Повесть Н. В. Гоголя «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Н.В.Гоголь. Портрет работы художника Ф.А.Моллера, 1841
 
 
Гоголь Н. В.
Портрет

(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 


Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя


УРОК 29
Урок внеклассного чтения.
Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика,
место в сборнике «Петербургские повести»

Цель:

углубить представление учащихся о личности Н. В. Гоголя; ознакомить с повестью Н. В. Гоголя «Портрет»; раскрыть проблематику, поэтику и место произведения в сборнике «Петербургские повести»; совершенствовать умения и навыки аналитического подхода к художественному тексту; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет Н. В. Гоголя, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о проблематике, поэтике и месте повести «Портрет» в сборнике «Петербургские повести»; дают читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в аналитической беседе.

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе
талант, тот чище всех должен быть душою. Другому
простится многое, но ему не простится.
Н. В. Гоголь


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводная беседа: «погружение» в тему урока

• Что такое искусство? Создайте ассоциативный ряд к этому слову.
• В чём смысл существования искусства?
• В повести Гоголь настойчиво обращает нас к шедеврам Рафаэля, Гвида, Тициана, Леонардо да Винчи, фламандцев. Что вы можете рассказать об этих всемирно известных художниках – внесюжетных героях?
• Почему Гоголь в своём произведении, время действия которого приходится на XIX в., упомянул этих живописцев?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Талант Николая Васильевича Гоголя многогранен: романтик и юморист, трезвый наблюдатель и гневный сатирик-обличитель, беспощадно вскрывающий общественные язвы, поэт, фантаст и тонкий психолог. Это богатство гоголевского творчества обусловило многообразие его графических интерпретаций.

Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. Искусство и художественная среда, окружавшая Гоголя, питала творчество писателя. В произведениях искусства он чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды и лжи, добра и зла.

Жизнь многих известных талантливых художников XIX в. складывалась трагично (примерами тому могут служить судьбы художников: Исаака Ильича Левитана, Александра Андреевича Иванова, Винсента Ван Гога). Нравственная чистота и преданность высоким идеалам искусства восхищала и Гоголя. Спорные вопросы о роли искусства в обществе, об истинном назначении художника, об ответственности художника за свой труд нашли отражение в повести Гоголя «Портрет», которая впервые была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 г.

В этом произведении Гоголь ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства. Давайте же посмотрим, какой смысл приобретает гоголевское слово в истории с загадочным портретом, как оно помогает разгадать тайну, скрытую в портрете, даёт возможность раскрыть то, что лежит в глубине души художника Чарткова.

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание сообщений
об истории создания повести «Портрет»

1 - й у ч е н и к.
Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме, окружённый великими произведениями искусства разных времён и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии и потому звались «пенсионерами». В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу.

Критика В. Г. Белинского и неустанная работа А. Иванова побудили Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её. К 1841 г. эта работа Гоголем была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчёркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развёрнуты реалистические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна. Во второй редакции исчезает портрет, который опять пошёл гулять по свету. Как меняют эти изменения смысл повести?

Гоголь назвал свою повесть «Портрет», так как:
• портрет ростовщика сыграл роковую роль в жизни героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести;
• автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры;
• это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству.

2 - й у ч е н и к. Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 г.

Ободрённый успехом «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Гоголь собрал статьи по искусству («Живопись, скульптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет», надеясь в предисловии на великодушие читателя: «Признаюсь, некоторых пьес я бы, может быть, не допустил вовсе в это собрание, если бы издавал его годом прежде, когда я был более строг к своим старым трудам. Но, вместо того, чтобы строго судить прошедшее, гораздо лучше быть неумолимым к своим занятиям настоящим. Истреблять прежде написанные нами, кажется, так же несправедливо, как позабыть минувшие дни своей юности. Притом, если сочинение заключает в себе две, три ещё не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого».

2. Аналитическая беседа

• Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?

• Как меняются отношения Чарткова к своей работе после того, как у него появились деньги?

• Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль.

• Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег?

• Проследите этапы жизни Чарткова, когда духовная смерть приводит к физической. Пытается ли он изменить свою жизнь?

• Сопоставьте истории жизни двух художников: Чарткова и автора портрета. Каков смысл двухчастной композиции повести?

• В чём смысл нарушения реального времени в финале повести?

3. «Под сенью дружных муз…»:
практическая работа в парах с иллюстрациями к повести Н. В. Гоголя «Портрет»

(раздаточный материал)

• Рассмотрите рисунок В. М. Васнецова «В мастерской Чарткова».
Сопоставьте его эмоциональный пафос с финалом I части повести. Какими способами состояние художника передано В. М. Васнецовым?
Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов и Б. М. Кустодиева.
Каким фрагментам из повести они соответствуют? Совпадают ли ваши представления о Чарткове с иллюстрациями художников?


В. М. Васнецов. В мастерской Чарткова


Кукрыниксы. Чартков перед купленным им портретом


Кукрыниксы. Чартков – модный живописец


Б. М. Кустодиев. Конец художника Чарткова

4. Коллективная работа над составлением опорной схемы
«Ступени нравственного падения Чарткова»
(запись на доске и в тетрадях)




5. Постановка и решение проблемного вопроса

У ч и т е л ь.
После выхода «Арабесок» В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою,— и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Задание.
Согласитесь или опровергните мнение критика, аргументируя свою позицию цитатами из II части повести.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— Художник должен быть совершенно свободен, никогда никому не подчинён, независимость его должна быть беспредельна. Герой Гоголя, погнавшись за славой и богатством, не смог вернуться к прежней жизни. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится губителен для личности. «Наш век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира»,— замечает Гоголь в повести «Портрет».

Сегодня, при изучении этой повести, мы увидели, что жажда денег вторгается даже в душу хороших, талантливых людей и безжалостно уродует сознание и душу, калечит талант и губит искусство… (Обращение учителя к эпиграфу урока.)

Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем:
«Добро и зло в повести Н. В. Гоголя “Портрет”», «В чём заключаются гибель и спасение таланта художника?».

2. Прочитать «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя.

Следующий урок: Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика