Правда и ложь, фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Н.В.Гоголь. Портрет работы художника Ф.А.Моллера, 1841
 
 
Гоголь Н. В.
Невский проспект

(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 


Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Урок 27. Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

Урок 28. Н. В. Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя


УРОК 28
Н. В. Гоголь. «Невский проспект».
Правда и ложь, фантастика и реальность в повести

Цель:

показать, как в повести «Невский проспект» переплелись правда и ложь, фантастика и реальность; обучать учащихся умению давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику литературных героев; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
портрет Н. В. Гоголя, текст повести, раздаточный материал, иллюстрации Д. Н. Кардовского к повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают о том, как в повести «Невский проспект» переплелись правда и ложь, фантастика и реальность; дают читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке; составляют сравнительную характеристику литературных героев; принимают участие в аналитической беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Судьба Гоголя, так же, как и его внутренний душевный мир, сложна и противоречива. Не утихают споры о «феномене Гоголя», загадке его искусства, тайне его личности.

В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищённая ими публика». Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает её, превращает в вещь.

Чтобы понять Гоголя, надо хорошо слушать его необыкновенную речь. В «Невском проспекте» она растекается на два потока, движущихся в параллельных руслах сюжета. Автор объединяет свой голос то с художником Пискарёвым, то с поручиком Пироговым.

Истории, случившиеся с Пискарёвым и Пироговым,— это два главных сюжетных эпизода, две резко выделенные части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Они дают яркое представление о сложности показанной в «Невском проспекте» картины жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.

IV. Работа над темой урока

1. «Под сенью дружных муз…»:
работа с иллюстративным материалом
(иллюстрации Д. Н. Кардовского к повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»)

с комментариями заранее подготовленных учащихся

Примерные комментарии

К числу «знаковых» произведений Гоголя, в которых поднимается одна из основных проблем русской, да и мировой литературы — противоречие мечты и действительности, идеала и повседневности — принадлежит «Невский проспект». Именно это произведение, лежащее, по мнению Геннадия Исааковича Беленького, «на магистральном направлении творчества Гоголя… и других русских писателей», вызывало и до сих пор вызывает интерес у разных художников.

Д. Н. Кардовский, Д. И. Митрохин, А. И. Кравченко, В. Н. Горяев, М. Бычков, иллюстрируя текст «Невского проспекта», создали многочисленные акварели, литографии, рисунки и гравюры на дереве, лучшие из которых вошли в историю русской графики.

Первым иллюстрировать «Невский» начал талантливый художник и педагог Дмитрий Николаевич Кардовский — ученик И. Е. Репина и П. П. Чистякова в Петербургской Академии художеств, заслуженный деятель искусств.

В 1904 г. по заказу «Кружка любителей русских изящных изданий» Дмитрий Николаевич Кардовский выпустил серию графических рисунков, выполненных свинцовым карандашом, к первой из «Петербургских повестей».


Д. Н. Кардовский. Художник Пискарёв и поручик Пирогов на Невском проспекте

В центре его внимания не только жизненные перипетии героев повести — художника-мечтателя Пискарёва и самоуверенного поручика Пирогова — но и обстоятельное изображение проспекта, в гоголевском описании которого и знание петербургской жизни, и дух времени. Невский в изображении художника — это парадная вывеска Петербурга, здесь всё напоказ, всё на публику: и позы, и жесты, и наряды. Несмотря на огромное количество людей, проходящих и проезжающих по проспекту, не создаётся ощущения общности, целостности, их объединяет только место встречи — Невский проспект. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он.

Толпа на рисунке Кардовского — это люди-куклы, люди-носы, люди-бакенбарды, люди-усы, лишённые сколько-нибудь благородных, подлинно человеческих чувств. Это выставка тщеславия, лицемерия и фальши, по ироничному замечанию Гоголя — «главная выставка всех лучших произведений человека…», на фоне которой еще трагичнее выступает изнанка жизни, её безобразные стороны.

Изображая трагедию благородного мечтателя Пискарёва, художник необычайно точно передаёт характер, настроения и чувства героя. Он тонко чувствует атмосферу происходящего и подмечает все детали. К примеру, показывая комнату Пискарёва, он изобразил «всякий художественный вздор: гипсовые руки и ноги… изломанные живописные станки, опрокинутую палитру». Небрежно брошенный плащ, пыльное окно без занавесей с видом на крыши соседних домов, безвольно опущенная рука художника — всё это подчёркивает отчаяние, переживаемое гоголевским героем.


Д. Н. Кардовский. Мечты художника Пискарёва


Д. Н. Кардовский. Конец художника Пискарёва

2. Аналитическая беседа

• Расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарёва.
• Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?
• Какова смысловая роль сна Пискарёва?
• В чём трагический смысл истории Пискарёва? Почему автор приводит его к самоубийству?
• Расскажите историю поручика Пирогова.
• Какова её композиционная роль в повести?
• Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чём здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
• Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте своё мнение.
• Почему такие разные истории художника Пискарёва и поручика Пирогова автор ставит рядом?

3. Сравнительная характеристика
художника Пискарёва и поручика Пирогова

по предложенной учителем схеме (самостоятельная работа в парах)

Образец сравнительной характеристики

Род занятий героев.

Пискарёв — художник, что подчёркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.
Пирогов — офицер, поручик, его чин олицетворяет власть. Он относится к тому классу людей, которые подавляют личность.

Портреты героев.
Пискарёв — «большей частью добрый, кроткий, застенчивый, беспечный, любящий тихое своё искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»; «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант»; «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства».
Пирогов — «…считаются учёными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, также очень любят громко вызывать актеров»; «имеют особенный дар заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами»; «умел рассказать анекдот»; «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство».

Характеристика героев (сцена преследования).
Пискарёв — «он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам»; «не слыша, не видя, не внимая»; «стараясь сам умерить быстроту своего шага»; «иногда овладевало им сомнение»; «колени его дрожали».
Пирогов — «не переставал преследовать… занимая вопросами»; «смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперёд».

Финал преследования.
Пискарёв — «…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…».
Пирогов — «…как-то странно кончилось: по дороге он зашёл в кондитерскую, съел… прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер… с удовольствием провёл вечер, отличился в мазурке…».

Язык и стиль повествования о героях.
Пискарёв — язык повествования лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный.
Пирогов — язык насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.

Вывод.
Пискарёв — человек чистой души, искренних чувств и поступков.
Пирогов же лишён высоких идеалов, пошлый, бездуховный человек.

4. «Умники и умницы» (работа в парах)

• Докажите, что повесть Н. В. Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности? Какая общая мысль объединяет все петербургские повести Н. В. Гоголя? Аргументируйте своё мнение.

5. Обобщение учителя

— Маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет Н. В. Гоголь нам Невский проспект.

Любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю Пискарёва, тем более художнику. Автор пишет: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». Для художника встреча с Невским проспектом, его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. Не видеть красоты мира — значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаёшься вопросом: если это всё мираж и призрак, то что же тогда реально? И реальным остаётся Невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом. Так в повести вырисовывается общий и единый принцип изображения человека и неодушевлённой природы: одно объясняется через другое, меняется местами, путается, качественно не различается.

Гоголь реальное ставит на грань с фантастическим, «размывая» границы между живой и неживой природой, тем самым создавая предпосылки для непредсказуемых мистификаций, мнимых значений и т. п. Все эти проявления писатель сконцентрировал в образе Невского проспекта, могущественного существа, определяющего масштабы и смысл этих фантасмагорий.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?

• В повести перед нами проходит парад частей тела и деталей одежды вместо людей. Как называется этот приём и зачем автор его использует?

• Какова основная мысль повести?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоединимое — поручика Пирогова и художника Пискарёва. «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» — не раз восклицает Гоголь в этой повести. В финале автор вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и даже к человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести.

Вспомним слова В. Г. Белинского: «Отличительный характер повестей Н. В. Гоголя — простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь — поэт, гражданин жизни действительной…»

VI. Домашнее задание

1. Ознакомившись с отрывками критических статей и монографий о повести «Невский проспект», создать небольшой текст на тему «Петербург и его обитатели в изображении Н. В. Гоголя».

2. Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Портрет».

3. Опережающее задание
Подготовить сообщение об истории создания повести «Портрет» (2 учащихся).

Следующий урок: Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести» >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика