М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: образы градоначальников. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Салтыков-Щедрин М.Е. Портрет работы И.Н.Крамского, 1879
 
 
 
 
М. Е. Салтыков-Щедрин.
"История одного города"

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
(1826 - 1889)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 68. М. Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество. Проблематика и поэтика сказок

Урок 69. Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: замысел, история создания, жанр, композиция романа

Урок 70. Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Образы градоначальников


УРОК 70
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.
«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА».
ОБРАЗЫ ГРАДОНАЧАЛЬНИКОВ

Цель:

показать остроту политической сатиры в изображении градоначальников города Глупова в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, формировать у них активную жизненную позицию.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст романа «История одного города», иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся раскрывают образы градоначальников города Глупова из романа «История одного города»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания романа; участвуют в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту романа.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

«Из секретов литературоведения»: ознакомление с памяткой
«Сатирические приёмы»
(запись на доске или раздаточный материал)

• Какие из этих сатирических приёмов использует М. Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города»? Своё мнение аргументируйте, подтверждая цитатами из текста.

Сатирические приёмы

• Ирония
— осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

• сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

• гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

• иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой;

• Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

• гипербола — чрезмерное преувеличение.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Начиная писать «Историю одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами и нравами. В «Истории одного города» гротескные фигуры глуповских градоначальников, их самоуправство и фантастические «походы» на обывателей, доводящие тех до полнейшего ошеломления и апатии, находили себе соответствие отнюдь не только в давнем прошлом. Разные были в Глупове градоначальники: «деятельные» и «бездеятельные», либеральные и консервативные, вводившие просвещение и искоренявшие его. Однако все их многообразнейшие прожекты и поползновения в конце концов сводились к одному: к выколачиванию недоимок и пресечению крамолы. Да, иные страницы книги прямо перекликались с тем, что можно было прочесть у профессиональных историков. «Таков был царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться? Если он не всех превзошёл в мучительстве, то они превзошли всех в терпении…»,— писал о временах Ивана Грозного Карамзин.

Глуповская власть представлена в книге целой галереей градоначальников.

С многообразием лиц, «в разное время Глуповым правивших», сатирик знакомит читателя в главе «Опись градоначальникам». Краткие характеристики перечисленных в ней правителей поистине впечатляющи. Кто только не распоряжался судьбами глуповцев!

Зачем же нужны писателю эти и другие аналогичные им образцы? Как понимать все эти «несообразности»? Сам сатирик говорил: «Бывают чудеса, в которых, по внимательному рассмотрению, можно подметить довольно яркое реальное основание».

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая работа «Образы градоначальников»
(в мини-группах)

1) Выполнение задания

Комментарий.

Группы представляют «портреты градоначальников», описывая те черты, которые стали основой для их рисунка и которые обличал в своём творчестве писатель.

Примерный план анализа образов градоначальников

1. Фамилия, имя, отчество градоначальника (говорящие фамилии, фамилии-клички).

2. Внешность и черты характера.

3. Методы управления.

4. Жизнь народа в период правления градоначальника.

5. Исторические аналогии.

6. Сатирические приёмы, использованные автором для создания образа.

7. Авторская позиция.

Задания

1-я группа. Дементий Варламович Брудастый.

2-я группа. Семён Константинович Двоекуров.

3-я группа. Пётр Петрович Фердыщенко.

4-я группа. Василий Семёнович Бородавкин.

5-я группа. Иван Пантелеич Прыщ.

6-я группа. Эраст Андреевич Грустилов.

7-я группа. Угрюм-Бурчеев.



2) Беседа

• Какие общие черты можно выделить при описании градоначальников?

• Докажите, что это образы типические.

• Какой вывод можно сделать?

• Что можно сказать о городе, в котором такие правители?

• Какие приёмы сатирического изображения героев использует автор?

3) Постановка и решение проблемного вопроса

• Финал произведения остаётся тёмным, о чём свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении.

• Появление «оно» означает предсказание народной революции.

• «Оно» знаменует начало ещё более жестокой реакции. Объясните финал произведения, аргументируйте свой ответ.

2. «Умники и умницы» (работа в парах)

• Каждый из градоначальников в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина является обобщённым образом своей эпохи.
Составьте схему прототипов градоначальников города Глупова (запись на доске и в тетрадях).

Образец схемы

3. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!»

• Ознакомьтесь с высказыванием современников М. Е. Салтыкова-Щедрина об «Истории одного города» (обращение к записи на доске). Чья позиция вам ближе? Аргументируйте своё мнение.

Карточка

Смеяться над безобразием глуповца всё равно, что смеяться над уродством калеки, или над дикостью дикаря, или над неопытностью ребёнка (Д. И. Писарев).

Градоначальники безумны, народ ещё безумнее, градоначальники развратны, народ ещё развратнее, градоначальники вислоухи, народ ещё более вислоух. Какой сатирик приносил ещё большее жертвоприношение? (А. Суворин)

Существует два вида карикатуры: одна преувеличивает истину, но не извращает её, другая же более или менее сознательно отклоняется от естественной правды и реальных соотношений. Салтыков прибегает только к первому роду, который один только и допустим (И. С. Тургенев).

4. «Под сенью дружных муз…»:
работа с иллюстрациями Кукрыниксов к роману «История одного города»

(Иллюстрации размещены на доске.)

У ч и т е л ь.
Иллюстрировать Салтыкова-Щедрина трудно: образы его предельно гротескны и включают несколько уровней смысла. Когда-то давно к «Истории одного города» осмелились подступиться молодые ещё Кукрыниксы.[2] Выполненные в их ранней, близкой к сюрреализму манере, эти иллюстрации не столько смешны, сколько страшны: огромная помойка, в которой копошатся омерзительные человекообразные существа. Кукрыниксы наделены:

• необычным чувством юмора;
• острой проницательностью;
• живым, насмешливым умом;
• в их карикатурах много градаций смешного: от добродушного юмора до сарказма;
• в основе их шуток и насмешек лежит серьёзный смысл.

Рассмотрите некоторые иллюстрации. Кто изображён на них?

Сопоставьте их с героями романа: соответствуют ли они изображённым героям Салтыкова-Щедрина? Своё мнение аргументируйте.

Угрюм-Бурчеев
Майор Иван Пантелеич Прыщ
Дементий Варламович Брудастый

5. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

• Остались ли актуальными пороки власти, обличаемые в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина?

• Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы стать современным руководителем?

• К каким недостаткам современного руководителя можно, на ваш взгляд, относиться снисходительно?



V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— В образах градоначальников воплощены основные, наиболее устойчивые отрицательные черты реальных правителей и градоначальников. Для их изображения автор использует такие литературные приёмы, как сатира и гротеск, полный намёков и недомолвок эзопов язык, открытую насмешку, иронию и сарказм.

Завершает ряд портретов градоначальников Угрюм-Бурчеев — «апофеоз» всех негативных черт и качеств. Идеал мироустройства для него — большая казарма, он хотел бы сделать жизнь людей строго однообразной, до предела распланированной, бессмысленной и совершенно лишённой радостей. Разумеется, современники тут же поняли, что за описанием Угрюм-Бурчеева скрывается вполне реальный прототип — Аракчеев.

Произведение оканчивается глубоко символичным образом мистического «оно», некоего смерча, сметающего всё на своём пути. «Земля затряслась, солнце померкло… Неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца… Оно пришло…». История города Глупова, с точки зрения сатирика, обречена на гибель как нечто противоестественное, уродливо-неразумное и бесчеловечно-жестокое. В связи с этим «оно» символизирует неминуемое возмездие, которое посылает Глупову истинная история.

«История одного города» — антиутопия. Антиутопия — изображение опасных последствий, связанных с построением общества, то есть книга-предупреждение о том, что будет, если у власти будут такие градоначальники, и им будут подчиняться такие, как жители города Глупова. «Историю одного города» современники называли «пасквилем на историю государства Российского». Эта книга сохраняет актуальность и в наше время, являясь, по сути, не беспощадным приговором «русской действительности», а безжалостной хирургической операцией, вскрывающей и врачующей «язвы» общества.

VI. Домашнее задание

1. Напишите эссе «Нужно ли современному чиновнику читать произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина?».

2. Опережающее задание (3–4 учащихся)
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Л. Н. Толстого, «История портрета» (о портрете Л. Н. Толстого работы И. Е. Репина).

Следующий урок: Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Кукрыниксы — творческий коллектив русских графиков и живописцев:
Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991)
Крылов Порфирий Никитич (1902–1990)
Соколов Николай Александрович (1903–2000).
Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники России (1958). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
См. подробнее: Кукрыниксы. (вернуться)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика