пострадал художник!.. Чтобы творческая сила чувства не охладела от умственного напряжения отшельника… книга вредна: она распространяет ложь ваших умствований и заблуждений…».

Карточка № 3
Мысли Гоголя оказались чужды для его друга С. Т. Аксакова, но близки П. А. Плетнёву, который пишет Гоголю: «Вчера совершено великое дело: книга твоих писем пущена в свет… она, по моему убеждению, есть начало собственно русской литературы. Всё, до сих пор бывшее, мне представляется как ученический опыт на темы, выбранные из хрестоматии. Ты первый со дна черпнул мысли и бесстрашно вынес их на свет… Будь непреклонен и последователен. Что бы ни говорили другие,— иди своей дорогой».

Карточка № 4
Одним из первых на книгу отозвался В. Г. Белинский. В февральском номере «Современника» появилась его рецензия, которая заканчивалась словами: «Горе человеку, которого сама природа создала художником, горе ему, если, недовольный своею дорогою, он ринется в чуждый ему путь! На этом новом пути ожидает его неминуемое падение, после которого не всегда бывает возможно возвращение на прежнюю дорогу…»

«По-вашему, русский народ самый религиозный в мире: ложь!.. — писал Белинский в «Письме Н. В. Гоголю».— Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нём ещё много суеверия, но нет и следа религиозности… Мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем… Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах, ни о том вопле дикой радости, который издали, при появлении её, все враги Ваши — и не литературные (Чичиковы, Ноздрёвы, Городничие и т. п.), и литературные, которых имена Вам известны… Ваша книга испугала меня возможностию дурного влияния на правительство, на цензуру, но не на публику. Когда пронёсся в Петербурге слух, что правительство хочет напечатать Вашу книгу в числе многих тысяч экземпляров и продавать её по самой низкой цене, мои друзья приуныли; но я тогда же сказал им, что, несмотря ни на что, книга не будет иметь успеха, и о ней скоро забудут.
И действительно, она теперь памятнее всем статьями о ней, нежели сама собою. Да, у русского человека глубок, хотя и не развит ещё, инстинкт истины!..»

5. Обобщающая беседа

• Как восприняли книгу Гоголя его современники? Прокомментируйте их мнения.
• Дайте оценку спору Гоголя и Белинского, найдя аргументы для защиты или опровержения позиции каждого.

Коллективный вывод
(запись в тетрадях)


Спор между Белинским и Гоголем остался незавершённым, нельзя определить однозначно, на чьей стороне истина, этот спор был словно завещан всей последующей русской литературе.

1. Гоголь и Белинский спорят о цивилизации, о её необходимости для России.
2. Белинский настаивает на просвещении народа, а Гоголь на том, чтобы сначала просветить грамотных.
3. И Белинский, и Гоголь недовольны общественными порядками в России, но выход из создавшегося положения они видят по-разному: великий критик — на пути изменения государственных учреждений на парламентский образец, великий писатель — на пути изменения человека.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание


Перечитать заключительную главу «Выбранных мест из переписки с друзьями», выписать наиболее важные, по вашему мнению, мысли писателя.
Ответить (письменно) на вопрос: «Как соотносятся эти мысли с дальнейшим развитием русской литературы?».

Следующий урок: Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика