Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика поэта периода южной и михайловской ссылок. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 


Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного)

Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика поэта периода южной и михайловской ссылок

Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Урок 6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти

Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


УРОК 4
Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина.
Романтическая лирика поэта периода южной и
михайловской ссылок

Цель:

ознакомить учащихся с основными темами и мотивами лирики А. С. Пушкина, романтической лирикой периода южной и михайловской ссылок на примере текстового изучения, восприятия и толкования стихотворений «Погасло дневное светило…», «К морю», «Пророк»; раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в данных лирических произведениях; совершенствовать навыки осмысленного выразительного чтения, анализа поэтического текста; способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Оборудование:
учебник; раздаточный материал; тексты стихотворений.

Тип урока:
комбинированный урок; урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве поэта, используя знания, полученные в предыдущих классах; составляют тезисы лекции учителя, знают основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина; выразительно читают и анализируют поэтические тексты.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заполнение хронологической таблицы
жизни и творчества А. С. Пушкина

(работа в группах)

• Заполните таблицу, указав центральное произведение определённого периода
Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в.
Период
      Произведения      
Лицей (1811–1817)
      
Петербург (1817–1820)
      
Южная ссылка (1820–1824)
      
Ссылка в Михайловское (1824–1826)
      
Возвращение из ссылки (1826–1830)
      
Болдинская осень (1830)
      
Петербург (1831–1833)
      
Последние годы жизни (1834–1837)
      



III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Существуют различные точки зрения исследователей и современников на связь творчества Пушкина с современной ему русской действительностью, его духовным миром и жизнью.

Одну из этих точек зрения резче и ярче всего высказал Н. В. Гоголь в статье «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность» (1846), включённой в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». «Все наши русские поэты: Державин, Жуковский, Батюшков удержали свою личность. У одного Пушкина её нет. Что схватишь из его сочинений о нём самом? Поди, улови его характер как человека! На место его предстанет тот же чудный образ, на всё откликающийся — и одному себе только не находящий отклика… Как ему говорить было,— писал дальше Н. В. Гоголь,— о чём-нибудь потребном современному обществу в его современную минуту, когда хотелось откликнуться на всё, что ни есть в мире, и когда всякой предмет равно звал его?»

Литературовед и критик Ю. Л. Прокушев пишет: «Есть подвиги ратные, есть подвиги великих открытий — они связаны с минутами озарения, минутами наи высшего духовного, нравственного подъёма. Но есть подвиги внешне как бы скрытые, неброские, сначала в них даже трудно распознать и почувствовать нечто особое, героическое. И только когда человек, совершивший такой подвиг, уходит от нас, мы начинаем сознавать, что вся жизнь его была подвигом». Такой подвиг в русской литературе, в русской общественной жизни XIX в. совершил А. С. Пушкин. И на сегодняшнем уроке мы найдём доказательства этому.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Многогранность и многомерность пушкинского творчества можно почувствовать и осознать, выделив основные темы и мотивы его лирических произведений. Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле. Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829) мы встречаемся с ещё одним проявлением мотива личной свободы — уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности — важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), «Из Пиндемонти» (1836).

Мотивы темы гражданственности и патриотизма широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражён в произведениях «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне?…» (1829), «Осень» (1833), «…Вновь я посетил…» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы представлена в лирических произведениях, обращённых к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам — основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей…» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращённые к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях,— «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) — другу и учителю, оказавшему серьёзное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Отдельно стоят лирические произведения, обращённые к няне, добрые и тёплые отношения с которой поэт пронёс через всю жизнь. К таким стихотворениям относится «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам.

Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Я пережил свои желанья…» (1821), «Сожжённое письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман…» (1825), «К…» (1825), «Под небом голубым страны своей родной…» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…» (1829), «Что в имени тебе моём?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней…» (1830).

Тема назначения поэта и поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, её особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824). Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью. Эти мысли отражены и в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья…» (1821), «Бывало в сладком ослепленье…» (1823), «Дар напрасный, дар случайный…» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума…» (1833), «…Вновь я посетил…» (1835).

Все темы и мотивы существуют в органическом единстве, создавая богатый художественный мир, имя которому — лирика А. С. Пушкина.

2. Аналитическая работа с текстами стихотворений (в группах)

1) Анализ стихотворений
Комментарий.

1-я группа работает над стихотворением «Погасло дневное светило…»,
2-я группа — «К морю»;
3-я группа — стихотворения Михайловского периода творчества (в частности, «Вакхическая песня»).

2) Комментарии групп

1-я группа.

Так называемая «южная ссылка» Пушкина стала следствием его слишком вольных стихов, распространявшихся в Петербурге в 1817–1819 гг. (например, ода «Вольность»). Новое направление в поэзии Пушкина проявилось уже с первого стихотворения, написанного на юге,— элегии «Погасло дневное светило…» (1820).

Главный мотив элегии — прощание с отрочеством и юностью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена.

2-я группа.
Первоначальный вариант стихотворения «К морю» был написан Пушкиным в южной ссылке, в Одессе. Возвратился к этому посланию поэт уже в «новой» ссылке — в Михайловском, в 1824 г. Это был переломный период для Пушкина — время перехода от романтизма к реализму. Стихотворение завершает романтический период пушкинского творчества. Поэт прощается не только со «свободной стихией», но и романтическим мироощущением. Поэтическое изображение моря сочетается здесь с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителей дум» современников Пушкина — Наполеона и Байрона.

3-я группа.
Михайловский период составляет одну из самых блистательных страниц творческой биографии Пушкина. То, что было создано за это время поэтом, по количеству, разнообразию, художественной полноценности превосходит решительно все предыдущие периоды его творчества. Пушкин дописывает здесь большую часть «Цыган», усиленно работает над «Евгением Онегиным» (главы 3–6), создаёт «Бориса Годунова», «Сцену из Фауста», «Графа Нулина», пишет большое количество стихотворений, несколько критических статей и набросков. В Михайловской ссылке Пушкин философски обобщил смысл жизни и творчества. Могучее возрождение души, осознание полноты и зрелости его духовных сил воплотилось в стихотворении «Вакхическая песня». Это стихотворение — здравица солнцу и свету. В форме застольной песни Пушкин прославляет истинную дружбу и человеческий ум. Друзья, объединённые в весёлый круг за праздничным столом, для Пушкина — символ братства, объединяющего людей.

У ч и т е л ь. Проанализировать литературное произведение — означает истолковать художественный текст и дать ему собственную аргументированную оценку. Поскольку лирика отличается субъективностью, сосредоточена на внутреннем состоянии и переживании поэта, а лирические образы мы воспринимаем как обобщённые, многозначные символы, то углубляться в поэтические картины, наблюдать, как меняются чувства и настроения лирического героя, удаётся не всегда и не сразу. Н. В. Гоголь писал: «Прочесть как следует произведенье лирическое — вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать.

Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его…».

Конечно, каждое произведение имеет свой ключ к истолкованию, который и надо найти внимательному читателю. Но есть и определённые общие моменты, помогающие постичь и раскрыть тайны лирического текста. Каковы же они?

Схема анализа
лирического произведения


• Какие настроения и чувства переданы в произведении.
• Дата написания, сведения из истории создания стихотворения, кому оно посвящено, его прототипы.
• Жанр стихотворения.
• Ведущая тема произведения, его основная мысль, её развитие.
• Какие образы и картины стихотворения выразительнее всего передают настроения и чувства.
• Образ лирического героя, сопоставление автора и лирического героя.
• Особенности композиции стихотворения.
• Особенности стихотворной формы произведения (размер, рифма, особенности ритмики).
• Какие поэтические детали (средства художественной выразительности) усиливают чувства и настроения произведения.
• Место стихотворения в творчестве автора.
• Личностное истолкование образов произведения.

3. Презентация представителями групп
результатов аналитической работы,

выразительное чтение стихотворений заранее подготовленными учащимися

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа


• Расскажите о романтической лирике А. С. Пушкина периода южной ссылки.

• Почему литературоведы считают, что стихотворение «К морю» является прощанием А. С. Пушкина с романтизмом?

• Как повлияла на творческое становление поэта ссылка в Михайловское?

• Какие темы нашли воплощение в творчестве Пушкина в годы Михайловской ссылки? Какие жанры осваивает он в это время? В чём проявляются реалистические тенденции?

VI. Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Памятник».

2. Опережающее задание
Подготовить сообщения (5 учащихся) об истории создания стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Памятник».

Следующий урок: Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 
И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем». 1877.
Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика