Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
Портрет А. С. Пушкина
работы В. А. Тропинина. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 


Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного)

Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика поэта периода южной и михайловской ссылок

Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Урок 6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти

Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


УРОК 5
Тема поэта и поэзии
в лирике А. С. Пушкина

Цель:

показать, как раскрывается тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать эстетический вкус, неравнодушное отношение к поэтическому слову, любовь к Родине.

Оборудование:
учебник; раздаточный материал; тексты стихотворений; таблица.

Тип урока:
комбинированный урок; урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся составляют тезисы лекции учителя, участвуют в беседе; выразительно читают и комментируют стихотворения А. С. Пушкина; принимают участие в аналитической работе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Для каждого настоящего поэта вопрос о назначении поэта и поэзии — это вопрос о смысле жизни, своём предназначении. Имя Александра Сергеевича Пушкина мы привыкли связывать с эпохой декабрьского восстания, а его поэзию считать поэтическим выражением идей декабристов. И действительно, идеалы, выраженные в ранней лирике Пушкина, во многом сходны с идеалами его друзей, поднявших восстание 14 декабря 1825 г. Вдохновляемый идеей гражданского служения, поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины.

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина не нова — до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как Гораций, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. Новаторство же Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своём творчестве. Кто такой поэт? Каково его место в обществе? Каким должно быть его творчество? Как он должен относиться к окружающему миру? Сегодня на уроке мы узнаем, какие ответы даёт Александр Сергеевич на эти вопросы.

III. Работа над темой урока

1. Постановка проблемного вопроса

У ч и т е л ь.
В юношеские годы на формирование взглядов Пушкина повлияли Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, А. П. Радищев, В. А. Жуковский, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Через годы огромное влияние будут оказывать К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, Е. А. Боратынский… Изменится ли отношение Пушкина к поэту как философской категории?

Согласны ли вы с высказыванием Ю. В. Лотмана, что «Пушкин настолько далеко вперёд от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал»? Чуть позже Ф. И. Тютчев скажет: «Поэт в России больше, чем поэт…»

• В чём же миссия поэта — сгорать для будущего народа или находить новые художественные формы, пробуждая душу народа?

2. Лекция учителя

— Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина тесно связана с темой свободы — в аспекте свободы творчества — и на разных этапах раскрывается по-разному. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать…

Обращение к теме поэта и поэзии в самом начале творческого пути свидетельствует о серьёзности подхода Пушкина к сочинительству. С первых шагов он ощущал ответственность за то, что ему хотелось сказать читателям. В раннем стихотворении «К Галичу» Пушкин критикует угрюмых придворных поэтов, а в стихотворении «Моему Аристарху» — «скучных проповедников». Сам он мечтает о роли обличителя пороков, о чём и пишет в оде «Вольность»:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок…

Молодой Пушкин был уверен, что сможет стихами влиять на общество и даже на поведение монархов. Стихи этого периода оптимистичны и полны энергии.

В стихотворении «К Чаадаеву» поэт страстно мечтает посвятить родине «души прекрасные порывы», быть полезным ей. «Самовластье» царей противно его свободолюбивой натуре, автор уверен, что несправедливая власть скоро рухнет.

Надежду на скорое освобождение крестьян от «рабства дикого» поэт выражает в стихотворении «Деревня».

По мере взросления взгляды Пушкина на роль поэта и поэзии существенно менялись. Новое отношение к поэзии звучит в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Это стихотворение построено в форме диалога продавца книг с поэтом. Поэт хочет свободно творить, получать «пламенный восторг» от процесса создания стихов, но продавец охлаждает его порывы, заявляя:

…в сей век железный
Без денег и свободы нет.

Да, поэт — творец, но он живой человек. Поэт соглашается с утверждением продавца:

Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.

Поэзия — это тяжёлый труд и может рассматриваться как средство к существованию. Проблема в том, что творить поэт может только в условиях личной свободы. Только свобода души даёт человеку независимость.

В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкин утверждает, что обществу нужен поэт-пророк, сильный и мудрый, который мог бы «глаголом жечь сердца людей». Пушкин указывает на богоизбранность настоящего поэта, которому чужды суета и духовная пустота дворян высшего общества. На первый взгляд поэт такой же, как все, но умение писать стихи возвышает его над толпой. По мнению Пушкина, поэт должен, как жрец, служить своему искусству и не обращать внимания на суждения толпы, не понимающей ценности истинной поэзии.

Разговор об отношениях с толпой продолжается в стихотворениях «Поэту» и «Поэт и толпа». «Светская чернь», бездушные люди, ищущие во всём только выгоду, говорят поэту, что от его стихов пользы нет никакой, строки его поэзии — лишь ветер. В раздражении поэт восклицает:

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!

Пушкин призывает поэтов «не дорожить любовию народной». Главное — не изменять идеалам свободы и красоты. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин ставит поэзию на самую высокую ступень. Он считает, что искусство выше власти царей, поскольку талант и вдохновение даёт Бог. Поэт уверен, что поэзия бессмертна, а значит, его имя сохранится в веках.

3. Слушание «Литературных визиток» — сообщений учащихся
об истории создания стихотворений

1) «Разговор книгопродавца с поэтом»

— Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», написанное 26 сентября 1824 г., появилось в печати в качестве предисловия к первой главе романа «Евгений Онегин». Начато в Одессе, закончено в Михайловском. Напечатано в альманахе «Мнемозина» (1824).

В печати из строфы 13 появились только начальные слова «Мир пустел…». Остальные заменяли точками. Однако по рукам разошлись полные списки стихотворения. Во избежание неприятных последствий для автора в «Мнемозине» было сделано примечание: «В сём месте автор поставил три с половиной строки точек. Издателям сие стихотворение доставлено князем П. А. Вяземским в подлиннике и здесь напечатано в том виде, в каком оно вышло из-под пера самого Пушкина. Некоторые списки оного, ходящие по городу, искажены нелепыми прибавлениями». Заключительные строки стихотворения написаны в прозе. Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мира мечтаний о возвышенном в мир приземлённой действительности.

2) «Пророк»
Стихотворение относится к 1826 г. Как раз в то время были казнены участники декабристского восстания, многие из которых были друзьями Пушкина. Это стихотворение было как бы ответом на неожиданный поворот событий.

Создание стихотворения «Пророк» совпало с моментом окончания периода юности поэта и наступлением творческой зрелости, выраженной в переосмыслении многих прежних жизненных позиций, а также духовных и мировоззренческих принципов на новом этапе. Таким образом, момент написания стихотворения рассматривается как переломный в духовной жизни Пушкина. Первая публикация этого стихотворения состоялась в «Московском вестнике» (№ 3, 1828 г.)

3) «Поэт»
Стихотворение было написано 15 августа 1827 г. в Михайловском, когда Пушкин начал всё чаще задумываться о своём предназначении. Пушкин понимает творчество как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности.

Поэт задаёт вопрос: поэт — избранник или свой «среди детей ничтожных мира»?

В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей — это оковы, мешающие проснуться его душе.

4) «Поэту»
Стихотворение было написано 7 июля 1830 г., в период резких нападок на Пушкина на страницах «Московского телеграфа» и «Северной пчелы», где до того времени печатались восторженные рецензии на его сочинения. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Ф. В. Булгариным заставила Александра Сергеевича обратиться в своём небольшом лирическом произведении к образу непонятого стихотворца. Пушкин призывает поэта не поддаваться соблазну восторженных похвал и не изменять своим убеждениям, своим «любимым думам» в угоду «народной любви». Он советует поэту оставаться твёрдым в своих убеждениях.

5) «Памятник»
Это стихотворение является своего рода поэтическим завещанием Пушкина.

Написано 21 августа 1836 г. на Каменном острове в Петербурге. Эпиграф взят из XXX оды Горация «К Мельпомене». Эту оду переводил М. В. Ломоносов, свободно изложил Г. Р. Державин, к чьему тексту ближе всего стихотворение Пушкина. При жизни Пушкина стихотворение не было напечатано. Василий Андреевич Жуковский внёс свою правку в стихотворение и впервые опубликовал его в IX томе первого посмертного собрания сочинений А. С. Пушкина (1841).

Традиционно в научной и публицистической среде стихотворение называется по первой строчке: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

4. Аналитическая работа с текстами стихотворений (в группах)

Задания

1-я группа.
«Разговор книгопродавца с поэтом».

Внимательно перечитайте первые 5 ответов поэта. Какие три аспекта творчества отвергает поэт? Почему?

Какой ответ является содержательной кульминацией стихотворения? Какие автобиографические мотивы звучат в этих ответах?

2-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Пророк».

Кого же представил Пушкин в своём герое: далёкого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар? Ознакомьтесь с мнениями литературоведов. Согласитесь или опровергните их. Свой выбор аргументируйте.

• «Кого же он [Пушкин] дал нам в своём «Пророке»? Это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании» (В. Соловьёв).

• «Его [Пушкина] «Пророк», сбивший всех с толку и так прославленный Достоевским,— замечательная библейская стилизация… В позу пророка Пушкин почти никогда не становился» (А. Кушнер).

3-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Поэт».

Какие мысли и чувства оно вызвало у вас? В каких строчках заключён главный пафос стихотворения? Обоснуйте свой ответ. Что необходимо поэту для творчества? Свой ответ подтвердите стихотворными строками.

4-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Поэту».

Расскажите, как вы поняли это стихотворение. Какие отношения связывают поэта и толпу? Подумайте, почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы. Обоснуйте свой ответ, подтверждая его фактами из биографии поэта. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Свой ответ подтвердите стихотворными строками.

5-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Памятник».

Как вы понимаете выражение «душа в заветной лире»? На чём основывается уверенность поэта в том, что к его нерукотворному памятнику «не зарастёт народная тропа»? Почему поэт отвергает суд современников и надеется на признание потомков? Сопоставьте два стихотворения «Памятник»: Г. Р. Державина и А. С. Пушкина. В чём вы видите сходство и различие этих стихотворений?

5. Презентация результатов аналитической работы
представителями групп,
выразительное чтение стихотворений и цитирование стихотворных строк в качестве доказательства своего мнения

6. Коллективная работа по заполнению таблицы
«Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»

(запись на доске и в тетрадях)
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Год написания
Название стихотворения
Тема
Идея
Вывод
1824
«Разговор книгопродавца с поэтом»
«Поэзия, как ангел-утешитель, // Спасла меня, и я воскрес душой…»
1826
      
1827
      
1830
«Поэту»
      
1836
      


IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание


1. Проанализировать одно из стихотворений, относящихся к теме поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (письменно).

2. Опережающее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений (4 учащихся) и «Литературные визитки» (4 учащихся) об истории создания стихотворений «Вольность», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти».

Следующий урок: Урок 6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика