Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Зарубежная литература
 Пушкин А. С.
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
Портрет А. С. Пушкина
работы В. А. Тропинина. 1827 г.
 
 
 
 
Пушкин А. С.
Вновь я посетил…

(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного)

Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика поэта периода южной и михайловской ссылок

Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Урок 6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти

Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


УРОК 7
Философская лирика А. С. Пушкина.
Тема жизни и смерти

Цель:

ознакомить учащихся с философской лирикой А. С. Пушкина на примере текстового изучения, восприятия и истолкования стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Два чувства дивно близки нам…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…»; раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в данных лирических произведениях; совершенствовать навыки восприятия, толкования и оценки поэтического текста; умение определять тематику стихотворения; воспитывать любовь к русскому слову, формировать мировоззрение учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Два чувства дивно близки нам…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».

Тип урока:
комбинированный урок; анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся принимают участие в беседе; определяют мысли и чувства автора, запечатлённые в стихотворениях, передают их в форме связных высказываний и с опорой на художественный текст; формулируют главную мысль стихотворений; отмечают значение изобразительно-выразительных средств языка; объясняют понятие «философская лирика».

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа

• Какие произведения называют философскими?
• Когда человек обращается к философским произведениям?
• Как вы понимаете, что такое философская лирика?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Поэзия Пушкина — неисчерпаемая сокровищница для всех, кто умеет наслаждаться не только выразительностью художественных образов и красотой родной речи, но и мудростью мысли, жизненным опытом — плодом долгих раздумий и глубоких чувств — «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Наверное, всю лирику Пушкина можно назвать философской, ведь поэт, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это и отразилось в его лирике, философские мотивы пронизывают всё его творчество.

Я предлагаю вам создать сегодня на уроке импровизированный поэтический журнал, каждая страничка-стихотворение которого будет не только данью любви к великому поэту, но и плодом ваших рассуждений, раздумий, ассоциаций.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Вы, конечно, знаете, что род литературы, основой которого являются чувства, мысли, настроения, переживания, называется лирикой. Лирический образ передаёт выражение чувств и мыслей автора в связи с разными жизненными впечатлениями. Поскольку все явления жизни могут вызвать переживания человека, то и диапазон тем и мотивов в лирике многообразен. В лирических произведениях представлены отдельные мотивы, связанные общей темой.

Поэтическое осмысление мира, человека, смысла человеческой жизни, добра и зла, размышления над проблемами жизни и смерти, сущности человеческой души находят своё отображение в философской лирике. Так принято называть лирические произведения, в которых выражаются мысли и чувства автора о смысле человеческого бытия, о предназначении человека, о его судьбе и о смерти.

Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина — это отдельный мощнейший пласт творчества поэта, глубоко личностный, появившийся благодаря переживаниям и размышлениям поэта над собственной жизнью, о судьбах человечества, о соотношении личности и общества, смерти и бессмертия, о любви и искусстве — всё это ярко отразилось в его поэзии.

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1929) наполнено философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности жизни природы.

2. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

3. Беседа


• Расскажите о своих впечатлениях после прослушанного стихотворения.
• О чём размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?
• На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?
• Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте своё мнение.
• В каких строчках раскрывается отношение поэта к смерти? Выразительно прочитайте их и объясните, как вы понимаете эти строки.
• Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?
• Раскройте основной пафос стихотворения. Свой ответ подтвердите стихотворными строками.

— Одно из самых глубоких философских стихотворений А. С. Пушкина — «Два чувства дивно близки нам…» (1830), к сожалению, осталось незаконченным и даже не совсем обработанным:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.

В нём явственно отразились постоянные и настойчивые раздумья Пушкина над идеей дома. Одно из значений слова пепелище — родной дом. Но слово это в данном случае не имеет предметного значения. Оно символично. Любовь и уважение к своему дому и к священной памяти предков («отеческим гробам») — вот что придаёт человеку ощущение нравственной устойчивости. Без них была бы мертва земля, но без них и человек не может оставаться человеком.

В позднем творчестве А. С. Пушкина важное место занимает цикл стихотворений 1836 года, в котором есть такие стихотворения, как «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Памятник» и др. Стихи последних лет отражают серьёзное понимание поэтом религиозных, философских, нравственных, политических, социальных проблем.

Особое место в этом цикле занимает стихотворение «Отцы пустынники и жёны непорочны…». Написано оно 22 июля 1836 года, в период творческой зрелости поэта, за полгода до его трагической гибели. При жизни Пушкина стихотворение не было напечатано. Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина — святого, прошедшего тернистый путь познания Бога.

4. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…»

5. Беседа


• Как вы поняли прослушанное стихотворение?
• На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Обоснуйте свой ответ.
• Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?
• Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?
• Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?
• Найдите в стихотворении старославянизмы. Раскройте их роль в произведении.
• Определите тему стихотворения, главную мысль. Составьте цепочку ключевых (опорных) слов.

— Раздумья над смыслом жизни, о её круговороте, соединении прошлого и будущего, которые всегда волновали поэта, нашли своеобразное завершение в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835). Это одно из лучших произведений пушкинской лирики. Его можно рассматривать как итоговое.

Стихотворение навеяно посещением Михайловского. Оттуда 25 сентября 1835 г. он писал жене: «В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая, сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; всё кругом меня говорит, что я старею».

Стихотворение написано просто, без особых поэтических ухищрений. Оно похоже на отрывок из письма или на продолжение разговора или рассказа. В этом стихотворении использован стиль поздней пушкинской прозы, точный, краткий и вместе с тем необыкновенно выразительный. Конкретные описания перерастают в раздумья о жизни и смерти.

6. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Вновь я посетил…»

7. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Вновь я посетил…»

по предложенному плану (в группах, с раздаточным материалом)

План анализа стихотворения

1. Дата написания. Биографический комментарий.
2. Жанровое своеобразие.
3. Идейное содержание:
а) тема;
б) основная мысль;
в) проблема;
г) эмоциональная окраска чувства.
4. Структура стихотворения:
а) основные образы;
б) тропы;
в) стилистические фигуры.
5. Стихотворный размер. Рифма.
6. Актуальность стихотворения.

8. Словарная работа

Элегия — стихотворение с характером задумчивой грусти.
Белый стих — нерифмованный, книжный (в отличие от фольклорного, тоже, как правило, не имеющего рифмы) стих.
Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок.
Метафора — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Метонимия — вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий.
Олицетворение — изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.
Полисиндетон — многосоюзие.
Риторическое восклицание — возглас, выражающий сильное чувство. Риторическое обращение — обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, отсутствующему лицу.
Сравнение — форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Умолчание — оборот речи, предоставляющий читателю самому догадаться, что осталось невысказанным.
Эпитет — определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.
Ямб — двусложный размер, где ударение приходится на чётные — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и т. д.— слоги, хотя очень часто встречаются пропуски ударений на положенном месте — пиррихий.


9. Аналитическая работа с отрывками
из литературоведческих текстов

(работа в парах, с раздаточным материалом)

Карточка

Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается… тем, что по его произведениям можно следить за постоянным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера…
Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только как прекрасный язык чувства… Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих,— и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина…
(В. Г. Белинский)

Мы знаем Пушкина-человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин — поэт…
Что такое Поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, а потому что он — сын гармонии, поэт.
(А. А. Блок)

• Прокомментируйте высказывание критика В. Г. Белинского о поэзии А. С. Пушкина.
• Как бы вы ответили на поставленный А. А. Блоком вопрос о том, что такое Поэт?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»

(работа в парах)

• Докажите, что представленные сегодня на уроке стихотворения А. С. Пушкина относятся к образцам философской лирики.

VI. Домашнее задание

1. Используя собственные знания, материалы урока, поэзию Пушкина, составить цепочку ассоциаций на тему «Философская лирика А. С. Пушкина».

2. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Мой сборник философских стихотворений А. С. Пушкина».

3. Опережающее задание
Прочитать поэму «Медный всадник».
Подготовить литературные визитки об истории её создания.

Следующий урок: Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник» >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика