Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного)

Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика поэта периода южной и михайловской ссылок

Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Урок 6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти

Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


УРОК 6
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина.
Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

Цель:

рассмотреть развитие, процесс изменения отношения А. С. Пушкина к свободе и рабству на протяжении всей его творческой деятельности; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать эстетический вкус, неравнодушное отношение к поэтическому слову, любовь к Родине.

Тип урока:
комбинированный урок; урок-анализ художественного произведения.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений, таблица.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся составляют тезисы лекции учителя, участвуют в беседе; выразительно читают и комментируют стихотворения А. С. Пушкина; принимают участие в аналитической работе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Выполнение интерактивного упражнения
«Пресс»
(работа в парах)

• Почему можно говорить об условности тематического деления пушкинских стихотворений? Постройте свои рассуждения на примере одного-двух произведений.
• Почему понятие «свобода» является для Пушкина основополагающим? Покажите разносторонность этого понятия в лирике поэта.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— «Свобода — мой кумир!» — эти слова являются девизом лирики А. С. Пушкина-вольнодумца. В юности он много размышлял о политических правах народа, об отмене крепостного права, о гуманных законах. Поэт, как и лучшие представители его поколения, мечтал о социальных реформах. Он прошёл через две ссылки, после поражения декабристов потерял самых близких друзей, познал клевету и зависть врагов, но не утратил веры в человека, сохранил духовную независимость.

Поскольку для поэта «свобода» — понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через всё творчество поэта. Какова же эволюция понятия «свобода» в творчестве Пушкина? Говоря об этом, безусловно, нам придётся коснуться и темы поэта и поэзии, потому что личная и общественная свобода для Пушкина неотделима от свободы творчества.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Тема вольности является одной из первостепенных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает его роль в жизни общества, в своей личной жизни.

Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: «Вольность», «Сказки», «Деревня», «К Чаадаеву», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.

Тезисы лекции учителя на тему
«Эволюция темы свободы и рабства
в лирике А. С. Пушкина»

1) «Свободою горим»:


а) свобода человека и гражданина («Вольность» (1817) — традиции Г. Р. Радищева и Державина, высокий одический стиль и гражданский пафос, выражение идей декабристов и собственных взглядов на устройство общества);
б) «свобода Отчизны от самовластья» («К Чаадаеву» (1818) — служение идеалам свободы, личностное звучание подчёркивается жанром послания);
в) свобода поэта и независимость творчества («К Н. Я. Плюсковой» (1818) — первое стихотворение о назначении поэта, заявление позиции стихотворца: «Свободу лишь учася славить… я не рождён царей забавить», возвышенный слог усиливает значимость высказанных мыслей);
г) «…нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян» («Деревня» (1819) — высказаны политические призывы, близкие декабристам, двухчастная композиция, элегия и сатира, построенная по принципу антитезы, подчинена основной идее — осуждению «барства дикого»);

2) «одна свобода мой кумир»:

а) романтические идеалы свободы («Узник» (1822) — страдание души от несоответствия действительности идеалам, желание покинуть окружающий мир-«темницу», наполнение стихотворения романтическими символами);
б) «к чему стадам дары свободы?..» («Свободы сеятель пустынный…» (1823) — трагические мысли о неспособности бороться за свободу и принять её, написано в стиле евангельской притчи в серьёзной и возвышенной тональности, отражено своеобразие пушкинского восприятия темы свободы: восторженные призывы сочетаются с драматическими нотами);
в) «прощай, свободная стихия!..» («К морю» (1824) — последнее романтическое стихотворение поэта, прощание с прежними идеалами свободы, желание найти свободу не вне, а внутри себя);
г) «и умер бедный раб у ног непобедимого владыки» («Анчар» (1828) — философское осмысление рабства и деспотизма, поэтическая картина-символ носит вневременное значение, неприятие ни раба, ни господина, не способных бороться со злом);

3) «я не хочу печалить вас ничем»
(«Я вас любил…» (1829) — свобода в любви, уважение личности другого человека, его чувств есть залог личной свободы);

4) «на свете счастья нет, а есть покой и воля»
(«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834) — сочетание свободы и счастья в жизни человека идеально, а потому нереально, счастье ежеминутно, временно, а свобода — постоянная потребность);

5) «веленью Божию, о муза, будь послушна»:

а) свобода творческой личности («Из Пиндемонти» (1836) — осознание духовной свободы как высшего проявления независимости, соединение понятий счастья и свободы в занятиях творчеством, поэзией);
б) поэтическое завещание («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) — прославление свободы в жестокий век есть проявление высоких и добрых чувств как высшее предназначение поэта и его поэзии).

2. Слушание «Литературных визиток»
об истории создания стихотворений
«Вольность», «Деревня»

1) «Вольность»

— Стихотворения написаны в петербургский период. К этому времени Пушкин уже добился значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм, романтизм как литературные методы.
Стихотворение «Вольность», созданное в 1817 году, написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма. Но Пушкин является своего рода новатором, так как в первый раз в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Хотя в «Вольности» ещё много противоречий, «чужих» суждений, но она, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одной из первостепенных произведений, раскрывающих тему свободы.

2) «Деревня»
— Оно написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии.
Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принципу контраста, и вторая часть начинается со слова «но» (таким образом Пушкин подчёркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает невежественное, жестокое крепостничество («барство дикое», «рабство тощее»).

3) 1823 год. Окончание южной ссылки
Тяжёлый духовный кризис в жизни А. С. Пушкина. Теперь он считает, что нельзя мечтать о политической свободе, если сам народ не готов её принять, если у него рабская психология. Об этом он с горечью говорит в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…»:

Паситесь, мирные народы,
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.

Поэт — это «сеятель свободы». Но его окружают «стада», которые привыкли повиноваться только ударам бича.

4) «Из Пиндемонти»
— Своеобразным итогом этих размышлений становится стихотворение «Из Пиндемонти», написанное в год смерти поэта.
Мнимый перевод никогда не существовавшего стихотворения модного поэта — это не только способ обмануть цензуру, но и указание на общечеловеческую значимость вывода.
В первой части поднимаются все вопросы, волновавшие русскую общественность, чтобы объявить об их бессмысленности словами из «Гамлета», подчёркивая их суетность сквозь призму истории. Единственная свобода, которой теперь жаждет поэт,— свобода своя и для себя, личная, выражающаяся в возможности выбирать свою дорогу, например, дорогу чистого, высокого искусства. Пушкин больше не претендует на признание на государственном уровне. Свободный выбор каждого человека — вот та свобода, к которой, после долгих мытарств, приходит он в конце жизненного пути.
Было подготовлено Пушкиным к печати вместе с другими не изданными тогда стихотворениями, но напечатано не было. Написано 5 июля 1836 года.

3. Аналитическая работа
с текстами стихотворений
(в группах)

Задания

1-я группа.
Ода «Вольность»


• К какому периоду жизни и творчества Пушкина относится это стихотворение?
• Для какого времени характерен жанр оды?
• Определите самые важные (ключевые) строчки в каждой из строф.
• Каково отношение Пушкина к свободе? Какое общество считается свободным? От кого зависит свобода? Что значит, по Пушкину, быть свободным?

2-я группа.
Стихотворение «Деревня»


• С каким событием в жизни Пушкина связано это стихотворение?
• Как бы вы определили жанр стихотворения?
• Перечитайте вторую часть стихотворения. С какой особенностью российского государственного устройства связаны размышления Пушкина о свободе и несвободе?
• Верит ли Пушкин, что его поэтический дар способен пробудить сострадание к угнетенному народу? На что надеется поэт?

3-я группа.
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный…»


• Определите общий эмоциональный настрой стихотворения.
• Какой смысл придаёт тексту эпиграф из Евангелия?
• Почему слова свободы, обращённые сеятелем к народам, не находят у них отклика? Что является препятствием для достижения вольности?
• Как помогает постижению смысла композиция стихотворения?
• Какую характеристику личности лирического «Я» даёт автор в первой строфе? Какие слова и выражения подтверждают искренность его помыслов и действий?
• Как характеризуются «мирные народы»? Что звучит в авторских оценках: осуждение или жалость? Аргументируйте свою позицию.
• Какие атрибуты рабства сопутствуют угнетённым и непросвещённым народам? Какой смысл эти образы придают тексту?
• Как помогло понять авторскую позицию синтаксические конструкции стихотворения?

4-я группа.
Стихотворение «Из Пиндемонти»


• Какой смысл придаёт стихотворению его композиция?
• От каких прав отказывается лирический герой? Почему он это делает?
• Выявите политический подтекст выражения «Зависеть от властей, зависеть от народа — Не всё ли нам равно».
• Какие права человека поэт считает самыми главными? Подтвердите свои мысли текстом.
• Какими способами создаётся иронический пафос первой части и торжественный, возвышенный характер текста в 10–21-м стихах?

4. Презентация представителями групп
результатов аналитической работы,
выразительное чтение стихотворений и цитирование стихотворных строк в подтверждение своего мнения

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— Итак, тема свободы и рабства — одна из ведущих тем в творчестве А. С. Пушкина. Так, в первый петербургский период он создаёт оду «Вольность», где излагает свою жизненную программу поэта-гражданина («Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок») и утверждает, что подлинная свобода возможна лишь при условии верховенства законов над властителями и над народом. Однако пройдёт совсем немного времени, и в стихотворении «Деревня» поэт изображает реалистические картины «барства дикого», обличая бич России — крепостничество.

Исторические события убеждают Пушкина в том, что народ по-прежнему находится в духовном рабстве, его душа ещё не пробудилась для «звуков вольности», дворяне же, подталкивая этот непробуждённый народ к решительным действиям, политически слепы. Эти мысли поэт высказывает в форме притчи, отсылая читателя к Евангелию от Луки («Свободы сеятель пустынный…»). В последние годы жизни Пушкин поднимается до религиозно-философских высот в осмыслении темы свободы и рабства. Его интересует уже конфликт между властью мирской и властью духовной.
Не всё ли равно от кого зависеть: от народа или царя? — задаёт Пушкин риторический вопрос в стихотворении «Из Пиндемонти» и утверждает, что самое главное — это личная свобода и духовная независимость.
Таким образом, анализ лирики А. С. Пушкина по теме свободы и рабства, проведённый в хронологическом порядке, убедительно показывает, как эволюционировали взгляды поэта на свободу по мере развития и становления его личности.

VI. Домашнее задание

1. Проанализировать (письменно) одно из стихотворений, относящихся к теме свободы (письменно).

2. Опережающее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Два чувства дивно близки нам…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…» (4 учащихся).
Раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в произведениях, подготовиться к их анализу.

Следующий урок: Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика