М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: замысел, история создания, жанр, композиция романа. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Салтыков-Щедрин М.Е. Портрет работы И.Н.Крамского, 1879
 
 
 
 
М. Е. Салтыков-Щедрин.
"История одного города"

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(1826 - 1889)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 68. М. Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество. Проблематика и поэтика сказок

Урок 69. Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: замысел, история создания, жанр, композиция романа

Урок 70. Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Образы градоначальников


УРОК 69
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.
«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»:
ЗАМЫСЕЛ, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ,
ЖАНР, КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

Цель:

ознакомить учащихся с замыслом, историей создания романа «История одного города»; на основе наблюдения, исследования подвести к пониманию особенностей жанровой природы, идейного содержания «Истории одного города»; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст романа «История одного города», иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о замысле, истории создания, жанре, композиции романа «История одного города»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания романа; составляют тезисы сообщений, участвуют в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту романа.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— «История одного города» — первое крупное художественное произведение Салтыкова-Щедрина, целиком напечатанное в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова. После недолгой творческой паузы, расставшись, наконец, с многолетней казённой службой, Салтыков-Щедрин в 1868 г. вновь обращается к литературе, выступив одновременно и как писатель-сатирик, и как талантливый публицист, и как оригинальный литературный критик, стремящийся во всех жанрах своей писательской работы всесторонне раскрыть внутреннюю, органическую связь отдельных, частных явлений с общим широким процессом развития русской жизни.

Широкому философскому осмыслению судеб самодержавной России, судеб деспотической власти и тёмного, обездоленного народа, посвятил М. Е. Салтыков-Щедрин и свою «странную и поразительную книгу» о фантастическом Глупове, выросшем то ли на «горах», то ли на какой-то «болотине» и едва не «затмившем» собой славы Древнего Рима.

«История одного города» — сатира на государственный строй, рождающий Угрюм-Бурчеевых и Перехват-Залихватских. Это сатира, бичующая народную пассивность и долготерпение, призывающая к активному революционному действию.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание сообщений учащихся о замысле, истории создания, жанре,
композиции романа «История одного города»

(Учащиеся составляют тезисы.)

1 - й  у ч е н и к.
Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя ещё в очерках начала 60-х гг., когда освободительная борьба русского народа переживала подъём. «Наши глуповские дела», «Глупов и глуповцы», «Глуповское распутство», «Клевета» и другие очерки показывали неизбежное падение Глупова и победу городов Буянова и Умнова, которым принадлежало будущее.

На время оставив работу над циклом «Помпадуры и помпадурши», Салтыков загорелся идеей создания романа «История одного города», тематически родственного «Помпадурам и помпадуршам».

В 1868 г. Салтыков оставляет государственную службу, разочаровавшись в её назначении и поняв свою неспособность что-либо изменить в жизни народа. Накопленные впечатления нашли отражение в ярком, необычном и смелом произведении, резко отличающемся от ряда созданных в эти годы творений русских писателей, да и самого Салтыкова-Щедрина.

«История одного города» (1869–1870) — самое резкое в щедринском творчестве и во всей русской литературе нападение на монархию. Если в «Губернских очерках» Салтыков-Щедрин бичевал провинциальных губернских чиновников и бюрократов, то теперь он добрался до правительственных верхов.

Открыто выступать против них было не только опасно, но и невозможно. Поэтому сатирик прибегнул к сложной художественной маскировке. Своё произведение он выдал за найденные в архиве тетради летописцев, будто бы живших в XVIII в., а себе отвёл лишь скромную роль «издателя» их записок; царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими государственный режим — в образе города Глупова. Все эти фантастические образы и остроумные выдумки потребовались сатирику, конечно, только для того, чтобы издевательски высмеять царское правительство своего времени.

2 - й  у ч е н и к.
«История одного города» — социально-политическая сатира на современное Салтыкову-Щедрину государство: «Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее»; «я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Понять идею «Истории одного города» невозможно без проникновения в её художественную сущность, без глубокого осмысления её своеобразия и неповторимости. Произведение написано в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом города Глупова, но исторические рамки ограничены — с 1731 по 1826 гг.

Салтыков-Щедрин не следовал исторической канве развития России, но некоторые события, а также лица, исторически узнаваемые, оказали влияние на сюжет романа и своеобразие художественных образов.

Рассказывая якобы о прошедших временах, писатель тем не менее говорил о проблемах современного ему общества, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны.

Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков-Щедрин выступает в разных ипостасях: сначала он ведёт повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполняющего функции издателя и комментатора архивных материалов.

К истории писатель-сатирик обратился для того, чтобы сгладить неизбежные столкновения с царской цензурой, а также для того, чтобы показать исторически сложившуюся политику монархического деспотизма, которая долгие годы оставалась неизменной.

3 - й  у ч е н и к.
Подойдя к изложению изобретательно, Салтыков-Щедрин сумел соединить сюжеты и мотивы легенд, сказок, других фольклорных произведений и просто, доступно донести до читателя антимонархические идеи в картинах народного быта и повседневных заботах россиян.

Открывает роман глава «Обращение к читателю», стилизованная под старинный слог, в которой писатель знакомит своих читателей со своей целью: «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных». Глава «О корени происхождения глуповцев» написана как пересказ летописи. Начало — подражание «Слову о полку Игореве», перечисление известных историков XIX в., имеющих прямо противоположные взгляды на исторический процесс (Н. И. Костомаров и С. М. Соловьёв).

Доисторические времена Глупова кажутся нелепыми и нереальными, так как поступки народов, живших в давние времена, далеки от осознанных деяний. Хотя взаимоотношения народов в романе Салтыкова-Щедрина — это не только пародия на историческую легенду, но и сатира на идеи: «великодержавную» и народническую.

Основной идейный замысел Салтыкова, воплощённый в картинах и образах «Истории одного города», заключался в стремлении просветить народ, помочь ему освободиться от рабской психологии, порождённой веками гнёта и бесправия, разбудить его гражданское самосознание для коллективной борьбы за свои права.

Предполагаемая запись в тетрадях учащихся

• Оставив службу в 1868 г., Салтыков-Щедрин работает над созданием литературного произведения.

• Накопленные за годы службы впечатления нашли отражение в этом произведении.

• Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя ещё в очерках 60-х гг.

• В январе 1869 г. сатирик создаёт первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки».

• Работа над произведением продолжена автором в 1870 г.

История одного города.
Суть произведения — сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти.

Основная мысль — «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут».

Условный рассказчик — архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII–XIX в., которому многое известно, что происходило позднее.

Композиция повести
Предуведомление → общий очерк глуповской истории → главы-персоналии.

2. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса

• Подумайте, что же такое «История одного города» в жанровом отношении: сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования? Найдите аргументы для доказательства каждой позиции.

3. Аналитическая беседа с привлечением цитатного материала для аргументации ответов

• Где развивается действие в произведении?

• Как возник город Глупов? Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении Глупова.

• Из легенды мы узнали, что основали город головотяпы. Почему их так называли?

• Какого порядка добивались головотяпы, когда собирали воедино соседние племена?

• Какая главная проблема ставится писателем в связи с этим в главе «О корени происхождения глуповцев», а потом и во всём повествовании?

4. Самостоятельная сопоставительная работа
(в парах, с раздаточным материалом)

Карточка-информатор

• Прочитайте, сопоставьте с только что рассмотренной главой «О корени происхождения глуповцев». Укажите черты сходства и отличия.

Начало Российской истории представляет нам едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают своё древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие… В России оно утвердилось с общего согласия граждан (Н. М. Карамзин).

5. Аналитическая работа с текстом главы «Опись градоначальникам»

1) Беседа


• Что обозначает слово опись?

• Как использование слова опись раскрывает авторское отношение к градоначальникам?

• Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»?

2) Комментированное чтение с попутным заполнением таблицы
(запись на доске и в тетрадях)
Градоначальник
Деяние
Бородавкин, Василиск Семёнович
Спалив 33 деревни, собрал 2,5 рубля недоимок. Замостил базарную площадь
Негодяев, Онуфрий Иванович
Размостил улицы, из добытого камня настроил монументов
Прыщ, майор, Иван Пантелеич
Оказался с фаршированной головой


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Каков, по вашему мнению, жанр «Истории одного города»?

• Какова главная проблематика произведения?

• В чём основные особенности композиции произведения?

• Какие художественные средства использованы в произведении?

• В чем смысл приёма «смешения времён»?

2. Заключительное слово учителя

— Завершить урок мне хотелось бы сонетом-размышлением Игоря Северянина.[2]

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Не жутко ли,— среди губернских дур
И дураков, туземцев Пошехонья,
Застывших в вечной стадии просонья,
Живуч неумертвимый помпадур?

Неблагозвучьем звучен трубадур,
Чей голос, сотрясая беззаконье,
Вещал в стране бесплодье похоронье,
Чей смысл тяжёл, язвителен и хмур.

Гниёт, смердит от движущихся трупов
Неразрушимый вечно город Глупов —
Прорусенный, повсюдный, озорной.

Иудушки из каждой лезут щели.
Страну одолевают. Одолели.
И нет надежд. И где удел иной?
1926

VI. Домашнее задание

Подготовиться к характеристике градоначальников города Глупова (по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»).

Следующие уроки: Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Образы градоначальников >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Сонет-размышление Игоря Северянина — сонеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах Игоря Северянина, 1934.
Самый крупный сонетный сборник Северянина, известный под названием "Медальоны", содержит сто произведений указанного жанра. См. страницу Северянин И. В. Медальоны. Сонеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах на сайте "К уроку литературы". (вернуться)

 

 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика